Google+
Макс фон Сюдов галактические империи АНИМЕ. TENGEN TOPPA GURREN LAGANN CREEPY
Версия для печатиКнижный ряд: Истории книжных серий: серии издательства «Змей Горыныч»
Кратко о статье: Фантастические серии издательства «Змей Горыныч» не многочисленны, но они сумели надолго запасть в душу читателей начала 1990-х. А прямой наследник «Змея» — издательство «Равлик» — сделало популярным Юрия Никитина.

Под ударами судьбы

Книжные серии издательства «Змей Горыныч»

Книжная серия — явление, которое радует сердце не только алчного книгоиздателя, но и беззаветного коллекционера или просто опытного читателя. К фантастическим сериям это относится в полной мере. Фантастические серии издательства «Змей Горыныч» немногочисленны, но они смогли надолго запасть в душу читателям начала 1990-х. А прямой наследник «Змея» — издательство «Равлик» — сделало популярным теперь уже всем известного Юрия Никитина.

 

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ФАНТАСТИКА

Годы выхода: 1991 — 1993

Книг в серии: 4

Оформление: серийное (без исключений).

Состав: антологии романов, повестей, рассказов.

Тираж: от 100 000 — до 200 000 экз.

Общий тираж серии: 600 тыс. экз.

Цены: в букинистах — от 80 до 250 рублей.



ЖЕМЧУЖИНЫ ЗМЕЯ

Годы выхода: 1993

Книг в серии: 2

Оформление: серийное (без исключений).

Состав: роман, сборник романов.

Тираж: 50 000 экз.

Общий тираж серии: 100 тыс. экз.

Цены: в букинистах — от 80 до 150 рублей.



ЖЕМЧУЖИНЫ АВАНТЮРНОГО РОМАНА

Годы выхода: 1992 — 1993

Книг в серии: 10, из них фантастических — 2

Оформление: серийное (без исключений).

Состав: романы.

Тираж: 50 000 экз.

Цены: в букинистах — от 80 до 150 рублей.



В НАЧАЛЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕК

К сериям начала 1990-х «Мир фантастики» обращался не раз. Но сегодня мы расскажем не просто об одной серии, но о целом издательстве. Маленьком, необычном и в чём-то обогнавшем своё время. Издательстве, которое не перепечатывало труды конкурентов, которое стремилось выпускать книги качественно, которое несколько раз под ударами судьбы пропадало с рынка, но вновь возвращалось, и которое, наконец, донесло до читателей одного из самых известных ныне российских фантастов. Сказ о «Змее Горыныче» и маленькой улитке «Равлике».

Организатором, составителем сборников и главным человеком «Змея» был Юрий Никитин, который на тот момент являлся не слишком известным автором. Зато он был читателем с огромным стажем, а вдобавок многие годы собирал англоязычные издания. Именно Никитину пришла в голову идея создать фирму, которая воспользуется ошибками государственных советских издательств и заполнит нишу переводной фантастики. Сразу после создания «Змей Горыныч», как это было принято в те годы, объявил подписку на многотомник переводной фантастики.

МУРКОК, САРБАН И ДРУГИЕ

Именно «Англо-американская фантастика» сделала «Змея» знаменитым на всю страну. Да, обещано было гораздо больше — о пяти томах речь шла в предисловии к первой антологии, а сам Никитин говорил о семи, но и вышедших четырёх достаточно, чтобы вписать «Змея» в число лучших издательств страны. Главное — не забывать время, когда выходили книги. Шёл 1991 год, СССР ещё существовал, и книжный дефицит был не сказкой былых времён, а вполне актуальным явлением. Вместо бурного потока переводной фантастики следующих лет — пока ещё узенький ручеёк. И тут — такое!

Знаменитая эмблема скрывается почти под каждой суперобложкой.

Если рассматривать состав многотомника, то все произведения из него можно разделить на несколько групп. Первая — актуальные на тот момент романы, часть которых «Змеем» была издана раньше, чем другими, часть — одновременно. Но всё по нынешним временам — читанная и перечитанная классика. Такова трилогия о «Земноморье» Урсулы Ле Гуин, романы Муркока «Феникс в обсидиане» и «Приносящий бурю» (кстати, это единственный перевод версии романа 1965 года, позднее переводы выполняли с редакции 1977 года), «Возвращение на звёзды» Гамильтона, «Хозяева марионеток» Хайнлайна, «Торговый дом оружейников» Ван Вогта.

Но славны эти антологии другими романами, которые на русском больше нигде не выходили. Часть из них легковесна и проста, как довольно халтурный «Поймай падающую звезду» Джона Браннера, часть увлекательна и необычна. И, преж де всего, это «День гигантов» Лестера Дель Рея, прекрасная разработка темы «попаданцев», где главный герой-инженер по ошибке оказывается в Валгалле как раз перед началом Рагнарёка. Особняком стоят «Этот идеальный день» Айры Левина (автор «Ребёнка Розмари» и «Степфордских жён» лауреат премии «Прометей» за «свободомыслящую» фантастику) и «Звук его рога» Сарбана — две очень разные антиутопии. И если Левин использует традиционный сюжет о борьбе одиночки с тоталитарно-коммунистическим обществом, то роман Сарбана гораздо сложнее и актуальней. Его герой попадает в параллельный мир, где фашизм победил, а Англия превращена в заповедник для ритуальных охот на людей. «Визуализация» мифологии и психопатологии фашизма производит сильнейшее впечатление, а богатое воображение автора позволяет не обращать внимание на не слишком сильный сюжет.

Тома отличались суперобложками, сам же переплёт был одинаковым.

Но вернёмся к судьбе серии. Первый том быстро разошёлся, причём часть тиража украли прямо со склада. Благо экземпляры подписчикам успели раздать к тому времени, а пропали книги, предназначенные в свободную продажу. Второй и третий тома появились по расписанию в том же 1991-м. А с четвёртым вышел казус, подкосивший издательство. Уже отпечатанный в Харькове тираж застрял между Россией и Украиной как раз в тот момент, когда выбравшая независимость наша южная соседка закрыла границы. И весь тираж был реквизирован. В книготорговые сети книга попала, вот только «Змей» не получил с того ни копейки...

В итоге, как ни обидно, этот том стал последним. В 1992 году в России ситуация изменилась кардинально, книжный рынок вырос, и править бал в нём стали другие игроки.

ЖЕМЧУЖИНЫ

Четырёхтомник стал визитной карточкой «Змея», но в его рамках было достаточно сложно оставаться, тем более что планы у издательства были не только относительно фантастики. В результате параллельно с подготовкой последних томов антологии стартовали сразу две новые серии: «Жемчужины авантюрного романа» и «Жемчужины Змея». Первая не планировалась как фантастическая и десять томов из двенадцати открывали для читателей авторов совсем других жанров. Но вот два последних тома...

До сих пор на форумах время от времени появляются сообщения вроде «ах, доиздал бы кто «Адепта».

Дело в том, что «Змей» успел выпустить только две книги Пирса Энтони: «Расколотая бесконечность» и «Голубой адепт». Приключенческое технофэнтези, где главный герой перемещается между технологическим и фэнтезийным миром, обретая друзей, любовь и признание, неожиданно оказалось настолько увлекательным, что окончания истории ждали очень многие. Но, увы, история так и осталась незаконченной для русскоязычного читателя.

Вторая серия «Жемчужины Змея» названия своего не оправдала. Стильное оформление суперобложек не могло скрыть неожиданное падение качества изданий. С одной стороны, выйди «Хрустальный грот» Мэри Стюарт хотя бы на год раньше, это было бы первым изданием романа на русском языке. Но в 1993 году начальный роман трилогии «Жизнь Мерлина» был выпущен ещё тремя издательствами, причём перевод от «Змея» далёк от идеа ла. Не менее странной оказалась компоновка тома. Вместе с историко-фэнтезийным романом Стюарт в книгу вошёл космическо-приключенческий роман Гордона Диксона, к тому же изданный в предыдущем году уже трижды. Вторым томом серии оказалась «Весна Геликонии» Олдисса, прекрасный роман, но опять же не в лучшем переводе.

Возможно, обе эти серии пополнились бы замечательными книгами, вот только времени уже не было.

Принципы работы

В первом томе «Англо-американской фантастики» было предисловие от редакции, где раскрывались основные подходы издательства «Змей Горыныч»: «...наши издания, как вы убедитесь, действительно ориентированы на читателя», «...помимо того, что даём наиболее популярных авторов США и Англии, делаем крен в сторону фэнтези», «...публикация новых произведений».

Редакция скромно умолчала (а может, считала нормой) о белоснежной бумаге, ярких суперобложках и форзацах, а также пусть немногочисленных, но обязательных чёрно- белых (а в третьем и четвёртом томе серии и вовсе цветных!) иллюстрациях в каждом томе.

Эволюция внутренних иллюстраций.

ОТ ЗМЕЯ К УЛИТКЕ

Продолжение просто обязано было быть. Но так и не вышло.

Судьба нанесла очередной удар с той стороны, откуда никто не ждал. Один из работников «Змея», имевший доступ к финансам, попробовал провернуть собственную сделку, в результате чего фирма осталась без денег. И это был уже не 1991-й год, когда конкуренция никого не волновала и места хватало всем. В 1993-м, когда родился «Равлик», крупные издательства уже заняли львиную долю рынка, и просто так, с нуля, что-то начинать казалось безумием. Но улитка (а «Равлик» по-украински именно это и означает) всё же появилась на свет. Генератором идеи выступил Юрий Никитин, а генеральным директором (и не только) издательства стала его жена Лилия Шишикина.

«Равлик» стал издательством одного автора. И этого автора он «вывел в люди». Ситуация была уникальной. 1993 год. Засилье переводной фантастики и фэнтези. И вдруг кто-то пытается издавать российского автора, безо всякого псевдонима, да ещё и роман не об эльфах с гномами, а самое что ни на есть славянское фэнтези. Знаменитые «Трое из Леса» стали книгой, определившей и судьбу «Равлика», и творческую карьеру Юрия Никитина. Интересно, что читателям сделали уникальное предложение, которое мы не можем не процитировать:

«На карте репутация фирмы! Три года — только лучшие книги!.. Но, чтобы и дальше не теряли доверия, сообщаю: купившие у нас эту книгу в течение месяца могут вернуть её и взять обратно деньги. Просьба только возвращать в хорошем состоянии».

Редкое исключение — некачественное издание от «Змея».

Роман разошёлся влёт. Кстати, именно «Троих из Леса», а вовсе не «Волкодава» Марии Семёновой правильнее считать родоначальником славянского фэнтези, ведь книга Никитина вышла на два года раньше. А за первым романом цикла последовал второй, и третий... Были изданы сборники рассказов и весь цикл «Гиперборея», под общим названием «История Руси». С 1997 года книги Никитина начал печатать «Центрполиграф», но и «Равлик» остался на плаву и выпустил в тот же год первый роман антиамериканского цикла «Русские идут», не принятый к печати другими издательствами (второй и третий романы в том же оформлении появились уже в издательстве «Кузнечик»). Но время «Улитки» прошло, слишком много сил и средств приходилось тратить, чтобы поддерживать её на плаву, и в том же году «Равлик» прекратил своё существование.

И хотя очень жаль, что «Равлик» не сумел возродить традиции издания переводной фантастики «Змея», но оба эти издательства — пример того, как упорство и желание двух человек заниматься любимым делом наперекор всему побеждало раз за разом неудачные обстоятельства.

Мастер на все руки

... Лучше полюбоваться на Лилию Шишикину, генерального директора издательства «Равлик». Она же и генеральный художник, генеральный менеджер, генеральный полиграфист, генеральный грузчик и всё остальное, как генеральное и негенеральное, так и генералиссимусное. Проще говоря, автор сдаёт ей рукопись, а она её приводит в порядок, верстает, делает оригинал-макет, выводит на бумаге и плёнке, сдаёт в типографию, заключает там все необходимые договоры, делает цветоделение, покупает и завозит в типографию бумагу, картон, бумвинил, эфалин, бумагу на форзац и суперобложки, золотую фольгу, следит за прохождением заказов, получает готовый тираж, грузит на грузовичок, своими ручками таскает пачки книг, благо тиражи не выше пяти тысяч, выгружает на складе, а это глубокий подвал с низким потолком и крутой лестницей, оттуда сама же развозит по магазинам, где вы и покупаете... То есть всё издательство — один человек.

Юрий Никитин, из предисловия к роману «Трое в Долине»

Список фантастических книг издательства «Змей Горыныч»
  • Антология Англо-американская фантастика. Том 1
  • Антология Англо-американская фантастика. Том 2
  • Антология Англо-американская фантастика. Том 3
  • Антология Англо-американская фантастика. Том 4
  • Антология Феникс в обсидиане (переработка первого тома «Англо- американской фантастики»)
  • Пирс Энтони Расколотая бесконечность
  • Пирс Энтони Голубой адепт
  • Мэри Стюарт, Гордон Диксон Хрустальный грот. Дикий волк
  • Брайан Олдисс Весна Геликонии
Список книг издательства «Равлик»
  • Юрий Никитин Трое из Леса
  • Юрий Никитин Трое из леса в песках
  • Юрий Никитин Трое из леса и Дана
  • Юрий Никитин Гиперборей
  • Юрий Никитин Святой Грааль
  • Юрий Никитин Святой Грааль — 2
  • Юрий Никитин Мрак
  • Юрий Никитин Откровение
  • Юрий Никитин Трое в долине
  • Юрий Никитин Человек, изменивший мир
  • Юрий Никитин Далекий светлый терем
  • Юрий Никитин Князь Рус
  • Юрий Никитин Ингвар и Ольха
  • Юрий Никитин Князь Владимир
  • Юрий Никитин Золотая шпага
  • Юрий Никитин Княжеский пир
  • Юрий Никитин Ярость
  • Андрей Гришин-Алмазов Родная-чужая кровь
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться