Google+
Ниндзя Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы Дэнни Эльфман Вселенная Горца
Версия для печатиФантастическая музыка: Новости музыки. Жанры. Нью-эйдж
Кратко о статье: Новости музыки: предпоказы мюзикла Spider-Man принесли создателям неплохие сборы, а актёрам — травмы; Джаред Лето снялся в сюрреалистической короткометражке — клипе на песню Hurricane; на световой диск из «Трона» можно поставить iPod. Жанры: Нью-эйдж. Сочетание традиций и современности, электронных сэмплов и григорианских песнопений — музыка для медитации и идеальный саундтрек.

Музыкальный центр

Автор: Александр Гагинский

Что такое музыкальный жанр? По идее — звучание, которое объединяет несколько похожих групп. По факту — повод для войн среди фанатов.

В любом споре о музыке жанр превращается в священную корову. Фанаты пытаются его «очистить» от групп с неоднозначной репутацией, даже если провинившиеся звучат точь-в-точь, как надо. Но те же люди легко отказываются от своего пуризма, если их любимая, «авторитетная» группа меняет стиль. Они убеждают себя, что новые творения их кумиров можно каким-то образом запихать в нерезиновые рамки их прежнего жанра. Забавный пример — Within Temptation: записали один, дебютный, альбом в жанре готик-метал — и всё, ярлык прилип. В результате можно встретить людей, которые определяют готик-метал, сравнивая другие группы с поздними дисками этой команды.

Если жанру не повезло иметь идейную субкультуру, то музыкантов, поменявших стиль, обязательно обзовут предателями. Фанатам трудно понять, что их кумир в сорок лет не может быть таким же, каким был в двадцать. И вовсе не потому, что ему захотелось денег, — напротив, как раз сейчас их у него навалом. Трудно изображать гуру юных бунтарей, когда твои взгляды на мир и на музыку изменились. Глупо играть десятилетиями одинаковую музыку только потому, что ты с неё начинал. Спору нет, существуют ещё такие старички, как Iron Maiden, которым даже самоповторы удаются качественно, — но они скорее исключение.

Крайний случай — когда уставшие от жанровых войн объявляют, что нет никаких жанров, а музыка делится на плохую и хорошую. На практике огромное количество музыки показалось бы хорошей одному и плохой — другому, и именно из-за разницы во вкусах. А эту разницу и выражает ненавистный «ярлычок». Музыкальные жанры реальны, их не придумали «злобные критики», чтобы оправдать свою работу. Это всего лишь тэг, по которому мы ищем похожую музыку. Не стоит придавать ему большее значение.

Жанр: Нью-эйдж

Формула жанра

Такая музыка, наверное, играет в раю.

А может быть, так зазвучала бы природа, если бы имела в своем распоряжении сэмплы со звуками народных инструментов. Сплав этники и электроники, прошлого и будущего, породил разновидность музыки, которую мы называем ньюэйджем, музыкой новой эры.

Что такое нью-эйдж, знают все: расслабляющая синтетическая музыка с примесью народных инструментов и мелодий. И в то же время это жанр без истории, без общепризнанных основателей, лишённый чётких рамок.

Даже название получилось случайно. Дело в том, что «новой эрой» называются модные эзотерические учения, о которых мы знаем благодаря популярным газетным легендам о Шамбале, Розе Мира и конце света в 2012 году. И под этим модным ярлыком лейбл Narada начал продавать «музыку для медитации и релаксации», а затем и всё, к ней близкое. Отсюда родился миф, что нью-эйдж — специальная музыка для эзотерических ритуалов.

Миф рушится при первом же взгляде на личности самих исполнителей. Большинство из них либо христиане, либо вообще не религиозны, а об Эре Водолея и верхней чакре даже не слыхивали. Их музыка — сугубо светское творчество. Наверное, фолкэмбиент был бы более точным названием.

Но в тяге к древнему, волшебному и загадочному нью-эйджу и вправду не откажешь. Редкий альбом в этом жанре обходится без отсылок к народным традициям и средним векам. В песнях ирландки Энии встречаются образы кельтских героев Кухулина и Оисина, а французский проект Era посвящает альбомы средневековой ереси катаров. Другие, как Enigma, Вангелис и Китаро, больше интересуются традициями далеких экзотических стран. Если в нью-эйдже и есть какая-то философия, она — в любви к природе, предкам и странствиям.

Саундтрек новой эры
Vangelis

Vangelis

Нью-эйдж идёт нарасхват для саундтреков кино и игр, в особенности фэнтези и фантастики. В жанре часто пишет кинокомпозитор Вангелис, автор саундтреков к «Бегущему по лезвию» и десяткам других фильмов. Энию, возможно, самую известную представительницу жанра, приглашали работать над «Властелином Колец», Эрик Леви из Era писал музыку для «Пришельцев» с Жаном Рено. А сколько менее «звёздного» нью-эйджа можно услышать в играх!

Знаковый нью-эйдж

Enya — The Celts
The Celts

Никогда ирландская певица Эния не была так близка к своим национальным корням, как на дебютном альбоме. Название The Celts вместо изначального Enya диск получил при переиздании. Электронные обработки кельтской музыки сочетаются с дивным голосом Энии, поющей на английском и ирландском о мифах и верованиях своих предков.

4премии «Грэмми» на счету Энии, все —
за «лучший альбом в жанре нью-эйдж»
David Arkenstone — Quest of the Dream Warrior
Quest of the Dream Warrior

Дэвид Аркенстон — Эния с бородой и усами. Тот же кельтский дух, столь же расслабляющая электронно- этническая музыка, и ещё больший интерес к фэнтези. Quest of the Dream Warrior — второй альбом трилогии, сюжет которой придуман в соавторстве с писательницей Мерседес Лэки. Это история странствия девочки Кайлы по фэнтезийному миру в поисках отца.

19музыкантов принимали участие в записи Quest of the Dream Warrior.
Mike Oldfield — The Songs of Distant Earth
The Songs of Distant Earth

Редчайший для нью-эйджа случай: концептуальный альбом в жанре научной фантастики. Майк Олдфилд вдохновлялся одноимённой книгой сэра Артура Кларка. Знаменитый фантаст был так польщён вниманием, что даже написал предисловие в буклет. Сюжет «Песен…» посвящен событиям на планете Таласса, убежище для человечества после гибели Земли.

3600в этом году, согласно Кларку и Олдфилду, наше солнце превратится в сверхновую.
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
17.05.2012, 11:55
Мимопроходя, добавлю примеры:

Скрытый текст - Vangelis:
Watch on YouTube


Скрытый текст - Arkenstone:
Watch on YouTube


Скрытый текст - Enya:
Watch on YouTube


Скрытый текст - Kitaro:
Watch on YouTube

Потполкин
№ 2
17.05.2012, 12:05
Robin Pack, Знаешь, Вангелис и Эния - это таки не совсем нью-эйдж (А ещё точнее, если говорить о Вангелисе, то это совсем не нью-эйдж). Можно говорить о некоем влиянии нью-эйджа на этих исполнителей, но это не то
Robin Pack
№ 3
17.05.2012, 14:43
Цитата:
Сообщение от MAXHO Посмотреть сообщение
Robin Pack, Знаешь, Вангелис и Эния - это таки не совсем нью-эйдж (А ещё точнее, если говорить о Вангелисе, то это совсем не нью-эйдж). Можно говорить о некоем влиянии нью-эйджа на этих исполнителей, но это не то
Без аргументов не катит. В чём это товарищи не соответствуют описанному понятию, и чем таким отличается, к примеру альбом Voices от Songs from the Distant Earth Олдфилда и большинства работ Китаро. Или даже нью-эйджевых вещей у Эры. А также почему Энья получила 100500 премий "за лучший альбом в жанре new age", не играючи его. А также кто именно на старичка Вангелиса "повлиял" (скорее уж его можно к основателям жанра отнести). Я легче найду, где к Аркенстону прицепиться - уж очень фолковый.
Я надеюсь, ты не один из тех, кто танцует от Энигмы и всех сравнивает с ней? Энигма - всего лишь самый радиораскрученный представитель жанра.
Потполкин
№ 4
17.05.2012, 20:40
Robin Pack, в том, что они гораздо обширнее этого понятия, если ты ещё не понял
Robin Pack
№ 5
17.05.2012, 22:42
Нью-эйдж - ужасающе широкое понятие, в которое попадают очень разные проекты. Впору делить НЭ на подвиды: фолковый, неоклассический, вокальный, инструментальный, чисто электронный, и т.д.
Соглашусь, что Вангелис делал не только НЭ, на его счету и обычная оркестровая музыка, и атмосферный эмбиент, и "классическую" электронику. Но в НЭ он вклад внёс серьёзный, причём довольно давно. Та же нью-эйдж/эмбиентовая Antarctica - это 1983 год, когда ещё никакой Энигмы не было.
Потполкин
№ 6
17.05.2012, 23:01
Цитата:
Сообщение от Robin Pack Посмотреть сообщение
Та же нью-эйдж/эмбиентовая Antarctica - это 1983 год, когда ещё никакой Энигмы не было.
тогда вообще Пополь-Вух в помощь, тогда Antarctica не было, ибо это вообще 70ые

Последний раз редактировалось Потполкин; 18.05.2012 в 07:43.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться