Google+
Страна Оз: экранизации Вселенная DOOM МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» Что делать, если вы попали в фэнтези?
Версия для печатиКнижный ряд: История серии. Русское fantasy
Кратко о статье: К середине 1990-х первый читательский голод уже был удовлетворён, и возникла нехватка книг, написанных на более родном материале, нежели кельтская мифология или артуровские легенды. Так что серия «Русское fantasy» просто не могла не появиться.

Возвращение домой

Издательство «Азбука»: «Русское Fntasy»

Книжная серия — явление, которое радует сердце не только алчного книгоиздателя, но и беззаветного коллекционера или просто опытного читателя. К фантастическим сериям это относится в полной мере. К середине 1990-х первый читательский голод уже был удовлетворён, и возникла нехватка книг, написанных на более знакомом материале, нежели кельтская мифология и артуровские легенды. Так что серия «Русское fantasy» издательства «Азбука» просто не могла не появиться.

 

РУССКОЕ FANTASY

Годы выхода: 1995 — 2001, 2004, 2007.

Книг в серии: 96, не считая переизданий.

Оформление: серийное (три варианта).

Состав: циклы, романы, авторские сборники.

Тираж: от 10 000 до 250 000 экз.

Общий тираж серии: около 3 млн экз.

Цены: в букинистических магазинах — от 50 до 500 рублей.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Нашу историю нужно начинать с упоминания серии Fantasy издательства «Северо-Запад». Когда в «Северо-Западе» в связи с временными трудностями воцарилось уныние, а серия Fantasy закрылась, два «крёстных отца» этой серии Максим Крютченко и Вадим Назаров вместе с частью сотрудников «С-З» основали издательство «Азбука». И забрали туда уже подготовленную к изданию рукопись книги, с которой началась без преувеличения новая эпоха в отечественной фантастике — и с неё же началась новая серия «Русское fantasy». Речь идёт о «Волкодаве» Марии Семёновой. Но о нём — чуть позже.

Сперва «Русское fantasy» было совместным проектом двух издательств: вторым «основателем» стала московская «Терра — Книжный клуб», помогавшая молодой «Азбуке». Кроме «Русского fantasy», в совместном владении оказалась ещё и серия «Терра — fantasy», начавшаяся с перумовских «Летописей Хьёрварда». К слову, Назаров очень жалел о таком разделении.

Но три года спустя разразился кризис, совместные проекты были свёрнуты, Назаров ушёл работать в «Амфору». Директором «Азбуки» стал Максим Крютченко. Наследство разделили: «Терре» досталась «перумовская» серия, а в «Азбуке» осталась «семёновская».

Продолжалась серия с переменным успехом до 2001 года. Потом было решено обновить дизайн, а вместе с ним название и логотип. А о старом оформлении вспомнили, когда в 2004 году Мария Семёнова дописала последний роман о Волкодаве. Два томика, к радости коллекционеров, вышли в привычном виде. И последний «всплеск» случился в 2007 году, когда под проверенным логотипом неожиданно для всех появились переиздания двух книг всё той же Семёновой: «Поединок со Змеем» и «Лебединая дорога». На этом серия «Русское fantasy» окончательно закрылась.

ПЕРВЫЙ «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОДА»

Наверное, сейчас уже найдутся и другие книги, авторы которых взяли на вооружение такой приём, но тогда, в октябре 1995 года, он производил неизгладимое впечатление: роман «Волкодав» начался с того, на чём книги жанра фэнтези обычно заканчиваются. Последний воин из веннского рода Серых Псов завершил долгий путь в логово врага и убил гада, отомстив за истреблённых сородичей. Ура, счастливый финал. Проблема в том, что так завершалась первая глава.

У Марии Семёновой и помимо «Волкодава» есть что почитать.

Конечно, Волкодав не был «русским Конаном», вопреки навязчивой и не по-книжному масштабной рекламе. То, что автор — женщина, было заметно невооружённым глазом. Культура, этика, чувства и отношения интересовали её больше, чем миграции народов и эпические сражения. Наверное, отечественная фантастика ещё не знала такого взрыва популярности никому ранее не известного автора (две детских книжки, изданных ещё в позднесоветские времена, не в счёт). Второй роман появился уже в следующем году, и тут Семёнова, явно не выдерживающая темпа индустрии, сошла с дистанции. Конечно, имя оставалось на слуху, благо в 1996—1997 годах в серии вышло ещё четыре её книги, написанных в разное время, — но, увы, популярности «Волкодава» ни одна из них даже близко не достигла. «Волкодав» переиздавался потом ежегодно. Трижды — в серийном оформлении, а потом ещё в десятках обложек. В исправленное издание, кстати, попали фрагменты комикса, который по заказу «Азбуки» рисовал Антон Ломаев. К сожалению, этот проект так и не был реализован полностью.

Несостоявшийся комикс стал иллюстрациями к переизданию «Волкодава».

А пока издателям пришлось выкручиваться, ведь столь лакомый кусок (за год разошлось более 250 тысяч экземпляров, из них чуть ли не 15 тысяч в первые же два дня — а до рекордов Роулинг было ещё далеко) совершенно невозможно было выпустить из рук. И издатели выкрутились.

Для начала ими была зарегистрирована торговая марка «Волкодав» — случай, на тот момент в отечественном книгоиздании уникальный. Почти сразу вслед за этим запустили межавторский проект — опять же один из первых, а такого масштаба, да по книге отечественного автора — и вовсе новаторский. Не приводить же в пример бесконечную (кстати, «азбучную» же) «конину».

В проекте «засветился» друг Семёновой Павел Молитвин (автор отличной детской повести «В начале летних каникул», опубликованной когда-то в одном из сборников ВТО МПФ) — из-под его пера вышли романы «Спутники Волкодава», «Ветер удачи» и «Путь Эвриха». Ещё один «протеже» Семёновой — Андрей Мартьянов, только что издавший здесь же дебютный роман «Звезда Запада», — дополнил серию книгами «Эпоха бедствий» и «Последняя война», Алексей Семёнов написал дилогию «Травень-остров» и «Листья полыни», а Елена Хаецкая, умудряющаяся хорошо сочинять даже откровенную заказуху, под псевдонимом Дарья Иволгина украсила проект книгой «Степная дорога». В дальнейшем проект «Мир Волкодава» продолжился уже в серии-приемнике, которая называлась «Славянское fantasy».

Семёнова молчала. Четыре года оставалось до приквела «Истовик-камень» и семь лет — до завершающего цикл романа. Зато, конечно, тут же появились эпигоны. Трёхтомный «Владигор» Леонида Бутякова (и к нему ещё четыре продолжения от разных авторов — имеем второй межавторский цикл в серии, и опять аннотация говорит про «русского Конана») да четыре романа Ольги Голотвиной. В сочетании с «Миром Волкодава» казалось, что «посконные и домотканые» доблестные предки заполнили серию целиком. Однако это было совершенно не так.

Слово издателя

«Я до сих пор жалею, что Перумов и Семёнова были изданы в разном оформлении. «Летописи Хьёрварда» — текст с проблесками гениальности, но отцом новой издательской моды стал «Волкодав». Эту книгу мы с Максимом Крютченко вынесли из горящего «Северо-Запада», и подняли, как знамя...»

Вадим Назаров

БОЛЬШАЯ ПАНОРАМА

В том же 1996 году параллельно с бесконечным псевдославянским эпосом в серии вышли книги, наверное, почти всех лучших отечественных фантастов, кого только можно было условно отнести к фэнтезийной тематике. Целыми четырьмя томами был представлен Святослав Логинов — помимо увенчанного наградами «Многорукого бога далайна», свет увидел сборник рассказов «Страж перевала» (одноимённый рассказ, опубликованный в 1988 году в журнале «Техника — молодёжи», действительно был одним из первых образцов отечественного фэнтези) и два новых романа.

Александра Бушкова, ещё не ставшего классиком бандитского боевика, вышло два прекрасных сборника ранних повестей и рассказов — «Анастасия» и «Волчье солнышко» — и первые два романа о похождениях Сварога. Два романа в цикле — не нынешние двенадцать, да и тема попаданцев ещё не навязла в зубах, так что читатели встретили приключения бравого майора очень положительно.

Юлия Латынина, ещё не заработавшая скандальную околополитическую славу, опубликовала пару отличных романов из социально-дипломатического «Вейского цикла» — с блестящим описанием странной культуры, отчасти похожей на китайскую, чуждой и притягательной одновременно.

Из «Волкодава» издатели выжали всё, что смогли.

Впервые был полностью опубликован в двух томах цикл Андрея Лазарчука «Опоздавшие к лету» — мощное полотно, не имеющее в нашей фантастике аналогов и удостоенное, кажется, всех жанровых премий. Ещё через два года в этой же серии вышел и второй большой цикл Лазарчука «Кесаревна Отрада» — сперва отдельно первый том, а потом оба тома, в сокращённом виде уместившиеся в одну книгу.

Самое, наверное, знаменитое произведение Лазарчука, написанное им в соавторстве с Михаилом Успенским, — «Посмотри в глаза чудовищ» — тоже вышло именно в «Русском fantasy»: сперва переиздание первой книги, а потом и вторая. Третья часть тогда ещё не была написана.

Да и сам Успенский вышел на новый виток известности после того, как здесь же появилась вся трилогия о Жихаре. За два года до того изданный в Минске первый роман не снискал особой популярности, а вот в «Русском fantasy» трилогия, весёлая и искрометная, пародирующая надоевшие тонны владигоров и волкодавов, оказалась удивительно к месту.

Елена Хаецкая, помимо участия в «Мире Волкодава», выпустила в серии и несколько собственных книг. Впервые были изданы «Вавилонские хроники», хотя и не полностью. В серийном оформлении, но в мягком переплёте увидел свет «Мракобес» — сложная и многоплановая вещь. Кроме того, был переиздан дебютный роман писательницы «Меч и радуга», с которого Вадим Назаров и мечтал в своё время начать серию отечественного фэнтези.

У Далии Трускиновской вышла первая часть эпического романа «Шайтан-звезда», написанного по мотивам арабских сказок. К сожалению, полностью книгу удалось выпустить только к концу нулевых, в серии «Другая сторона» издательства «Форум». Но и тогда читателя удивлял и завораживал незнакомый, ни на что не похожий мир «Тысячи и одной ночи» — не самый популярный у наших фантастов культурный пласт.

Несколько особняком стоит «Книга всего» — цикл польского фантаста Феликса Кресса. Это единственный случай, когда в серии был опубликован переводной автор, — зато сразу в трёх томах: помимо двух романов цикла, читатели получили сборник повестей и рассказов «Сердце гор».

А вот супругам Дяченко с этой серией не повезло. В ней последовательно вышло три новых романа («Скрут», «Ведьмин век» и «Пещера»), и один из них стал для киевского дуэта редким образцом редакторского произвола. История (а точнее — выходные данные) сохранили даже имя редактора, который, не озаботившись согласованием с авторами, внёс в «Ведьмин век» несколько сотен исправлений. Супруги Дяченко во всеуслышанье объявили, что к версии, отредактированной в «Азбуке», они не имеют отношения, и тем, кто хочет прочитать действительно их роман, придётся дождаться следующего издания.

В серии были представлены и многие прекрасные фантасты, не стремящиеся попасть «в струю» славянского фэнтези.

ДОЛГОЕ, ДОЛГОЕ ЕХО...

Второй прорыв случился, когда вышел «Лабиринт» таинственного Макса Фрая. Издательское предисловие напускало мистического тумана, заявляя некую литературную игру. Ни на что толком не похожий мир Ехо мгновенно завоевал множество поклонников. Впрочем, у немалой части читателей он вызвал и отторжение: избыточно «сладким» на первый взгляд антуражем и невероятной «крутизной» главного героя.

В течение четырёх лет одна за другой появлялись истории, в которых герой, всё более и более мощный маг, щелчком пальцев (иногда — в буквальном смысле) побеждал злодеев, спасал мир и вызывал истерическое умиление у других положительных персонажей. Кроме того, сэр Макс не слишком изысканно шутил и непрерывно ел.

Для того чтобы увидеть под слоем действия (герой действительно сильнее всех врагов) слой переживаний и решений (где мало помогает магическая «крутизна»), нужно было воспитываться скорее на мировой классике, чем на классике фэнтезийной. А настоящая жуть, перед которой почти всесильный к тому моменту герой оказался-таки бессилен, началась только в двух последних томах из восьми. И именно по контрасту с «карамельными детективчиками» они производили столь сильное впечатление...

Но даже «карамельные детективчики» пользовались у читателей огромным спросом. Мир Ехо был настолько уютен, добр и беспроблемен, что в него хотелось сбежать пуще, чем в любое Средиземье.

С 1996 по 2000 год в серии появилось восемь книг цикла, каждая из которых включала в себя по нескольку повестей и сверх того — два романа, связанные с остальным циклом только главным героем.

К слову, первые издания «Хроник Ехо» вышли под именем Максим Фрай.

Цикл о сэре Максе из Ехо остаётся одним из самых оригинальных в отечественной фантастике.

Мирное сосуществование Фрая и «Азбуки» дало трещину вскоре после ухода Назарова. В 2001 году оказался раскрыт псевдоним, читатели узнали, что Фрай — это Светлана Мартынчик, человек, не раз упоминавшийся в предисловиях к книгам про Ехо. Тогда же всплыли и некоторые подробности издательского закулисья.

Мартынчик-Фрай рассказала, что ещё за полтора года до того «Азбука» попыталась зарегистрировать «Макса Фрая» как торговую марку. Но то, что получилось в своё время с «Волкодавом», на этот раз вызвало у автора бурный протест. Ситуация осложнялась ещё и множеством странностей: кто-то в издательстве распускал слухи о том, что Фрай — это Максим Крютченко, ещё кто-то из редакторов «Азбуки» слишком настойчиво пытался уговорить Мартынчик сделать из Фрая межавторский проект...

Сработавшие с Семёновой, а по нынешним временам и вовсе обыденные бизнес-алгоритмы со свободолюбивым Фраем дали сбой. В результате Мартынчик перешла в «Амфору», где сейчас и выходят все книги Фрая: как старые, так и новые.

Слово коллеги

«Особенно досталось эротическим сценам. Удивительно чистые и лиричные, после соприкосновения с шаловливыми ручонками редактора они превратились в откровенную порнуху. Замечательно красиво смотрится отредактированный эпизод, в котором герои достигают оргазма посредством круглой табуретки. Неужели кто-нибудь, хоть слегка знакомый с творчеством супругов Дяченко, поверит, что они могли употребить в лирической сцене слово «оргазм», да ещё и столь извращённый?..»

Святослав Логинов

Слово автора

«Уже после того как раскрылась история с попыткой зарегистрировать имя Макса Фрая как торговую марку, они мне быстренько предложили: а давай мы посадим ребят и они будут писать книжки — да, кандидаты филологических наук, не ниже! — так вот, они будут писать по книжке в квартал, а мне за это будут платить по 100 000 рублей — тоже в квартал...»

Светлана Мартынчик

***

Возможно, заслуга «Русского fantasy» в возвращении к читателю отечественных имён и невелика. Издатели серии не переламывали ситуацию на рынке, а просто одними из первых воспользовались изменившимся раскладом. Более того, возможно, откровенно проходных вещей в серии появилось не меньше, а то и больше, чем достойных книг... И всё-таки обложки со стилизованной «плетёнкой» в течение несколько лет во многом определяли картину на фантастическом книжном рынке. И вообще, серия, открывшая нам Волкодава и сэра Макса, майора Сварога и богатыря Жихаря, не говоря о множестве менее масштабных литературных героев, достойна самой доброй памяти.

Полный список книг серии «Русское Fantasy»
  • Олег Авраменко Звёздная дорога
  • Олег Авраменко Сын Сумерек и Света
  • Александр Анисимов Игры богов
  • Марианна Алферова Небесная тропа
  • Александр Бутягин, Дмитрий Чистов Три дороги: Книга-игра
  • Леонид Бутяков Владигор
  • Леонид Бутяков Меч Владигора
  • Леонид Бутяков Тайна Владигора
  • Александр Бушков Анастасия
  • Александр Бушков Волчье солнышко
  • Александр Бушков Летающие острова
  • Александр Бушков Рыцарь из ниоткуда
  • Александр Волков Пришелец
  • Валерий Воскобойников Война Владигора
  • Ольга Григорьева Берсерк
  • Ольга Григорьева Колдун
  • Ольга Григорьева Ладога
  • Ольга Григорьева Найдёна
  • Елизавета Дворецкая Колодец старого волхва
  • Марина и Сергей Дяченко Ведьмин век
  • Марина и Сергей Дяченко Пещера
  • Марина и Сергей Дяченко Скрут
  • Дарья Иволгина Мир Волкодава. Степная дорога
  • Наталья Ипатова Большое драконье приключение
  • Сергей Карпущенко Маска Владигора
  • Николай Князев Владигор. Римская дорога
  • Полина Копылова Летописи святых земель
  • Феликс Кресс Король просторов
  • Феликс Кресс Северная граница
  • Феликс Кресс Сердце гор
  • Инна Кублицкая Карми
  • Андрей Лазарчук Кесаревна
  • Андрей Лазарчук Кесаревна Отрада между славой и смертью
  • Андрей Лазарчук Опоздавшие к лету. Книга первая
  • Андрей Лазарчук Опоздавшие к лету. Книга вторая
  • Андрей Лазарчук, Михаил Успенский Гиперборейская чума
  • Андрей Лазарчук, Михаил Успенский Посмотри в глаза чудовищ
  • Юлия Латынина Колдуны и министры
  • Юлия Латынина Сто полей
  • Святослав Логинов Колодезь
  • Святослав Логинов Многорукий бог далайна
  • Святослав Логинов Страж перевала
  • Святослав Логинов, Ник Перумов Чёрная кровь
  • Андрей Мартьянов Звезда Запада
  • Андрей Мартьянов Мир Волкодава: Последняя война
  • Андрей Мартьянов Мир Волкодава: Эпоха бедствий
  • Алексей Миронов Семь вёрст до небес
  • Игорь Мороз Дорога дорог
  • Павел Молитвин Город Жёлтой Черепахи
  • Павел Молитвин Мир Волкодава. Ветер удачи
  • Павел Молитвин Мир Волкодава. Путь Эвриха
  • Павел Молитвин Мир Волкодава: Спутники Волкодава
  • Алексей Семёнов Мир Волкодава. Листья полыни
  • Алексей Семёнов Мир Волкодава. Травень-остров
  • Мария Семёнова Валькирия
  • Мария Семёнова Викинги
  • Мария Семёнова Волкодав
  • Мария Семёнова Волкодав: Знамение пути
  • Мария Семёнова Волкодав: Истовик-камень
  • Мария Семёнова Волкодав. Право на поединок
  • Мария Семёнова Волкодав: Самоцветные горы
  • Мария Семёнова Лебединая дорога
  • Мария Семёнова Поединок со Змеем
  • Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, Михаил Успенский Бойцовый кот
  • Далия Трускиновская Шайтан-звезда
  • Виктория Угрюмова Двойник для шута
  • Виктория Угрюмова Имя богини
  • Виктория Угрюмова Обратная сторона вечности
  • Виктория Угрюмова Огненная река
  • Виктория Угрюмова Пылающий мост
  • Виктория Угрюмова, Олег Угрюмов Дракон Третьего Рейха
  • Виктория Угрюмова, Олег Угрюмов Змеи, драконы и родственники
  • Михаил Успенский Время Оно
  • Михаил Успенский Кого за смертью посылать
  • Михаил Успенский Там, где нас нет
  • Михаил Успенский Там, где нас нет (мягкий переплёт)
  • Михаил Успенский Устав соколиной охоты
  • Сергей Федотов Всё, что шевелится
  • Сергей Федотов Паутина
  • Макс Фрай Болтливый мертвец
  • Макс Фрай Вершитель
  • Макс Фрай Власть несбывшегося
  • Макс Фрай Волонтёры Вечности
  • Макс Фрай Гнёзда химер
  • Макс Фрай Лабиринт (при переиздании — «Чужак»)
  • Макс Фрай Лабиринт Мёнина
  • Макс Фрай Мой Рагнарек
  • Макс Фрай Наваждения
  • Макс Фрай Тёмная сторона
  • Елена Хаецкая Вавилонские хроники
  • Елена Хаецкая Меч и радуга
  • Елена Хаецкая Мракобес (мягкий переплёт)
  • Виктор Чирков Замок на стыке миров
  • Дмитрий Чистов Время колесниц
  • Анатолий Юркин Пророк
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться