Google+
ИЙОН ТИХИЙ БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ ШОН БИН Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы
Версия для печатиЕсли бы: Если бы. Мир подземелий
Кратко о статье: Пещеры и подземелья — вторая (после драконов, разумеется) по важности «визитная карточка» фэнтези. Тёмный провал в склоне горы — врата в пугающую и манящую неизвестность. Что скрывается в подземном мраке?

Царство Прозерпины

Мир подземелий

Полоний: Не уйти ли нам подальше с открытого воздуха, милорд?
Гамлет: Куда? В могилу?
Полоний: В самом деле, дальше не уйдёшь.

Уильям Шекспир
«Гамлет, принц датский»

Подземелья ассоциируются с опасностью и приключениями, ведь там темно — и неизвестно, что или кто ждёт за поворотом. Под шумными улицами, цветущими лугами, даже под сверкающей гладью рек в толще земли тянутся неведомые, потайные ходы. Бетонные бункеры, зловонные канализационные протоки, древние подземные галереи, заросшие сталагмитами пещеры... Ничто на поверхности не указывает на их существование. Но они у нас под ногами.

 

СЕКРЕТНЫЙ БУНКЕР

Идея ухода цивилизации под землю появляется ещё в «Машине времени» Герберта Уэллса. Причиной изменения образа жизни обычно становится война, после которой не остаётся ничего, кроме бомбоубежищ и пепелищ. Выжившие не стремятся, да и не могут вернуться на выжженную и радиоактивную поверхность, населённую варварами и мутантами.

Творцы постапокалиптических миров постоянно забывают, что Хиросима и Нагасаки стоят, где стояли. И люди никогда полностью не покидали эти города.

Под песками и руинами, в которых каждый борется за кусок хлеба, оказываются погребёнными благоустроенные поселения, где сохраняются технологии. Никто не знает о существовании этих городов. Но возглавляющие их авторитарные лидеры не забывают о человечестве. В подземных лабораториях лишённые моральных устоев учёные интенсивно изыскивают способы сделать всё ещё хуже, чем есть.

Картина выглядит любопытной, но недостоверной. Убежища строят для того, чтобы переждать в них вражеские удары. Но зачем оставаться в тесных подземельях после того, как война прекратилась? Условия на поверхности не могут быть слишком плохи, раз уж там народилось и кормится такое количество мутантов.

В любом случае у уцелевших не будет выбора. Им придётся покинуть бункеры и перебраться в наименее пострадавшие от бомбардировок регионы, чтобы восстановить цивилизацию. Ведь даже если заводы окажутся под землёй, какая будет польза от них без транспортной инфраструктуры, связывающей производителей с поставщиками комплектующих и сырья?

Одна из важнейших задач при строительстве бункеров — обеспечение беспрепятственного выхода наружу даже при самых страшных разрушениях. Без этого убежище — бетонный гроб.

Для того чтобы выплавить сталь, кроме железа и кокса, требуются марганец, никель, хром, вольфрам, молибден — и список можно продолжать. Месторождения окажутся удалёнными друг от друга на сотни километров. Связать их тоннелями?.. Что ж. Если цивилизация способна на такое, то тем более стыдно ей прятаться под землёй. Что бы ни творилось наверху — ей не страшны никакие вызовы.

Если же поверхность достаточно гостеприимна для строительства дорог, то на ней можно возвести и поселения. Пусть даже под защитными куполами. Всё лучше, чем сидеть в бетонных темницах при условиях, приближённых к тюремным, и ждать, пока кончатся припасы.

...Странно, но, уходя, они запирали двери. Словно собирались вернуться. Трудно поверить, чтобы кто-то хотел назад — в эти гулкие, серые коридоры. В сырость, в плесень, под давящие бетонные потолки. Даже пауки не поселились здесь. И крысы. Здесь нет даже крыс. Ничего нет. И пустой бункер страшен. Страшен тем, что вдруг он не пуст. Шорох раздастся там, где уже десятилетия нечему и некому шуршать. Тень метнётся от фонаря. Опасно, осмысленно заплещется, забурлит чёрная маслянистая вода на нижних затопленных горизонтах. С лязгом захлопнутся ржавые броневые створки, закашляет, загудит генератор, мигнут и вспыхнут пыльные лампы... И послышатся музыка, шаги, голоса. Голоса призраков...

Система тоннелей, пересекающих континенты, проходящих под горными цепями и дном морей, едва ли может быть творением цивилизации, пережившей катастрофу. Скорее уж процветающей и желающей убрать неэстетичные предприятия и коммуникации с глаз долой. Пожалуй, функционирующие и перегруженные транспортом, эти трассы даже будут скучны, как всё утилитарное. Великое свершение инженерной мысли, теряющееся на фоне прочих свершений. Не более того.

Дух и романтическая тайна подземных дорог проявятся лишь тысячи лет спустя. Когда цивилизация исчезнет и на поверхности сотрётся память о ней. Но глубоко под землёй, если найти вход, обнаружится целая система катакомб. Бесконечно можно странствовать под бурыми, покрытыми известковыми наплывами сводами, над которы- ми ощущается гигантская масса камня и воды с проплывающими в ней китами. Путь проляжет мимо бесчисленных ответвлений, ведущих во тьму и неизвестность. Через циклопические залы, то безнадёжно пустые, то забитые останками истлевших устройств, назначение которых разгадать уже невозможно.

Тёмные тоннели, никогда не выводящие к свету.

СКРЫТЫЙ ГОРОД

Катакомбы — это каменоломни. До тех пор, пока кирпич и бетон не пришли на смену камню, строительный материал для сооружения домов и крепостных стен добывали прямо под городами, чтоб далеко не возить. Множество бригад независимо друг от друга, не составляя никаких планов и схем, «выгрызали» в скале проходы и небольшие залы. Так возникали лабиринты, далеко превосходящие по масштабу естественные пещерные системы. Общая протяжённость ходов крупнейших каменоломен исчисляется тысячами километров.

Строить тоннель, не поднимаясь на поверхность, нельзя. Ведь где-то придётся насыпать терриконы выбранного грунта.

Выработки забрасывались и немедленно забывались. До сих пор даже самые знаменитые катакомбы — парижские, римские, одесские — изучены очень слабо. Население многих городов вообще не подозревает о бесчисленных пустотах глубоко под ногами. Камень для брусчатки и фундаментов старых домов откуда-то брался, но никаких записей о его добыче не сохранилось: они просто никем не велись. Наткнуться же на каменоломни трудно даже при строительстве подземных коммуникаций. Трубы и канализационные коллекторы прокладывают неглубоко, в рыхлом грунте. Катакомбы же располагаются ниже — в коренной породе.

...В катакомбах удобно прятаться. И представим себе, что однажды, когда в город ворвался жестокий враг, жители укрылись в подземельях, надеясь переждать нашествие. Но захватчики никуда не ушли. Поселились в чужих домах. Запасы же продовольствия и масла для ламп в катакомбах кончались. Осаждённые вынуждены были сдаваться либо бежать тайными подземными путями.

Но ушли не все. Некоторые остались. Привыкли, приспособились обходиться почти без света и открыли способы получения пищи, никому наверху не известные. Первое время «низовики» даже вели войну, пробираясь в город ночами через секретные лазы. Позже устраивали набеги лишь затем, чтобы добыть припасы.

Минули десятилетия. Затем века. Жестоких врагов и след простыл: их изгнали завоеватели ещё более жестокие или более сильные. Для новых хозяев подземные жители стали лишь страшной сказкой, которой удобно пугать детей. Постепенно и она забылась: «низовики» показывались на поверхности всё реже.

Мрачную репутацию катакомб под европейскими городами поддерживало превращение некоторых галерей в склепы.

Деринкую — недавно обнаруженное в Турции семиярусное подземное убежище начала I тысячелетия до нашей эры. Предположительно, оно могло вмещать до 200 тысяч человек.

Они уже не могли выйти. Родившиеся в темноте поколения не были способны переносить дневной свет. А так как жизнь под низкими потолками формировала агорафобию (боязнь открытых пространств), «подземники» не терпели над собой даже ночного неба.

Им и не требовалось выходить. Из верхних ярусов катакомб можно было проникнуть в канализацию и в подвалы, где удавалось найти всё необходимое. Здесь — в «буферной зоне» между верхним и нижним городами — жители поверхности иногда находили следы «низовиков». Но те, обладая баснословно острым слухом, всегда избегали встреч: скрывались за потайными дверями, прежде чем яростные, выжигающие глаза лучи фонарей настигали их.

У «низовиков» был свой мир. Достаточно обширный. Число коллекторов умножалось по мере того, как город рос, а истинный же размер катакомб едва ли представляли себе даже их строители — средневековые каменотёсы. Ниже каменоломен находились чудесные карстовые залы, нанизанные на нить подземной реки.

...Под асфальтом, под улицами, ниже грохочущего метро, под рекой и плывущими по ней баржами тянется узкий подземный ход. Неведомый и невидимый. Тусклый зеленоватый свет гнилушек покачивается в такт чьим- то шагам.

Насколько это реально?

Под землёй мало места. Коридоры Мамонтовой пещеры протянулись на полтысячи километров, но площадь этого колоссального комплекса составляет лишь пару сотен гектаров.

Для того чтобы вода промыла в растворимых карстовых породах извилистые проходы и залы, в которых можно полетать на дирижабле или припарковать авианосец, требуется редкое стечение обстоятельств. Прочие механизмы образования пещер ещё менее «продуктивны».

Увы, и глубина полостей имеет жёсткие ограничения: в среднем на каждые 50 метров вниз порода становится горячее на один градус. А глубже пяти километров давление так велико, что камень — всё ещё оставаясь твёрдым! — начинает течь, и штреки затягиваются, как раны.

Темновидение

По сути, активный прибор ночного видения ничем не отличается от фонарика. Только луч его невидим.

Главная особенность подземелий — отсутствие света. Поэтому авторы наделяют подземные расы способностью видеть в темноте и даже иногда подводят под такое видение «научную базу»: дескать, жители глубин воспринимают тепловые лучи.

На самом деле пассивные приборы ночного видения усиливают обычный свет (а на поверхности он есть даже безлунной ночью). Там же, где действительно совершенно темно, работают лишь активные приборы с инфракрасным прожектором, использующим «горячие» лучи.

Стены тоннеля тоже испускают инфракрасное излучение, но соответствующее их температуре. А тепловизор может «увидеть» лишь объекты, значительно более нагретые, чем он сам. Поэтому змея способна обнаружить крысу, но не почует холодный камень. Теплокровному же существу «встроенный» термический детектор совсем не принесёт пользы.

МОРИЯ

Издавна люди верили, что под горами существуют обширные пещерные страны, населённые кровожадными чудовищами и мастеровитыми карликами. Есть основания полагать, что под теми и другими имелись в виду гномы. Впечатление, производимое дварфом на наблюдателя, сильно зависит от степени опьянения их обоих.

Ныне благородной расе гномов всё чаще отводят владения на поверхности. Слишком уж неподходящим для вечно пылающих горнов является замкнутое пространство пещер. Звон молотов не гармонирует с хрупкой и величественной тишиной подгорного мира.

Под землёй не из чего сварить пиво. Нет в пещерах и удобных путей для коротких ног — сплошные лазы, трещины, колодцы, провалы. Хорошо, что гном невелик ростом. Ну а если застрянут плечи или борода зацепится?

Наконец, в глубине гор мало света. В темноте же золото не блестит и нельзя оценить достоинства рубинов. Трудно быть гномом в таких условиях! То ли дело удобная, прочная шахта. Но её проще копать с поверхности, где будет построен город с плавильнями и мастерскими. Под горами же, в заброшенных выработках, можно оборудовать цитадели, сокро- вищницы и святилища.

ГЛУБИННАЯ ШАМБАЛА

Подземелье — это скрытность, изоляция, тайна. Есть пещеры, в которые проникнуть легко, но встречаются и лишённые выходов на поверхность каверны. Так бывает, если вода, растворяющая породы, вытекает из невидимых трещин и снова уходит в них. Это особые, замкнутые вселенные, не связанные с остальным миром.

Подгорный мир загадочен и прекрасен. Недаром спелеологов и просто авантюристов туда так и тянет.

Глубоко под землёй, а не в горной долине, согласно некоторым гипотезам, находится страна мудрецов — Шамбала. Но что за существа населяют затерянный в камне зал, столь огромный, что не видевший — не поверит? Кто нашел убежище там, где причудливые фосфоресцирующие растения, не встречающиеся нигде больше, обвивают бесчисленные каменные колонны? Чьим глазам открыта игра цветных огней в усеивающих своды гроздьях кристаллов и в прозрачных до дна водах подземного озера?

Может быть, это представители забытых, древних рас, когда-то проигравших борьбу за место под солнцем или утомлённых её бессмысленностью? Кто они? Огромные черви? Двурукие змеи — наги? Или что-то ещё более чуждое нам и загадочное?

БАРАБАНЫ В ТОННЕЛЯХ

Над голыми серыми холмами стелется дым, из множества отверстий со свистом вырываются струи пара. Из-под земли слышен нарастающий гул, но это не землетрясение приближается. Это горит огонь в печах гоблинов, работают их машины. Это тысячи ног в грубых башмаках топочут по коридорам. Это катятся тачки, звенят кирки и молоты.

Удивляетесь, что Мордор пустынен? Целые рощи проваливаются под землю, чтобы дать пищу огню. Но не только. Дерево идёт на крепёж подземных ходов, на вагонетки, из опилок гонится водка, щепки, листва, мусор, кора, тина из отведённой в коллектор реки, даже прелое сено отправляются на грибные плантации. А там уж любая органика превратится в весёлые разноцветные поганки — гоблины их любят. И чтобы лучше оценить психоделические оттенки галлюцинаций, зажигают голубоватый огонь в медных рожках.

У гоблинов есть газ: ведь если нагревать дерево без доступа воздуха, оно превращается в уголь, выделяя метан. Причём это не достижение технологий, это условия проживания: само собой так получилось — с воздухом-то у гоблинов плохо. Но они обходятся. Зеленеют, но держатся!

Самая процветающая форма жизни в тропиках — это термиты. «Белые муравьи». Слепые, лишённые пигмента насекомые, родственники тараканов. Они не показываются на солнце. Они не боятся удушья. Термитов почти не видно. Только крыши их цитаделей — прочные, отбойный молоток не берёт — возвышаются над землёй. Но белых муравьёв очень много. Подкапываясь снизу, строя, если требуется, крытые галереи на поверхности, они съедят всё, до чего доберутся.

Почему гоблины ушли под землю? Чтобы не получать по шапке от суровых варваров за то, что не вышли ростом. Под холмами же безопасно. Если громилы с поверхности сунутся в узкие проходы, то в атмосфере концентрированной углекислоты, угара, копоти, перегара и светильного газа в два счёта посинеют естественным порядком, без всякого насилия.

Но крепости в холмах и терриконах выбранной породы — лишь форпосты, занятые добычей и производством. Штабы расположены ниже, в тёмных недрах земли. В гигантской пещере построена столица гоблинов — невидимый, неизвестный подлунному миру город. Странные, кривые многоэтажные дома с беспорядочными выступами балконов освещаются здесь бездымным пламенем газовых факелов. Колёсный пароход бороздит чёрное зеркало подземного моря.

ПРОВАЛЫ ПЛАЧА

Ходы в известняке промываются водой, а вода всегда течёт вниз. По стенам вертикальных провалов глубочайшей пещеры Крубера-Воронья непрерывно скатываются капли. Словно слёзы камня повисают на сталактитах и срываются в бездну, на две тысячи метров вниз. Колодец резонирует, стонет, гудит от капели. Это сводит с ума.

Недаром пещеры считаются вратами в царство мёртвых, страну теней.

Как может выглядеть обитель зла, отчаяния, ужаса? Кипящие котлы... это, пожалуй, слишком шумно для подземелья. Да и смешны они в сравнении с тем пламенем, которое бушует в недрах Земли на самом деле.

Истинные аборигены нижнего мира не только слепы, но и лишены пигмента.

Скорее, это будет зал. Огромный, невозможный, отрицающий гравитацию. На поверхности высоких, как башни, сталагмитов высечены лица, заходящиеся в крике.

Здесь есть жизнь. По камням плавно перетекает плоская белая многоножка размером с питона. Луч фонаря выхватывает громадную безглазую крысу с головой летучей мыши. Словом — не скучно.

Есть и город. Но он брошен и мёртв. Странный и бессмысленный лабиринт разрушающихся хибар на краю разлома, все дома без крыш и окон. В самом деле, зачем здесь окна и крыши? Под землёй не бывает ни света, ни снега. А за городом виден каменный мост. Луч фонаря не достигает другого конца и кажется, будто мост ведёт в пустоту. С арки свисает опутанный паутиной скелет.

Можно продолжить спуск по высеченным в камне ступеням. В глубины. К тайнам, боящимся солнца, к неверным, лиловым огням, мерцающим на самом дне пропасти.

Тупик

Роман Дмитрия Глуховского «Метро 2033» рисует безрадостную, но не всегда убедительную картину.

Отступление под землю с последующим возвращением на поверхность требует хорошей организации. Если не готовить этот манёвр, если катастрофа застигнет врасплох, то возвращаться будет практически некому. Да и незачем.

Подземелья — единственное, что уцелело. Они дают крышу над головой и кое-какую защиту от опасностей «верхнего» мира. Жить... жить в них, пожалуй, нельзя. Но можно выживать. Скрываться от мутантов, от одичавших собак, друг от друга. То есть, в сущности, от судьбы.

Но это, как известно, пустое занятие.

Монстры подземелий

Летучая мышь хорошо адаптирована к условиям подземелий. Эхолокация позволяет ей обходиться без света.

Реальные пещеры почти безжизненны. Но что, если бы существовала микроскопическая водоросль, способная осуществлять синтез в темноте и обеспечивать пищей другие виды? Кто населил бы тёмные коридоры? Монстры подземелий, порождённые воображением фантастов, экзотичны, но «непрактичны». Непонятно, например, что влечёт в подземелья драконов, — ведь здесь им негде расправить крылья.

Не приходится сомневаться, что крупные подземные животные имели бы очень вытянутое тело, позволяющее им проникать в узкие проходы. Также пригодилось бы множество цепких ног, дающих возможность карабкаться по отвесным стенам.

Но как обнаружить добычу? Глубоководные существа, живущие в чернильной тьме, всё-таки пользуются зрением: вместо естественного освещения они используют собственные «прожекторы». Очевидно подземные хищники поступили бы так же, хотя осязание и слух остались бы важнейшими чувствами для них.

Внутренний мир планеты

Согласно одной из гипотез (представляющей научный интерес исключительно с точки зрения психиатрии), базы НЛО расположены на внутренней поверхности нашей полой планеты.

Теория, описывающая внутреннее строение нашей планеты в виде одной или нескольких полых сфер, появилась в XVII веке и до начала XIX века сохраняла некоторую популярность в научных кругах. Позже, когда стало известно, что по объективным причинам полой Земля быть не может, концепция эта поступила в распоряжение фантастов и ещё долго вдохновляла их.

Слабое место идеи заключается в её избыточной сложности. Новые миры удобнее и естественнее размещать на поверхности других планет.

ЖИВУЩИЕ В КАМНЕ

В фантастических мирах нередко встречаются роющие подземные чудовища, чувствующие себя в сплошной массе грунта как рыба в воде. Возможно ли такое? Теоретически — да. Ведь существуют же кроты.

При увеличении массы в кубе, сила, как известно, будет расти только в квадрате. Но и сопротивление движению — тоже лишь в квадрате. И это значит, что подземный монстр любой величины сможет двигаться, хотя и не быстрее, чем это делает крот. То есть со скоростью пять метров в час.

Даже если пренебречь падением удельной мощности с ростом размера (а также уплотнением грунта с глубиной) и увеличить крота «пропорционально», подземный кит массой 100 тонн будет прокладывать свои пятиметровые ходы со скоростью всего лишь полкилометра за час.

Геликтиты — красивые, но мёртвые кораллы подземного мира.

Картина получается любопытной, но не слишком целесообразной: непонятно, чем (или кем) может питаться «суперкрот». Преследовать добычу, двигаясь в более плотной среде, чем жертва, — неудобно. Подкрасться тоже не получится: шуметь подземный зверь должен изрядно. Единственная возможность — засада. Причём хитроумная — например, вырытая снизу «волчья яма» прикрытая фактически только дёрном. Обнаружить её почти невозможно, и рано или поздно добыча попадёт в ловушку. Но хищник должен уметь ждать.

Можно представить себе и монстра, плавающего в песке, и даже способного придавать ему свойства «зыбучести». Жертва, конечно, не утонет (закон Архимеда воспрещает живым существам тонуть в зыбучем песке), но, как показали эксперименты, будет схвачена и обездвижена. Вот только не слишком ли это изощрённая тактика охоты для условий пустынь, где охотиться почти не на кого?

Интереснее же всего вообразить существо, живущее в камне, — ведь слой рыхлого грунта тонок. В реальности бактерии встречаются до глубины в шесть-семь километров, но что-то более существенное в микротрещинах просто не поместится и должно будет, как «подземная лодка», постоянно прогрызаться сквозь породу. А в такое поверить трудно.

Ещё глубже — на границе расплава и твёрдых пород — может зародиться небелковая жизнь, подобная встречающимся в пещерах геликтитам. Но даже если такое существо при извержении окажется выброшенным наружу, под небом оно сразу застынет: камень текуч и гибок лишь при огромном давлении.

***

Лишь магия сможет покорить глубины: только если видеть в земле не среду, а мистическую стихию, с ней удастся договориться. И тогда камень сам откроет путникам извивающиеся червоточины дорог — бесконечные, сплетающиеся, ведущие к тайнам. Пусть постукивают молоты и мигают блеклые фонари. Для отрёкшихся от поверхности нет верха и низа. Нет тупиков.

Что почитать?
  • Эдгар Берроуз «Полая Луна»
  • Кир Булычёв «Убежище»
  • Жюль Верн «Путешествие к центру Земли»
  • Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
  • Владимир Обручев «Плутония»
  • Роберт Сальваторе «Тёмный эльф»
  • Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»
  • Герберт Уэллс «Машина времени»
Что посмотреть?
  • «Дрожь земли» (1990)
  • «Земное ядро» (2003)
  • «Пещера» (2005)
  • «Город Эмбер: Побег» (2008)
Во что поиграть?
  • Dudgeon Keeper 2 (1999)
  • Baldur’s Gate 2: Shadows of Amn (2000)
  • Neverwinter Night: Hordes of Underdark (2003)
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Резчица
№ 1
27.03.2011, 09:57
Вот и я неикогда не могла понять почему дроу из подземелий- черные раз там ни у кого не может быть окраса. И конечно удивлялась не раз как они там куют оружие- задохнешься.
It\'s a magic?
gigrey
№ 2
28.03.2011, 01:52
Ремесло шахтера очень древнее: когда-то из-под земли добывали и кремень в промышленных (по тем временам) масштабах, потом в тех же местах - \"не отходя от кассы\" - добывали руду.

Ремесло это было, само собой, племенное: кому попало секретов не открывали, ибо \"продукция\" была нужна всем. По той же причине проходческий инвентарь старались изготавливать сами. Да всё остальное тоже - \"до кучи\".

Народ был специфического телосложения: низкорослый, но ловкий и юркий. Бороды служили какими-никакими, но противопылевыми масками.

...Потом, как водится, времена изменились, а рассказы о \"низкорослых бородатых горняках\" превратились в предания и сказки (к слову, все \"бродячие\"\\\"международные\" сказочные сюжеты уходят корнями в реальную специфику быта многотысячелетней давности).

Так и \"появились на свет\" гномы и прочие подземные племена :) Как вариант :D
Wendy Wicca
№ 3
28.03.2011, 06:54
Есть такая мрачная легенда, что прототипами гномов были дети-горняки, которые таскали вагонетки... и в тесноте, вечно отравленные всякой горной дрянью, вырасти уже не могли..
ну вы знаете, где я ее использовала)
Angvat
№ 4
28.03.2011, 22:27
Бред это, а не легенда. Мифологические цверги-дверги к таскающим вагонетки мутянтятам никакого отношения не имеют. По система Парцельса гномы вообще ближе к современному понятию элементаля.
Argumentator
№ 5
30.03.2011, 11:06
Wendy Wicca, Angvat, есть мифология, а есть фольклор. Это две разные вещи. Фольклор формируется на основе мифологических представлений, но как правило фольклорный образ отличается от изначального мифологического. Он вполне может включать в себя посторонние влияния... вроде детишек, таскающих вагонетки.
Gasparo
№ 6
30.03.2011, 11:13
Да. Мифология и фольклор - две разные вещи. А Парацельс и Край - уже третья. :)
Gnome Парацельса порождение исключительно его фантазии.
Бланд 007
№ 7
18.09.2012, 07:12
Катакомбы,склепы,пещеры и загадки
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться