Google+
ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА «Ночной дозор» Сергея Лукьяненко: Мир Иных ТОР MARVEL РУССКИЙ ХОРРОР
Версия для печатиНастольные игры: Настольные игры в России
Кратко о статье: «Звезда» — одна из старейших российских компаний, занимающихся настолками. Когда нам стало интересно узнать, как можно в России делать бизнес на настольных играх, мы обратились именно к ним. И всё узнали.

Фабрика фантазий

Настольные игры компании «Звезда»

В этом году «Звезда» отметила сразу два юбилея. Летом крупнейший российский производитель сборных моделей из пластика и настольных игр разменял третий десяток, а десять лет назад под пятиконечной маркой вышла первая настолка. «Мир фантастики» отправился в игровой отдел компании, чтобы узнать, как появляются на свет самые массовые в России настольные игры.

 

Игровой отдел «Звезды» — это пара комнат на первом этаже спальной московской многоэтажки. Обычные столы, прозаические компьютеры — и громадный стеллаж, забитый настолками на всех языках мира. Руководитель игрового отдела Константин Комаров предлагает чай — так уж сложилось, что кофе тут не пьют, — и рассказывает, что история «звёздных» настолок началась в Германии.

Константин Комаров работает в игровом отделе с 2002 года.

ПРОБЛЕМА НАСТОЛОК В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ

Каждый февраль в Нюрнберге собираются профессионалы игрового и игрушечного бизнеса со всего мира. «Звезда» участвует в глобальном смотре индустрии с 1994 года — сегодня её модели танков и самолётов можно купить в магазинах от Токио до Лос-Анджелеса. По словам Комарова, в конце девяностых глава компании Константин Кривенко обратил внимание на безумную по нашим меркам популярность настольных игр у немцев. Как раз тогда материалы о настолках начали появляться на страницах российских журналов о видеоиграх, и «Звезда» решила сыграть на новом рынке, тем более что кризис смёл с него участников настольного бума девяностых. Начали с военно-тактических игр: «солдатики» уже были готовы, оставалось только придумать правила. Историческая серия в масштабе 1:72 «Эпоха битв» выпускается до сих пор и пользуется успехом как у коллекционеров, так и у игроков. А уже в 2002-м стартовал фэнтезийный варгейм «Кольцо Власти», миниатюры для которого разрабатывались с нуля.

Константин Кривенко на выставке в Эссене

Первая локализация и первая «традиционная» настолка «Звезды» — «Зачарованные», выпущенная в 2004 году, на пике популярности одноимённого телешоу. Несмотря на это, поначалу игра расходилась ни шатко ни валко, но после рекламы, пущенной в эфир прямо посреди сериала, продажи превзошли все мыслимые и немыслимые ожидания. Тогда и стало понятно, что массовый покупатель настолок в России есть, и нужны ему недорогие игры с узнаваемыми персонажами.

То, за что среди «серьёзных настольщиков» принято ругать разработки «Звезды», — простенькие правила и отсутствие глубины, — не просто следствие, а почти необходимое условие нацеленности на массовый рынок. Константин Комаров — знаток хороших настолок, поклонник торговой страгетии Oltre Mare, карточного военного симулятора «Морские сражения» и техасского холдема, — винит в этом пресловутое отсутствие культуры настольных игр в России: более-менее сложные правила попросту непонятны массовому покупателю. Тем не менее игровой отдел стремится закладывать во все настолки, кроме разве что рассчитанных на дошкольников, хотя бы минимальный простор для стратегического манёвра.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ИГРЫ

Пока настольная линейка «Звезды» ограничивалась «Эпохой битв», «Кольцом Власти» и «Гексостратегиями», игровой отдел компании состоял преимущественно из разработчиков варгеймов. Днём они обучали новичков и проводили турниры в небольшом клубе при фирменном магазине, а по вечерам придумывали правила для новых наборов и тестировали их. Сегодня игровой отдел ничего сам не разрабатывает: с тех пор, как «Звезда» взяла курс на лицензионные настолки по мотивам известных медиавселенных, здесь сидят менеджеры проектов, а создают игры внештатные авторы.

Работа над настолкой начинается с выбора бренда, по которому она будет выпущена. С одними правообладателями, например компанией Уолта Диснея, «Звезда» работает на постоянной основе, другие лицензии приобретаются в рамках специализированных форумов. При выборе бренда оценивается не только его популярность в России, но и то, насколько он вообще пригоден для создания игры, — однако, как показывает практика, настолку можно сделать даже из «Глюкозы». Затем на мозговом штурме с участием специалистов по сбыту и пиару в общих чертах определяются жанр и комплектация будущей настолки, составляется бизнес-план, и если он соответствует ожиданиям обеих сторон, то заключается лицензионный договор и начинается работа собственно над игрой.

Нередко работа над игрой по мотивам фильма начинается за год до его премьеры, и по мере создания игры концепция первоисточника может здорово измениться. Например, при финальном монтаже второго «Ледникового периода» из мультика пропала почти треть центральных персонажей — а в игре эти герои уже были задействованы. Пришлось срочно перерабатывать настолку. Сотрудники и авторы «Звезды» могли бы много интересного рассказать о том, как создавались главные мультполнометражки последних лет, — но все они, вплоть до тестировщиков, подписывают строгие бумаги о неразглашении.

В основе любой лицензионной настолки лежит так называемый стайл-гайд. Это не только логотипы и фирменные цвета, но и перечень персонажей, предметов и мест, которые могут фигурировать в игре, информация, кто из героев добрый, а кто злой, — словом, то, что применительно к фантастическим вселенным обычно называется каноном. Кроме того, стайл-гайд определяет визуальный облик игры, что также немаловажно для разработки: скажем, требование использовать иллюстрации исключительно из фильма сильно ограничивает создателя настолки.

Вёрстка правил «Осторожно осьминожки». Кстати, в дизайнерском отделе работают одни девушки.

Заключив лицензионный договор, игровой отдел отправляет задания на разработку игры двум-трём внештатым авторам. Через пару недель они присылают детальные концепции игры, из которых выбирают лучшую. Доведение до рабочего прототипа занимает от месяца до полугода, в зависимости от срочности проекта. После предварительного тестирования в игровом отделе настолка отправляется к одной или нескольким командам тестировщиков, штатные дизайнеры садятся за оформление, а ведущий менеджер проекта делает предварительный заказ коробок, фигурок, кубиков и прочих комплектующих.

Последняя стадия перед отправкой игры в производство — согласование у правообладателя, которое может уложиться в пару недель, а может тянуться годами. Настольные игры, тем более российские, — не самое приоритетное направление для голливудских студий. Поэтому настолка может увидеть свет и через полгода, и через год после первоисточника. А игру по «Гарри Поттеру», действие которой происходит в первые четыре года обучения героев в Хогвартсе, задерживает ещё не вышедший седьмой фильм: правообладатели пожелали переработать настолку в соответствии со стайл-гайдом «Даров смерти».

ЛЮДИ И ЗВЁЗДЫ

В игровом отделе под началом Константина Комарова работает пять человек. Все — мужчины, настольщики с немалым стажем. Сам Константин в начале двухтысячных играл в «Эпоху битв», помогал придумывать правила и постепенно стал руководителем отдела. Дмитрий Павлов принёс в «Звезду» игру про дельфинов и касаток — после серьёзной доработки она вышла как «Пираты Карибского моря. Сундук мертвеца», а Дмитрий стал ведущим специалистом игрового отдела. Антон Хвалько в прошлом поклонник «Звёздного десанта» — «проект умер, фанаты живы», — а сегодня создаёт исторический варгейм «Великая Отечественная война. Лето 1941-го», который был показан в Эссене и уже появился на российских прилавках.

«Герои мира» — достойный дебют в Европе.

Кстати, «Звезда» не торопится ставить крест на «Звёздном десанте»: недавно вышла заключительная книга трилогии Дмитрия Казакова, да и новые наборы время от времени будут появляться, пусть и не так часто, как хотелось бы Антону. Однако лавры главного отечественного фантваргейма уже в следующем году перейдут к новой игре на движке «Великой Отечественной» — «Звёздным войнам». Военно-тактическая настолка по Оригинальной трилогии выйдет в сентябре 2011 года. Лицензия уже куплена, и сейчас игровой отдел планирует, какие наборы будут выпущены в рамках игры. В любом случае нам обещают полное разнообразие техники и родов войск из фильмов и, разумеется, светлых и тёмных джедаев. Механика будет заметно модифицирована, но суть останется прежней: у каждой боевой единицы есть карточка со списком доступных действий, на которой игроки маркером отмечают те или иные приказы. Учитывая многолетний варгей- мерский опыт «Звезды» и то, что игровой движок в течение 2010-го прошёл всероссийскую обкатку в журнальном проекте «Великие победы», «Звёздным войнам» можно авансом выдать звание самой ожидаемой настольной новинки будущего года.

А вот любителей фэнтези порадовать пока нечем. «Кольцо Власти» закрыто окончательно и бесповоротно, а затевать новый варгейм при двух с половиной живых «Звезда» пока не готова.

СИРИУС НАД ЕВРОПОЙ

Разрабатывая мировые бренды, «Звезда» никогда не забывала и о российских локализациях хороших зарубежных настолок — преимущественно немецких. Каждый год игровики «Звезды» привозят из Эссена и Нюрнберга целые чемоданы новинок и придирчиво отсматривают около полусотни игр — по настолке в неделю. Разумеется, не всё понравившееся удаётся выпустить: что-то перехватили конкуренты, что-то не устраивает с финансовой точки зрения. Но порядка десяти локализаций ежегодно попадают в план и 5-6 из них добираются до российского покупателя.

В 2008 году «Звезда» зарегистрировала в Европе торговую марку Sirius. Дебютом на мировой настольной арене стали «Герои мира» французского разработчика Паскаля Бернара (см. «МФ» за январь 2009 года), снискавшие умеренную популярность за рубежом. До России настолка так не добралась, зато год спустя сначала в Европе, а потом и у нас вышли «Три мушкетёра» того же Бернара и «Космические пираты» Кристофа Болингера — тоже француза и автора известнейшего настольного фэнтези-приключения Dungeon Twister.

Теперь игровой отдел ещё тщательнее просматривает самотёк, выискивая среди примитивных «ходилок» и клонов «Монополии» интересные концепции. Если раньше принесённый в «Звезду» прототип готовой игры мог рассчитывать максимум на переработку под популярный бренд, то сейчас у него появились шансы издаться самостоятельно, без привязки к блокбастеру — да ещё и на всю Европу. Правда, отечественных самородков с гениальными идеями пока не попадается, и компания продолжает работать с проверенными западными авторами.

Год назад «Звезда» пошла на эксперимент, выпустив полностью идентичные оригиналам русские версии ряда европейских игр. Раньше локализации частично, а то и полностью изготавливались на отечественных фабриках, что, конечно, снижало стоимость, но не могло не отразиться на качестве издания. Теперь нам были предложены настолки в европейском исполнении — и по соответствующим ценам. В итоге тираж большой и дорогой стратегии «100000 лет до нашей эры», которая к тому же уже продавалась в России на английском языке, разошёлся довольно резво, а маленькие дешёвые коробочки с «Магом» и «Маленькой рыбкой» остались банально незамеченными на полках магазинов. Результат эксперимента отразился на новой политике локализаций: было решено отказаться от чисто карточных игр и вместе с тем поднимать планку качества. Более того, теперь и настолки отечественной разработки будут выходить в нормальных коробках «мирового класса».

***

Игровой отдел «Звезды» — уникальный для российской настольно-игровой индустрии творческий конвейер. По эффективности, да и по внутреннему устройству его можно сравнить с редакцией ежемесячного журнала — того же «Мира фантастики». Как и всякий хорошо отлаженный механизм, игровой отдел вызывает соблазн ничего в нём не менять, но, как и всякий механизм в хороших руках, он постоянно совершенствуется. Сегодняшние настолки «Звезды» не сильно похожи на те немецкие игры, которые десять лет назад вдохновили Константина Кривенко выпустить что-нибудь похожее и в России. Но если вектор развития, взятый игровым отделом, останется неизменным, то через несколько лет у нас вполне могут появиться свои Тойберы и Книции.

Новинки сезона

По лицензии

  • «Гарри Поттер» (начало 2011)
  • «Звёздные войны. Войны клонов» (конец 2010 — начало 2011)
  • «Чужой против Хищника» (конец 2010 — начало 2011)
  • «Комменсантъ» (2011)

Собственные европейские разработки

  • «Кошки-мышки» — детская настолка Райнера Книции (ноябрь 2010)
  • «Небоскрёбы» — трёхмерный игровой паззл Кристофа Болингера (конец 2010 — начало 2011)
  • «Ван Хельсинг» — полукооперативное вампирское приключение Фредерика Моейрсоена (конец 2010 — начало 2011)
  • «Гегемония» — стратегия Германа Тихомирова на тему Античности (2011)
  • «Семь морей» — настолка Мойерсоена в смешанном жанре (2011)

Локализации

  • «Замок на все времена» (A Castle for All Seasons) — красочная и глубокая экономическая стратегия (октябрь 2010)
  • «Осторожно осьминожки» — детская игра на ловкость, вошедшая в пятёрку финалистов премии Kinderspiel des Jahres (конец 2010)
  • «Фауна» — зоологическая викторина (январь 2011)
  • «Лас-Вегас» — симулятор казино (2011)
  • «Расхитители гробниц» — версия «Затерянных городов» Книции для 2-4 игроков (начало 2011)
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Бланд 007
№ 1
18.09.2012, 06:44
Наши делать игры умеют.Вот только жаль,что у нас нет фирмы такой которая бы ролевые настольные делала как например Wizard of the Coat или TSR развалившеяся очень даже давно
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться