Google+
10 шестеренок стимпанка СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО Мир Хранителей БЕСТИАРИЙ. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЧУДОВИЩА
Версия для печатиКинофантасты: Актёры. Джефф Бриджес
Кратко о статье: Биография знаменитого актёра, певца, художника и фотографа. Символ нескольких поколений, он пять раз был номинирован на «Оскар», но получил статуэтку только в этом году.

Джефф Бриджес

Актер, который ошибся эпохой

Я могу играть, даже когда пьян, разведён и в розыске
Джефф Бриджес
(«Сумасшедшее сердце»)

На большие экраны выходит продолжение «Трона» — знаменитого фантастического фильма с Джеффом Бриджесом в главной роли. За долгую карьеру этот мастер перевоплощений завоевал репутацию старожила Голливуда, приверженца классической школы актёрской игры. Но только в этом году получил заветную статуэтку Американской киноакадемии за лучшую мужскую роль («Сумасшедшее сердце»).

 

Для роли главного злодея в «Железном человеке» Бриджес побрился налысо, отказавшись от использования грима и компьютерной обработки.

Джеффри Леон Бриджес не шёл в Голливуд, это Голливуд пришёл к нему. Знаменитый актёр родился 4 декабря 1949 года в Лос-Анджелесе, и сразу в возрасте 4 месяцев засветился в фильме «Компания, которой она владеет». С восьми лет стал сниматься в телесериалах вместе со своим отцом Ллойдом и старшим братом Бо. Жизнь в семье актёров как нельзя лучше способствовала развитию талантов Джеффа. Молодой юноша некоторое время подрабатывал береговым спасателем, а позже пошёл учиться актёрскому мастерству.

Первой значимой ролью Джеффа Бриджеса стала драма о подростках «Последний киносеанс» Питера Богдановича 1971 года, за участие в которой 22-летний актёр был номинирован на «Оскар» в категории «Лучшая роль второго плана». С тех пор имя молодого исполнителя было у всех на устах. Буквально через три года Бриджес был снова номинирован на «Оскар» за роль второго плана в боевике с «грязным Гарри» Клинтом Иствудом — «Громила и Попрыгунчик».

На рассвете карьеры Бриджес несколько раз сильно оступился. Именитый «Кинг Конг» 1976 года, которого очень полюбили на постсоветском пространстве в эпоху видеопрокатов, был освистан критиками, хотя и получил продолжение, но уже без Джеффа Бриджеса. Усугубляла положение жёлтая пресса. Поводом для сплетней была разгульная жизнь юного таланта: Бриджес ухаживал за актрисами Сибил Шепард и Валери Перрен, баловался ЛСД и был адептом трансцедентальной медитации. Позже Бриджес иронизировал на эту тему, снявшись в фильмах «Большой Лебовски» и «Безумный спецназ». Фактически вся сценическая жизнь известного хиппаря строго делится на два периода: молодость до 90-х годов, когда ему особенно шли роли искателей приключений и любовников, и последующий средний возраст, начиная с середины 90-х, — роли президента, психиатра, учителя, отца.

Братья Коэны создали не только самого популярного персонажа Джеффа Бриджеса, но и самого известного в своей режиссёрской карьере вообще.

Восстановить репутацию актёра Бриджесу помогла пара фантастических кинокартин. Первой ласточкой был «Трон» (1982), ознаменовавший техническую революцию в кино. Хотя «Звёздные войны» уже давно увидели свет, «Трон» оказался первой кинокартиной, в которой персонажи кибер-реальности (да и сама кибер-реальность) были почти полностью нарисованы на компьютере. Джефф Бриджес играл всё того же умного, неугомонного учёного, что и в «Кинг Конге», — поборника справедливости, но, даже учитывая обыденный типаж, зажигательной актёрской игрой он затмил халтуру коллег и отвлёк от странных сюжетных дыр. Многие события в фильме происходили за кадром или обрывались на полуслове, хотя были кардинально важны для целостного восприятия.

Окончательно вернул актёра в высшую лигу Джон Карпентер. В 1984 году режиссёр снял фантастическую мелодраму «Человек со звезды». Джефф Бриджес, как и в «Троне», исполнил две роли — одну эпизодическую, другую главную*. За блистательное изображение загадочного инопланетянина в человеческом теле он впервые был номинирован на «Оскар» как лучший актёр. Но заветную статуэтку так и не получил. Она отошла Ф. Мюррэю Абрахаму за роль Моцарта в байопике «Амадей». В том же году вышло «Зазубренное лезвие», которым трёхкратный номинант на «Оскар» закрепил успех. Лента стала предвестником «Особого инстинкта» Верховена, только роковым соблазнителем был мужчина, а жертвами — женщины. Коварного дон-жуана превосходно изобразил Бриджес.

На рубеже 80-90-х ему присудили ряд значительных наград: в 1989 году он стал самым молодым актёром, которому английский Национальный киноинститут посвятил трёхнедельную ретроспективу, а в 1994 году получил премию в области авторского кино «Независимый дух» за роль в «Американском сердце» и обзавёлся звездой на голливудской Аллее славы. Тогда кинокритик New York Times Джанет Масли впервые дала характеристику Бриджеса, железно прикрепившуюся к его персоне: «Наиболее недооценённый великий актёр своего поколения». В Голливуде полагают, что Джефф Бриджес попал не в ту эпоху. Он должен был играть на рассвете так называемого «золотого века» Голливуда, наравне с Хамфри Богартом и Генри Фондой. Всё из-за обаяния, природного умения располагать зрителя к себе. Бриджес на самом деле относится к тем актёрам, участие которых в фильмах выражено создаваемыми ими образами, а не именами в титрах. В каком-то смысле он мастер перевоплощений, умелый манипулятор как характерами своих героев, так и их внешними данными.

Актёр старой школы, он является одним из любимчиков мастера абсурда, англичанина Терри Гиллиама, и снимался в двух его фильмах — «Короле-рыбаке» и «Стране приливов». Ходил слух, что на роль Дон Кихота в свою, без преувеличения, «проклятую» ленту «Человек, который убил Дон Кихота», бывший монтипайтоновец уговорит Бриджеса. К тому же разменявший седьмой десяток и щеголявший аристократичной бородкой на последней церемонии «Оскара» он подходит для роли рыцаря печального образа как никто другой. Однако не сложилось.

Бриджес подружился и с режиссёрами- братьями Коэнами, неоклассиками Голливуда. Роль прокуренного травой хиппи в фильме «Большой Лебовски» стала для многих зрителей самой любимой и цитируемой в личной фильмографии актёра. Чуть позже, в 2001 году, последовала четвёртая номинация на «Оскар» за роль второго плана в фильме «Претендент», а с ней — новая волна успеха. Бриджес в тоже время снялся вместе с Кевином Спейси в фильме «Планета Ка-Пэкс».

Сегодня у старожила Голливуда крепкий тридцатипятилетний брак с фотографом Сьюзан Гестон и три любимые дочери. Он по-прежнему снимается в кино с былым задором в прославленной реалистичной, как её называют критики, манере игры. По сей день Бриджесу удаётся не нарушать баланс — поддержание ровного рабочего ритма, без взрывных скачков, но и без однозначных провалов. Являясь частным номинантом на «Оскар», он ни разу не был номинирован на «Золотую малину».

У актёра Бриджеса есть отличительная особенность. Будь то спаситель бинарного мира, таинственный пришелец других миров, дамский угодник, обдолбанный чувак или тренер гимнасток, он никогда не дурачится, он играет. Умение легко импровизировать в рамках характера сделало его удивительно органичным для любого жанра: мелодрам, психологических триллеров, комедий, приключений. А уже в этом году выходит продолжение «Трона», где актёр будет исполнять сразу две основные роли — Клу 2.0 и Кевина Флинна. У Джеффа Бриджеса всё хорошо, а значит, Джефф Бриджес не пропадёт.

Избранные актерские работы
Фантастические фильмы
  • «Кинг Конг» (1976)
  • «Трон» (1982)
  • «Человек со звезды» (1984)
  • «Планета Ка-Пэкс» (2001)
  • «Железный человек (2008)
  • «Безумный спецназ» (2009)
Нефантастические фильмы
  • «Последний киносеанс» (1971)
  • «Громила и Попрыгунчик» (1974)
  • «Король-рыбак» (1991)
  • «Претендент» (2000)
  • «Фаворит» (2003)
  • «Страна приливов» (2005)
  • «Сумасшедшее сердце» (2009)
Такой разный

Джефф Бриджес не ограничивает себя только актёрской деятельностью. Он начал музыкальную карьеру с композиции, которая в 1969 году была использована в фильме «Джон и Мэри» с Дастином Хоффманом и Мией Фэрроу. Музыкальный талант развивался: в 1989 году он пел в фильме «Знаменитые братья Бэйкеры» с братом Бо и актрисой Мишель Пфайффер. На сегодняшний день им написано около 70 песен. Также Бриджес увлекается рисованием и фотографией. Его произведения иногда выставляются в известных галереях.

На последней церемонии «Оскар», будучи четырежды номинантом, «наиболее недооценённый великий актёр своего поколения» получил долгожданную статуэтку за лучшую мужскую роль в фильме «Сумасшедшее сердце». Актёр сыграл алкоголика- музыканта, некогда популярного исполнителя кантри. Все песни он пел сам. В предоскарной гонке Джефф Бриджес дал интервью, отражающее лучшие качества многих его персонажей: «Я бы волновался, если бы мне пришлось выбирать победителя. Что такое победа? Может, это зависит от того, как на это посмотреть. Победа — то, сколько денег ты заработал или сколько наград получил, или то, что думают о тебе другие люди? Или победа может определить, насколько ты счастлив? Или какое количество этого счастья ты даришь кому-нибудь ещё?»

Кинг Конг (1976)

Сюжет

Вольный римейк «Кинг Конга» 1933 года. Действие происходит в 70-х. В экспедицию компании Petrox по поиску источника нефти вклинивается палеонтолог Джек (Джефф Бриджес). На небольшом острове они находят огромную обезьяну.

***

Из-за вопросов экономии бюджета создатели не смогли реализовать антураж доисторического мира (этим успешно займётся Питер Джексон). Но в недавнем интервью Бриджес с ностальгией говорит о «Кинг Конге» как о чём-то революционном, сравнивает съёмки в нём с участием в новом «Троне». Вспоминает, как художника по эффектам Рика Бэй- кера наряжали в костюм неотёсанной гориллы и заставляли делать определённые движения. При этом почти сразу становится ясно, что актёр никакой не консерватор кинематографа, он поражается новым технологиям, любит быть частью революционного процесса (поэтому часто экспериментирует с фильмами, к которым собратья по статусу не подошли бы на пушечный выстрел) и верит, что за ними будущее.

Хиппи-палеонтологам много платят — дорогие наручные часы, фотоаппарат Nikon и красотка, разумеется.

Трон (1982)

Сюжет

«Трон» был поставлен режиссёром Стивеном Лисбергером по одноимённому рассказу Бонни Макберд. Сюжет рассказывает историю разработчика игр Флинна, случайно попавшего в мир компьютерных программ.

***

«Трон» не снискал феноменальной славы, но подарил нам один из самых интересных фантастических миров в кино. По сути, Джефф Бриджес одним из первых, наравне с Харрисоном Фордом и его Индианой Джонсом, утвердил типаж современного героя. Немножко хулиганистого, симпатичного и весёлого, не звезду боевиков и гору мускулов, а вполне себе человека, такого соседского парня, живущего напротив. Стоит отметить, что персонажи Бриджеса старели вместе с ним, но во многих из них до сих пор сияет иногда трагикомичный инфантилизм и человеколюбие («программолюбие») Кевина Флинна.

Фильм снимался на чёрно-белую пленку и только потом был окрашен.

Человек со звезды (1984)

Сюжет

У молодой женщины в автокатастрофе погибает супруг. Пришелец, прилетевший на Землю, вторгается в её дом, принимает облик покойного мужа и заставляет отправиться с ним в приключение с севера Америки до юго-западного штата, где его в точно намеченный срок должны подобрать сородичи на корабле.

***

«Человек со звезды» Карпентера был одним из самых посещаемых фильмов в СССР, правда, в довольно обрезанной версии. Советские цензоры убрали из фильма вульгарные, по их мнению, сцены — женский туалет на автозаправке, матерящихся работяг, с которыми подрался герой Бриджеса, и самый нецензурный жест в мире. Но озвучка фильма была на высоте. Призвание «все расы галактики — объединяйтесь» сейчас воспринимается с ностальгией. Благодаря стараниям соотечественников, а также натуралистичной съёмке Карпентера, аутентичной игре Бриджеса и немного комичному звуковому оформлению, фильм воспринимаешь как родной.

Не волнуйтесь, пришелец не угрожает оружием, просто он не знает, что тыкать заряженным пистолетом в людей неприлично.

Планета Ка-Пэкс (2001)

Сюжет

Экранизация одноимённого романа Джина Брюера. На железнодорожном вокзале Нью-Йорка появляется мужчина (Кевин Спейси), которого из-за странного поведения вскоре определяют в лечебницу для душевнобольных к доктору Марку Пауэллу (Джефф Бриджес).

***

Мистическая драма «Планета Ка-Пэкс» находится на стыке двух сюжетов — посещения землян таинственным гостем далёких галактик и микромира психиатрической больницы. Причём до самого конца остается неясно — пришелец ли мужчина, именуемый себя Протом или необычный психический больной. В каком-то смысле весь фильм герой Бриджеса изучает своего протагониста «Человека со звезды», а Кевин Спейси по-своему представляет чужака в теле человека, который, возможно, только притворяется чужаком. Фильм провалился в прокате, и экранизацию трилогии о Проте («На луче света» и «Мир Прота», вскоре вышла и четвёртая книга — «Новый гость с созвездия Лира») не стали продолжать.

Чем больше доктор Пауэлл общается с Протом, тем больше сходит с ума сам.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться