Google+
Вселенная Горца Вселенная DOOM ШОН БИН Путеводитель по «Звездному пути»
Версия для печатиИстория кино: 3D-кино: Всё, что нужно знать
Кратко о статье: 3D-кинематограф: история, технологии, уловки создателей и перспективы развития. Было ли 3D до «Аватара», почему именно Джеймс Кэмерон изменил киноиндустрию и чего ждать от нового «Трона».

Третье измерение в кино

Вся правда о 3D

После оглушительного успеха «Аватара» чуть ли не каждый второй блокбастер выходит в прокат в формате 3D. Что на самом деле скрывается за этим обозначением? Как отличить настоящее 3D от искусственного? В чём разница между 3D и стереокинематографом? Какие фильмы стоят того, чтобы переплатить за билеты, а какие можно смело смотреть по старинке без очков? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и, наконец, досконально разобраться в том, что такое 3D в кино и с чем его едят

 

ОСОБЕННОСТИ СТЕРЕОКИНЕМАТОГРАФА

Середина XX века. До премьеры «Аватара» остаётся без малого 60 лет.

Стоит начать с того, что никакого трёхмерного изображения в кино на самом деле не существует. 3D в классическом понимании вообще не имеет никакого отношения к кинопоказу с эффектом объёмного изображения. Уже многие годы под термином 3D понимают моделирование трёхмерных объектов с помощью компьютерной графики, которые в результате всё равно преобразуются в плоское изображение. Сегодня уже ни один крупномасштабный блокбастер просто немыслим без сцен с трёхмерной компьютерной графикой. Более того, трёхмерную анимацию сейчас можно создавать на любом домашнем компьютере.

То, что сегодня маркетологи называют 3D в кино, на самом деле является стереокинематографом и было придумано ещё на заре киноиндустрии. Всем знакомо понятие стереозвука: два уха, два наушника — вот и вся премудрость. Суть стереоизображения заключается в том, что на экран проецируются сразу две картинки: одна для правого глаза, другая — для левого. С помощью специальных очков картинки разделяются, и каждый глаз видит только то, что предназначено для него. Ну а наш мозг, в свою очередь, обманутый таким изощрённым образом, достраивает в сознании объёмное изображение. Проблема в том, что подобная технология основана только на бинокулярном зрении. Если закрыть один глаз, эффект трёхмерности сразу же пропадёт. Более того, при некоторых дефектах зрения даже двумя глазами можно не увидеть стереокартинку — мозг просто не сможет правильно воссоздать трёхмерные объекты.

Ещё одним важным отличием стереоизображения от реальной трёхмерности является принудительная фокусировка. Когда мы смотрим на объёмные объекты в реальности, мы можем поочередно фокусировать взгляд на вещах, которые находятся ближе или дальше от нас. В случае же стереокинематографа чёткость тех или иных объектов задаётся оператором во время съёмок, как и в обычном кино. Мы чётко видим либо то, что находится ближе, либо то, что расположено дальше от нас. Но не можем сами выбирать, на чём сфокусировать взгляд. Этот обман сбивает с толку зрительный аппарат, и даже может вызывать лёгкую головную боль. Кстати, чем менее качественно выполнено разделение стереокартинки, тем больше шансов, что у вас устанут или даже заболят от излишнего напряжения глаза: мозг будет понимать, что его обманывают, но ничего не сможет с этим поделать.

ДО ДЖЕЙМСА КЭМЕРОНА

Первым игровым стереофильмом считается «Сила любви», снятая Гарри Фейроллом в 1922 году. Фильм демонстрировался с двойной плёнки, изображение на которой окрашивалось в красный и зелёный цвета. Зрители надевали анаглифические очки и видели в результате однотонную, но вполне объёмную картинку. К началу 30-х годов популярность анаглифических фильмов сошла на нет, во многом из-за Великой депрессии. Кстати, в 1934 году Луи Люмьер выпустил анаглифический римейк самого первого фильма в истории кинематографа — своего собственного «Прибытия поезда».

Поляризационные очки фирмы Polaroid, использовавшиеся для просмотра фильма Bwana Devil.

В том же 1922 году инженер Лоуренс Хаммонд и Уильям Кэссиди продемонстрировали самый ранний пример реализации «затворного» метода получения стереоизображения. Два проектора поочерёдно показывали кадры, предназначенные для левого и правого глаза, а специальные затворы, встроенные в подлокотники зрительских кресел, поочерёдно открывались и закрывались. За счёт инерционности зрения создавалась стереоскопическая иллюзия. Однако этой системой был оборудован только один кинотеатр и в подобном формате был снят только один фильм.

Постер первого цветного полнометражного стереофильма. Аббревиатуру 3D тогда ещё никто не понял бы, так что приходилось расшифровывать.

В 1932 году Эдвин Лэнд выпустил на рынок первые поляризационные фильтры — Polaroid. Изначально они разрабатывались для защиты от блеска автомобильных фар, но вполне пригодились и для стереокинематографа. Их использование потребовало разработки новых проекторов: требовалось строго синхронизировать воспроизведение изображения сразу с двух плёнок, содержащих изображения для каждого глаза. Кроме того, обычные матовые экраны не отражали поляризованный свет, так что появилась необходимость изготовлять экраны из отражающих материалов — как вариант использовали посеребрённые поверхности.

С началом Второй мировой войны интерес к стереофильмам практически угас, зато в 1952 году начался так называемый «золотой век» стереокинематографа. Тогда вышел первый цветной стереоскопический фильм — Bwana Devil Арха Оболера. Годом позже успех цветного 3D закрепила картина «Восковой дом», которая могла похвастаться не только стереоизображением, но и, впервые в истории, стереозвуком. Впрочем, «золотой век» длился недолго. Последний успешный 3D-фильм того времени — «Месть твари» — вышел в 1955 году, после чего стереокинематограф оказался вытеснен широкоэкранным форматом, получившим серьёзное признание у зрителей. Поляризационный метод стереопоказа вызывал множество проблем: необходимо было жёстко синхронизировать два проектора; если рвалась одна плёнка, вторую приходилось подгонять кадр-в-кадр с первой; угол обзора, при котором ощущался эффект объёма, был слишком мал — с боковых мест никакой трёхмерности видно не было.

В 60-70-е годы продолжились эксперименты с технологиями. Кто-то вернулся к простому анаглифу, кто-то пытался размещать на одной плёнке сразу два изображения, которые затем поляризовались с помощью хитрых систем линз и фильтров (это избавляло от необходимости синхронизации проекторов). Наиболее удачными можно назвать системы Space-Vision 3D и Stereovision. В 1970 году в формате Stereovision была выпущена эротическая комедия «Стюардессы», до сих пор остающаяся самым прибыльным стереофильмом в истории кинематографа (при бюджете в 100 тысяч долларов кассовые сборы составили 27 миллионов только на территории Америки). Кстати, фильмы «для взрослых» в формате 3D пользуются огромной популярностью и сегодня.

В 80-х инициативу в производстве и показе стереоскопических фильмов перехватила компания IMAX. Огромный посеребрённый экран, использование 70-миллиметровой плёнки вместо традиционных 35 миллиметров, сложная камера с двумя объективами и огромный проектор — всё это позволило повысить качество стереоизображения, но мешало быстрому распространению IMAX-кинотеатров. На двадцать лет в развитии стереокинематографа наступило затишье.

ЭПОХА «АВАТАРА»

Настоящую революцию в развитии стереокинематографа совершил Джеймс Кэмерон, но произошло это задолго до премьеры «Аватара». После оглушительного успеха «Титаника» Кэмерон посвятил всё своё время изучению подводного мира и разработке новых кинокамер. Была поставлена задача создать цифровую HD-камеру небольших размеров с двумя объективами, позволяющую снимать стереоизображение, не вызывающее раздражения глаз и головной боли при просмотре.

Вместе с оператором Винсом Пейсом и командой технических специалистов компании Sony Кэмерон создал так называемую Fusion Camera System.

Стереокинематограф в СССР

Советская 3D-камера формата «Стерео 70».

Ещё Сергей Эйзенштейн в 20-е годы прошлого века утверждал, что будущее кинематографа за стереоизображением. Тогда же в Советском Союзе начались исследования в области стереокино. С 30-х годов этими исследованиями плотно занимался Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ). В 1940 году состоялся показ фильма «Выходной день в Москве» Александра Птушко, для его просмотра использовались поляризационные очки. В 1963 году в НИКФИ была разработана система «Стерео 70», в которой использовалась 70-миллиметровая киноплёнка. В этом формате было снято довольно много фильмов, а в начале 70-х специально для её изучения в Москву из Канады приезжали будущие создатели системы IMAX 3D (в которой тоже использовалась 70-миллиметровая плёнка). В настоящее время формат «Стерео 70» безнадежно устарел: кинотеатры давно закрылись, необходимую плёнку уже не производят, лабораторий для обработки такой плёнки тоже не осталось. И вряд ли серьёзным утешением послужит запоздавшее признание на Западе — в 1990 году создатели «Стерео 70» получили премию «Оскар» за технические достижения.

Sony Fusion 3D Camera System, созданная Винсом Пейсом и Джеймсом Кэмероном на базе HD-камер Sony HDC-F950.

В 2003 году в кинотеатрах IMAX вышел первый полнометражный фильм, снятый по новой технологии, — «Призраки бездны» Джеймса Кэмерона. В дальнейшем камера претерпела некоторые доработки и усовершенствования, но фактически именно с её помощью был снят «Аватар» и снимаются 3D-фильмы сегодня.

В конце 2004 года на экраны IMAX-кинотеатров вышел «Полярный экспресс» — первый трёхмерный анимационный фильм в 3D-формате. Четверть кассовых сборов «Полярного экспресса» была получена с IMAX-сеансов (и это притом, что на тот момент работало всего 66 IMAX-кинотеатров), и кинопроизводители окончательно осознали, что 3D — не просто отличное развлечение, но и возможность заработать огромные деньги.

Джеймс Камерон о 3D

«3D-фильм погружает вас в происходящее, обостряя чувство физического присутствия и участия в нём. Я уверен, что если во время просмотра провести исследование нейрофизиологических особенностей работы головного мозга, то оно покажет активность большего количества нейронов, чем при просмотре ленты в 2D. Когда человек думает о стереокино, то обычно вспоминает визуальные трюки: объекты и персонажи, летающие или выбрасываемые в зрительный зал. В действительности же в хорошем стереофильме подобные кадры являются скорее исключением, чем правилом. Просмотр стереофильма — взгляд в альтернативную реальность через окно».

3D-камеры Кэмерона и мастодонты современной киноиндустрии: директор DreamWorks Animation Джеффри Катценберг, режиссёры Джеймс Кэмерон и Стивен Спилберг

Одним IMAX сыт не будешь. Нужно было создать доступную технологию, чтобы показывать стереокино в обычных кинотеатрах. И такие технологии не заставили себя долго ждать, поскольку фактически всё было уже давно придумано — требовалось только грамотно реализовать. С появлением цифровых носителей и цифровых проекторов проблема синхронизации двух изображений фактически исчезла. И в то время, как Джеймс Кэмерон готовился к премьере «Аватара», кинотеатры по всему миру в срочном порядке закупали и устанавливали новое оборудование.

Фактически фильмы в 3D начали выходить и до «Аватара». Но для кинотеатров всё это было скорее непривычным экспериментом, чем обычной практикой. Поэтому компания 20th Century Fox специально готовила в течение полутора лет всех директоров кинотеатров к тому, чтобы они успели обзавестись необходимым оборудованием. Им показывали отрывки из фильма, которые говорили сами за себя. Так что к концу 2009 года количество кинотеатров, готовых к стереопоказу, выросло в несколько раз, в том числе и в России. И теперь, спустя всего год, показ кино в 3D стал чем-то обыденным, перестал удивлять. Тем не менее 3D бывает очень разным. И на отличиях технологий производства и показа стереофильмов мы остановимся подробнее.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА

Анимация

Проще всего перевести в стереоформат компьютерные мультфильмы, чем сейчас активно пользуются все анимационные студии. Объекты и сцены изначально моделируются объёмными — это то, что мы все привыкли называть трёхмерной компьютерной графикой. Так что для получения стереоэффекта достаточно создать не одну, а две виртуальные камеры, и в процессе финального рендеринга пересчитать отдельные изображения для каждого из глаз. Подобная технология, разработанная студией DreamWorks Animation вместе с компанией Intel, получила название InTru3D, а первым мультфильмом, выпущенным в таком фор- мате, стал «Монстры против пришельцев». Фактически же подобные 3D-мультфильмы выходили в прокат и раньше — например, «Полярный экспресс» Роберта Земекиса, который демонстрировался в кинотеатрах IMAX. Кстати, пользуясь таким методом, можно перевести в 3D-формат старые трёхмерные мультфильмы: так студия Pixar недавно выпустила так первые две «Истории игрушек». Дебютным российским анимационным фильмом со стереоэффектом стала картина «Белка и Стрелка. Звёздные собаки».

Конвертация

Благодаря 3D-формату легендарные «Истории игрушек» вернулись на большой экран.

В погоне за прибылью многие студии решили, что можно выпустить в 3D даже те фильмы, которые изначально снимались классическим способом на одну камеру. Полноценного объёмного эффекта в таком случае добиться фактически невозможно. Специально обученные люди кропотливо разделяют на несколько слоёв плоскую картинку и таким образом пытаются получить некоторую глубину изображения.

«Первый российский фильм в 3D» фактически не был первым, учитывая многолетнюю историю стереокинематографа в СССР. К тому же, снимался он без учета дальнейшей конвертации в 3D, и конвертировано было только несколько сцен. В результате — обманутые ожидания и разочарование зрителей.

Но объекты всё равно остаются плоскими, так что подобное 3D больше всего напоминает картонные книжки-раскладушки, знакомые нам с детства. Если в фильме много компьютерных эффектов, то их можно сделать по-настоящему объёмными, но ситуацию в целом это не спасает. Не говоря уже о том, что монтаж в конвертированных фильмах остаётся классическим, привычным для плоского кинематографа, а в стерео необходимы другие приёмы. К примеру, резкие передвижения камеры и частая смена планов в 3D становятся серьёзным испытанием для глаз. Яркий тому пример — недавняя «Битва титанов».

С другой стороны, Джеймс Кэмерон не считает, что конвертация — безусловное зло. Он уверен, что можно грамотно перевести плоский фильм в 3D, и поэтому весной 2012 года на экраны выйдет трёхмерная версия «Титаника». Не отстаёт от него и Джордж Лукас: все эпизоды «Звёздных войн» будут конвертированы в 3D и выпущены в широкий прокат. Обновлённую «Скрытую угрозу» мы увидим в 2012 году, а остальные эпизоды будут выпускаться с интервалами в один год.

«Вий» Олега Степченко — самый, пожалуй, ожидаемый отечественный кинодолгострой. Это первый российский проект, снимаемый в полноценном 3D. Работы ведутся уже несколько лет, за это время он успел вырасти в трилогию, потом сократиться до двух частей. Дата премьеры до сих пор неизвестна, но люди, видевшие материал, утверждают, что 3D там не хуже, чем в «Аватаре».

Живая съёмка в 3D

Наиболее честный и эффектный способ получить полноценное стереоизображение — съёмка фильма на специальную камеру. Фактически на сегодняшний день существует только одна проверенная модель — та самая, которую создал Кэмерон и на которую был снят «Аватар». Два объектива позволяют изначально получить отдельные изображения для обоих глаз, но при этом усложняется весь процесс постпродакшена картины: каждый кадр приходится обрабатывать дважды. Но опыт «Аватара» показывает, что игра стоит свеч. Так что на камеру Кэмерона уже были сняты «Путешествие к центру Земли», «Обитель зла 4: Жизнь после смерти», «Трон: Наследие» и третьи «Трансформеры». Россия, заметим, не отстаёт: уже несколько лет снимается «Вий» в 3D и даже «Самый лучший фильм Три-Дэ».

ТЕХНОЛОГИИ ДЕМОНСТРАЦИИ

Анаглиф

Анаглифический метод получения стереоэффекта заключается в том, что изображения для разных глаз пропускаются через цветные фильтры. Как правило, для левого глаза это красный, а для правого — синий или зелёный. Зритель надевает специальные очки с такими же цветными фильтрами. В итоге каждый глаз воспринимает изображение, окрашенное в цвет, соответствующий цвету светофильтра в очках.

Основной недостаток такого метода заключается в неполноценной цветопередаче. Для чёрно-белых фильмов это ещё было оправданно, но для современного цветного кинематографа такой метод вряд ли можно считать приемлемым. Тем не менее он до сих пор остается самым дешёвым и использует ся, например, в некоторых компьютерных играх или детских развлечениях.

Dolby 3D

Технология Dolby 3D формирует для каждого глаза изображения с разными длинами волн красного, зелёного и синего цветов, а очки отфильтровывают эти определённые длины волн. Такой метод позволяет сэкономить на стоимости экрана, поскольку, в отличие от поляризационных систем, здесь не требуются особенные отражательные характеристики. Но сами очки получаются дороже, а изображение, которое мы видим через очки, оказывается сильно затемнённым. Проблема решается установкой более ярких ламп в проектор, но на практике кинотеатры зачастую на лампах экономят. В итоге — красочная картинка становится очень тёмной и блеклой.

XpanD

В технологии XpanD используется затворный метод разделения изображений. Изображения проецируются на экран по очереди, а жидкокристаллические затворы в очках синхронно с проектором поочередно закрываются, позволяя каждому глазу видеть только своё изображение. Сигнал синхронизации передаётся на очки с помощью инфракрасного излучения. Такая технология тоже не требует специального экрана, поэтому может быть легко смонтирована в любом кинотеатре. Но для питания очков требуются специальные батарейки, которых хватает на 300 часов работы, и будет очень неприятно, если заряд батареи закончится во время сеанса. Если вам доведётся смотреть фильм в таких очках, попробуйте заслонить пальцем инфракрасный датчик (он расположен по центру очков над носом) — объёмность картинки сразу же пропадёт.

IMAX 3D

В IMAX используется поляризационный метод получения стереоизображения: с помощью фильтров, установленных на двух отдельных кинопроекторах, изображения для левого и правого глаза поляризуются соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях, а фильтры в очках «извлекают» из светового потока требуемые картинки. Основной недостаток такого метода — высокие требования к экрану, который не должен менять поляризацию падающего на него света. Поэтому в IMAX используется экран с серебряным покрытием. Кроме того, для линейно поляризованных очков необходимо, чтобы зритель держал голову на одном уровне, не наклоняя её, иначе стереоэффект теряется.

RealD

В технологии RealD используется круговая поляризация света. Эта технология подобна IMAX 3D, но круговая поляризация вместо линейной позволяет сохранять стереоэффект и избегать двоения изображения при небольших наклонах головы. Кроме того, RealD не требует обязательного наличия двух проекторов. Проектор попеременно проецирует кадры для каждого глаза, причём эти кадры проецируются в циркулярном поляризованном свете — по часовой стрелке для правого глаза, против часовой — для левого. Чтобы уменьшить мерцание, каждый кадр проецируется по три раза. Так же как и в IMAX, для системы RealD требуется экран с серебряным покрытием. Потеря яркости при использовании RealD тоже присутствует, но ощущается не столь сильно, как в других очках. Для повышения яркости по примеру IMAX иногда применяют два проектора.

RealD на сегодняшний день является самой прогрессивной технологией стереопоказа. Испытав на себе все описанные технологии, мы рекомендуем вам посещать кинотеатры, где используют именно её. Иногда можно сходить и в IMAX-кинотеатр, чтобы впечатлиться огромным экраном, но практика показывает, что чем меньше экран, тем лучше выглядит стереоэффект. Впрочем, главное, чтобы фильм был хороший.

DISNEY DIGITAL 3D

В трейлерах и на постерах можно увидеть множество разных логотипов, включающих в себя обозначение «3D». Как правило, это указание на технологию производства или демонстрации фильмов. Однако маркетологи иногда идут на различные ухищрения. Например, популярный бренд Disney Digital 3D не относится ни к какой технологии. Это лишь способ информирования зрителя, что фильм был произведен и будет демонстрироваться в цифровом формате 3D. Так что Disney Digital 3D — фильм студии Disney в цифровом 3D.

***

Рассказывать о 3D-технологиях можно долго. Фактически мы сейчас наблюдаем лишь начало массовой экспансии стереоскопического изображения во все сферы развлечений. Всё большую популярность обретают компьютерные игры в 3D, поступили в продажу специальные компьютерные очки с поддержкой объёмного изображения. Начался выпуск 3D-телевизоров и фильмов на Blu-ray с 3D-версиями.

Тем не менее уже появился определённый спад интереса к 3D-кинематографу. Зрители разочарованы низким качеством конвертации двухмерных фильмов в 3D-формат, а кинопроизводители в погоне за прибылью, кажется, напрочь позабыли, что 3D — это лишь один из способов рассказать историю, но никак не гарантия многомиллионных прибылей. И действительно, несмотря на то, что чуть ли не каждый второй фильм, выходящий в широкий прокат, выпускается в 3D-формате, к успеху «Аватара» пока никому не удалось приблизиться.

У кинематографа есть свой язык. К языку двухмерного кино и зрители, и режиссёры привыкали долгие годы. Теперь всем приходится изучать новый язык — язык стереокинематографа.

«Трон: Наследие» снимается на те же камеры, что и «Аватар». Но создатели обещают, что 3D в новом «Троне» будет ещё более глубоким и впечатляющим, чем всё виденное нами ранее.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Артём с Днепра
№ 1
13.05.2011, 01:29
Достаточно интересный материал
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться