Навесная смерть
Миномёты
![]() |
Вдруг начнётся сабантуй.
Тот проймёт тебя поглубже, —
Землю-матушку целуй.
Александр Твардовский
«Василий Тёркин: на привале»
Иногда можно услышать, что миномёты были изобретены в России и впервые применены при обороне Порт-Артура. Но это не совсем так. В 1904 году было изобретено лишь устройство для метания морских мин, которое никогда больше не использовалось. Зато его название в русском языке перешло на мортиру — артиллерийское орудие для навесной стрельбы.
Окопные мортиры
Мортиры известны так же давно, как и артиллерия, хотя долгое время они играли небольшую роль. Судьбы империй решались в полевых сражениях, навесной же огонь требовался только при осаде крепостей. Ситуацию в корне изменил «позиционный тупик» Первой мировой. Пехота засела в окопах, став почти неуязвимой для настильного огня, и спрос на оружие, способное перебросить гранату через бруствер, резко возрос.
Какие только конструкции не применялись в это время! Стрелять из одной траншеи в другую пытались из тяжёлых арбалетов и пневматических устройств. Для метания гранат приспосабливались старинные 20-миллиметровые крепостные ружья. Появились и специальные, нарезные окопные мортиры. Но большая часть бомбомётов и боеприпасов к ним изготавливалась прямо на поле боя из подручных материалов — стволами, к примеру, служили гильзы и даже корпуса крупнокалиберных снарядов. В 1916 году в русской армии насчитывалось 10 тысяч таких самоделок, уже в то время действие окопных мортир вызывало 50% боевых потерь. Пулемёты косили пехоту, лишь когда она поднималась в атаку. Миномёты же — постоянно.
Вне конкуренции оказалась мортира Стокса-Брандта, представлявшая собой опирающийся на сошку и плиту гладкий ствол с неподвижным ударником, о который накалывались капсюли скатывающихся со стороны дула мин. Простота и дешевизна оружия поражали. Стрелять из миномёта мог любой солдат. При сопоставимой с 75-миллиметровым снарядом эффективности мина стоила в 20 раз меньше. В простейшем случае она представляла собой заваренный с двух сторон обрезок трёхдюймовой трубы. Внешний её диаметр составлял 80 миллиметров, это предопределило и калибр ствола: 81 миллиметр.
Миномёты в бою
Миномёт — главное оружие поддержки пехоты. И к концу 30-х годов прошлого века в советской и германской армиях каждый взвод вооружался одной 50-миллиметровой мортирой весом около 10 килограммов и дальнобойностью 800-900 метров. Существовали и более компактные варианты. В Польше на вооружении состоял 46-мм, в Италии — 45-мм, а в СССР даже 37-мм «миномёт-лопата».
Результаты боевого применения лёгких миномётов, впрочем, были признаны неудовлетворительными. Точность выстрелов не выдерживала критики, а для огня «по площади» пехоте пришлось бы таскать с собой слишком много боеприпасов.
Лучше зарекомендовали себя батальонные миномёты, калибром от 60 до 90 миллиметров. «Классическим» считался 81-мм калибр. В СССР он был увеличен на миллиметр для повышения технологичности. Производство миномётов налаживалось в спешке, допуски не соблюдались, и мины застревали в стволах. Вот и было решено увеличить зазор. На точности и дальности огня это никак не сказалось.
Батарея из шести миномётов показала себя наиболее действенным оружием батальона. Вес 40-60 килограммов обеспечивал «артиллерии» высокую манёвренность, а благодаря скорострельности 25 выстрелов в минуту она стоила дивизиона из дюжины 75-миллиметровых орудий, уступая последним лишь в дальности стрельбы (2500-3000 метров).
Недостаток был только в малом фугасном действии мин — требовалось попадать точно в окоп. Поэтому на вооружение советской армии была принята 120-миллиметровая «версия» Стокса-Брандта. Немцы же пошли другим путём: они оснастили каждый полк парой 150-мм «тяжёлых пехотных орудий». И несмотря на то, что эта немецкая пушка обычно получает самую лестную оценку, результат «практической дискуссии» говорит сам за себя: в ходе войны немцы скопировали советские тяжёлые миномёты и применяли их вместо «родных» гаубиц.
Пушка имела решающее преимущество в точности стрельбы. Но при попытках вести огонь прямой наводкой пехотные орудия легко поражались из противотанковых ружей, противотанковых пушек, миномётов. Действовать по принципу «вижу — стреляю» имели возможность только хорошо защищённые боевые машины. Стрельба же с закрытых позиций чаще всего велась «по площади», и тут высокая скорострельность мортиры оказывалась полезнее, чем хорошая кучность орудия.
Мобильность весящего четверть тонны тяжёлого миномёта ниже, чем у батальонного, но при дальности стрельбы в шесть километров менять позицию приходится не так уж часто. «Зачистка» одной и той же площади требует вдвое больше боеприпасов по сравнению с 82-мм калибром, но при этом засыпаются траншеи, разрушаются постройки, сносятся заграждения и подрываются противотанковые мины. Прямое попадание уничтожит и танк.
Применение 120-мм мортир дало настолько хорошие результаты, что в советской армии в послевоенное время именно они стали поступать на вооружение батальонов. Причём численность батареи была повышена до 8 стволов. Пехота других стран не имела настолько мощной поддержки.
Советские конструкторы пошли дальше, создав миномёты калибром 160 и 240 миллиметров. Но «сверхтяжёлые» миномёты большого распространения не получили: если мину нельзя взять в руки и бросить в ствол, то конструкция мортиры усложняется, а значит, её преимущество по сравнению с гаубицей пропадает. Кроме того, применять снаряды большой разрушительной силы имеет смысл только против хорошо защищённых компактных целей. Поразить же дот всё-таки проще из пушки, путём пристрелки.
Перспективы
![]() |
Немецкий самоходный 120-миллиметровый миномёт. |
Гениальные конструкции очень сложно усовершенствовать. Миномёт Стокса-Брандта ещё много десятилетий сохранит актуальность, но бюджетные решения, привлекательные в эпоху великих войн, ныне уже не кажутся оптимальными. Так, появление автоматических станковых гранатомётов (АГС) привело к почти повсеместному снятию с вооружения мортир калибром 50-60 миллиметров — хоть стрельба и обходится дороже, АГС бьёт дальше, точнее и чаще.
Попытки повышения боевых возможностей миномётов среднего и крупного калибра предпринимаются сразу в нескольких направлениях. Всё чаще применяется самоходное бронированное шасси, дающее защиту расчёту и повышающее манёвренность. Разрабатываются «умные» самонаводящиеся мины, способные поражать танки в крышу. Наконец, традиционно гладкий ствол миномёта снабжается нарезами для повышения точности стрельбы.
Но перечисленные меры нельзя назвать по-настоящему эффективными, так как ни одна из них не позволяет мортире сохранить те самые преимущества, которые до сих пор и обеспечивали ей успех. Фактически миномёты среднего и крупного калибра вытесняются гаубицами. Российская самоходка «Нона» со 120-миллиметровым нарезным орудием во вращающейся башне, хотя и считается развитием идеи миномёта, не имеет с ним ничего общего, кроме возможности стрельбы минами. Да и то — в порядке исключения. Стандартным боеприпасом является снаряд с готовыми нарезами.
![]() |
Скорострельный "Василек" | |
Советский 82-миллиметровый автоматический миномёт «Василёк». При весе 632 кг делает 120 выстрелов в минуту. По экономической эффективности это оружие не имеет конкурентов: для стрельбы используются мины, лежащие на складах со времён Великой Отечественной. И их ещё надолго хватит. |
Что почитать? |
|
Что посмотреть? |
|