От «Ганбастера» к «Дайбастеру» РУССКИЙ СТИМПАНК Космические пираты СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО
Версия для печатиВрата Миров: Планетарий. Сатурн
Кратко о статье: Если не самая интересная, то самая красивая планета Солнечной системы — не считая Земли. Кольца обеспечили Сатурну множество ролей в фантастике: от туристического заповедника до кладовой минералов.

Властелин колец

Сатурн в фантастике

— Это Сатурн, — сказал профессор, — самая красивая и самая удивительная планета из всех, что я видел. Вокруг Сатурна крутится большое круглое кольцо. Древние учёные долго не могли понять, что это такое, и лишь недавно астрономы определили. Оказывается, вокруг Сатурна летают маленькие камешки и кусочки льда. Но летят они с такой большой скоростью, что с Земли кажется, будто это какое-то колесо днём и ночью вращается вокруг планеты.
Валентин Постников «Приключения
Карандаша и Самоделкина на Дрындолёте»

Газовый гигант Сатурн сам по себе — довольно унылое место. Он бы ничем не отличался от прочих газовых гигантов, если бы его кольца, по мнению фантастов, не представляли собой зрелище, равного которому нет во всей обитаемой вселенной.

Каждый, кто хоть раз бывал в планетарии, помнит, как взгляд неизбежно цепляется за Сатурн. Он решительно выбивается из стройного ряда разноразмерных небесных тел Солнечной системы. Все планеты — шарики как шарики, разве что раскраска разная, и только одна напялила на себя какое-то непонятное кольцо, точнее, даже целую кучу колец, словно цыганка — гроздь цветных бус.

Что такое Сатурн — космический урод или украшение Солнечной системы, — решать не нам. Вот когда прилетят инопланетяне, живущие у других звёзд, мы и выясним, редкость ли там планеты с кольцами или их по десятку в каждой звёздной системе. А может, Сатурн вообще такой один на всю галактику.

А пока этого не произошло, фантастам приходится изобретать разные способы использования этого чуда — как утилитарные, так и самые что ни на есть романтические.

Редкий вид

Газовым гигантам не везёт с аборигенами, а Сатурну — в особенности. Мало того, что гуманоидов фантасты предпочитают поселять на Марсе и Венере, так ещё и разнообразных метанодышащих негуманоидов, которые могли бы составить славу Сатурну, «застолбил» за собой Юпитер. Даже творец водоплавающих венериан и четвероруких марсиан Эдгар Берроуз иссяк на подходе к поясу астероидов. И быть бы Сатурну необитаемым, если бы не отец космической оперы Эдмон Гамильтон, создатель капитана Фьючера и мира звёздных волков.

В его романах долговязые голубокожие сатурняне со щетинистыми чёрными волосами и тусклыми глазами жили в мире огромных деревьев с голубой корой и багряными листьями, которые отбрасывают в плотном белёсом тумане изломанные тени, в мире цветов, размер которых превышает несколько метров, а в облаке пыльцы можно задохнуться. В мире многокилометровых грибниц, медленных рек с чёрной, как смола, водой, коротких ночей и серых рассветов.

Великая древняя столица планеты — город Опс — была старой уже тогда, когда на Сатурн высадились первые земляне. Здания из чёрного бетона с плоскими крышами, собирающими драгоценный солнечный свет, узкие улицы, запруженные толпами представителей девяти рас. В огромном и богатейшем зоопарке Опса можно познакомиться с животным миром планеты. Безрогие олени с Великих Равнин, огромные голубые травяные тигры, неуклюжие гигантские хамелеоны с двадцатью суставчатыми ногами. Псевдомыслящие гигантские муравьи, серокожие металлоядные змееящеры из южных болот. Один из секретов Сатурна — кволу, крылатые люди, обитатели неисследованных земель, хранящие ядовитый «источник жизни», вода которого опасна для всей Солнечной системы.

Гамильтон создал очень интересный мир, гармоничный и экзотичный, но, конечно же, имеющий мало отношения к реальному Сатурну. Однако роман «Галактическая миссия» достоин внимания уже потому, что описывает вселенную, в которой обитает редкий тип разумных существ: гуманоиды-сатурняне.

Конечно, можно вспомнить ещё и «Микромегас» Вольтера, написанный в середине XVIII века. В этом трактате умные мысли высказывают друг другу сириусянин и уроженец Сатурна. Но Вольтер злоупотребил философскими диалогами, почти не уделив внимания описанию сатурнянина: из текста мы не узнаём ни его цвета кожи, ни вкусовых пристрастий.

С негуманоидными расами проще. Взять хоть разумные пузыри с плотной шкурой, способные при помощи водородного «мешка» регулировать высоту своего парения в атмосфере, оставаясь в пределах температуры и давления, пригодных для их жизни. Для коммуникации они пользовались электрическими импульсами, так что люди, следившие за атмосферными всплесками, услышали их разговоры как песни, вплетённые в шум разрядов и помех. Так описал сатурнян Роджер Желязны в рассказе «Последняя песня». Впрочем, эти существа очень похожи на джанска из романа Тимоти Зана «Дар Юпитера» — и, вероятно, на аборигенов всех газовых гигантов.

Паспорт Сатурна
  • САТУРН: газовый гигант, шестая от Солнца планета, вторая по размеру после Юпитера
  • ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ РАДИУС: 60 270 км (примерно в 9,5 раз больше земного)
  • МАССА: 5,685?1026 кг (в 95 раз больше массы Земли).
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СУТОК: около 10,5 часов.
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГОДА: около 30 земных лет.
  • РАССТОЯНИЕ ОТ СОЛНЦА: среднее — 1,43 млрд км (в 10 раз дальше Земли)
  • СОСТАВ АТМОСФЕРЫ: водород (96%), гелий (3%) и около 1% примесей, в том числе этан, аммиак и метан.
  • ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРЫ: скорость ветров — до 1800 км/ч. Как и на других газовых ги- гантах, на Сатурне бывают длительные ураганы (например, так называемый Большой белый овал). Наблюдаются мощные грозовые разряды и полярные сияния.
  • ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ: ядро (около 20 масс Земли), состоящее из камня, железа и льда. На глубине более 30 тысяч километров (при давлении более 3 миллионов атмосфер) — слой металлического водорода. С уменьшением глубины водород постепенно становится жидким, а потом газообразным. Газовый слой сравнительно тонок.
  • СПУТНИКИ: 62 спутника (на 1 меньше, чем у Юпитера). Крупнейшие — Титан, Рея, Япет, Диона, Тефия, Энцелад, Мимас. Последний (трёхсотметровый S/2009S1) открыт в 2009 году и является на данный момент ближайшим к Сатурну.
  • КОЛЬЦА: состоящие из пыли и льда кольца есть у всех газовых гигантов, но у Сатурна они наи- более крупные. Ширина колец около 250 000 километров, а толщина всего около километра.

Разобрать по камешку

Кольца Сатурна (и вообще околопланетное пространство) становятся местом действия гораздо чаще, чем поверхность планеты. Их описаний сделано немало. Те из авторов, кто не ограничивается упоминанием того, что кольца «подобно мечу разрубают диск планеты», подробно описали каменное и ледяное крошево, радужную россыпь угловатых обломков, мелкого щебня, искрящейся пыли.

История открытий

«Кассини» и «Гюйгенс» в системе Сатурна (художественная реконструкция).

До последней четверти XVIII века Сатурн считался самой дальней планетой Солнечной системы. Впервые наблюдая его в телескоп в 1610 году, Галилео Галилей обнаружил систему из трёх небесных тел, за которые он принял саму планету и блеск колец с двух сторон от неё. Спустя полвека и с помощью уже более мощного телескопа нидерландский математик Христофор Гюйгенс смог разглядеть кольца непосредственно. Он же открыл Титан, который некоторое время считался единственным спутником Сатурна. Через 15 лет к исследованию планеты подключился итальянец Джованни (Жан) Кассини, ставший директором Парижской обсерватории. Он обнаружил, что колец у Сатурна несколько и они разделены явно видимой щелью (которая теперь носит его имя), а также «добавил» в систему Сатурна ещё четыре спутника.

С 1979 по 1981 год Сатурна впервые достигли земные космические аппараты и поток данных резко возрос. В девяностых Сатурн начали изучать с помощью телескопа «Хаббл», а в 2004 году на постоянную орбиту вокруг Сатурна вышла станция «Кассини» и находилась там в течение трёх лет.

«Кольцо не было пригоршней камней, брошенных в мёртвое инертное движение вокруг Сатурна; оно жило своей странной, непостижимой жизнью, и в закономерностях этой жизни ещё предстояло разобраться». Так увидели кольцо герои повести братьев Стругацких «Стажёры». Планетолог Владимир Юрковский, предполагавший, что все гигантские планеты должны иметь кольца и что кольца Сатурна имеют искусственное происхождение (теория не хуже любой другой), даже обнаружил среди обломков странный предмет из пяти белых сфер, соединённых конструкцией, похожей на растопыренного серебряного паука. Это не могло быть ничем, кроме инопланетного артефакта...

А такими сатурняне предстали в мультфильме «Экспедиция на Сатурн».

Но для человечества не менее важно, чем доказательство искусственного происхождения колец, было найти в них воду, железо, редкие металлы. Это дало бы системе Сатурна автономность в снабжении горючим и материалами. Но это было непросто: не создали ещё снаряд, способный войти в сверкающие толщи колец Сатурна и вернуться оттуда невредимым.

Героям «Войны с джиннами» Василия Головачёва или «Звёздного старателя» Мюррея Лейнстера везло значительно сильнее, чем персонажам Стругацких. То и дело среди шлака и льда космическим охотникам попадался «огромный камень, излучающий золотой свет», или «маленькая скала, усыпанная алыми блёстками самоцветов».

Но настоящие сокровища колец — это не драгоценности и даже не руды. В повести Айзека Азимова «Путь марсиан» кольца Сатурна становятся источником воды — величайшей драгоценности вселенной, от которой зависит не только жизнь, но и космическая экспансия человечества, ведь вода может быть и горючим для перелётов. У Азимова земляне-рудокопы обрабатывали ледяные глыбы и «вплавляли» в них космолёты, превращая каждую гору льда в корабль. Доставка воды на сухой Марс шла за «собственный» счёт: корпус ледяного корабля был его же топливом.

Самый древний

В земной мифологии бог Сатурн древнее Юпитера.

Сатурн — древнейшее италийское божество, считавшееся верховным богом ещё в доримскую эпоху. Впоследствии был свергнут Юпитером. По преданию, в древности вся Италия звалась Сатурновой землёй. Именно Сатурн научил людей земледе- лию, садоводству и виноделию. Эпоха правления Сатурна была золотым веком, временем, когда не было бедности, несчастий и несправедливости. В Греции Сатурну соответствовал титан Кронос, отец Зевса, будущего предводителя олимпийцев, символизирующий само бесконечное и всесильное время.

Роджер Желязны в уже упоминавшемся рассказе «Последняя песня» настаивает, что и сам Сатурн, а не только его кольца и спутники будет полезен человечеству — как источник уникальных газов и органических соединений, получить которые на Земле невозможно.

Мечта туроператора

Герой повести Ричарда Ловетта «Лабиринт Бритни» был бизнесменом. Точнее, разбогатевшим старателем — вроде тех, о которых шла речь в предыдущей главе. А когда ему понадобилось тайно совершить экспедицию на Япет за редчайшим чёрным алмазом, он ни секунды не раздумывал о том, какой должна быть легенда прикрытия: конечно, туризм.

Неизвестно, много ли планет с кольцами в других звёздных системах, но у нас Сатурн один. А значит, это уникальные виды, неповторимые впечатления — и, конечно, дельцы, придумавшие, как на этом наживаться. И богатые бездельники, готовые платить за красивую картинку в иллюминаторе каюты-люкс.

Там, в тёмной глубине, пылали звёзды и, затмевая их, мерцал гигантский серебристый шар, окружённый плоским кольцом из льда, камней и пыли. Кольцо выглядело сплошным, если не считать щели Кассини, разделявшей его наружную и внутреннюю часть; звёзды, сиявшие в чёрном провале щели, казались пойманными в ловушку светлячками. Архиба, одно из космических поселений в Сатурнианском шлейфе, славилась этим чарующим видом и всякими иными развлечениями. Прогулки в парках под светом Сатурна, полёты к кольцу, экскурсии на Титан, Рею и Тефию плюс превосходная кухня.

Михаил Ахманов «Ливиец»

Экзотические виды системы Сатурна — главные валютные резервы Солнечной системы.

Свадебные круизы в космических яхтах над сверкающей под Солнцем плоскостью колец Сатурна, сеть орбитальных отелей, в каждом из которых свой уникальный вид на систему колец и спутников, «долина гейзеров» на Энцеладе, воздушный слалом на Япете — всё, что может приносить деньги, должно их приносить. Ларри Нивен в «Защитнике», Уолтер Уильямс в «Дне инкарнации» или Александр Тюрин в «Отечественной войне 2012 года» хоть и совершенно по-разному, но сходятся на том, что основное вселенское предназначение Сатурна — радовать глаз одних и наполнять карманы других.

Нам предоставлялась возможность по- кружить в воздухе, влетать и вылетать из метановых туч, гоняться друг за другом по об- лачному небу, замутнённому фотохимическими веществами. После этого мы должны были пока- таться на лыжах на леднике Томаско, побывать на торжественном ужине, а потом отправиться кататься на коньках по метановому льду.

Уолтер Уильямс «День инкарнации»

Более того, туристам Уильямса выдают напрокат специальные тела, максимально приспособленные к условиям лун Сатурна, — то есть тех мест, откуда видны наилучшие пейзажи. Это крепкие, приземистые тела, покрытые шерстью, с шестью ногами и куполообразной головой, торчащей впереди между парой рук. При этом большинству уроженцев сатурнианских колоний получить такое тело можно было только в обмен на тяжёлый контракт. Иначе — сиди себе в виде компьютерной матрицы и жди шанса на инкарнацию. Несправедливо, но у туристов есть деньги на тела, а у колонистов нет.

Игроки Титана

У Титана, крупнейшего спутника Сатурна, в фантастике особое почётное место. Для начала он не только чемпион по размеру в Сатурновой свите, но и занимает второе место во всей Солнечной системе. Превосходит его по размеру (да и то незначительно) только юпитерианский Ганимед. Зато Меркурий, хоть и планета, существенно Титану уступает. Диаметр Титана вдвое превышает лунный, а сила тяжести составляет примерно одну седьмую земной. А вот температура подкачала: 170-180 градусов ниже нуля.

Но интересным Титан делают не размеры. Для начала, это единственный в нашей системе спутник, имеющий густую атмосферу, — настолько густую, что поверхность нельзя разглядеть в оптический телескоп. Четырёхсоткилометровый газовый слой на 98% состоит из азота — почти как на Земле. Правда, кислород отсутствует полностью, вместо него менее двух процентов составляют метан и примеси. Но это уже мелкие придирки. Ведь на Титане образуются настоящие облака и даже выпадают осадки. Однако и атмосфера — не самое важное. Титан — единственное, кроме Земли, небесное тело, на котором совершенно точно обнаружена жидкость. Роль жидкости там выполняет метан, а роль суши, кстати, крепчайший водяной лёд.

Всё это вместе интригует фантастов настолько сильно, что Титан появляется в литературе едва ли не чаще, чем папаша Сатурн. Планета-кольценосец не имеет поверхности, так что вся активная жизнь в околосатурнианском пространстве, которую фантасты желали бы разместить на планетарной тверди, достаётся Титану.

К примеру, в «Дьявольском интерфейсе» Альфреда Бестера метановая вода Титана включает в себя некий комплекс органических соединений, настолько ценный и уникальный, что его, преодолевая множество трудностей, вывозят на землю, вырубая с поверхности огромные кубы промёрзшей почвы. Земляне счастливы. Разумеется, Титану это не идёт на пользу, но человечество вообще с лёгкостью загаживает всё, до чего дотягивается. У Бестера квинтэссенцией потребительского отношения становится разбор одного из сатурновых колец на строительный материал.

К сожалению, из колец осталось только два. Невзирая на протесты экологов и космологов, компания «Лучше-Строй» добилась права собственности на третье кольцо, состоящее из ценного строительного материала. На Земле был жилищный кризис, и «Лучше-Строй» был готов платить бешеные налоги. Одного разъярённого астронома пришлось эвтаназировать за то, что он живьём сжёг директора компании «Лучше-Строй». В итоге компания истребила всё третье кольцо Сатурна.

Альфред Бестер «Дьявольский интерфейс»

Последним приютом человечества после гибели Земли Титан становится в повести Уильяма Бартона «Палитра Титана». Неприветливый ледяной мир под оранжевым небом, мёртвое пространство, промёрзший песок, который ежечасно трещит от приливных импульсов гиганта Сатурна. Поверхность покрыта метаново-этановым снегом, обра- зующим зыбкую кашу из органических полимеров, в которой очень легко завязнуть. Существовать люди могут только в герметичных куполах — Титан не приспособлен для жизни. Однако жизнь там есть: сложные полимерные образования, обладающие неким подобием инстинктов и выглядящие как пятна разноцветной слизи. Как они смогли развиться до разумного уровня, неясно, однако немногим выжившим землянам они предоставили второй шанс.

Но гораздо чаще Титан становится источником опасности. Именно оттуда прилетели едва не завоевавшие Землю паразиты, которые в знаменитом романе Роберта Хайнлайна выведены под названием «кукловоды». Серые, чуть просвечивающие существа, с видными в полупрозрачной тушке системами органов были сами по себе практически беспомощны. Однако, «присосавшись» к нервному узлу человека, они полностью подчиняли его волю, превращая в безэмоциональный, но очень изобретательный в выполнении приказов автомат. С помощью прямого физического контакта титанцы могли сливать свой разум, так что в принципе все особи имели практически общее сознание. Размножались титанцы, как амёбы, простым делением.

Совсем другой получилась титанийская агрессия в романе Филипа Дика «Игроки с Титана». Кремнийорганические вуги-телепаты, победив землян в войне, взяли своеобразное шефство над остатками человечества. Эти существа в своем естественном виде напоминали кучи слизи, точнее желеобразной цитоплазмы, перемещались ползком, зато неплохо владели телепатией. Одним из основных их свойств оказался азарт, и уцелевших людей они втянули в серию игр — правда, опека обернулась желанием контролировать и подчинять, да и вообще всё оказалось совсем не так, как сперва мнилось героям... Ну, у Филипа Дика иначе, пожалуй, и не бывает.

Но самый известный «титанический» роман — это, пожалуй, «Сирены Титана» Курта Воннегута. Титан там — рай.

Достигшие цели

Поверхность Титана в месте высадки «Гюйгенса»: пропитанная метаном болотистая почва и твёрдые валуны водяного льда под оранжевым небом.

Американская программа исследования Сатурна стартовала в 1982 году. Автоматическая межпланетная станция «Кассини», на борту которой находился посадочный аппарат «Гюйгенс», отправилась к Сатурну в 1997 году, а в 2004-м вышла на орбиту Сатурна. Оба аппарата были названы в честь знаменитых астрономов XVII века Жана Кассини и Христиана Гюйгенса, много лет исследовавших систему Сатурна. 14 января 2005 года «Гюйгенс» совершил посадку на поверхности Титана. Выяснилось, что небо там оранжевое, а около полюсов есть обширные системы метановых и этановых озёр. Следующим этапом исследований Титана станет отправка в районе 2020 года новой межпланетной станции и двух зондов, атмосферного и плавучего, разработанных специально для исследования Титана.

Атмосфера Титана видна как лёгкий ореол вокруг спутника.

Воздух Титана можно сравнить с воздухом, какой бывает на Земле весенним утром возле двери пекарни, выходящей на задний дворик. Ядро Титана — природная химическая топка, которая поддерживает ровную температу- ру воздуха — шестьдесят семь градусов по Фаренгейту. На Титане три моря, каждое размером с земное озеро Мичиган. Все три моря заполнены чистой, изумрудно-зелёной водой. Есть ещё целая сеть озер и заливов — зачатки четвёртого моря.

Курт Воннегут «Сирены Титана»

Спутник стал приютом для одного тральфамадорского цветовода и скульптора: титанский торф оказался прекрасным материалом для лепки, так как последовательно менял свойства от податливости глины до твёрдости алмаза. Собственно, всё остальное в романе Воннегута относится к Земле и Марсу, а на Титане живут прекрасные и свободные синие птицы, размером похожие на земных орлов. А ещё там много, очень много произведений искусства, в том числе портрет трёх прекрасных девушек- сирен, выложенный мозаикой на дне бассейна с чистой прозрачной водой. И это главное, что нужно знать человечеству о Титане.

***

Что же до Сатурна, то у нас ещё есть время решить, разобрать ли его кольца на руду, воду, драгоценности и инопланетные артефакты или объявить всю его планетную систему заповедником и брать с пришельцев из других галактик по созвездию за вход.

Это интересно
  • Средняя плотность вещества, из которого состоит Сатурн, меньше плотности воды, так что Сатурн — единственная в Солнечной системе планета, обладающая положительной плавучестью. Вот только водоём подходящего размера человечеству пока не известен.
  • Энцелад — ещё один спутник Сатурна — демонстрирует другое уникальное для Солнечной системы явление: водяные вулканы, или, точнее, холодные гейзеры. Струи воды вырываются из недр спутника на 500 километров — эта высота равна диаметру самого спутника — после чего замерзают и частично оседают обратно на поверхность, а частично остаются в пространстве, распределяясь по орбите Энцелада. Из них состоит внешнее кольцо Сатурна, самое тонкое, но самое широкое.
Что почитать?
  • Айзек Азимов «Лаки Старр и кольца Сатурна»
  • Лино Альдани «Луна двадцати рук»
  • Джон Варли «Титан»
  • Гарри Гаррисон «Давление»
  • Витольд Зегальский «Приключения в кольцах Сатурна»
  • Густав Майринк «Кольцо Сатурна»
  • Юрий Медведев «Чёртова дюжина «Оскаров»
  • Владимир Михайлов «Встреча на Япете»
Что посмотреть?
  • «Сатурн-3» (1980)
  • «Чудовище» (1985)
  • «Смерть на Луне Сатурна» (2000)
  • «Экспедиция на Сатурн» (2008)
  • «Звёздный путь» (2009)
aikr
№ 1
08.02.2011, 04:52
Уважаемый автор, ну что ж Вы так облажались? Кольца Сатурна уникальны только тем, что относительно легко видны с Земли. А вообще-то кольца есть и у Юпитера, и у Сатурна, и у Урана; это было хорошо известно ещё во времена моего детства.
магеллан
№ 2
08.02.2011, 21:04
В "Паспорте Сатурна" указано: "Кольца есть у всех газовых гигантов". Откуда претензия к автору?
Нептун также имеет кольца,но с "выступами" - арками. Среди экзопланет сегодня выделяют катагорию "экзосатурнов" - планет,сходных с Сатурном по массе и предположительно (!) имеющих кольцо.
Space Odysseyer
№ 3
09.02.2011, 17:40
Цитата:
На самом деле она до сих пор там успешно работает.
И текущая программа рассчитана до 2017 года.
Robin Pack
№ 4
09.02.2011, 17:47
В программу "что почитать", добавлю "Дознание" Лема и его экранизацию - "Дознание пилота Пиркса".
Теос
№ 5
08.04.2011, 21:22
Сатурн - единтсвенная планета, которая имеет такие большие и видимые кольца. Если мы сможем когда нибуть увидить экзопланеты с кольцами, возможно место сатурна сильно потеснится!
также сильно различаются версии появления колец - основная, считается что это несобравшиеся в спутник в пределе Роша остатки протопланетного кольца.
Bad 13
№ 6
22.04.2011, 00:12
Возможно, наши далёкие потомки кольца Сатурна уже и не увидят. Астрономы говорят, что через пару миллиардов лет планета гигант их уничтожит своими приливными силами.
Гелугон
№ 7
22.04.2011, 00:19
Сообщение от Bad 13 Посмотреть сообщение
через пару миллиардов
Да ты оптимист. Не думаю, что человечество просуществует так долго.
Bad 13
№ 8
22.04.2011, 00:26
Сообщение от Гелугон Посмотреть сообщение
Да ты оптимист. Не думаю, что человечество просуществует так долго.
Я же говорил, что это только возможно. Скорей мы раньше вымрем или столкнемся с Туманностью Андромеды.