Google+
Реальность Жюля Верна Журналисты Волчий дождь Борис Вальехо и Джулия Белл в гостях у “Мира фантастики”
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Роберт Земекис: весёлый кинофантаст
Кратко о статье: История о том, как парень из простой рабочей семьи стал одним из самых талантливых режиссёров Голливуда. Если бы не он — не было бы в «МФ» рубрики «Назад в будущее», а кролик Роджер остался бы оклевётан.

Сказочник для взрослых детей

Роберт Земекис

Если бы у дикой необузданной энергии было
имя, то звали бы её Роберт Земекис.

Стивен Спилберг

В этом году исполнилось 25 лет с момента выхода на экраны самого интересного и захватывающего фильма о путешествиях во времени — «Назад в будущее», и 20 лет с того момента, как на суд зрителей была представлена заключительная часть трилогии. Но не стоит забывать, что у режиссёра, сценариста и продюсера Роберта Земекиса за плечами немало других интересных картин, которые также заслуживают пристального внимания.

 

Роберт Земекис родился 14 марта 1951 года в самом гангстерском городе США — Чикаго, в семье рабочих. По воспоминаниям будущего режиссёра: «Дома не было места ни искусству, ни музыке, ни книгам, ни театру. Источником вдохновения было лишь одно телевидение». Поэтому появление в доме восьмимиллиметровой кинокамеры дало юноше возможность создавать свои неповторимые истории. После первых опытов (обычно это были съёмки семейных праздников и домашних торжеств) и создания простейших спецэффектов (методом покадро- вой съёмки) Роберт решил закрепить пройденное и поступить в киношколу. Родители не разделяли восторгов и пожеланий сына, говоря, что ему никогда не стать кинорежиссёром. Но юноша был настроен серьёзно и поступил на специальность «Киноискусство» в Университет Южной Калифорнии, в стенах которого учились Джордж Лукас и Джон Милиус, Джон Карпентер и Ирвин Кершнер.

Земекис с коллегами — режиссёрами Тимом Бёртоном (слева) и Джозефом Косински (справа).

Как известно, «дорога легче, когда встретится добрый попутчик». Таким попутчиком и верным товарищем для Земекиса стал сокурсник Боб Гейл. Молодых людей не интересовало модное в среде ин- теллектуалов концептуальное направление в киноис- кусстве, им куда ближе были картины с Клинтом Иствудом и приключения Джеймса Бонда. Приори- теты и интересы Земекиса определили направление его будущей деятельности — с помощью языка кино рассказать зрителю интересные, поучительные и захватывающие истории. В творческом тандеме Земекис-Гейл первый больше тяготел к режиссуре и управлению творческим процессом, второй — к придумыванию историй и сочинению сценариев. В 70-е подающих надежды юношей заметил Стивен Спилберг, который и дал творческому дуэту зелёный свет в съёмках фильма «Я хочу держать тебя за руку», названного так в честь одной из песен The Beatles.

Первые киноработы Земекиса не имели финансового успеха, хотя были тепло встречены критиками. И только после выхода на экраны приключенческой ленты «Роман с камнем» режиссёр получил возмож- ность приступить к съёмкам фильма о путешествиях во времени: «Назад в будущее». Правда, сначала боссы киностудий отвечали отказом на предложения снять молодёжную комедию, в которой герои путешествуют на машине времени. Кому-то она казалась чересчур детской, кому-то — слишком взрослой. Режиссёр до сих пор хранит письма-отказы, которые ему приходили в ответ.

Земекис не любит статические кадры — камера постоянно находится в движении.

И вновь Земекису с Гейлом помог Спилберг, который «пробил» проект в Universal Pictures и выступил продюсером. Результат сотрудничества хорошо известен: картина получила премию «Оскар» в номинации «Лучший монтаж звуковых эффектов», три премии «Сатурн» в номинациях «Лучший научно- фантастический фильм», «Лучшие спецэффекты» и «Лучший актёр» (Майкл Джей Фокс). В общей сложности кинолента получила более тридцати номи- наций и наград, а также два очень удачных продолжения. Но самым дорогим призом для создателей стало прочное место в сердцах миллионов зрителей. То, что не уместилось в трилогии, потом перекочевало в мультсериал с одноимённым названием, выходившим на телевидении в 1991-1992 годах.

Между съёмками первой и второй частей «Назад в будущее» Земекис попробовал силы в экспериментальном и довольно амбициозном проекте «Кто под- ставил кролика Роджера»*, уже без Гейла. В 1982 году Роберт уже предлагал свои услуги в качестве режиссёра. Тогда продюсеры отклонили кандидатуру, ссылаясь на низкие кассовые сборы его первых кинолент. Только после успеха «Романа с камнем» и «Назад в будущее» у Земекиса появилась возможность взять карт-бланш. И здесь не обошлось без участия Спилберга, который сделал возможным участие в одном фильме мультипликационных героев нескольких киностудий-конкурентов. Главным достоинством картины стало фантастическое по своей грациозности и органичности совмещение игры живых актёров и героев анимационных лент. Чтобы помочь актёрам вжиться в роли, режиссёр приглашал на съёмочную площадку мимов и кукловодов, использовал специальные манекены и роботов. Уже после на отснятый материал художники вручную накладывали изображения мультипликационных героев. Старания были вознаграждены тремя премиями «Оскар» и другими наградами.

*Название кинокартины пишется без вопросительного знака, так же, как и у более позднего фильма «Что скрывает ложь», — так как согласно суеверию это приводит к провалу в прокате.


В 1989-1996 годах Земекис стал одним из продюсеров, режиссёров и сценаристов сериала «Байки из склепа». Каждая серия представляла отдельную историю, часто мистическую, фантастическую, ужастик или сказку, наполненную чёрным юмором, с помощью которого высмеивались человеческие пороки и мелкие страстишки, разъедающие душу обывателя. Так известные кинодеятели, среди которых был и Земекис, могли «похулиганить», с успехом развлекая себя и зрителя. Это был последний проект, над которым трудились одновременно Земекис и Гейл.

В 1992 году на экраны вышла комедия «Смерть ей к лицу». Земекису удалось добиться того, что известные кинодивы Голливуда, драматические актри- сы Голди Хоун и Мерил Стрип, сыграли комедийные роли, а у героя боевиков Брюса Уиллиса раскрылся драматический талант. По сложившейся традиции картина взяла «Оскар» за визуальные спецэффекты.

В дальнейшем Земекис стал серьёзнее. В 90-х он совершенствовал визуальную составляющую создаваемых картин, активно использовал возможности компьютеров, технологии ротоскопирования (создания анимационных лент методом обрисовки кадров отснятого фильма с реальными актёрами и декорациями) и хромакей (комбинированных съёмок живых актёров на фоне синего или зелёного экрана). Эксперименты дали результат — в 1994 году Земекис получил уже собственный «Оскар» за режиссуру нефантастического фильма «Форрест Гамп».

В 2000-е Земекис занялся более глубоким освоением цифровых технологий. Раньше он использовал компьютеры, чтобы довести кадр или сцену до нужной кондиции, сделать её фантастической. Теперь же с помощью технологии захвата движения, когда сначала снимают живых актёров, а затем обрабатывают снятые кадры на компьютере, его фильмы полностью преобразились. В 2004 году вышла на экраны сказка «Полярный экспресс», в 2007-м — эпик «Беовульф», а в 2009-м — экранизация «Рождественской истории».

На сегодняшний день в планах Земекиса числится ещё как минимум два многообещающих проекта. Первый является своеобразным возвращением к молодости — фильм «Жёлтая субмарина» о творчестве The Beatles. Второй — обращение к эпохе творческого расцвета — сиквел кинокартины о кролике Роджере, сценарий которой был написан сразу же после успеха оригинального фильма и несколько раз переделывался за последние двадцать лет. Финал истории до сих пор остаётся открытым. А ведь, помимо режиссуры, у Земекиса ещё несколько продюсерских проектов (например, фильм «Настоящая сталь», повествующий о битвах гигантских роботов). Будем ждать!

Избранные режиссерские работы

Фантастические фильмы

  • «Назад в будущее» — 1985
  • «Кто подставил кролика Роджера» — 1988
  • «Байки из склепа» — 1989-1996
  • «Назад в будущее 2» — 1989
  • «Назад в будущее 3» — 1990
  • «Смерть ей к лицу» — 1992
  • «Контакт» — 1997
  • «Полярный экспресс» — 2004
  • «Беовульф» — 2007
  • «Рождественская история» — 2009

Нефантастические фильмы

  • «Подержанные автомобили» — 1980
  • «Роман с камнем» — 1984
  • «Форрест Гамп» — 1994
  • «Изгой» — 2000
Назад в будущее (1985, 1989, 1990)

Никто и не думал, что проект, задуманный парочкой Земекис-Гейл в далёком 1981 году, с такой силой выстрелит четыре года спустя. Это сейчас для зрителя привычно, что машиной времени в фильме является футуристический автомобиль марки DeLorean, а за его рулём сидит простой школьник Марти Макфлай, сыгранный актёром Майклом Джеем Фоксом.

Кристофер Ллойд хотел, чтобы сняли ещё один фильм о том, как они с Марти отправились в Древний Рим.

На начальных этапах работы над сценарием Марти должен был стать видеопиратом, а его верный друг Док — профессором в колледже. Но Стивен Спилберг, под патронажем которого шла работа, требовал от двух авторов совсем другого. Так постепенно герои превратились в персонажей, которых мы хорошо знаем: находчивого юношу-скейтбордиста, любителя рок-музыки Марти Макфлая и немного сумасшедшего, но отважного «Дока» Эммета Брауна.

Не меньше пришлось повозиться авторам и над внешним видом машины времени, которая сначала была целой комнатой, потом холодильником и только во время съёмок превратилась в юркую легковушку с открывающимися вверх дверями. Именно на ней герои трилогии совершили 15 путешествий, изменяя пространственно-временной континуум.

В мультсериале «Назад в будущее» в каждой эпохе, куда отправлялись герои, был свой «Бифф», готовый на любые подлости.

Не меньше хлопот было у создателей фильма с исполнителями главных ролей. Уже в ходе работы над первым фильмом, когда было отснято треть киноленты, вместо Эрика Штольца на площадку пригласили Майкла Джея Фокса. Он же сыграл своих сына и дочь в будущем (во второй части трилогии), и, конечно же, прародителя из далёкого ковбойского прошлого (в третьем фильме). А вот сыгравшего отца Марти Макфлая — актёра Криспина Гловера — после первой серии авторам пришлось заменить Джеффри Вейсманом, так же как и подругу главного героя — Дженнифер в исполнении Клодии Уэллс — на актрису Элизабет Шу.

Перемены в актёрском составе не повлияли на качество трилогии, которая благодаря множеству «фишек» до сих пор остаётся самой известной лентой о путешествиях во времени. Чего только стоят колоритные злодеи семейки Тэнненов в ис- полнении Томаса Ф. Уилсона («Эй! Макфлай!») и спецэффекты фирмы Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic.

Контакт (1997)

Проект фантастической ленты «Контакт» находился в производстве с 1979 года. Сценарий кинокартины неоднократно переписывался, а на режиссёрское кресло в разное время претендовали Ролан Жоффе и Джордж Миллер. В 1993 году пригласили Роберта Земекиса, но в тот момент он отверг предложение. Повторно он был приглашён в 1996-м и дал согласие, выдвинув ряд условий: самостоятельный подбор артистов и невмешательство со стороны студии в окончательный монтаж.

У Земекиса получилась картина-созерцание, картина-размышление, в которой у зрителя вместе с экранными героями сначала лишь зарождалась едва заметная надежда на контакт с внеземной цивилизацией. И чем дальше, тем сильнее становилось это чувство, которое затем перерастало в твёрдую уверенность о том, что встречи с выходцами из иных миров возможны. Кроме ответа на вопрос «Одиноки ли мы во вселенной?», контакты с инопланетянами, по мнению авторов, позволяли сплотить людей разных пристрастий и религиозных убеждений. А это для нашего разобщённого мира — настоящая фантастика.

С помощью этого странного механизма возможно перемещение в пространстве дальше, чем на ракете.

Рождественская история (2009)

В основу кинокартины был положен канонический сюжет повести Чарльза Диккенса «Рожде- ственская песнь в прозе: святочный рассказ с приведениями». Нелюдимый скряга Эбенезер Скрудж, который как «царь Кощей над златом чахнет», в канун праздника встречает духов прошлого, настоящего и будущего Рождества и получает ещё один шанс начать новую жизнь.

Роберт Земекис не стал уподобляться постмодернистам и пересказывать классическую историю на новый лад. Наоборот, он взял всё самое лучшее, что было у автора, всё самое лучшее, что могут дать компьютерные спецэффекты, и представил на суд зрителей очень симпатичный анимационный фильм. Для киностудии Disney эта картина стала третьей по счёту экранизацией повести Диккенса, а для режиссёра Земекиса — четвёртой кинолентой (если считать все части «Назад в будущее») о путешествиях во времени. Одной из «фишек» фильма стали персонажи, не узнать в лицах которых известных актёров Голливуда просто невозможно, а уж физиономия Джима Керри, сыгравшего сразу несколько главных ролей, — одна из визитных карточек фильма.

В доме Крэтчита — работника Скруджа — висит портрет Диккенса.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Ната Баст
№ 1
11.05.2011, 21:19
Обожаю многие его фильмы! У меня целая коллекция.
Spy Fox
№ 2
12.05.2011, 11:11
Человек, когда-то снявший "Назад в будущее", "Форреста Гампа" и по-моему "Роман с камнем" переключился на всякую пышную неинтересную ерунду типа "Беовульфа". Может ещё исправится?)) А статья хорошая всё-равно.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться