Google+
Вселенная The Elder Scrolls Фантастические профессии. Друиды Ниндзя КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК
Версия для печатиКнижный ряд: История серии. Фантастический боевик
Кратко о статье: Самая заслуженная российская серия фантастики: больше 650 томов за 18 лет.

Быстрее, выше, сильнее

«Фантастический боевик»

«Абсолютное оружие»

Годы выхода: 1992 — продолжает выходить

Книг в серии: более 650

Оформление: серийное (без исключений).

Состав: романы, авторские сборники. Есть несколько исключений.

Тираж: от 5000 до 100 000 экз.

Цены: в магазинах и букинистах — от 20 до 200 рублей.

Первые шаги

Много ли вы знаете фантастических книжных серий, которые выходят у нас с начала 1990-х? Даже «Звёздный лабиринт», который, кажется, «был всегда», появился на самом деле только в 1997-м. А вот «Фантастический боевик» всего через два года отпразднует двадцатилетие.

Серия возникла сразу же, как только дикий перестроечный книжный рынок стал приобретать хоть какое-то подобие цивилизованности. И началась она с беспроигрышной в то время классики западной фантастики. Это были и сборники романов, куда входили произведения Ли Брекетт, Эдмонда Гамильтона, Альфреда Ван Вогта, и «сольные» томики Филиппа Фармера, Эдгара Берроуза, Абрахама Мерритта и Лина Картера. Выходные данные на первых книгах серии стояли самые разные: «Агра», «Полёт», «Инрезерв». Более привычное название «Армада» появилось только в 1993 году, а знакомое читателям поныне наименование «Альфа-книга» — ещё позже. Но, несмотря на издательские пертурбации, начавшись, серия уже не прерывалась.

«Фантастический боевик» начинался как серия зарубежной остросюжетной фантастики.

Возвращение к истокам

Хотя сперва серия задумывалась как «витрина» остросюжетной зарубежной фантастики (в те годы только «зарубежка» пользовалась действительно хорошим спросом), уже в 1993 году в ней начали появляться первые отечественные авторы. Дорогу, как это часто случалось, проложили «зубры» советской школы: Сергей Павлов, Евгений Гуляковский, Василий Головачёв, Кир Булычёв. Но до 1996 года «наши» книги оставались исключениями: в основном печатались такие авторы, как Бен Бова, Джон Норманн, Аллан Коул и Крис Банч, Саймон Грин.

Примерно в районе семидесятой книги серии соотношение стало меняться. Издательство пошло на эксперимент и объявило что-то вроде конкурса для начинающих авторов. Первопроходцами в возвращении к отечественным именам были питерцы (вспомним серии «Русское фэнтези» или «Далёкая радуга»). Но для серии, весьма успешно работающей с западной фантастикой, такой поворот стал шагом, вызывающим уважение. Так в «Фантастическом боевике» появились несколько книг Алексея Калугина и Николая Басова — и для автора «Лабиринта» и «Резервации», и для создателя Лотара Желтоголового это был дебют. Другие отечественные авторы, чьи книги печатались в серии в этот период (Тимур Свиридов, Ильдар Абдульманов, Дмитрий Крюков, Екатерина Корнюхина), оказались менее успешными. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что и среди авторов «иностранной» составляющей серии проверку временем выдержали далеко не все.

Мы наш, мы новый...

Засилье иноземных авторов продолжалось до 1998 года, когда два имени разом переломили ситуацию. Именно в «ФБ» впервые полностью вышла трилогия Андрея Белянина «Меч без имени» (в авторской «Юмористической серии» она появилась позже), а ещё год спустя — первые два романа цикла «Тайный сыск царя Гороха». Конечно, фирменное белянинское юмористическое фэнтези не совсем вписывалось в концепцию «фантастического боевика», однако пренебрежение сложившимся стандартом пошло серии только на пользу. В дальнейшем «ФБ» разнообразили и чистым фэнтези, и альтернативной историей, и мистикой, и даже фанфиками («Сага про хоббита» Вадима Проскурина) — и всё это было уже вполне уместно.

Вторым провозвестником новых времён стал Вадим Дарищев (Алекс Орлов), берущий если не искусством слога, то объёмами текста. Прозвище «российский Эдмонд Гамильтон» справедливо лишь отчасти: Орлов безусловно предпочитает космическую тему и выдаёт до шести романов в год, но Гамильтон был пионером в космической опере, практически создателем нового жанра, Орлов же автор вполне «типовой». Впрочем, следование проверенному канону имеет свои плюсы.

В 1999 году к авторам «Фантастического боевика» присоединился Роман Злотников, и формирование нового облика серии было практически завершено. Злотников — второй по популярности автор серии: пока в «Фантастическом боевике» издано 28 его книг.

Стоит сказать, что подобная плодовитость — не удел одной лишь «старой гвардии». В 2009 году Андрей Круз «выстрелил» в серии сразу десятком книг и явно не собирается останавливаться на достигнутом.

Авторы, составляющие силу, славу, гордость и тиражи «Фантастического боевика».

На любой вкус

Последней книгой иностранного автора, появившейся в «ФБ», стал роман Клайва Касслера «Троянская одиссея», вышедший в 2006 году. И в предыдущие пять лет зарубежные фантасты печатались здесь лишь изредка, сейчас же серия стала полностью отечественной.

В серии выходит по полсотни книг в год. Многие авторы, мелькнув лишь единожды, либо исчезают совсем, либо уходят в менее требовательные серии, многие остаются, чтобы выпускать по книге в год, создавая ровный серийный фон, на котором особенно ярко видны действительно качественные книги.

А таких для массовой серии выходит на удивление немало. В начале двухтысячных в «ФБ» стартовали Наталья Игнатова (цикл «Эльрик Тресса де Фокс»), Алексей Пехов (цикл «Хроники Сиалы»), Виктор Бурцев (киберпанковая «Алмазная трилогия»). Каждое из этих имен сейчас прекрасно знакомо любителям и знатокам жанра. В середине десятилетия своё место в славных рядах заняли Павел Корнев (цикл «Приграничье») и Игорь Поль (цикл «Ангел-хранитель»), а за последние пару лет великолепными дебютами оказались циклы «Отрок» Евгения Красницкого и «Кембрийский период» Владимира Коваленко.

«ФБ» представляет читателю широчайший диапазон авторов: от «динозавра» боевой фантастики Василия Головачёва до Дмитрия Крюкова, которому на момент выхода первой книги было 18 лет. От создателя жанра отечественной юмористической фантастики Андрея Белянина до представителя «поколения интернета» Владимира Данихнова. От Виталия Забирко, писателя ещё «малеевского» разлива, до Алексея Пехова, одного из самых успешных и премированных авторов фэнтези «новой волны».

Серия щедра на яркие дебюты.

Единым фронтом

С самого начала в «ФБ» равными правами пользовались и крупный роман, и авторский сборник. Даже когда считалось, что только «крупная форма» способна привлечь читателя, в серии выходили книги, составленные из повестей и рассказов: «Гонец» Михаила Бабкина, «Сержанту никто не звонит» Шимуна Врочека, «Межсезонье» Павла Корнева, «Тёмный охотник» Алексея Пехова... А вот коллективных сборников практически не было. Исключения появлялись только два раза.

Первое из них — антология «ФБ’98», — попытка создания собственного клуба, в котором начинающие авторы учились бы у признанных мэтров. Сборник так и составлен: рядом с именами Василия Головачёва, Николая Басова, Антона Первушина и Генри Лайона Олди стоят имена, ничего не говорящие любителю фантастики. Подобный сборник остался единственным, а жаль, начинание могло стать интересным. К слову, «ФБ-98» называют чуть ли первой с середины 1990-х антологией отечественной фантастики, так что, возможно, в том, что плотина оказалась прорвана, есть и заслуга этого томика.

Второй сборник — своеобразный парадный портрет серии, вышедшая к ее пятнадцатилетию антология лучших авторов «Фантастического боевика». В книгу под названием «Никого над нами» вошли только проверенные годами и тиражами авторы: Головачёв, Басов, Белянин, Злотников, Корнев, Малицкий, Пехов, Бабкин... Увы, качество рассказов, специально написанных для этой антологии, оказалось достаточно неровным.

Всего две антологии на шесть с половиной сотен томов.

Не только буквы

Почти все фантастические книжные серии выходят сейчас в «минимально достаточном» виде: рисунок на обложке, конечно, есть, а вот внутри — один лишь текст, без каких бы то ни было изысков. «ФБ» и здесь исключение. В каждом томике обязательно есть иллюстрация на форзаце и на фронтисписе. Да и обложки с некоторого момента стали, мягко говоря, конкурентоспособными.

Несколько лет назад на обложках серии картины зарубежных художников (Тома Кидда, Стефана Юлла, Ромаса Кукалиса, Донато Джанкола, Джима Бернса, Ларри Элмора и других) сменились работами отечественных мастеров. Причём зачастую автор оказывается «закреплён» за одним художником — это усиливает стилистическое единство издания. С серией постоянно работают корифеи жанра: Вячеслав Фёдоров (книги Евгения Красницкого, Игоря Недозора, Олега Синицына), Олег Юдин (книги Павла Корнева, Владими- ра Коваленко, Алексея Пехова), Олег Бабкин (книги Шимуна Врочека, Алекса Коша), Илья Воронин (книги Андрея Бе- лянина, Николая Басова, Андрея Круза). Время от вре- мени появляются обложки и иллюстрации Владимира Бондаря, Сергея Григорьева и Андрея Сальникова.

Конечно, всё равно не хватает внутренних иллюстраций, но и так «Фантастический боевик» по качеству оформления даёт фору даже не столь массовым сериям.

Собрание Андрея Белянина отличается завидной полнотой и прекрасным оформлением.

Больше Орловых, хороших и разных

Свидетели неудавшегося эксперимента.

В конце 1990-х, ещё до возникновения повальной моды на межавторские проекты, «Альфа-книга» поставила эксперимент: что будет, если книги разных авторов издавать под одним и тем же именем? «Крышей» был выбран Алекс Орлов как один из самых значительных авторов серии «Фантастический боевик», а жертвой стала молодая писательница Ирина Коблова. Только дружное возмущение Алекса и Ирины помогло хотя бы отчасти исправить ситуацию: роман Ирины вышел под именем Антона Орлова. То ли брат, то ли сын, то ли однофамилец.

От идеи подписывать все книги одним именем издательство в итоге отказалось, но фантасты-однофамильцы остались как напоминание об этом странном эксперименте.

Меньше повезло фантасту Дмитрию Воронину: его дебютная книга «Операция «Одиночество» появилась-таки с именем Алекса Орлова на обложке. Справедливости ради стоит сказать, что позже его цикл «Торн» и внецикловый роман «Арена» выходили в «ФБ» уже под настоящим именем.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться