Google+
Космическая музыка Вселенная Бэтмена ИЙОН ТИХИЙ Christmas
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Музеи
Кратко о статье: История музеев — от мусейона Птолемея I до Мекки любителей фантастики в Сиэтле.

Эволюция

Музеи

Увы, мы не можем сесть в машины времени и перенестись на века назад, чтобы поболтать со знаменитыми мыслителями древности или понаблюдать, как в мастерских художников и скульпторов рождались великие произведения искусства. Но плоды их творчества остаются с нами и позволяют прикоснуться к прошлому. Правда, ещё совсем недавно это могли сделать лишь сильные мира сего. Но сегодня хранилища бесценных знаний, накопленных человечеством, доступны каждому — достаточно просто купить билет.

Предтечей современных музеев считается Александрийский мусейон (в переводе с греческого — «храм муз»). Он был основан после смерти Александра Македонского его другом и соратником Птолемеем Сотером, ставшим первым царём эллинистического Египта. Птолемей и его преемники собрали богатейшую коллекцию достижений античной науки и искусства — одних только свитков в библиотеке мусейона насчитывалось свыше семисот тысяч. Правда, цели птолемеевский «храм муз» преследовал несколько иные, нежели знакомые нам музеи: по своему устройству и направлениям деятельности он напоминал скорее современные университеты.

Со временем Але ксандрийский мусейон пришёл в упадок, и значительная часть его коллекции оказалось утрачена. Окончательно он прекратил существование в 391 году нашей эры, когда император Феодосий I по настоянию христианской церкви разрешил уничтожить языческие храмы.

***

В России первый музей появился при Петре Великом, который решил организовать по западному образцу свой кабинет редкостей — Кунсткамеру. Вскоре ему стало тесно в стенах петровского Летнего дворца, и на Васильевском острове СанктПетербурга началось возведение отдельного здания для музея. Завершилось строительство Кунсткамеры уже после смерти Петра — в 1734 году. Впоследствии из нескольких отделов Кунсткамеры образовались самостоятельные музеи, сама же она стала музеем антропологии и этнографии Российской академии наук.

***

В 1753 году ушёл из жизни английский натуралист Ганс Слоан. В своём завещании он пожелал, чтобы его обширная коллекция древностей стала достоянием общественности. Его собрание вместе с библиотеками Роберта Харли и Роберта Коттона легло в основу Британского музея, основанного в том же году по повелению Георга II. В девятнадцатом веке, когда Британия превратилась в «империю, над которой не заходит Солнце», музейная коллекция стала пополняться экспонатами со всех уголков Земли — от Розеттского камня до статуи с острова Пасхи. Правда у этой медали есть и оборотная сторона: по сей день некоторые страны, например Египет, требуют у Британского музея «вернуть награбленное».

***

Ещё во времена Римской империи считалось хорошим тоном коллекционировать произведения искусства. Эта привычка вновь вошла в моду среди богатых и образованных людей в эпоху Возрождения — во многих дворцах создавались специальные кабинеты, в которых выставлялись разнообразные произведения искусства или диковинки. Впрочем, широкой публике в такие галереи вход был заказан.

Одним из первых, кто пошёл наперекор этой традиции, стал Папа Римский Юлий II, по приказу которого в феврале 1506-го на всеобщее обозрение была выставлена статуя Лаокоона, найденная месяцем ранее. С этого момента ведёт свою историю музейный комплекс Ватикана, хотя всерьёз развиваться он начал лишь во второй половине XVIII века, когда открылся музей Пио-Клементино, посвящённый античному искусству.

В 1797 году французские войска под командованием Наполеона оккупировали большую часть Италии, и значительная часть коллекций, накопленных римскими понтификами, перекочевала в парижские дворцы и музеи.

***

Не все достижения культуры и науки становились достоянием народа мирным путём. Лувр превратился из королевского дворца в музей во время Французской революции — уже после казни Людовика XVI. По иронии судьбы, ещё в годы его правления планировалось открыть в стенах Лувра музей, и именно королевская коллекция легла в основу экспозиции Лувра. В отличие от Британского музея, для посещения которого долгое время требовалось получить особое разрешение, Лувр с первых дней был открыт для любого желающего.

Ныне Лувр — самый посещаемый музей в мире: ежегодно он принимает в своих стенах более восьми миллионов человек.

***

Взойдя на российский престол, Екатерина II начала собирать собственную коллекцию произведений искусства, покупая за рубежом целые собрания. Частный музей императрицы получил на французский манер название Эрмитаж («место уединения») и располагался в санкт-петербургском Зимнем дворце. В 1852 году Эрмитаж открылся для простых посетителей, а к XX веку стал одним из крупнейших в мире музеев. Он вместе с Третьяковской галереей и Московской оружейной палатой представляет Россию в списке пятидесяти самых посещаемых музеев планеты.

***

Во второй половине XVIII века широкую известность получил швейцарский врач Филипп Кертис, занимавшийся изготовлением восковых фигур своих знаменитых современников. В 1770 году он по приглашению французской королевской семьи перебрался в Париж и создал первый музей восковых фигур.

Кертис ушёл из жизни в 1794 году, а коллекцию унаследовала его ученица Мари Гроссхольц, впоследствии прославившаяся под фамилией мужа — Тюссо. При сменявших одно другое революционных правительствах мастерство мадам Тюссо было востребовано не меньше, чем при старом режиме, и лишь это спасло её от гильотины. В 1802 году она начала путешествовать со своей коллекцией по Британским островам, а спустя тридцать три года в Лондоне на Бейкер-стрит открылась постоянная выставка восковых фигур мадам Тюссо. В 1842-м она запечатлела в воске саму себя — её статуя и сегодня встречает посетителей музея мадам Тюссо. В двадцатом веке он обзавёлся филиалами во многих крупных городах мира, таких как Нью-Йорк, Берлин и Гонконг.

***

«Запретный город» в Пекине — крупнейший в мире дворцовый комплекс, насчитывающий почти тысячу зданий и занимающий площадь в 720 тысяч квадратных метров. Он служил домом императорам Поднебесной на протяжении почти пятисот лет — вплоть до Синьхайской революции 1911 года. Спустя четырнадцать лет после провозглашения Китайской Республики бывшая императорская резиденция, куда прежде допускались лишь немногие избранные, превратилась в музей.

***

Споры о том, что же упало в окрестностях Розуэлла в июле 1947-го — метеорологический зонд, экспериментальный летательный аппарат ВВС США или корабль пришельцев, — не утихают по сей день. Как бы то ни было, именно этот небольшой город в штате Нью-Мексико стал Меккой для всех, кто интересуется феноменом НЛО и считает, что инопланетяне посещали Землю.

На волне интереса к уфологической тематике, которая поднялась в конце прошлого века, один из «свидетелей» розуэлльского инцидента Гленн Денис основал в 1992 году Международный музей НЛО. Он служит не только выставочным комплексом, но и исследовательским центром — правда, подлинные инопланетные артефакты в его экспозиции не представлены.

***

В 1976 году французский любитель фантастики и коллекционер Пьер Версин основал в швейцарском городке Ивердон-ле-Бан первый музей фантастики Maison d’Ailleurs («Дом в другом месте»). Поначалу вся экспозиция занимала всего три комнаты, но со временем музей перешёл в ведение местного муниципалитета и был перенесён в здание старой тюрьмы, после чего превратился в одну из главных достопримечательностей города.

В стенах Maison d’Ailleurs проходили выставки таких известных художников, как Ханс Руди Гигер и Джон Хоу. Музей обладает одной из богатейших коллекций книг и предметов, связанных с жизнью и творчеством Жюля Верна.

***

В 1990 году на лондонской улице Бейкер-стрит открылся, пожалуй, самый известный в мире музей, посвящённый выдуманному персонажу — Шерлоку Холмсу. Антураж квартиры скрупулёзно воссоздан в соответствии с произведениями Артура Конана Дойла и реалиями его эпохи. Естественно, в музее на каждом шагу встречаются предметы, известные каждому почитателю легендарного сыщика, — начиная с его любимой скрипки и заканчивая записками доктора Ватсона и самого Холмса.

Правда, в конце позапрошлого века Бейкерстрит заканчивалась на доме под номером 100, так что «настоящий» Холмс не мог жить там, где писал Конан Дойль. Да и музей, хотя над его входом и красуется знаменитый адрес 221б, на самом деле располагается по адресу Бейкер-стрит 239.

***

В 2000 году один из основателей корпорации Microsoft Пол Аллен решил создать музей музыки — специально для него архитектор Фрэнк Гери выстроил в центре Сиэтла футуристичный выставочный комплекс. Спустя четыре года Аллен, стремясь повысить популярность своего детища, основал в его стенах музей фантастики. В его попечительский совет вошли Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Джеймс Кэмерон, Рэй Брэдбери и Грег Бир. В экспозиции музея представлены такие экспонаты, как кресло капитана Кирка из оригинального телесериала Star Trek или первое издание «Машины времени» Герберта Уэллса.

Музей открыл двери для посетителей в 2004 году. Тогда же под его крыло перебрался «Зал славы фантастики».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться