Google+
Игровые новеллизации в России Волчий дождь КОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА
Версия для печатиНастольные игры: Как начать играть в ролевые игры
Кратко о статье: В прошлом номере "Мира фантастики" всем интересующимся популярно, на четырех страницах, объяснили, что такое настольные ролевые игры, чем они отличаются от остальных подобных увлечений, кто в них играет, и прочая, и прочая, и прочая. Сегодня мы продолжим тему рассказом о том, как люди приходят в ролевые игры, чего они там ищут и что находят. Если ролевые игры заинтересовали вас и вы считаете, что это увлечение для вас, но по каким-либо причинам еще не сделали уверенного телодвижения в их сторону, - возможно, эта статья поможет вам данное телодвижение сделать. Давайте же разбираться.

Как начать играть в ролевые игры?

В прошлом номере "Мира фантастики" всем интересующимся популярно, на четырех страницах, объяснили, что такое настольные ролевые игры, чем они отличаются от остальных подобных увлечений, кто в них играет, и прочая, и прочая, и прочая. Сегодня мы продолжим тему рассказом о том, как люди приходят в ролевые игры, чего они там ищут и что находят. Если ролевые игры заинтересовали вас и вы считаете, что это увлечение для вас, но по каким-либо причинам еще не сделали уверенного телодвижения в их сторону, — возможно, эта статья поможет вам данное телодвижение сделать. Давайте же разбираться.

Краткий курс истории

29 Kb

fudge.gif - FUDGE (The Freeform, Universal, Do-it-Yourself Gaming Engine) подходит как для знакомства с ролевыми играми, так и для профессиональных игроков.

Настольные ролевые игры как социальное явление появились в России в первой половине 90-х годов прошлого века. Поскольку основная масса материалов черпалась тогда из англоязычных книг (или ксерокопий с них же), основную массу первых игроков составляли студенты, обладавшие достаточным знанием английского и толикой свободного времени.

Главной проблемой было достать нужные игральные кости — от четырехгранников до двадцатигранников — такие тогда продавались только за границей. До сих пор вспоминаю, как осчастливили моего первого мастера два набора костей для AD&D, привезенные "из-за бугра". Те, у кого связей было меньше, вырезали кости из дерева или разрабатывали таблицы перевода нескольких бросков шестигранников в бросок "нестандартной" кости (на случай, если у вас возникнет подобная проблема, вы можете найти эту таблицу на нашем компакт-диске).

55 Kb

gamebook.jpg - Книги-игры - в сущности, сильно упрощённая версия настольных ролевых игр.

Вторая половина 90-х годов — время массового признания ролевых игр. В рунете становится все больше посвященных им страниц, появляются первые фирмы, завозящие из-за рубежа книги и кости, организуются клубы — места постоянных встреч игроков. Последних становится все больше: к классическим студентам прибавляются их повзрослевшие телом (но не душой) предшественники, а также младшие братья-старшеклассники. Многие игроки в глаза не видят книг правил: объяснений мастера вполне хватает для полноценной игры. Массово появляются неканонические версии наиболее популярных игровых систем.

На рубеже тысячелетий оформляются первые отечественные ролевые игры — "Мир Великого Дракона" и "Эра Водолея". Издается первый официальный перевод зарубежной системы — Ars Magica (русское название — "Искусство Волшебства"). Растет количество и разнообразие игр в магазинах. Наиболее популярные тематические интернет-страницы принимают тысячи посетителей в день. О ролевых играх пишут в журналах, временами они попадают и на телевидение. Популярность этого неклассического увлечения неуклонно растет — и никогда не поздно влиться в ряды его поклонников.

Как присоединиться

12 Kb

Dungeons & Dragons являются самой популярной настольной ролевой игрой в мире.

Список необходимого для настольной ролевой игры вы можете найти в статье из предыдущего номера журнала. Позволю себе, однако, заметить, что, по большому счету, для игры достаточно игроков (от одного) и мастера. Простейший вариант такой игры представляет собой беседу игроков с мастером, причем последний совершенно самостоятельно принимает решение об успехе заявленных действий персонажей. Лучше всего подобный способ подходит для игры в детектив, где целью персонажей является получить информацию (задав правильные вопросы правильным людям) и составить из нее истинную картину преступления. Эта разновидность ролевых игр (называемая также "словеской") может быть косвенно знакома нашим читателям: например, в моем социалистическом детстве мы часто играли в "ситуацию", когда с помощью вопросов, на которые можно ответить "да" или "нет", нужно было восстановить истинный ход событий. Классический пример: "К хирургу приходят два одноногих матроса и требуют отдать то, что он им обещал. Что он им обещал?". Ответ, равно как и несколько подобных ситуаций, вы найдете на компакт-диске.

15 Kb

...А компьютерные РПГ - "бумажные" версии.

Если вы желаете играть "по науке", с использованием бросков кубиков и игровых систем, попробуйте для начала одну из бесплатных игровых механик, которые можно найти в интернете. Лично я рекомендовал бы для первого знакомства систему FUDGE: здесь используются немного модифицированные шестигранные кости, а основы механики переведены на русский язык. В принципе, в любой бесплатной версии ролевой системы вы найдете краткое описание того, что представляет собой игра по этой системе, поэтому не буду распространяться об этом. Лучше вкратце расскажу, где найти единомышленников.

Компании ролевиков чаще всего собираются на игровые сессии один-два раза в неделю, обычно у кого-нибудь дома. Лучший способ войти в такую компанию — через знакомых, друзей знакомых и товарищей друзей знакомых. Поскольку многие ролевики — студенты, можно попытаться найти компанию там, где вы, возможно, учитесь. Повесьте, например, объявление у учебной части.

В рунете существует некоторое количество баз данных по игрокам и мастерам, однако они могут быть просроченными или охватывать только большие города. Стопроцентный вариант вступления в ряды ролевиков — найти компанию через игровые интернет-форумы или конференции (например, www.gameforums.ru). Там мастера постоянно дают объявления о поиске новых игроков в свои ролевые компании. Участие новичков только приветствуется.

В больших городах часто имеются и игровые клубы, где также можно обнаружить ролевиков.

Но самый гарантированный способ — самому собрать компанию для игры. Расскажите о ролевых играх своим знакомым, изучите основы игровой механики, предложите как-нибудь сыграть в словеску. Некоторые идеи о том, как влиться в ролевое движение, вы можете найти далее по тексту.

С монитора — на бумагу

14 Kb

FUDGE (The Freeform, Universal, Do-it-Yourself Gaming Engine) подходит как для знакомства с ролевыми играми, так и для профессиональных игроков.

Согласно результатам опроса, проведенного на "Ролемансере", крупнейшем русскоязычном портале, посвященном настольным ролевым играм (910 опрошенных), более трети будущих поклонников этого увлечения приходят в него после компьютерных РПГ. Между этими двумя воплощениями одного и того же принципа — ролевой игры — действительно существует обоюдная связь. Первые компьютерные РПГ, в сущности, являлись электронными версиями настольных ролевых игр. За текстовыми воплощениями AD&D последовали суперпопулярные Baldur's Gate и Diablo. Новым словом в истории ролевых игр вообще стал Fallout, для которого был разработан оригинальный ролевой "движок". Впоследствии поклонники игры практически без изменений перенесли его на бумагу. А многопользовательские онлайновые РПГ наподобие Ultima Online или EverQuest придали компьютерным ролевым играм воистину глобальный размах. В общем, редкий пользователь компьютера не слышал о компьютерных РПГ, а поэтому и начать играть в настольные игры ему будет проще.

24 Kb

Книги-игры - в сущности, сильно упрощённая версия настольных ролевых игр.

Первое, что стоит усвоить бывалому компьютерщику, садящемуся играть, например, в D&D — его персонаж должен действовать не против персонажей других игроков, а вместе с ними. Да, действительно, мастер в некоторой степени исполняет роль компьютерной программы, однако все игроки находятся в одной команде ("партии"), и не стоит приканчивать партийного вора за то, что он позаимствовал у вас золотой.

Второе отличие — отношение к так называемому манчкинизму ("манчкином" называют игрока, который заботится лишь о количественном улучшении параметров своего персонажа, например, целенаправленно делает из него не знающего промахов воина с полной защитой от магии). Если в компьютерных РПГ продвижение персонажа по уровням и его прокачка часто являются самоцелью, то удовольствие настольных ролевых игр во многом проистекает из живого общения. Мастер — тоже человек, и он не станет убивать всю партию только из-за того, что одному из игроков фатально не повезло с броском кубика. Конечно, многое зависит от тех игроков и мастеров, с которыми вам придется играть, но, в общем, настольные ролевые игры в большей степени, чем компьютерные, располагают к отыгрышу роли и в меньшей — к максимизации эффективности персонажа.

С другой стороны, компьютерщикам будет легче свыкнуться с игровой механикой, особенно если они знакомы с ее электронной адаптацией. Абсолютное большинство настольных ролевых игр описывает физические и умственные показатели персонажей с помощью системы атрибутов: характеристик, умений, навыков. Фактически то же самое присутствует и в компьютерных РПГ. Любой компьютерщик твердо знает, что от силы персонажа зависят наносимые им повреждения, высокая мудрость позволяет противостоять заклинаниям, а когда хиты опускаются до нуля — это верная смерть. В качестве варианта для компании компьютерных игроков можно предложить взять знакомую всем РПГ и провести несколько настольных сессий на основе ее игрового мира и механики.

5 Kb

GURPS (Generic Universal RolePlaying System), одна из первых удачных попыток создать мультижанровую игровую механику.

В жизни и за столом

Вторым по количеству "выходцев" увлечением, согласно результатам того же опроса, являются живые ролевые игры и историческая реконструкция. Более подробный рассказ об этом виде человеческого досуга еще появится на страницах "Мира фантастики", а для непосвященных скажем, что это те же ролевые игры, но с максимальной степенью реалистичности. Участники живых ролевых игр изготавливают костюмы и тренировочное оружие, выезжают большими компаниями на природу, где им никто не будет мешать, и на несколько дней погружаются в игровой мир. Многие там же знакомятся и с настольными ролевыми играми.

9 Kb

Ролевые игры могут проходить как в мире Средиземья...

"Живые" ролевики (они же "полевщики" или "полигонщики"), пожалуй, больше других обладают представлением об отыгрыше роли. Им не надо объяснять, что персонаж должен действовать в соответствии со своей биографией, что паладин не может нести смерть своим близким, а менестрель, скорее всего, знаком с тонкостями придворного этикета.

С другой стороны, у полевщика может сложиться впечатление, что игровая механика ограничивает свободу действий его персонажа. Он привык видеть все своими глазами, привык сам находиться на месте действия, поэтому может потребовать от мастера подробных схем сражений или использования миниатюр. Начинать знакомство полигонщика с настольными ролевыми играми лучше всего со словесок с большим количеством описаний и незначительной ролью случая или игровой механики.

На сюжетных поворотах

25 Kb

Настольные ролевые игры порождают компьютерные РПГ..

Пять процентов опрошенных заявили, что причиной их увлечения настольными ролевыми играми стали так называемые книги-игры. Книга-игра — это особый игровой жанр для одного человека. Текст в книге-игре разбит на пронумерованные абзацы, в конце каждого из которых читателю предлагается выбрать дальнейшие действия героя. В зависимости от этого выбора указывается следующий читаемый абзац. Читатель сам ведет главного героя к победе или поражению, выстраивая всякий раз новый сюжет.

Первую в своей жизни книгу-игру я встретил в начале 90-х годов, это было одно из приключений знаменитой Стальной Крысы Гарри Гаррисона. С середины последнего десятилетия XX века книги-игры регулярно выходят в России, одним из самых известных авторов в этом жанре является Дмитрий Браславский.

Кроме собственно разрозненных кусков текста, которые надо собирать в единый сюжет, книга-игра чаще всего содержит бланк персонажа, где указывается важная для игры информация. Например, степень здоровья героя, собранные им предметы или встреченные существа. Может использоваться и кубик — в основном для разрешения боевых ситуаций. Книги-игры в чем-то похожи на компьютерные РПГ: один игрок, цель — добраться до конца сюжета; однако здесь куда важнее сделать правильный и обоснованный выбор, чем вырастить до предела свои игровые характеристики (которых очень часто нет как таковых). Поэтому из любителей книг-игр часто получаются игроки, которые не забывают перед спуском в подземелье веревку и фонарик и могут сделать правильные выводы из мастерских описаний. Однако привить им привычку к игровой механике и отыгрышу персонажа еще предстоит.

56 Kb

Приключения и приключенцы

Свой "бастион" у настольных ролевых игр имеется и среди классических настолок. Это так называемые игры жанра "приключение". Фактически, здесь используется тот же принцип, что и в компьютерных, настольных и живых ролевых играх, но выражен он средствами обычной настолки. Фишки персонажей передвигаются по игровому полю, там их поджидают неизвестные опасности или полезные находки, предметы и магические трюки в арсенале героев отражаются карточками. Чаще всего присутствует и минимальный набор характеристик, например, ум и сила. Среди русскоязычных игр-приключений можно назвать "Дремучий лес", описание которого вы обнаружите парой страниц ранее, и "Школу юных магов", о которой мы также рассказывали в "Мире фантастики".

44 Kb

...Так и в далёкой- далёкой галактике.

От Средиземья до "Звездных войн"

Постоянным поставщиком ролевиков является фантастика — во всех ее проявлениях. В России ранее движение ролевиков было сильно связано с толкинизмом: первые живые РПГ носили название "Хоббитских игрищ", а AD&D и другие настольные игры часто ассоциировались именно со вселенной Толкина. Впрочем, настольщики довольно быстро поняли, что богатство миров, разработанных специально для ролевых игр, удовлетворит самые взыскательные вкусы.

Затем стали появляться переводы на русский язык книжных "игровых" серий: Dragonlance, Ravenloft, Dark Sun, Forgotten Realms. Именно эти сериалы стали для многих первым знакомством с настольными ролевыми играми. Постепенно выяснилось, что самые популярные фантастические миры уже довольно долго обладают на Западе своими ролевыми интерпретациями: Middle-Earth и Lord of the Rings RPG по Средиземью Толкина, Star Wars RPG по одноименной киносаге Дж. Лукаса, Star Trek RPG, Call of Cthulhu в лучших традициях мистического ужаса Лавкрафта...

Поклонники миров становились игроками, а игроки превращались в поклонников миров. В последнее время, с появлением универсальной и открытой механики d20 System, этот процесс движется все сильнее. Похоже, что целью разработчиков стало создание своей ролевой игры для каждого фан-движения. Среди последних разработок можно назвать Wheel of Time по миру Роберта Джордана, Babylon 5 RPG, а также настольные ролевые версии компьютерных игр WarCraft и EverQuest.

* * *

Надеюсь, прочитав вышеизложенное, вы убедились, что своя лазейка в мир настольных ролевых игр есть практически у всех. Воспользоваться ей или нет — личный выбор каждого, а мы постараемся помочь вам этот выбор сделать. В будущих выпусках "Мира фантастики" ищите на наших страницах обзоры наиболее ярких и распространенных в России настольных ролевых игр. А также не забывайте заглядывать на компакт-диск, где вы всегда найдете что-нибудь интересное.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться