Google+
ДНД И ФЭНТЕЗИ Луис Ройо — классик фантастической живописи Фантастика 1960-х годов Вселенная «Magic: The Gathering»
Версия для печатиТрибуна: Трибуна. Василий Владимирский. Малые издательства в России

Малые издательства в России

Василий Владимирский - критик


Пару месяцев назад главный редактор солидного питерского издательства жаловался в приватной беседе: «Приходит к нам автор, напечатавший книгу за свой счёт тиражом 1000 экземпляров и продавший её за месяц в своем микрорайоне. Как ему объяснить, что нам его произведение даром не нужно, потому что мы не сможем реализовать пятитысячный тираж по всей России?..» И это не единственный пример: любители фантастики отлично знают, сколько книг, полностью готовых к печати, годами томятся в пресловутом «редакционном портфеле» только потому, что издатели искренне не представляют, как будут их продавать. Хотя, казалось бы, в России и ближнем зарубежье достаточно читателей с самыми разными литературными вкусами, чтобы пятитысячный тираж абсолютно любого романа за месяц рассосался без следа...

Отечественный книжный рынок всё ещё живёт по законам «эпохи хитов», как назвал её американский экономист Крис Андерсен, и перестраиваться не собирается. Крупное издательство, которое до обеда успевает сдать в типографию календарь для садоводов, мистический триллер в духе Дэна Брауна, фантастический боевик и пару мелодрам в мягкой обложке, физически не способно одинаково хорошо ориентироваться во всех жанрах. Выпускающий редактор, если это обычный наёмный работник, а не сумасшедший энтузиаст, вовсе не обязан в подробностях знать предпочтения каждой конкретной группы читателей. Ну а для службы реализации единственным критерием успеха и вовсе служат лишь цифры продаж. Книгу, которая не претендует на звание хита, издадут разве что для ассортимента — так что никакой рекламной и информационной поддержки её автору не видать как собственных ушей.

Между тем есть и другой путь для «нишевой» литературы — той самой, которая не пользуется бешеной популярностью, но у которой немало преданных читателей. Таким выходом могут стать «малые издательства»: на Западе они (Small Beer Press, Buzzcity Press и другие) на протяжении многих лет остаются полноправными участниками книжного рынка, да и в России существуют не первый год, хотя в глаза и не бросаются. Пример успешного бизнеса такого рода — петербургская «Вита Нова», выпускающая крошечными тиражами подарочные и коллекционные издания. Или другой, более близкий нам пример: московское издательство Livebook, помимо прочего напечатавшее за годы своего существования сборники Петра Бормора, Келли Линк, Андрея Степанова, а в 2009 году прославившееся благодаря роману Мириам Петросян «Дом, в котором...». Третий пример — «Энигма», выпускающая серию переводной мистики «Гримуары». Четвёртый пример, пятый, шестой... Беда в том, что исключительно на фантастике ни одно из наших малых издательств не специализируется, — а те, что пытались двигаться в этом направлении, камнем пошли на дно. Складывается впечатление, что «малые издатели» от фантастики почему-то не спешат воспользоваться своими преимуществами — или просто не подозревают о них.

Так в чём же независимая фирма с крошечным оборотом может потягаться со столичными «монстрами»? Во-первых, в малом издательстве если и не знают всех своих читателей в лицо, то прекрасно понимают, для кого работают. Покупатель для них — не безликая масса, а вполне конкретные люди с конкретными тараканами в голове. Подарочный том «Вита Новы» не будет напечатан на рыхлой жёлтой бумаге, «потому что так дешевле», а каждый «Гримуар» непременно снабдят развернутым послесловием, адресованным поклонникам эзотерики. Во-вторых, отсутствие конвейера («десять макетов в день, иначе типография встанет!») позволяет работать с каждым изданием индивидуально, больше внимания уделяя редактуре, оформлению, сопроводительным материалам. Уверяю, продвинутый читатель способен это оценить и ответить взаимностью издателю, который уважает его интересы. В-третьих, отсутствие деления на «хиты» и «охвостье» позволяет обеспечить информационную поддержку и целевую рекламу абсолютно всем книгам, а не только немногочисленным потенциальным бестселлерам. Это дает возможность изрядно сэкономить на пиаре и вместо стрельбы по воробьям из пушки (плакаты в метро, рекламные растяжки на московских проспектах) обойтись серией мелких, но точных булавочных уколов, этакой рекламной акупунктурой. Причём каждое издательство подходит к рекламе индивидуально: «Вита Нова» устраивает выставки художников, оформляющих их книги, Livebook скрупулёзно отслеживает и оперативно информирует журналистов о полученных авторами премиях и так далее. Наконец, директор малого издательства может позволить себе лично объехать полсотни магазинов и обзвонить ещё сотню, чтобы предметно рассказать менеджерам, кому могут быть интересны новинки, поскольку его знакомство с этими книгами не ограничивается синопсисом, аннотацией и обложкой. Да и онлайн-продажи заметно облегчают сей нелёгкий процесс...

Российская специфика, разумеется, порядком отличается от западной. Перед нашими малыми издательствами стоят две основные проблемы: печать и распространение. Не секрет, что крупные книготорговые сети крайне неохотно принимают на реализацию книги незнакомых поставщиков, — а при малом тираже цена каждого экземпляра резко возрастает. Но голь на выдумку хитра, об этом говорит опыт таких издательств, как «Снежный Ком М» (издающего серии «Настоящая фантастика» и «Нереальная проза» вместе с «Вече») и «Книжный Клуб Фантастика», специализирующегося на книгах по игре Warhammer 40K совместно с питерской «Азбукой».

О результатах говорить пока рано, но процесс, что называется, пошёл. Издательства-гиганты, разумеется, никуда не денутся и в «эпоху разнообразия», — но сегодня и у представителей фантастических small press наконец появился шанс. Будет обидно, если они этим не воспользуются.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться