Google+
ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Тёмная сторона города SFX Сериал
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Настольные игры

ЭВОЛЮЦИЯ

Настольные игры

В первых номерах «Мира фантастики» не было многих разделов и рубрик, без которых сегодня сложно представить журнал, — «Машины времени», «Книжного ряда», «Бестиария», интервью с художниками. А вот статьи о настольных играх прописались на страницах журнала сразу. О развитии этого важнейшего столпа современной фантастики — сегодняшний рассказ.

Мы проследим историю развития настолок от Древнего Египта до наших дней.


В Древнем Египте ещё не было фараонов, а первые настольные игры уже появились. Старейшей из них считается сенет. Эта игра возникла примерно за три с половиной тысячелетия до нашей эры — её авторство легенды приписывают богу мудрости Тоту. Играли в сенет на прямоугольных досках, поделённых на тридцать клеток, а победителем считался тот, кто доведёт свои фигуры до противоположного конца поля.

В эпоху Нового царства египтяне стали вкладывать в сенет мистический смысл — удачливый игрок считался любимцем богов, — поэтому наборы для игры до сих пор находят в древних захоронениях.

***

Более четырёх тысяч лет назад в Китае зародилась игра го. Несмотря на простые правила, она считается одной из самых глубоких настольных стратегических игр.

В качестве фишек используются белые и чёрные камни, с помощью которых соперники должны захватывать ключевые точки на игровой доске. Умение играть в го считалось обязательным для всякого образованного китайца. Однако в популярный спорт игра превратилась не в Поднебесной, а в Японии при сёгунах из клана Токугава, которые основали четыре школы го и всячески поддерживали развитие игры.

За пределами Азии го получило известность и начало завоёвывать популярность лишь в середине прошлого века.

***

В эпоху Великой депрессии тысячи американцев пытались разбогатеть хотя бы понарошку, с помощью самодельных настольных игр. Бывший продавец Чарльз Дэрроу придумал, как поправить своё пошатнувшееся финансовое положение благодаря увлечению друзей и знакомых. В 1934 году он создал на основе уже существовавших на тот момент экономических игр первую версию «Монополии», которая моментально стала хитом.

Уже на следующий год «Монополия», права на которую Дэрроу продал компании Parker Brothers, стала самой продаваемой игрой в США.

***

Нарды если и уступают сенету в возрасте, то лишь самую малость — люди играют в них не менее пяти тысяч лет. Их родина доподлинно неизвестна, а старейший игровой набор, датируемый третьим тысячелетием до нашей эры, обнаружен археологами на территории современного Ирана. В том же захоронении найдены и самые древние из известных науке игральные кости.

Похожая игра, носившая название Ludus duodecim scriptorum, пользовалась популярностью в Римской империи, но широкое распространение в Европе нарды получили лишь в XII веке благодаря крестоносцам, которым пришлась по вкусу восточная забава.

До наших дней дошло несколько вариантов правил игры — наибольшее распространение получили «Короткие нарды», созданные в 1743 году англичанином Эдмондом Хойлом.

***

В VII веке нашей эры в Индии возникла чатуранга — предтеча современных шахмат. В отличие от последних, в чатуранге использовались игральные кости и она была рассчитана на четырёх игроков, однако доска и большая часть фигур уже имели узнаваемый вид. Их-то и позаимствовали у своих соседей арабы, которые переработали правила игры и заложили основы современных шахмат. Другой ветвью развития чатуранги считаются китайская сянци и японская сёги.

В средневековой Европе шахматы, как и многие другие настольные игры, не раз подвергались нападкам со стороны христианских церквей: игру не раз запрещали, да и по сей день многие священнослужители отзываются о ней крайне отрицательно. Тем не менее именно в Европе в XV веке окончательно сформировались знакомые нам правила.

Первым чемпионом мира по шахматам стал в 1886 году американец Вильгельм Стейниц.

В 1996 году шахматный компьютер впервые смог выиграть партию у действующего чемпиона мира Гарри Каспарова — однако общую победу в том матче одержал человек со счётом 4:2. Десять лет спустя другой шахматный чемпион — Владимир Крамник — с таким же счётом уступит программе Deep Fritz.

***

Старейшие игральные карты обнаружены в Китае — историки относят их к эпохе правления династии Тан (618—907 годы нашей эры). Когда и как карточные игры появились в Европе, доподлинно неизвестно, но ко второй половине XIV века они уже были достаточно широко распространены во Франции, Италии и Германии.

Стандартные колоды с картами четырёх мастей впервые появились во Франции в конце XV века.

***

Игровой дизайнер Чарльз С. Робертс в 1954 году основал компанию The Avalon Game Company (впоследствии переименованную в Avalon Hill) и издал первый коммерческий варгейм, носивший название Tactics. Игра, заложившая основы современных варгеймов, разошлась тиражом в две тысячи экземпляров, и уже в 1958 году Робертс выпустил обновлённое переиздание Tactics II. В том же году Avalon Hill выпустила варгейм Gettysburg — первый в долгоиграющей линейке игр, основанных на реальных исторических битвах. Успех Avalon Hill породил десятки компаний-подражательниц и стал началом «золотого века варгеймов», который пришелся на 70-е годы прошлого века.

Спустя пять лет после основания Avalon Hill Робертс столкнулся с серьёзными финансовыми проблемами и вынужден был продать компанию. Второй раз она сменила владельца в 1998 году, став частью корпорации Hasbro.

***

Однажды в гости к Герберту Уэллсу пришёл Джером К. Джером, и, отобедав, знаменитые писатели решили поиграть в солдатики. После чего Уэллс подумал, что подобным играм не помешали бы правила, и решил сам их сочинить. В 1913 году на свет появилась книга Уэллса под убийственным для современного издателя названием Little Wars: a game for boys from twelve years of age to one hundred and fifty and for that more intelligent sort of girl who likes boys’ games and books. Эта игра принесла Уэллсу славу отца современных варгеймов.

***

В семидесятые годы прошлого века популярность настольных тактических игр достигла пика. Многие их поклонники пытались создавать собственные игры — среди них был и молодой Гэри Гигакс. Первым его успешным проектом стал исторический варгейм Chainmail. На его основе спустя несколько лет Гигакс и другой начинающий игровой дизайнер Дэйв Арнисон создали первую настольную ролевую игру. Оригинальная редакция Dungeons & Dragons вышла в свет в 1974 году.

***

В 1975 году в Англии была основана компания Games Workshop. Изначально она специализировалась на производстве аксессуаров для настолок, но спустя несколько лет англичане начали создавать собственные проекты. На восьмом году существования компания выпустила фэнтезийную игру Warhammer Fantasy Battle. Лёгкие в освоении правила и самобытный стиль сделали её одной из самых популярных тактических игр в истории жанра.





***

В начале девяностых годов прошлого века профессор математики Ричард Гарфилд в свободное от работы время взялся за создание собственной карточной игры под рабочим названием Mana Clash. Однако одной только блестящей игровой механики оказалось недостаточно, чтобы всерьёз заинтересовать крупные издательства. Тогда Гарфилд придумал формат коллекционных карточных игр, который гарантировал проекту стабильную прибыль.

В 1991 году права на издание игры приобрела компания Wizards of the Coast, а через два года карточная игра Гарфилда, переименованная в Magic The Gathering, поступила в продажу. После её грандиозного успеха карточные коллекционки по популярным фантастическим и фэнтезийным мирам начали появляться как грибы после дождя.

***

Dungeons & Dragons и Magic The Gathering породили целую субкультуру, поглумиться над которой в начале XXI века решил один из самых известных дизайнеров настольных игр — Стив Джексон. В результате его эксперимента на свет появилась юмористическая карточная игра «Манчкин», девизом которой стала фраза «мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей». Успех «Манчкина» превзошёл все ожидания — он очаровал даже людей, далёких от ролевых и карточных игр.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться