Google+
Власть магов От «Ганбастера» к «Дайбастеру» FIREFLY НА ЗЛОБУ ДНЯ. ЧЁРТОВА ДЮЖИНА СТРАШИЛОК
Версия для печатиИстория: Легенды. Проклятые картины
Кратко о статье: Многие произведения искусства имеют дурную славу. Например, «Водяные лилии» Клода Моне известны своей «пожароопасностью», а «Крик» Эдварда Мунка может вызвать у зрителя инфаркт. Есть ли в этих сказках хотя бы доля истины?

Наследники Дориана Грея

Произведения искусства, овеянные дурной славой


Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать всё.
Оскар Уайльд

В июле 1890 года в лондонском журнале Lippincott’s Monthly Magazine был впервые опубликован знаменитый роман Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Критики роман разгромили, назвав его непозволительным и аморальным, зато простой читатель был в восторге. В какой-то мере именно этот роман повлёк за собой появление множества различных историй о художниках, подписавших соглашения с дьяволом, о персонажах, сходящих с картин, о волшебстве палитры и кисти. Мы проанализируем ряд легенд, связанных с «дьявольскими» полотнами, и попытаемся понять, что лежит в основе суеверного отношения к произведениям искусства.

Немного о Дориане Грее

Стоит вкратце напомнить фабулу романа Уайльда. Молодой человек по имени Дориан Грей невероятно красив. Его друг, художник Бэзил Холлуорд, пишет замечательный портрет Грея. Дориан мечтает всегда оставаться таким же молодым и прекрасным, как на портрете, — и его желание сбывается. В какие бы тяжкие ни ударялся молодой человек, все следы его похождений впитывает в себя портрет работы Холлуорда, а сам он не меняется с течением времени, не стареет. Число преступлений Грея растёт, портрет становится всё более чудовищным.

«Портрет Дориана Грея» популярен и сейчас — не так давно в кинопрокате появился художественный фильм «Дориан Грей» режиссёра Оливера Паркера. Фильм с успехом прошёл в кинотеатрах Великобритании и США, хотя в России не снискал широкой известности.

Знал ли Оскар Уайльд, что его персонаж станет таким же популярным, как граф Дракула Брэма Стокера (созданный позже, в 1895 году) или Франкенштейн Шелли?

Таким увидел портрет Дориана Грэя знаменитый американский сюрреалист Айвен Оллбрайт в 1943 году; это изображение «финального» вида портрета считается сегодня каноническим.

Собственно, портрет работы Холлуорда — это классический вариант «таинственной картины». Изображённый на нём человек изменяется с течением времени; именно движение или изменение объектов на полотнах является наиболее типичной городской легендой, связанной с произведением искусства.

Хотя именно роман Уайльда заставил посетителей картинных галерей внимательнее всматриваться в детали полотен и верить в возможность оживления персонажей, сказки о живых картинах существовали задолго до этого. Ещё древние египтяне придавали изображениям серьёзное значение: многочисленные узоры, покрывавшие дворцы и гробницы, были призваны оберегать обитателей — живых и мёртвых, хранить их покой. Но в Египте такое отношение было обусловлено религиозными догмами, да и было это три тысячи лет тому назад. Сегодня же вера в паранормальную силу картины может объясняться лишь неискоренимыми человеческими суевериями.

Мы с вами рассмотрим наиболее известные, овеянные легендами полотна и связанные с ними события. Вполне возможно, в некоторых историях есть зёрна истины.

Сопротивление рук

Пожалуй, начать стоит не с глубокой древности, а с современной сказки, всколыхнувшей сетевую общественность около десяти лет назад.

«АНТИХРИСТ» МАРГАРИТЫ ПУШКИНОЙ

Дурная слава идёт не только о произведениях изобразительного искусства. Например, целый ряд мистических историй связан с культовой песней группы «Ария» — «Антихрист» из альбома «Кровь за кровь» (1989). Поэтесса Маргарита Пушкина рассказывала, что сразу после написания она перевернула листок текстом вниз, поддавшись суеверному страху, а вокалист Валерий Кипелов долгое время отказывался исполнять «Антихриста» на концертах. При первом же исполнении песни на сцене произошло короткое замыкание и за кулисами загорелось оборудование. Такой же эксцесс произошёл и во время второго концерта, где «Ария» играла «Антихриста». Спустя много лет во время концертного тура, посвящённого 15-летию группы, в качестве элемента дизайна над сценой висел настоящий «Харлей-Дэвидсон». Кипелов наотрез отказался петь любимую поклонниками песню под такой опасной декорацией.

В феврале 2000 года анонимный продавец выставил на аукцион eBay картину неизвестного автора под названием Haunted Painting («Преследующая картина»). Вполне возможно, появление этого лота прошло бы незамеченным, если б не комментарии, сопровождавшие изображение. В них продавец подробно рассказывал леденящую душу историю.

«Преследующая картина» принадлежала простой калифорнийской семейной паре. После приобретения хозяева повесили её в комнате своей маленькой дочери, рассудив, что изображение мальчика и куклы будет там как раз к месту. Но в первую же ночь четырёхлетняя девочка прибежала в родительскую спальню с криками о том, что мальчик и кукла на картине дерутся между собой. Родители успокоили ребёнка, но на следующую ночь персонажи сошли с картины прямо в комнату девочки — и так продолжалось несколько ночей.

Самым неприятным элементом картины является недетское, страшное лицо мальчика. Впрочем, пустые глаза куклы тоже не радуют взгляд.

Внимательно посмотрите на картину. Вы бы повесили такое полотно в детской спальне напротив кровати? Никогда в жизни. Так что страх ребёнка оправдан, и объяснением служит исключительная глупость родителей. Более того, несмотря на то, что девочка регулярно прибегала ночью к маме и папе в слезах, отец (он же продавец полотна) не перевесил картину в другую комнату, а установил в детской видеокамеру, направленную на картину. Скриншоты с видеокамеры прилагались к лоту на eBay. И ужасали.

Потому что — если это, конечно, не фотошоп — на одном из скриншотов у куклы в руках было ружьё: она принуждала ребёнка идти в темноту за дверью. На другом — кукла и мальчик сцепились в драке. Датчик движения в комнате срабатывал несколько раз за ночь. Лишь после этого муж принял решение продать картину за стартовую цену в 199 долларов. В итоге она «ушла» за 1025 — совсем недорого. Лишь после продажи журналисты раструбили историю таинственного полотна на весь мир. Сколько «Преследующая картина» стоит сегодня, страшно даже представить.

Естественно, журналисты нашли и автора загадочного полотна. Им оказался калифорнийский художник и график Уильям Стоунхем. Как выяснилось, между моментом написания картины и моментом её появления на eBay произошло немало занимательных событий.

Именно с этой фотографии Стоунхем «срисовал» свою знаменитую картину.

Стоунхем создал полотно ещё совсем молодым, в возрасте 25 лет — в 1972 году. Сюжетные мотивы он взял с детской фотографии, где он, пятилетний, стоит рядом с маленькой девочкой на пороге детского приюта в Чикаго. Стоунхем вырос сиротой: отца он никогда не знал, а мать, эпатажная художница, попросту отказалась от ребёнка.

«МАСТЕР И МАРГАРИТА» МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Супруга Михаила Булгакова Елена рассказывала, что его предсмертными словами о романе были: «Чтобы знали…»

Вершина творчества Михаила Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», считается самым страшным наказанием для постановщиков. Будто злой рок преследует тех, кто пытается снять по роману кинофильм или поставить пьесу. Характерной историей можно считать фильм Юрия Кары, законченный в 1994 году. Даже снятый целиком (хотя и не без проблем), он так и не вышел на экраны — и никогда не выйдет, пока длится тяжба за авторские права. Единственный закрытый показ фильма прошёл в 2006 году на Московском кинофестивале, но широкий зритель и сегодня не имеет возможности посмотреть картину. Другим примером можно считать оперу «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского, написанную в 1972 году и запрещённую раз и навсегда после первого же закрытого показа.

По словам художника, чёрная дверь олицетворяет границу между реальным миром и миром мечты. Мальчик находится в мире мечты, кукла — его провод ник, а руки — это его альтернативные жизни, оставшиеся в мрачном и тёмном реальном мире, но рвущиеся на свет. А называется полотно вовсе не «Преследующая картина», а The Hands Resist Him («Сопротивление рук» в художественном варианте перевода). Именно так и мы будем впредь именовать работу Стоунхема.

Итак, в 1972 году картина была опубликована в художественном разделе газеты Los Angeles Times, а годом позже продана одной из калифорнийских картинных галерей. И всё, больше автор своего полотна не видел. Через некоторое время картину приобрёл американский актёр Джон Марли (известный по роли Вольца в «Крёстном отце»). В 1984 году Марли скончался. Кстати, журналисты, расследовавшие историю картины, тут же соорудили из этой смерти таинственную трагедию — мол, дети с картины задушили Марли во сне. На самом деле актёру было 76 лет, и его смерть не была чем-то из ряда вон выходящим.

Джон Марли и Джина Роулендс в фильме Джона Кассаветеса «Лица» (1968).

Имущество Марли было частично продано на аукционе. «Сопротивление рук» приобрела некая семейная пара. Вскоре их ограбили, вынеся в числе прочего и картину. А через некоторое время (порядка года) всё та же пара снова обнаружила украденное полотно — на свалке за собственным домом. Вообще, журналистское расследование обросло огромным количеством недоказуемых мифов: критик, писавший о картине статью в LA Times, вскоре умер; люди регулярно теряли сознание прямо перед полотном в выставочном зале, а у кого-то даже инфаркт случился.

Самое интересное, что до появления картины на eBay Стоунхем около 20 лет не занимался живописью. Сначала он работал художником в кинокомпании Джорджа Лукаса, а затем с головой ушёл в компьютерный дизайн. Широко известные игры, к которым он приложил руку, — это Myst и Riven, созданные за время работы в Eidos Interactive, 3DO Corporation и других компьютерных фирмах.

Сегодня «Сопротивление рук» находится в частной коллекции. Стоунхем вернулся к живописи — его мрачные сюрреалистические картины нарасхват, а сам он считается одним из ведущих мировых сюрреалистов.

Чем объяснить странную историю картины? Ответ прост. Скорее всего, желанием продавца сбыть своё имущество на eBay по максимальной цене. Он просто приукрасил реальные события и сделал рекламу своему товару. Даже если рассказанное — правда, то и она уже объяснена нами выше. Детское воображение плюс совершенно недетская картина породили на свет новую легенду. А Биллу Стоунхему сильно повезло: он внезапно стал известным, модным и очень дорогим художником.

Смерть натурщиков

Большую группу «искусствоведческих» легенд составляют истории о том, как картина забрала часть души натурщика, и тот скоропостижно скончался.

Чаще всего в различных «жёлтых» изданиях и на просторах интернета всплывает история портрета Марии Лопухиной, написанного великим русским художником Владимиром Лукичом Бо- ровиковским. Мария Ивановна Лопухина происходила из очень знатного рода, была сестрой легендарного дуэлянта и путешественника Фёдора Ивановича Толстого по прозвищу «Американец» (воспетого в том числе и Пушкиным). Портрет был написан Боровиковским в 1797 году, когда юной Маше было всего 18 лет. С холста на нас смотрит прекрасная молодая женщина, полная свежести и изящества, с лёгкой хитринкой в глазах. Лопухина скончалась от чахотки в 1803 году — в народе пошли слухи о том, что Боровиковский сглазил молодую дворянку своим портретом. Газеты раздули утку. Утверждалось, что молодые дворянки, лишь взглянув на портрет, обрекали себя на скорую смерть.

Мария Лопухина изображена на картине во всём блеске молодости и красоты. Жить ей оставалось всего шесть лет…

Слухи подтверждались тем, что многие модели Боровиковского недолго жили после работы с ним. Так, княгиня Анна Петровна Гагарина скончалась в возрасте 27 лет через четыре года после написания её портрета, портрет Екатерины II Боровиковский написал за два года до смерти императрицы, а Павла I — всего за месяц до убийства последнего. Впрочем, великая княжна Мария Павловна «пережила» свой портрет на 54 года, и не только она одна. Поэтому сложно обвинить Боровиковского в нелёгкой руке при изображении знатных особ.

Другая известная легенда связана с экспрессионистом Амедео Модильяни и его единственной и главной любовью Жанной Эбютерн. Жанна и сама была небезызвестной художницей, но наиболее прославила её работа натурщицей у Модильяни. Они познакомились в 1917 году, и за последующие три года художник более тридцати раз написал портрет своей музы. Год спустя после знакомства она родила Модильяни дочь, а в 1919-м забеременела снова — мальчиком.

Жанна на картинах Модильяни совершенно не похожа на Жанну в жизни и на фотографиях. Но влюблённый художник видел её такой и писал странный образ с искажёнными пропорциями снова и снова.

Журналистские легенды рассказывают, что полотна Модильяни «высосали» из Жанны жизнь и она покончила с собой 26 апреля 1920 года, будучи на девятом месяце беременности. Выбросилась из окна пятого этажа. Но что бы ни рассказывали жёлтые газеты, причина самоубийства молодой женщины (ей было 22 года) кроется в другом. 24 апреля 1920 года тридцатипятилетний Амедео Модильяни скончался от туберкулёза — когда уже была назначена дата их свадьбы. Вряд ли картины могли повлиять на Жанну сильнее, чем трагическая смерть любимого человека…

На большинстве фотографий Модильяни оборван, растрёпан и мрачен. Впрочем, это типичный облик гения.

Дурной славой пользовался в своё время Илья Ефимович Репин. Достаточно привести статистику смерти его моделей. В августе 1911 года Репин окончил работу над портретом Петра Столыпина — 1 сентября на того было совершено покушение, в результате которого министр скончался. Портрет хирурга Николая Пирогова Репин написал в ноябре 1881 года — 5 декабря Пирогов умер от рака (впрочем, эта смерть была предсказана задолго до начала работы над картиной). Также Репин написал единственный прижизненный портрет композитора Модеста Мусоргского — в военном госпитале, куда музыкант был помещён после приступа белой горячки. Свой портрет Мусоргский пережил на 5 дней. Среди «жертв» Репина также был Керенский (который вскоре попал в опалу, хотя умер гораздо позже). Но тут стоит вспомнить один момент. Чаще всего Репин изображал людей пожилых, а Мусоргского и Пирогова — уже в предсмертном состоянии. Разве что Столыпина он и в самом деле сглазил. Поэтому обвинить художника в причинении моделям вреда может разве что безумец.

Портрет, сделанный Ильёй Репиным, стал не просто последним, а единственным прижизненным художественным изображением Модеста Мусоргского. На фотографиях композитор выглядит более здоровым и привлекательным.

Расследуя подобные дела, можно углубиться и гораздо дальше в прошлое. Например, любимыми моделями Рембрандту служили его первая жена Саския, его вторая (гражданская) жена Хендрикье и его дети. И что же? Саския умерла в 1642 году в возрасте 30 лет, Хендрикье — в 1663 году в возрасте 37 лет, а трое детей Рембрандта не дожили даже до года. Старшего своего сына Титуса Рембрандт тоже пережил. Связь живописи и болезней, унесших родных великого фламандца, недоказуема.

Дамы — в обморок!

Портрет Саскии кисти Рембрандта написан в 1634 году. Супруге художника тут 22 года. Через 8 лет она умрёт.

Вторым направлением журналистских домыслов является влияние картины не на натурщика, а на зрителя. Конечно, один из самых наглядных примеров такого влияния — подробно рассмотренный случай с полотном Уильяма Стоунхема. Но его работа не единственная, подвергшаяся нападкам прессы.

ЛАДАН И МИРО

К разряду удивительных свойств относится явление мироточения икон. В процессе мироточения на поверхности иконы появляется маслянистая влага (миро), которая медленно стекает вниз, источая благоуханный запах. Рассказы об этом явлении (чуде, если пользоваться церковной терминологией) столь распространены, что при Русской православной церкви создана специальная комиссия освидетельствования мироточивых икон. Комиссия опрашивает свидетелей, изучает место хранения иконы и её состояние, затем запечатывает икону в специальную капсулу. В большинстве случаев мироточение немедленно прекращается, что говорит о подделке чуда. Тем не менее в анналах Церкви хранится целый ряд документально описанных и доказанных фактов мироточения. Правда, вопреки сказкам, мироточат в основном новые иконы, и на произвольном месте доски, а не там, где изображены глаза святого. Скорее всего, явление связано с химическими процессами, возникающими при определённой температуре и влажности в парах дерево-краска или дерево-позолота.

Документально факты мироточения икон подтверждены, однако исследователи склоняются к физико-химическому, а не чудесному объяснению этого явления.

Пожалуй, наиболее известна своим негативным воздействием картина Эдварда Мунка «Крик». Точнее, не картина, а целая серия картин — Мунк работал над различными вариантами «Крика» много лет. Практически все свои картины норвежский экспрессионист создавал в нескольких экземплярах. Например, его знаменитая «Мадонна» существует в пяти авторских версиях.

Мунк говорил, что «Крик» является автопортретом. Однажды они с друзьями шли по деревянному мосту, художник немного отстал и точно наяву услышал безмолвный крик природы.

Всю свою долгую жизнь Мунк страдал от нищеты и психических заболеваний различной степени тяжести. Его романы с женщинами заканчивались трагически, он не имел семьи, а его картины зачастую вызывали критику и отвращение зрителя. Признание, богатство и слава пришли к нему, старику, в 1930-е годы, когда Мунк уже ни в чём этом не нуждался. Но вернёмся к «Крику». Картина в самом деле пугает. Средствами экспрессионизма — яркими красками, волнистыми линиями, широкими мазками — Мунк сумел передать нечеловеческий ужас героя. Долго стоять и рассматривать «Крик» — тяжело: хочется быстрее перейти к следующей картине.

Пользуясь печальной славой самого Мунка и талантливой чудовищностью его картины, люди придумывают про «Крик» всё новые истории. Говорят, что музейные служащие, которые роняли картину или небрежно с ней обращались, впоследствии попадали в больницу в результате аварий и несчастных случаев. Рассказывали также, что некий зритель, перегнувшийся через парапет и дотронувшийся до картины (один из вариантов «Крика» хранится в музее Мунка в Осло), через неделю погиб при пожаре в своём доме.

Самое смешное, что примерно такие же истории рассказывают о «Джоконде» да Винчи. Начало байкам о «Моне Лизе» положил не кто иной, как писатель Стендаль. При посещении Лувра он упал в обморок от жары и толкотни аккурат около картины да Винчи. Сегодня работники Лувра фиксируют каждый случай обморока, случающийся в музее, — большинство приходится именно на «Джоконду». Впрочем, это легко объяснимо: вокруг знаменитого холста всегда толпится такое количество туристов, что немудрено потерять сознание от духоты и давки.

В год несколько десятков человек теряют сознание, рассматривая «Джоконду» Леонардо да Винчи. Правда, виновата в этом скорее плохая вентиляция Лувра, чем кисть художника.

Совершенно мирную и довольно скучную картину Клода Моне «Водяные лилии» окружают легенды о том, что она вызывает пожары. Правда, стоит отметить, что картин из этой серии Моне написал великое множество. Сам художник называл их «пейзажами-отражениями». Одни только лилии встречаются более десятка раз. Главная картина серии (собственно, полотно «Водяные лилии») попадала в пожар аж пять раз: дважды ещё в мастерской художника, впоследствии — в различных галереях. Совпадения? Наверняка.

И снова день сегодняшний

Если набрать в поисковике «Светлана Телец», то можно обнаружить несколько ссылок на информацию о малоизвестной украинской художнице, написавшей «одержимую злым духом» картину. Первое упоминание полотна «Женщина дождя» случилось в газете «Комсомольская правда» в июне 2007 года. В небольшой заметке рассказывалось о картине, которую трижды покупали и трижды возвращали обратно в галерею по невыясненным причинам.

Всем трём покупателям после того, как они вешали полотно в своих квартирах, изображённая дама в чёрной платье и шляпе начинала мерещиться и сниться. Последний покупатель, возвращая приобретение, особо подчёркивал страшные белые глаза героини. Светлана Телец ничего такого в своей картине не видит. Более того, работникам галереи «Женщина дождя» тоже не слишком мешает.

Как и в случае с «Сопротивлением рук», «Женщина дождя» является легко узнаваемым и неприятным образом. Человек с богатым воображением и не очень сильной психикой подсознательно запоминает такой образ и постоянно возвращается к нему, «накручивая» себя. Через некоторое время в сознании формируется кошмар, не имеющий почти никакого отношения к первоначальному изображению на полотне. С таким же успехом человеку может мерещиться любая другая неприятная вещь — труп, кровавая сцена из фильма, монстр из игры Silent Hill.

Дориан Грей по-прежнему смотрит на нас с картины.

Задача художника — потрясти воображение зрителя, «поселить» свою работу в его памяти. Если это получается — хотя бы таким образом, какой описан в этой статье, — можно смело говорить о таланте живописца. А сами картины… по сути, это просто холсты плюс небольшой слой грунта и краски. Не стоит их бояться.

Что почитать?
  • Стивен Кинг «Дорожный ужас прёт на север»

  • Эдгар Аллан По «Овальный портрет»

  • Брэм Стокер «Дом Судьи»

Что посмотреть?
  • «Призрак дома на холме» (1999)

  • «Ночь в музее» (2006)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Neurotoxin
№ 1
01.12.2012, 10:58
Читала все это на каком-то криппи-сайте. Еще, помню, похожие истории есть про «Плачущего мальчика» Джованни Браголина, и про вот эту картину - не знаю названия.

Max-88
№ 2
01.12.2012, 22:11
Помню в школе читал рассказ об оживающем портрете.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться