Обмен разумов с Робертом Шекли КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ Как достоверно описывать невозможное МИРЫ. ALIENS VS PREDATOR
Версия для печатиВрата Миров: Планетарий. Юпитер
Кратко о статье: Газовый гигант Юпитер — совершенно бесполезная для фантаста вещь. Такую планету не колонизируешь, на ней не поселишь звёздную принцессу, не устроишь всепланетное авторалли и не наладишь экспорт экзотических фруктов. Газовый гигант хуже безвоздушной Луны и раскалённого Меркурия. У него ведь даже нет поверхности! И тем не менее, в фантастике Юпитеру посвящено немало интереснейших страниц.

Большой босс Солнечной системы

Юпитер

По-настоящему красиво становится тогда, когда восходит Юпитер. И восход Юпитера по-настоящему красив только на Амальтее. И он особенно красив, когда Юпитер встаёт, догоняя Солнце. Сначала за пиками хребта разгорается зелёное зарево — экзосфера гигантской планеты. Оно разгорается всё ярче, медленно подбираясь к Солнцу, и одну за другой гасит звёзды на чёрном небе. И вдруг оно наползает на Солнце. Очень важно не пропустить этот момент. Зелёное зарево экзосферы мгновенно, словно по волшебству, становится кроваво-красным. Всегда ждёшь этого момента, и всегда он наступает внезапно. Солнце становится красным, и ледяная равнина становится красной, и на круглой башенке пеленгатора на краю равнины вспыхивают кровавые блики. Даже тени пиков становятся розовыми. Затем красное постепенно темнеет, становится бурым, и, наконец, из-за скалистого хребта на близком горизонте вылезает огромный коричневый горб Юпитера...
Аркадий и Борис Стругацкие «Путь на Амальтею»

Газовый гигант Юпитер — совершенно бесполезная для фантаста вещь. Такую планету не колонизируешь, на ней не поселишь звёздную принцессу, не устроишь всепланетное авторалли и не наладишь экспорт экзотических фруктов. Газовый гигант хуже безвоздушной Луны и раскалённого Меркурия. У него ведь даже нет поверхности! И тем не менее в фантастике Юпитеру посвящено немало интереснейших страниц.

Крупнейшую планету Солнечной системы люди знали с глубокой древности. Это Уран и Нептун были открыты только в эпоху телескопов, а Юпитер наблюдали ещё древние вавилоняне. Астрономы Междуречья звали его Мулубаббар, что значило — «звезда-солнце». С учётом того, что состав Юпитера схож с составом звёздного вещества, а масса всего в несколько десятков раз меньше необходимой для образования звезды, в таком названии есть смысл. Ведь большинство открытых на данный момент систем со светилом, подобным Солнцу, — парные. Так что, возможно, Юпитер — будущий «напарник» Солнца.

Юпитер: парадный портрет анфас.

Паспорт Юпитера
  • Юпитер: газовый гигант, пятая от Солнца и крупнейшая в системе планета
  • Экваториальный радиус: 71495 км (в 11 раз больше земного)
  • Масса планеты: 1,8986*1027 кг (вдвое больше массы всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых, и в 318 раз больше массы Земли).
  • Продолжительность суток:около 10 часов. Скорость вращения неравномерна, ведь он не твёрдое тело (на экваторе скорость выше, на полюсах ниже), но она больше скорости вращения любой другой планеты Системы — до 12 км/сек на экваторе.
  • Продолжительность года: 11,85 земных лет.
  • Температура в атмосфере: –130 °C во внешнем слое, около +150 °C на глубине чуть более 100 км. С увеличением глубины температура продолжает расти.
  • Состав атмосферы: водород (81%), гелий (18%) и около 1% примесей, в том числе аммиак и метан. Этот состав очень схож с составом солнечного вещества.
  • Особенности атмосферы: скорость ветров — до 600 км/ч. Наблюдаются молнии и полярные сияния.
  • Расстояние от Земли: среднее — 630 млн км.
  • Расстояние от Солнца: среднее — 780 млн км.

Венера и Юпитер на утреннем небе. Снимок сделан на иранском побережье Каспия в 2008 году.

Но пока что хоть Юпитер и крупнейшее небесное тело в околосолнечном пространстве, до звезды ему далеко. Зато сияет он на небосклоне вовсю: в моменты противостояния с Землей это третий по яркости наблюдаемый объект.

Помимо вавилонян, время на изучение Юпитера тратили шумеры (они называли планету Кишар), индийцы (Брихаспати), разумеется, греки (Фаэтонт, позже — Зевс).

У инков Юпитер носил название Пирва, что значит «амбар», «склад». Отчасти потому, что был важен для сельскохозяйственного календаря, а отчасти потому, что инкам были известны некоторые спутники Юпитера, открытые европейцами только в эпоху телескопов. Астрономические наблюдения инки вели очень тщательно. Этому способствовал, видимо, чистейший высокогорный воздух.

Радиус Юпитера в 11 раз больше земного.

Современными же астрономами большая часть спутников была открыта только в последнее десятилетие, когда мощности телескопов стало хватать для того, чтобы на таком расстоянии обнаруживать объекты диаметром в 2-4 километра.

Юпитер состоит по большей части из водорода и гелия, на его поверхности постоянно свирепствуют штормы. Один из них заметен даже в простейший телескоп — это так называемое Большое красное пятно.

Что до фантастики, то здесь гигантская планета занимает своё достойное место наряду с прочими планетами Солнечной системы.

Короля играет свита

У Юпитера на данный момент открыто 63 спутника. Это больше, чем у любой другой планеты. Но, по мнению учёных, это лишь ничтожная часть небесных тел, попадавших в сферу влияния Юпитера. Гигант их поглощает. Сотнями!

Некоторые из «выживших» спутников заслуживают внимания не меньше, чем сама планета. Например, Ганимед — крупнейший спутник в Солнечной системе, по размерам он превосходит даже Меркурий; Ио — чемпион Системы по вулканам; Европа — покрыта льдом и имеет под ним океаны, а Каллисто вообще почти на четверть состоит изо льда.

Ещё у Юпитера, как и у всех газовых гигантов, есть своё кольцо, состоящее из пыли и мелких обломков. Но, конечно, с кольцом Сатурна его не сравнить.

Тройное затмение Юпитера, снятое телескопом «Хаббл»: на поверхности гиганта видны тени сразу трёх спутников.

Жители безжизненной планеты

Нет ничего удивительного в том, что писатели первой половины прошлого века населяли самыми разными аборигенами Марс и Венеру. Первый был испещрён «искусственными каналами», вторую вообще звали «сестра Земли». Желание найти братьев по разуму (неважно — дружелюбных или враждебных) приводило к появлению зелёнокожих венерианских жаболюдей или четвероруких марсиан-кочевников. Уже с Меркурием было труднее, но появление аборигенов объяснимо и там: по меньшей мере, у Меркурия есть поверхность.

В отличие от всех этих планет, Юпитер — это просто газовый ком, разреженный снаружи, сжиженный в глубине и сжатый до невероятной плотности в центре. Чётких границ у этих «состояний» нет, просто субстанция, из которой состоит планета, постепенно густеет. Однако находились авторы, которые решительно отказывали Юпитеру в праве быть необитаемым и бесполезным для землян. У них Юпитер — обычная планета, просто колоссальных размеров, что-то вроде сильверберговского Маджипура: мир с огромными континентами и множеством островов, превышающих размерами Австралию, с океанами, каждый из которых больше, чем вся водная поверхность Земли. Именно таким гигант предстаёт в романе Эдгара Берроуза «Люди-скелеты Юпитера». Согласно Берроузу, Юпитер пригоден для жизни и обитаем, его растительный и животный мир экзотичен и богат. Берроузовское описание красот природы не вызывает особого удивления (все планеты Солнечной системы из его романов чем-то похожи), а вот местные аборигены весьма интересны.

Подобная пергаменту кожа туго обтягивала костистый череп. Казалось, под ней нет ни ткани, ни хрящей. То, что я принимал за пустые глазницы, оказалось глубоко посаженными карими глазами без малейшего признака белка. У самых корней зубов, которые красовались в обеих челюстях, совсем как зубы настоящего черепа, кожа лица переходила в то, что, пожалуй, было дёснами. Носом служила зияющая дыра в середине лица. Отсутствовали ушные раковины — только слуховые отверстия, и ни единого волоска на теле или голове... Пергамент кожи обтягивал руки и ноги так туго, что трудно было убедить себя, что это не просто кости. И туловище было обёрнуто кожей так, что каждое ребро, каждый позвонок выделялись прямо-таки с отталкивающей чёткостью.

Эдгар Берроуз «Люди-скелеты Юпитера»

Кентавр Юпитера (рисунок Роберта Авотина).

Пол Андерсон также склонен считать Юпитер подходящим местом для разумных существ. В его романе «Кентавры Юпитера» (он же — «Выбор смерти» и «Победить на трёх мирах») огромная планета заселена полудикими племенами, которые то торгуют, то воюют между собой. С человечеством они общаются посредством специально разработанных передатчиков, способных преодолеть непроницаемую атмосферу планеты.

С точки зрения людей они живут в постоянном густом тумане, почти в полной темноте. Почва состоит из смеси ледяного порошка с органическими веществами и минеральными солями, главным образом натриевыми и аммиачными соединениями. Пол Андерсон постоянно ненавязчиво подчёркивает необычность этих условий, но всё же сводит их к знакомым для человека понятиям: пустыни, скалы, моря, корабли, птицы, животные, растения...

Аборигены делятся на три пола и выглядят даже интереснее берроузовских. Внешне они похожи на кентавров, но не имеют копыт — конечности заканчиваются сильными пальцами. Жаберные щели позволяют получать из атмосферы нужный для дыхания водород. Красноватая плотная кожа украшена пигментными полосами, похожими на тигриную раскраску. На головах нет ушей и носа, зато вокруг рта располагаются антенны, позволяющие улавливать запахи в густой атмосфере, а вместо волос растёт гребень, напоминающий петушиный.

А среди многокилометровых скал в верхних слоях атмосферы обитает ещё одна раса, похожая уже не на кентавров, а на птеродактилей. Помимо крыльев, у летающего народа есть и вполне развитые конечности. Дышит эта раса не жабрами, а лёгкими — ведь на этой высоте атмосфера гораздо более разрежена, чем внизу, и кентавр, живущий на поверхности, там не смог бы дышать.

Помимо разумных обитателей, Юпитер полон и самых разнообразных животных, как сухопутных, так и летающих, и даже водоплавающих. Точнее, аммиакоплавающих.

Аппарат «Галилео» на подступах к Юпитеру.

Кладбище миров

Эпоха всепланетной населённости в фантастике прошла, и писателям потребовалось найти для Юпитера иное амплуа, уже не столь экзотически-привлекательное. И писатели справились с задачей на все сто.

Из Юпитера сделали мир-убийцу. Одно из самых запоминающихся воплощений гиганта — это образ океана, в котором в буквальном смысле слова тонут целые планеты. Гигант таких размеров, как Юпитер, обладает мощнейшим притяжением; и горе тем небесным телам, а особенно — тем космическим кораблям, которые не смогли ему противостоять.

Самая известная в отечественной фантастике схватка с притяжением Юпитера — героический эпизод из повести братьев Стругацких «Путь на Амальтею». Персонажи не только наблюдают «старину Джупа» вблизи, но и на себе испытывают его вселенскую «жадность». Планетолёт, потерявший скорость рядом с газовым гигантом, начинает падать, и только общие усилия экипажа и нежелание сдаваться позволяют героям выжить.

Впервые окунувшись в атмосферу Юпитера, земляне обнаруживают много загадочного: огромные миражи, наводящие на мысли о Солярисе, странные шумы, которые то ли чудились людям от перегрузок, то ли были на самом деле. И самое впечатляющее: колоссальные каменные обломки, «висящие» в густой атмосфере, — кометы, спутники и другие небесные тела, «съеденные» Юпитером за миллиарды лет.

За перископом проплывала ещё одна горная страна. Она плыла высоко вверху, и вершины гор были обращены вниз. Это было дикое, фантастическое зрелище, и Юрковский подумал сначала, что это опять мираж, но это был не мираж. Тогда он понял и сказал: «Это не ядро, Иоганыч. Это кладбище». Дауге не понял. «Это кладбище миров, — сказал Юрковский. — Джуп проглотил их»...

А. и Б. Стругацкие «Путь на Амальтею»

Ещё до «Пути на Амальтею» Стругацкие обкатывали тему крушения звездолёта в поле притяжения газового гиганта. Речь о первом незавершённом варианте этой повести под названием «Страшная большая планета». Повесть полностью посвящена поведению людей на беспомощном звездолёте, падающем в водородную бездну, других линий в тексте вообще нет. И газовые протуберанцы, и поглощённые Юпитером миры описаны уже там.

Список злодейств Юпитера не исчерпывается покушением на планетолёт «Тахмасиб». В «Госте из бездны» Георгия Мартынова его же происками объясняется гибель Фаэтона: планета попросту начала падать на Юпитер — и в какой-то момент разлетелась на части, поражённая притяжением гиганта.

Креатив по-юпитериански

Фантасту зачастую бывает довольно трудно смириться с тем, что в его вселенной что-то пропадает зря. А уж такой огромной штуке, как Юпитер, просто обязательно нужно найти применение. Пусть его нельзя колонизировать, но, может, с ним получится сделать что-то другое?

Из космоса Юпитер представляет собой довольно красивое зрелище: разноцветные слои двигаются друг относительно друга, почти не смешиваясь, только кое-где создавая завихрения. Цвет юпитерианского атмосферного потока зависит от его глубины: собственно, поток окрашивают газы, поднимающиеся из недр планеты. На разной высоте преобладают разные газы. Голубые и белые слои — самые глубокие, причём их цвет — результат оптических искажений, в реальности их «краситель» — скорее жёлтый. Большая часть планеты окрашена для наблюдателя в оранжевые и коричневые тона, высота этих слоев, видимо, является «нормой». А красный цвет (как в Большом Красном Пятне) означает, что этот циклон несколько «приподнят» над основным уровнем атмосферы.

Обладая космическими технологиями, вполне можно переставить атмосферные слои газового гиганта по собственному желанию и получить на поверхности ту картинку, которая понадобится заказчику. Именно это собрались сделать с Юпитером инопланетяне из рассказа Айзека Азимова «Покупаем Юпитер»: после появ ления нового торгового пути возле Солнечной системы им срочно понадобился придорожный рекламный щит. Юпитер как раз подошёл по размеру.

А если не выходит приспособить к делу саму планету, то можно воспользоваться чем-то ещё. Например, её животным миром или спутниками. Или возникшими вокруг неё суевериями.

Земная коловратка в 200-кратном увеличении.

В киберхулиганском романе Александра Тюрина «Боятся ли компьютеры адского пламени» со спутников-станций в атмосферу Юпитера свесили монополимерные нити-датчики длиной до пятнадцати тысяч километров. Станции-медузы с ворохом извивающихся щупалец — зрелище незаурядное. Впрочем, научные исследования выглядят довольно бледно по сравнению с откровениями юпитерианской секты: её члены уверены, что на Юпитере располагается вход-портал, за которым человек становится новой энергетической сущностью, бессмертной и практически неуязвимой.

Роль живности на Юпитере выполняют существа под названием кики — произошедшие от земных коловраток гигантские животные-метаморфы, способные путешествовать по космосу и принимать разную форму на разных планетах. Их жизненный цикл завязан на несколько планет, в частности, на Юпитере у них происходит спорогония, в бешеной атмосфере кики плавают в виде металлорганических инфузорий.

Президент Олимпа

В древнеримской мифологии Юпитер — верховное божество, царь богов, владыка неба и гроз, отец дня. Его аналогом в Древней Греции был Зевс-громовержец. Юпитер символизировал славу, власть и мощь великого Рима. Святилища Юпитера строили на вершинах гор. Кроме того, храм должен был стоять в каждом городе, подчинённом Риму.

Юпитер вобрал в себя черты многих более древних италийских богов — точно так же, как его космический тёзка «поглотилдругие миры в «Пути на Амальтею» братьев Стругацких. К закату Римской империи Юпитер всё чаще воспринимался как единственный бог. Но надеемся, что времена, когда в Солнечной системе останется только одна планета, всё-таки не настанут.

Перебравшись в околоюпитерианское пространство и на спутники, кики трансформируются в гигантских кишечнополостных — и вот тут-то их можно «брать». Если изготовить управляющие программы для их нейронных цепей, из них можно сделать мощнейший военный флот, почти неуязвимый для опасностей космоса и обладающий собственным мощным оружием.

Конечно, есть и сложности. Например, для посадки на такой корабль нужно позволить кике себя съесть. Ну а для десантирования... сами понимаете.

Но ещё более забавное применение в этом романе человечество нашло не самому Юпитеру, а его спутнику Европе. Это каменная глыба, покрытая водяным льдом, под которым располагаются огромные водоёмы, вполне достойные звания океанов. Современные учёные подозревают, что там может возникнуть жизнь. А герои Александра Тюрина убедились в этом лично: в придонных водах между подводных скал обитали гигантские полипы, похожие на дворцы с лепными фасадами, стрельчатыми арками и колоннадами, мощно пульсирующие гидры, морские звёзды с «лучами», тянущимися на много сотен метров, медузы, слизни, километровые плоские черви, живущие в узких скальных пещерах, исполинские кораллы, поднимающиеся от дна почти до самой подлёдной поверхности океана.

Юпитер здесь явно играл роль голубого неба на Земле, только был ржаво-коричневым, с добавками жёлтого и серого, очень тяжёлым и зловещим — особенно когда смотрел своим глазом, Большим Красным Пятном.

Александр Тюрин «Боятся ли компьютеры адского пламени»

Но ценным для них был не полный жизни океан, а сам лёд. За счёт того, что лёд на Европе содержал примеси железа и некоторых лёгких металлов и был электропроводным, из него сделали накопитель информации. То есть спутник представлял собой цельный «жёсткий диск» для самого большого компьютера человечества. Плавкой и кристаллизацией льда — то есть стиранием и записью данных — занимались специальные аппараты-рекордеры, а энергия для питания всей этой системы бралась прямо на месте, за счёт разницы температур на поверхности и в глубине океана.

Анатомия великанов

Юпитер относится к газовым гигантам. Все планеты этой группы (а в Солнечной системе это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) имеют сходное строение. Внешние слои атмосферы состоят из газов. На определенной глубине (измеряющейся сотнями километров) давление оказывается таким, что газы переходят в жидкое состояние. Чёткой границы, вероятнее всего, нет, и выглядеть это может как бесконечный океан непрерывно кипящего водорода. Дальше может располагаться слой металлического водорода, похожего на жидкий металл, а в центре — твёрдое ядро. Давление и температура в центре газового гиганта должны быть колоссальными.

Газовые гиганты излучают больше тепла, чем получают от Солнца. Это приводит постоянной конвекции слоёв атмосферы, а вследствие этого — к непрерывным бурям и штормам. Скорость ветров может достигать тысяч километров в час. Другой причиной «бешенства атмосферы» является то, что газовый гигант, не будучи твёрдым телом, вращается неравномерно: на экваторе скорость вращения выше, чем возле полюсов.

Большинство планет, обнаруженных в других звёздных системах, именно газовые гиганты. Хочется верить: это потому, что землеподобные планеты просто труднее обнаружить.

Так атмосфера Юпитера выглядит с полюса.

Ну и, конечно, если нельзя колонизировать Юпитер, то можно колонизировать его спутники! Ганимед, вполовину меньший, чем Земля, обретает атмосферу в романе Роберта Хайнлайна «Фермер в небе». На нём устраивают парниковый эффект, поднимают температуру на поверхности с -200 до -30 и начинают принимать поселенцев, хотя с жизненным комфортом полная неразбериха, а из строительного материала только скалы да снег. Технику, материалы и даже бруски чернозёма с бактериями импортируют с Земли. Зато уже идут разговоры о колонизации Каллисто.

Последний приют

Напоследок — самое удивительное. Довольно часто фантасты наделяют Юпитер спасательными функциями. Совершенно не сговариваясь. Именно газовый гигант становится в самых разных произведениях источником необходимой энергии, именно с него приходят новые идеи и технологии, а иногда он попросту оказывается единственным местом, где может укрыться от напасти несчастное человечество.

В «Волшебном бумеранге» Микола Руденко помещает на Юпитере, «скованном такой стужей, что замерзают даже газы», жизнь, возникшую на основе хемосинтеза. Это значит, что энергия берётся не из солнечного света, которого на Юпитере крайне мало, а из процессов окисления неорганики. Хемосинтез известен с конца XIX века, правда, на Земле им пользуются разве что некоторые бактерии.

В этом романе у Юпитера есть поверхность. Юпитерианские материки скрыты за тяжёлыми тучами, над ними идут аммиачные ливни и грохочут титанические молнии. Знаменитое Красное Пятно оказалось здесь колоссальным живым компьютером, плавающим прямо в атмосфере, вместилищем коллективного разума жителей гигантской планеты. Существующие в энергетической форме юпитериане меняли тела, как мы меняем одежду. Например, героям книги они являлись в виде обычных людей, только с крыльями. Так вот, именно отсюда, с Юпитера, приходит «гуманитарная помощь» страдающему от всепланетной тирании Фаэтону, а позже именно Юпитер становится новым домом для немногих уцелевших после катастрофы фаэтонских беженцев.

Ио на фоне юпитерианской атмосферы.

Но не обязательно лишиться своей планеты, чтобы стать юпитерианином.

В одном из центральных произведений мировой фантастики, романе Клиффорда Саймака «Город» (глава «Дезертиры» издавалась и как отдельный рассказ), Юпитер остался последним миром Солнечной системы, который не покорился человеку. Недра и ресурсы всех планет были распахнуты навстречу землянам, а на Юпитере человек по-прежнему был скован по рукам и ногам. Всё было против людей: невероятное атмосферное давление, огромная сила тяжести, смертоносная химия. Зато местная жизнь была идеально приспособлена для этих условий. Существа под названием «скакуны» на Земле мгновенно превратились бы в облачка газа, но на Юпитере они чувствовали себя буквально как рыбы в воде.

Когда герой Саймака оказывается на Юпитере в теле скакуна, его ждёт сюрприз. Оказывается, скакуны ещё и используют свой мозг полностью, а не на десять процентов, как люди. Для героя неожиданно открываются такие бездны знания и понимания, такие бесконечные способности, в частности — способность видеть невероятную красоту юпитерианских пейзажей, что о возвращении на Землю с отчётом он уже не хочет и думать.

Он был одним из первых людей, которые по-настоящему превратились в юпитериан. А через несколько лет уже для всего человечества Юпитер стал способом решения всех проблем, раем, землей обетованной. В его «аммиачных морях» человечество получило второй шанс.

Обратная ситуация описана в эзотерически-юмористическом романе Александра Экштейна «Лунные бабочки». Там Юпитер — древняя мистическая прародина земной цивилизации. Все люди когда-то жили там, а земное существование — лишь тоскливое и бессмысленное посмертие. Высшие посвящённые майя, хазар и других таинственных народов прошлого сохраняли память об этом и мечтали найти способ вернуться в колыбель человечества, отделённую от землеподобных планет «специальным заградительным поясом астероидов». Разумеется, вернуться в этот потерянный рай — главная мечта и цель человечества.

Магнитное поле Юпитера на много порядков превосходит земное при обратной полярности, но... из всех планет земной группы лишь одна Земля имеет радиационный пояс планеты неземной группы — Юпитера. Это говорит о родственности Юпитера и Земли. Мы как бы сильно ослабленная копия его, фантомная частица, ибо радиационный пояс Юпитера в десятки тысяч раз интенсивнее земного. Из всех планет Солнечной системы лишь только на Юпитере и Земле наблюдаются полярные сияния, связанные с прорывом заряженных частиц из радиационных поясов в атмосферу, и лишь только на наших двух планетах существуют грозы.

Александр Экштейн «Лунные бабочки»

А ещё, по мнению фантастов, именно Юпитер больше всего подходит на роль «парадного входа» Солнечной системы. Причём не потому, что это самое большое и впечатляющее небесное тело, а в самом что ни на есть буквальном смысле. И выясняется это, как правило, тогда, когда люди, отчаявшись вырваться в дальний космос, уже готовы сложить руки и счесть себя пленниками Солнечной системы. То есть в Юпитере опять кроется спасение.

Атмосфера газового гиганта скрывает райские сады для модифицированных землян.

Тимоти Зан в романе «Дар Юпитера» рассказывает, что в густой атмосфере гиганта плавают джанска — разумные существа, похожие на помесь дельфина и ската и питающиеся металлом. В жизни джанска огромную роль играет юпитерианское давление: новорождённые могут существовать только в верхних слоях атмосферы, и лишь с возрастом они получают возможность спускаться всё глубже, открывая для себя огромный и чудесный мир. Так что для них Юпитер делится на уровни, и количество доступных уровней прямо указывает на силу и опыт джанска. Нижний уровень — восьмой — открыт только для самых опытных и мудрых существ. Он находится под таким давлением, что пространство там искажается, открывая выход в другие миры, в недра таких же, как Юпитер, газовых гигантов в других звёздных системах. В романе человечество выработало все ресурсы и стоит на краю гибели, так что глубины Юпитера — это выход в дальний космос, шанс вырваться на оперативный простор и спасти Землю от окончательного перенаселения и истощения.

Кстати, как и в романе Саймака, человек смог путешествовать по Юпитеру только в теле местного уроженца. Первым участником этого эксперимента стал доброволец-калека — и учтите, что Тимоти Зан написал свой роман почти за десятилетие до выхода на экраны кэмероновского «Аватара».

Впрочем, гораздо чаще «Аватар» вспоминается при чтении повести Пола Андерсена «Зовите меня Джо» (1957), где тело юпитерианина тоже управляется человеком, правда, несколько иначе: «кукловодом» является просто мощный псионик. Зато посмотрите, как описан юпитерианин: «Корнелиус повертел в руках пластмассовую фигурку. Она изображала что-то вроде человека-кошки с толстым цепким хвостом. Этакий юпитерианский сфинкс. Торс мощный, страшно мускулистый, с длинными руками. Безволосая круглая голова с широким носом, большими, глубоко посаженными глазами и тяжёлой челюстью. Лицо, впрочем, вполне человеческое. Общая окраска — синевато-серая...» Ничего не напоминает? Но Андерсен описывает жизнь, которая использует вместо воды жидкий метан, а как исходный материал для азотного синтеза — твёрдый аммиак.

Большое Красное Пятно — межзвездная катапульта Предтеч.

И снова юпитерианские «тела» становятся шансом на вторую жизнь для множества людей — калек, стариков, тех, для кого становится слишком трудным продолжать обычное земное существование.

В романе Михаила Ахманова «Врата Галактики» Юпитер тоже хранит дорогу в космос. Здесь вратами в систему подпространственных тоннелей оказывается Большое Красное Пятно. Точно такие же пятна-врата есть и на других газовых гигантах. Для человечества это стало шансом победить в звёздной войне: вывести флот прямо к родной планете противника, в звёздной системе которого тоже был газовый гигант.

Юпитер очередной раз стал спасителем Земли.

***

Колосс Юпитер будит у большинства писателей гигантоманию, причем не только в виде самых больших материков и океа нов и самых мощных гроз и бурь. С равным успехом фантастический Юпитер поглощает планеты и спасает цивилизации. Какой бы ни была роль, отведённая писателями планете, она всегда важна. То ли самый сложный и опасный форпост Солнечной системы, как у Стругацких, то ли мир, который полностью изменит судьбу человечества, как у Саймака, — влияние Юпитера на нас в любом случае огромно. Видимо, планета такого размера не может не царствовать: в Солнечной системе, в мифологии, в астрологии — и, разумеется, в человеческой фантазии.

Что почитать?
  • Айзек Азимов «Лакки Старр и луны Юпитера», «Не навсегда!»
  • Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «И увидел остальное»