Google+
Световой меч ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК Супергерои как миф Что делать, если вы... умерли?
Версия для печатиФантасты: Современники. Джордж Эффинджер
Кратко о статье: Рассказ о жини и творчестве неприметного классика киберпанка — плохо заметного в тени гигантов, но от того не менее интересного.

Неприметный классик

Джордж Алек Эффинджер

Джордж Эффинджер был универсалом. Ему было по силам абсолютно всё — от сказки до триллера.
Харлан Эллисон, американский фантаст

Говорим «киберпанк» — и тут же вспоминаем: Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Руди Рюкер, Джон Ширли... Но жанр не ограничивается полудюжиной громких авторов, за спинами гигантов маячат фигуры не столь масштабные, но не менее значимые. Один из таких «неприметных классиков», составляющих славу киберпанка — Джордж Алек Эффинджер.


О детстве и юности писателя известно очень мало. Родился Джордж 10 января 1947 года в Кливленде (штат Огайо), в очень бедной семье. С родными он не ладил, говорить о них не любил и никаких отношений не поддерживал. Как и почему — кто знает... Джордж был парнем очень умным — несмотря на бедность, смог получить стипендию на обучение в знаменитом Йельском университете, собирался стать врачом. Однако степень Эффинджеру так и не досталась. Дважды он бросал учёбу, вновь к ней возвращался, но всё попусту. Главным приобретением от Йеля стала жена Диана, хотя их брак продолжался не так уж долго (всего же Эффинджер был женат трижды).

Главный цикл Эффинджера тесно связан с Востоком. Вверху: Джордж в арабском наряде. Внизу: иллюстрация к его книге Джона Пикачио.

Фантастикой Джордж увлекался с детства, но писателем стал достаточно спонтанно. Переехав в Нью-Йорк, Эффинджер случайно познакомился с классиком американской НФ Дэймоном Найтом, который стал его наставником. По совету Найта Джордж в 1970 году закончил Кларионские курсы писательского мастерства. В первую же опубликованную антологию Клариона вошли сразу три его рассказа. Уже в следующем году появилась дебютная профессиональная публикация в журнале Fantastic. Полученный гонорар был невелик, но писательство давалось Эффинджеру достаточно легко, к тому же он отличался завидной работоспособностью, активно использовал псевдонимы для разноплановых произведений — детективов, триллеров и, разумеется, фантастики. Так что на жизнь худо-бедно хватало.

Марид Одран
  • «Когда под ногами бездна» (When Gravity Fails, 1987)

  • «Огонь на солнце» (A Fire in the Sun, 1989)

  • «Поцелуй изгнанья» (The Exile Kiss, 1991)

Самое знаменитое произведение Эффинджера, классика киберпанка, переведено на русский язык. Действие происходит в XXII веке, когда финансовые неурядицы и экологические катастрофы привели к «балканизации» Запада и возвышению Востока. Повсюду царит тоталитаризм и беззаконие, широко доступны синтетические наркотики, люди активно модифицируют свои тела.

Герой цикла, частный детектив Марид Одран, расследует загадочные преступления с большим количеством убийств. Атмосфера романов — гибрид классического нуара в духе Рэймонда Чандлера и киберпанка «под Гибсона». Герой, в соответствии с законами жанра, активно употребляет наркотики, спит с транссексуалами, постоянно огребает по физиономии и другим частям тела. При этом Марид принципиально не использует «модики» — мозговые импланты, позволяющие проецировать на собственное сознание матрицу любой личности. Человек может стать кем угодно — хоть Наполеоном, хоть Ганнибалом Лектером. Естественно, когда любой способен примерить сознание Джека-потрошителя или Аль Капоне, самые изощрённые убийства происходят на каждом шагу.

Щель времени
  • The Nick of Time (1985)

  • The Bird of Time (1986)

Действие дилогии происходит в далёком будущем, когда герой по случаю окончания школы получает от бабушки с дедушкой подарок — билет на дорогостоящий развлекательный круиз, путешествие в прошлое. Однако турагентство скрывает от общественности неприятный факт: два процента хронопутешественников не возвращаются. Утаиваются и ещё несколько вещей — путешествия не настоящие, это лишь детализированная виртуальная реальность, внутри которой к тому же идёт война между корпорациями. И герой оказывается в самой гуще схватки...

Талантливого новичка быстро оценили в фэндоме. Уже один из первых рассказов Эффинджера All the Last Wars at Once (1971) был номинирован на «Хьюго» и «Локус». К тому же Джордж был парнем компанейским, любил ездить на конвенты и быстро обзавёлся тучей друзей-писателей. За солидные габариты — а Эффинджер был довольно упитанным — его прозвали Поросёнком. В подначках особенно усердствовали ещё два Джорджа: Зебровски и Мартин. Эффинджер на прозвище жутко обижался, но быстро отходил, не в силах дуться на друзей. Вообще, люди, знавшие Джорджа, отзываются о нём очень тепло и с большой симпатией.

Друзья подсказали Эффинджеру: на рассказах далеко не уедешь! Чтобы обрести подлинную известность и заработать побольше, надо переключаться на крупную форму. Совет упал на благодатную почву — уже дебютный роман Джорджа What Entropy Means to Me (1972) получил две номинации, на «Локус» и «Небьюлу».

Вообще Эффинджеру везло с номинациями на самые престижные премии — всего их у него 12, хотя только две принесли желанные награды. Опубликованная в 1988 году повесть «Котёнок Шредингера» получила разом две самые престижные премии англоязычной фантастики: «Хьюго» и «Небьюлу».

Планета обезьян
  • Man the Fugitive (1974)

  • Escape to Tomorrow (1975)

  • Journey into Terror (1975)

  • Lord of the Apes (1976)

Романы из межавторского цикла, основанного на одноимённом телесериале канала CBS. Кроме Эффинджера, в проекте участвовали Дэвид Джеррольд, Джерри Пурнелл, Джон Джейкс, Дэн Абнетт, Джон Уитман, Майкл Аваллон, Маргарет Аллан.

Отдельные романы
  • What Entropy Means to Me (1972)

  • Relatives (1973)

  • Nightmare Blue (1975, совместно с Гарднером Дозуа)

  • Those Gentle Voices: A Promethean Romance of the Spaceways (1976)

  • Death in Florence (1978, выходил также как Utopia 3)

  • Heroics (1979)

  • The Wolves of Memory (1981)

  • The Red Tape War (1990, совместно с Майком Резником и Джеком Чалкером)

  • The Zork Chronicles (1990)

  • Shrodinger’s Kitten (1992)

  • Trinity: Hope Sacrifice Unity (1997)

Фантастические романы Эффинджера в основном относятся к жанру космической оперы с уклоном в юмор. На его счету также несколько детективов, в том числе о Шерлоке Холмсе, и новеллизации видеоигр — например, легендарного текстового квеста Zork. А роман Shrodinger’s Kitten — расширенная версия знаменитой повести, принесшей Эффинджеру основные награды. Кроме романов, в творчестве Эффинджера стоит отметить серию рассказов Maureen Birnbaum, Barbarian Swordsperson — пародию на героическое фэнтези.

Но самую громкую славу (и самые крупные суммы) Эффинджеру принесла книга, которой ничего выиграть не удалось, хотя почву для последующего премиального триумфа она явно подготовила. За год до «Котёнка» вышел роман «Когда под ногами бездна», о котором Орсон Скотт Кард сказал: «Вот на что способен киберпанк, когда он вылезает из пелёнок». Книга сразу выдвинула Эффинджера на передовые позиции тогдашней НФ, хотя Джордж никогда не считался автором «идейного» киберпанка.

Эффинджер был на все руки мастер, и, когда решил «поиграть» в киберпанк, получилось на удивление удачно. Конечно, до успеха гибсоновского «Нейроманта» ему далеко, но Джордж вовсе не пытался корчить из себя новатора или, подобно Стерлингу, облачаться в философские одежды.

К похождениям частного сыщика Марида Одрана писатель возвращался ещё дважды. Романы Эффинджер сочинял исключительно ради денег — по сути, это был коммерческий киберпанк, предназначенный для самого широкого круга читателей. Но трилогия оказалась настолько хороша, что сделала очень много для популяризации жанра. Вот так, нежданно-негаданно для самого себя, Джордж Алек Эффинджер угодил в когорту «больших парней» киберпанка.

Остальное творчество Эффинджера к киберпанку отношения не имеет. На счету писателя два с лишним десятка романов, более сотни повестей и рассказов: по жанрам довольно разноплановых, причём больше всего — фантастической юмористики. Участвовал Эффинджер и в межавторских проектах, сочинив четыре романа о мире «Планеты обезьян». И хотя он ещё не раз номинировался на престижные премии, ничего более выдающегося Джордж так и не написал. Обстоятельства были против него...

Увы, но более десяти последних лет своей жизни Эффинджер тяжело болел — настолько тяжело, что ему было не до литературного труда. За это время он выпустил всего лишь пару романов и несколько рассказов — да и то, скорее всего, это были доведённые до ума черновики лучших времён. Заболевание не только подкосило здоровье Эффинджера (после госпиталя никто уже не дразнил его Поросёнком — так Джордж исхудал) — оплата больничных счетов привела писателя к банкротству. К тому времени Эффинджер жил в Новом Орлеане, а по законам штата Луизиана кредиторы получали права на все произведения писателя как источник дохода. Тем не менее врачи не стали связываться с литературой, Эффинджер сохранил контроль над своим творческим багажом, но почти все гонорары за переиздания уходили на оплату счетов.

В нищету он не вернулся: ему очень повезло с третьей женой, известным автором фэнтези Барбарой Хэмбли, которая работала как проклятая, чтобы поддержать супруга. Смерть была милостива к нему. 27 апреля 2002 года Джордж Алек Эффинджер скончался во сне.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться