Google+
Борис Вальехо и Джулия Белл в гостях у “Мира фантастики” Страна Оз: экранизации Нанороботы Одинаковые мифы разных народов
Версия для печатиФантасты: Современники. Вадим Панов
Кратко о статье: Статья о жизни и творчестве главного москвича отечественной фантастики — Вадима Панова, автора «Тайного города», «Анклавов» и La Mystique De Moscou.

Певец одной столицы

Вадим Панов

Добро пожаловать в число тех, кому интересно не просто жить, но искать в заурядных вещах необычное и завораживающее, кому интересно фантазировать и творить и кто еще не разучился удивляться.
Вадим Панов

Есть писатели, чьё творчество можно характеризовать одним словом, одним понятием, одной темой. К тому автору, о котором мы расскажем вам сегодня, это относится в полной мере. Говоришь о Вадиме Панове — подразумеваешь Москву. Москву таинственную, мистическую, полную чужой магии и загадок — Москву «Тайного города». Москву техногенную, эпохи наступившего киберпанка, странных технологий, Москву будущего — Москву «Анклавов». Москву чудесную, ни на что не похожую, странную — Москву цикла La Mystique De Moscou. На счету Панова уже более двух десятков романов, и каждый из них накрепко связан с нашей столицей. А ведь раннее детство Вадима прошло совсем даже не в Москве...


Первые восемь

Вадим Панов родился 15 ноября 1972 года в семье кадрового военного. По долгу службы Панов-старший постоянно перебирался с места на место, а вместе с ним немало поколесил по территории Советского Союза и сопредельных государств его маленький сын, которому пришлось близко познакомиться с реалиями казарменной жизни и сменить множество школ.

Семья Пановых вернулась в Москву и окончательно обосновалась здесь, когда Вадиму исполнилось одиннадцать лет; наконец у него началась размеренная жизнь простого советского школьника. В это время Панов, как многие его сверстники, увлёкся западной фантастикой, которая постепенно начала проникать за «железный занавес». Вскоре Вадим принялся сочинять и сам. Но настоящую творческую закалку Панов, по собственному утверждению, прошёл уже в вузе — хотя, казалось бы, Московский авиационный институт не слишком подходит для развития литературных способностей. Новой страстью Вадима стал студенческий театр «Зеркало». Будущий писатель не только сам играл на сцене, но даже написал пьесу.

Всего за девять лет дебютный роман Панова пережил четыре переиздания.

В начале 1990-х молодому инженеру, который только что обзавёлся дипломом и семьёй, пришлось надолго позабыть об увлечениях юности; вернее, не забыть, а отложить до лучших времён. Панов занялся бизнесом. И хотя об этом «скучном» периоде своей жизни писатель говорит крайне скупо, он, безусловно, сказался на будущих произведениях автора: о своих коллегах Вадим пишет часто и с удовольствием, хотя и не без изрядной иронии.

Небольшие зарисовки из будничной жизни, необычные события, о которых довелось услышать, завязки историй — Вадим собирал, запоминал, записывал всё, что могло потом пригодиться. И вот постепенно из разрозненных фрагментов начал проступать образ мистической Москвы, где бок о бок с человеком живут последние представители древних народов, некогда владевших Землёй. Так появился «Тайный город».

Дебютный роман цикла Вадим написал легко и быстро — он вообще не считал писательство серьёзной работой, для него это был лишь способ интересно и необычно потратить свободное время.

Среди секретов успеха Панова, по словам автора, умение быстро печатать.


Такое отношение к творчеству сохранилось у писателя и по сей день. Панов воспринимает литературную деятельность не как работу, а как приятное хобби. Этим объясняет свою завидную плодовитость: для Панова дватри романа в год — обычная скорость, в порядке вещей.


Как обычно, «пристроить» первую книгу оказалось гораздо сложнее, чем написать её. В 1999 году с романом «Войны начинают неудачники» Панов обратился в несколько издательств, но ему везде отказали. Получив ворох критики, писатель не отчаялся, а принялся доводить текст до ума. Спустя год доработанный роман был принят в издательство «Эксмо», и в 2001 году первая часть «Тайного города» попала на прилавки книжных лотков и магазинов.

В 2008 году началось переиздание серии «Тайный город» в новом оформлении дизайнерской студии Артемия Лебедева.

Мы бы погрешили против истины, сказав, что Панов прославился в один день. Городское фэнтези не слишком уютно чувствовало себя в рамках серии «Российская боевая фантастика», да и жанр этот только-только начал набирать широкую популярность. Известность приходила к Вадиму постепенно, роман за романом.

Спустя два года, выпустив восемь книг и обзаведясь собственной серией, он стал знаменит. Писательская карьера пошла в гору и с тех пор вектора движения не меняла. Первое признание профессионального фэндома писателей-фантастов пришло в 2004-м, когда на конвенте «Портал» Панов разделил с Сергеем Лукьяненко премию «Бомба года». В 2009 и 2010 году копилка призов дважды пополнилась престижным званием «Фантаст года» главного фантастического конвента России — «Роскона».

Тайное становится явным

Конечно, успех «Тайного города» в большой степени обусловлен временем его появления. Как раз отгремел на больших экранах «Ночной дозор», тема городского фэнтези взлетела на пик популярности. Издатели и киноделы начали искать «что-то похожее того же уровня» и наткнулись на молодого талантливого Панова. Шестерёнки индустрии закрутились, и...

И начались провалы, один за другим. Сначала по циклу планировали снять сериал, но дальше сценария дело не зашло. Телевизионщики явно сработали спустя рукава. Вадим справедливо счёл, что зритель халтуры не простит, и отказался от участия в проекте.

Спустя некоторое время по той же схеме двинулись игроделы. Торжественно объявили о начале разработки онлайновой игры по миру «Тайного города», но планов громадьё обернулось пшиком. Как-то незаметно и безо всякой помпы игру прикрыли, а то, что сейчас называется «Тайный город онлайн», — обычная браузерная поделка, от сотен эпигонов отличающаяся лишь раскрученным именем на стартовой странице да кое-как передранным сеттингом.

Прогулка по Тайному Городу, часть 1.

В итоге «Тайный город» как был, так и по сей день остается популярнейшим книжным циклом. И — отдадим должное Вадиму! — он один поддерживает интерес к своей вселенной лучше, чем для иных проектов делают это целые отрасли индустрии.

«Тайный город» — в двух словах — цикл о мистической Москве. Среди обычных челов (то есть нас с вами) здесь живёт дюжина рас, обладающих магией. Между собой они, мягко говоря, не всегда дружны, так что поле для конфликтов и следующих за ними приключений в этой «неявной» Москве — просто непаханое. И это только мелкие, почти бытовые ссоры: кто-то у кого-то увёл девушку, украл артефакт, подложил свинью в бизнесе; а ведь есть ещё три Великих дома, ведающих политикой, и тут уже игра идёт совсем по другим ставкам.

Панов использовал не самые мрачные прогнозы футурологов, и всё равно будущее получилось у него весьма безрадостным.

Поначалу «Тайный город» был лёгким развлекательным фэнтези в знакомом столичным жителям антураже, этаким «нашим ответом» «Файлам Дрездена» Джима Батчера и «Тёмной стороне» Саймона Грина. Однако писать чистое «приключалово» Панову вскоре наскучило, и он начал творить истории с серьёзным подтекстом. Увлекательная форма и подача текста сохранилась, но в каждом из более поздних романов появилась сквозная тема. В «Дне инквизитора» Панов рассматривает проблемы веры и религии, в «Запахе страха» рассуждает о храбрости и трусости, тема гражданской войны проходит красной нитью через дилогию «Королевский крест» и «Царь горы».

Вскоре Вадим понял, что при всём желании некоторые вопросы в рамках «Тайного города» не поднять. Появилась идея другого цикла.

Если так будет продолжаться...

Вадим Панов в Нижнем Новгороде (9-10 февраля 2006 года).

Киберпанк не исчез, он просто стал реальностью. Компьютеры, интернет и мобильная связь за считанные годы проникли в нашу жизнь, они давно никого не удивляют и не пугают. Жанр растерял своё очарование, а отцыоснователи киберпанка и вовсе заявили, что он умер. Конечно, далеко не все образы будущего, что рисовали Уильям Гибсон и его коллеги по цеху, сотрясавшие фантастику четверть века назад, воплотились в реальность. Самые мрачные из них пока остаются на страницах романов. Государства не превратились в лакеев при транснациональных корпорациях, хакеры не создали собственную религию, даже энергетический кризис представляется смутной угрозой отдалённого будущего. Но главная угроза, о которой предупреждали основатели киберпанка, всё ещё актуальна: наша цивилизация вполне может зайти в тупик. Ресурсы планеты не бесконечны, а фундаментальных прорывов в науке всё нет и нет...

Начиная писательскую карьеру, Панов всерьёз заинтересовался этой проблемой. На обдумывание ушло несколько лет, в течение которых Вадим собирал прогнозы футурологов, читал статьи авторитетных ученых и журналистов. Подавляющее большинство из них были далеки от оптимизма. С чемто Вадим был согласен, что-то сразу отвергал. Полностью осмыслив идею, он начал новый цикл — «Анклавы». Здесь писатель попытался спрогнозировать, какое будущее ожидает нашу цивили- зацию, если современные тенденции её развития останутся неизменными.

Вадиму не нравится заимствованное наименование «киберпанк», цикл «Анклавы» он сам обычно называет «футуристическим прогнозом».

Слово Творца

Вадим Панов

Формат киберпанка общеизвестен — это всего лишь одно из направлений течения, которое в России называют «фантастикой ближнего прицела». К сожалению, красивое слово «киберпанк» нравится людям, а потому произошла подмена понятий: этим термином называют практически все произведения, которые показывают развитие современного общества в ближайшей перспективе. Формат же собственно киберпанка (киберпанка классического) всем известен, и «Анклавы» в него не вписываются.

Гнетущая атмосфера безысходности буквально пронизывает фантастический мир «Анклавов». Человечество так и не выбралось в дальний космос, Земля изнывает от перенаселения, цифровые технологии породили новую религию, а крупнейшие города планеты превратились в обособленные Анклавы, в которых правит его величество бизнес. Как и в «Тайном городе», основные события истории разворачиваются в Москве, хотя география «Анклавов» всё же масштабнее, чем в предыдущем цикле. Бывшая российская столица стала одним из Анклавов и сердцем секретного проекта, который обещает вывести человечество из техногенного застоя, а заодно вознести руководителей проекта на вершины власти. Что, конечно, идёт вразрез с интересами прочих сильных мира сего. Стремясь предугадать, что ждёт лет через сто нашу технократическую цивилизацию, Панов нашёл в своём мире место и для мистических учений — древних Традиций, которые подчас скрыты от взора обывателей, но продолжают влиять на развитие человечества.

«Анклавы», в отличие от «Тайного города», не планировались как бесконечный сериал. Почти одновременно с выходом этого номера «МФ» в продаже появится пятый и последний роман цикла. В истории Анклавов поставлена последняя точка.

Другая Москва

Вадима Панова очень долго воспринимали как «автора одного цикла». Когда писатель выпустил первый том «Анклавов», многие критики лишь усмехнулись и предрекли, что вскоре Панов опять вернётся в родной мир Тайного города.

Случилось и так — и не совсем так. Продолжая с завидным постоянством выпускать книги о приключениях наёмников, шасов, навов, красных шапок и прочих почти легендарных персонажах Тайного города, Вадим параллельно задумал и начал новый цикл La Mystique De Moscou. Первой ласточкой стал сборник рассказов «Таганский перекрёсток», вобравший в себя несколько мистических, странных и забавных историй, которые могли бы быть — но никогда не случатся — всё в той же, любимой Пановым Москве.

Панов редко пишет произведения, не связанные с Москвой. Исключением стали лишь рассказы, вошедшие в межавторские сборники «Спасти чужого» и «Убить чужого».

Рассказы о дереве бонсай, спасающем своих хозяев, или ресторане, в котором избранным гурманам подают поистине волшебные блюда, получились самобытными и занятными. И всё же им недоставало глубины, драйва, искринки; недоставало и лихо закрученного сюжета, которым славны романы Панова. В рамках малой формы Вадиму оказалось сложно продемонстрировать лучшие свои качества. Очевидно, он понял это, поскольку продолжил цикл двумя романами — «Занимательная механика» и «Ручной привод».

Слово Творца

Вадим Панов

Почему Москва? Так получилось. Само собой. Какие ещё чувства можно испытывать по отношению к родному городу? К городу, в котором вырос, стал взрослым, к городу, в котором родились и выросли все братья и сёстры, и вообще все родственники, начиная с прадеда. У меня вызывают удивление и досаду люди, которые стесняются или откровенно недолюбливают свои родные места. Которые считают их «провинциальными» или «непрестижными». Нет ничего плохого в том, чтобы искать место, где можно раскрыть свой потенциал, но в душе каждого человека должно жить тёплое чувство к маленькой родине. В конце концов, родиться второй раз везёт немногим. Это чувство я и выражаю в книгах.

Большую часть романов Вадима оформляет художник Игорь Варавин. Обложку для номера «Мира фантастики», который вы держите сейчас в руках, нарисовал этот же художник.

Москвичам повезло: даже если бы про их родной город не заикнулся ни один другой писатель, Панова было бы достаточно, чтобы прославить Москву в веках. Готовя этот материал, мы спросили Вадима, будет ли он писать про другие города. Писатель ответил, что уже отдал дань Питеру (рассказом «Совершить невозможное»), и про другие города, возможно, тоже, когда-нибудь... Но сердце его принадлежит Москве. Так что новый цикл Панова — он не сказал о нём прямо, но пообещал приятно удивить читателей, — наверняка снова будет посвящён нашей столице. Мистическую, чудесную и футуристическую Москву Вадим нам уже показал. Какая идея ляжет в основу четвёртого цикла? Пока у нас нет даже догадок.

БИБЛИОГРАФИЯ

Тайный город

  • «Войны начинают неудачники» (2001)

  • «Командор войны» (2001)

  • «Атака по правилам» (2002)

  • «Все оттенки чёрного» (2002)

  • «И в аду есть герои» (2002)

  • «Наложницы ненависти» (2003)

  • «Куколка последней надежды» (2003)

  • «Тень Инквизитора» (2003)

  • «Кафедра странников» (2004)

  • «Королевский крест» (2005)

  • «Царь горы» (2005)

  • «День Дракона» (2006)

  • «Запах страха» (2008)

  • «Ребус Галла» (2009)

  • «Правила крови» (2004) (межавторская антология)

  • «Паутина противостояния» (2010) (межавторская антология)


Анклавы

  • «Московский клуб» (2005)

  • «Поводыри на распутье» (2006)

  • «Костры на алтарях» (2007)

  • «Продавцы невозможного (2009)

  • «Хаосовершенство» (2010)


La Mystique De Moscou

  • «Таганский перекрёсток» (2006, сборник рассказов)

  • «Занимательная механика» (2007)

  • «Ручной привод» (2008)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться