Google+
МТА Игровые новеллизации в России РУССКИЙ СТИМПАНК ДОКТОР КТО 2
Версия для печатиВрата Миров: Арсенал. Тактика орков
Кратко о статье: Потенциальные возможности, заложенные в военных традициях гномов и эльфов, уже были рассмотрены в предыдущих выпусках нашего журнала. Но без внимания оставалась ещё одна славная раса — орки. Это не политкорректно. Это нужно исправить.

Мы идём!

Тактика гоблинов и орков

Эта мы, эта мы, эта мы идём!
А куда мы идём, узнаем, когда придём!
Марш орков из мира Warhammer 40000

В чём главное преимущество гоблинов и орков? В количестве. Их много, ибо героям нужно долго на ком-то тренироваться, прежде чем взяться за драконов. Но у всего есть и оборотная сторона. Конструируя идеального агрессора, авторы одновременно нарисовали и портрет расы, имеющей больше всего прав на господство и возможностей завоевать оное. Ведь даже враждуя друг с другом, племена гоблиноидов по первому призыву объединяются в огромные армии. Чего нельзя сказать о противостоящих им дружелюбных, благородных, но хило организованных «светлых». Не умеющий подчиняться не сможет и властвовать.


Гоблины

Бойцы вспоминали минувшие дни.

Гоблинов много, но они, как известно, слабы физически, плохо вооружены и неумелы в бою. Кроме этого, гоблины трусливы. То есть… они объективно оценивают свои шансы.

Сила, подготовка и оружие, на самом деле, большого значения не имеют. Не беда, что гоблин-лучник если и попадает иногда, то лишь в того, на ком мифриловая кольчуга. В сражении, когда толпа идёт на толпу, стрела, пролетевшая мимо одного врага, угодит в другого. Недостаток силы и роста отчасти сможет компенсировать древковое оружие. Доспехи же гоблину вообще ни к чему. Он не гном и просто-напросто не сумеет в них двигаться. Защиту от стрел с большим успехом обеспечат щиты.

Репутация гоблинов даже может пойти им на пользу. Гордый противник, презирая их всеми фибрами души, скорее всего, выступит навстречу без должной разведки и соответствующей подготовки, с малым числом воинов. И наделает ошибок.

Хуже с трусостью. Малочисленный враг не сможет одолеть большую армию, но храброй атакой вполне способен обратить её в бегство. К счастью, давно известен способ поднятия боевого духа отрядов, изобретение которого без должных оснований приписывают то Петру I, то швейцарцам: колоть всех, кто подастся назад. Рецепт проверенный и эффективный (до тех пор, пока боевой порядок не будет прорван или обойдён и задние ряды не увидят врага).

Грабьте город, Киса!


Следует обратить внимание на специальные способности расы. У гоблинов их три: они могут копать, могут не копать и могут спрятать лопаты. Две последние способности не представляют интереса, но их следует учесть, обеспечив войско достаточным запасом плёток и шанцевого инструмента. Первая же сулит большое преимущество. Потому как эльф, к примеру, копать не может.


Против сильно бронированных гномов, как и против человеческой конницы, понадобятся тяжелые пули. Варваров лучше бить ружейной картечью. Эльфов — дробью.

Если сил для победы в генеральном сражении не достаточно, врага можно предварительно измотать, рассылая в разные стороны мобильные отряды на варгах и терроризируя гражданское население. Боя ни с пехотой, ни с конницей волки не выдержат — всё-таки мелковаты они для «кавалерии». Но пусть им для начала навяжут этот бой! Варг намного быстрее человека и пройдёт там, где не пройдёт лошадь.

Пехота гоблинов, задействовав специальную способность «копать», в это время займётся сооружением полевых укреплений и лагерей. При всяком удобном случае следует захватывать замки и крепости. Гоблины смогут их брать с помощью подкопов и мин. Выкурить же бесчисленную «гоблу» из фортификаций будет проблематично. Для того чтобы бросать камни со стен не требуется большой силы, а к стойкости в окружении гоблины получают огромный бонус.

Более радикальным способом повышения боеспособности стало бы вооружение гоблинов пищалями. Технические проблемы здесь вполне преодолимы. Расе, умеющей делать машины, изготовить железные стволы — проще простого. Селитра же в гоблинских тоннелях, в смысле гигиеничности мало отличающихся от канализации, должна накапливаться сама по себе.

ГОБЛИНЫ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ)

В соответствии с классической трактовкой, гоблины (позже Толкин станет называть их орками) были созданы Морготом из эльфов и, одновременно, Толкиным из лоскутьев английского фольклора. Версия происхождения от эльфов, что называется, «смешнее, чем кажется». Ибо у этих двух рас действительно есть общий предок. Низкорослый «народец холмов», детально представленный во «Властелине Колец» под именем хоббитов, в средневековой Англии мог называться как гоблинами, так и эльфами — с равным успехом.

Первые фэнтезийные гоблины из «Туда и обратно» являлись нацией зловредной, но цивилизованной. Им приписывалось умение стоить не только подземные тоннели, но и паровые машины, а также — изобретение пороха. Но слава гоблинов-механиков очень быстро померкла. Во «Властелине Колец» вопрос, откуда у Сарумана техника и взрывчатка, оставлен без ответа. После падения Ортханка создателями машин и пороха почему-то стали считаться гномы.

Но даже утратив лидерство в области технологий, даже уступив оркам передовые позиции в борьбе за дело Тьмы, гоблины помнят о своём славном прошлом и уверенно смотрят в будущее.

Все летают с помощью магии, и только гоблины строят дирижабли.

Эффект замены луков на ружья оказался бы очень значителен. Новое оружие полностью свело бы на нет издержки, связанные с врожденным косоглазием стрелков. В эпоху фитиля и кремня непредсказуемость траектории пули легко компенсирует самую вопиющую небрежность прицеливания. Зато уж тут не спасёт никакая мифриловая кольчуга: сверхпрочные кольца могут разрезать свинцовый шарик, но не остановить его.

С порохом кузькину мать можно было бы показать всем. Очень туго пришлось бы бородачам. Против пуль щиты и доспехи практически бесполезны, а бороться со стрелками медлительным гномам некем. Хвалёную конницу людей по первому времени можно было бы рассеивать и холостой пальбой. Эльфам же с их склонностью вести бой на расстоянии тоже особенно бы не повезло: если пищальщиков будут сопровождать павезье, лучники вообще ничего не смогут сделать.

Для окончательного перехода в пороховую эру в подземельях нужно будет извести гулгутров. Ведь эти твари пожирают экскременты — основное сырье для производства селитры.

ГОБЛИНЫ (ОБРАЗ ЖИЗНИ)

Сведения об образе жизни гоблинов противоречивы. Насколько можно судить, часть расы живёт в подземных городах. Эти центры велики, но их не много. Этим объясняется редкость упоминаний о гоблинах-технократах. Основная же масса гоблинов обитает на поверхности. Причём отдаёт явное предпочтение суровым климатическим регионам, на которые не претендуют другие расы.

Тем не менее считается, что гоблинов очень много. Это странно, учитывая, что в горах, в тундре, в пустынях плотность населения должна быть низкой. Возможно, разгадка кроется в том, что гоблины — скотоводы. Кочевников мало, они рассеяны по степи, но уж когда соберутся вместе, то орда тянется день за днём, от горизонта до горизонта, в тучах пыли и мух.

В пользу догадки о кочевом образе жизни гоблинов свидетельствует и то, что только у скотоводов может быть достаточно костей для прокорма прожорливых варгов.

Магическую поддержку гоблинам традиционно обеспечивают шаманы.


Опасность могли бы представлять варвары. Быстроногую пехоту редкие залпы пищалей не остановят. А уж сойдясь на длину меча, варвар любой ствол завяжет морским узлом. Правда, у варваров лучшие воины и вожди всегда становятся в первый ряд, а значит, будут собирать весь свинец. Остальные при потере лидеров, скорее всего, отступят, чтобы приступить к выбору нового начальства методом военной демократии.


Даже если у гномов тоже будут ружья или пистоли, они не смогут сделать столько выстрелов, сколько гоблины. Ведь их самих будет меньше.

Орки

В отличие от гоблинов, орки сильны, выносливы и свирепы. И у них горы всяческого оружия: тесаки, копья, щиты, пики, луки, арбалеты, есть даже метательные машины. Масштабы оружейного производства, повысившие уровень загрязнения окружающей среды Ортханка и Мордора до катастрофической планки, дают вполне убедительное объяснение численности орков. Огромные арсеналы позволяют снарядить колоссальное войско.

Легионы крепких, неприхотливых, храбрых солдат, к тому же безумно любящих своё дело, — мечта любого полководца. С такой армией потерпеть поражение просто стыдно. Слабых мест у орков очень мало. Доспехи хлипковаты, но пехоте это чаще на пользу, чем во вред. Небольшая численность кавалерии не представляет серьёзной проблемы при наличии стрелков и пикинёров. Кроме того, орки, в отличие от гномов, достаточно подвижны. Могут побегать на перегонки с эльфами и пешком.

Самый опасный минус орков — избыток агрессии, приводящий к тому, что воин склонен бросаться на врага, едва завидев его. Свирепые солдаты, только и думающие, кому бы снести голову, — чистое наказание для командования. Хотя бы потому, что у командующего тоже есть голова. Кроме того, ярость — плохой советчик в бою.

Сторона, решительно идущая на сближение, чтобы решить дело в скоротечной и кровавой рукопашной схватке, демонстрирует уверенность в своих силах и получает серьезное моральное преимущество. Но как тактический приём «взятие на испуг» эффективно только против врага слабого и нестойкого. Если он не поддастся панике и не побежит, то легко расправится с нападающими, которые, запыхавшись и подбегая вразнобой, будут больше мешать, чем помогать друг другу.

В фэнтези всё ещё не редкость самонаводящиеся реактивные стрелы с кумулятивной боевой частью, летящие на 1000 метров, попадающие мухе в глаз и с 200 метров пробивающие доспех. Против читерских стрел помогут волшебные же щиты.


Странный обычай орков, вероятно, основан на недоразумении. Почему-то считается, что именно так — впадая в состояние неконтролируемой ярости — сражались варвары. Ярость варваров как раз была вполне контролируемой. Действительно, они с криками, толпой, потрясая оружием, бросались на врага из укрытий, стремясь напугать его. Но как только замечали, что замысел не удался, разворачивались и исчезали так же стремительно, как и появились. Для того чтобы, отдышавшись, повторить попытку.


Как показывает богатый опыт «тёмных» армий, с неуправляемостью орков справиться трудно, но можно. На апгрейд потребуется изрядное количество дерева (в форме шпицрутенов), но это не слишком дефицитный ресурс — экономить не стоит. Если же армия будет послушной приказам, победа станет «делом техники». Причём техники минимальной. Численный перевес сам по себе обеспечит решающее преимущество.

Супостаты, надо думать, тоже понимают, что размер имеет значение. Потому постараются воевать с умением. То есть попробуют компенсировать недостаточную численность войск тактическим, позиционным или качественным превосходством.

Для защиты от конницы можно будет расставить на флангах монстров. Не обязательно опасных, но страшных и больших. Лошади их могут испугаться.

Одним из оригинальных условий фэнтези-миров является немыслимое обилие пещер. Крупные силы здесь можно скрытно перебрасывать подземными путями.

ОРКИ (ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ)

В оригинальной «современной мифологии», созданной Толкиным, орками именуются крупные гоблины. Но в дальнейшем гоблины, среди наиболее фундаментальных свойств которых прописаны слабость и трусость, были признаны негодными на роль главного агрессора в фэнтези-вселенных. Для её исполнения требовалась раса более внушительная и храбрая. Даже в экранизации Питера Джексона воины Мордора — скорее уже типичные орки, а не гоблины. Ростом и силой они как минимум не уступают человеку, а от сарумановских урук-хаев отличаются только цветом кожи.

Так или иначе, орки населили почти все популярные фэнтези-миры (разве что в мир «Ведьмака» не проникли), вытеснив или покорив своих предков — гоблинов — и создав множество оригинальных культур. Подобно человеческим, орочьи народы могут находиться на разных ступенях развития. В большинстве случаев орки — варвары, или техноварвары, как в Warhammer 40000, иногда сохраняют быт диких племён, но изредка эта раса способна создавать целые империи.

На близкое родство орков и людей указывает обилие полуорков. Любопытно, что полугоблинов и орко-гоблинов не бывает. Это значит, что, скорее всего, связь между гоблинами и орками — миф.

Тактика сильно зависит от особенностей поля боя. Здесь нет готовых рецептов. Но, очевидно, более многочисленная армия постарается охватить противника с флангов. А если тот, пытаясь избежать окружения, растянет фронт, резерв будет использован для прорыва его боевых порядков. Однако, как бы ни было мало войско, у него всегда хватит сил для того, чтобы собрать необходимый перевес и нанести один сокрушительный удар на отдельном участке. Если же при этом удастся захватить вражеское знамя либо господствующую высоту или важную переправу, сражение может быть выиграно.

Последнее время орков всё чаще наделяют зелёной, но вполне приемлемой наружностью.

«Парировать» подобные поползновения достаточно просто. Не стоит, наступая, забывать об обороне. Все направления, на которых противнику есть смысл наносить контрудар (а их не так много), должны быть надёжно прикрыты. На это стоит пойти даже ценой ослабления фланговых группировок, предназначенных для охвата. Не обязательно, чтобы «клещи» сокрушили врага. Достаточно будет, если они его скуют. Когда же станет ясно, что противник исчерпал резервы и неожиданностей больше не предвидится, оставленные про запас отряды можно будет использовать для завершающего удара с фронта.

С позиционным преимуществом всё ещё проще. Обороняющаяся сторона может занять крепкую позицию на возвышенности или в теснине, где невозможен охват. Но за редчайшим исключение атаковать её в невыгодных условиях нет необходимости. Иногда достаточно подождать до вечера, пока противник не уйдёт в лагерь. Либо выставить охрану у ближайших источников воды. Естественные цитадели, в отличие от искусственных, обычно совершенно не приспособлены для длительного проживания.


Выманить врага с удобной позиции можно просто — двинувшись в обход. Ведь если войско не осталось в крепости, а вышло в поле, то защищает оно не себя, а свою страну, на территорию которой можно попасть разными путями. Будучи обойдённым, оно постарается устроить сражение где-нибудь в другом месте. В конечном счёте, поле боя по своему вкусу выберет тот, кто владеет инициативой и располагает временем на манёвры.


Качественное превосходство может выражаться в наличии «элитных» отрядов и кавалерии, в фэнтези-мирах не редко ездящей на зверушках пострашнее лошадей. У орков тоже найдутся кое-какие козыри в этом духе, вплоть до назгулов, но симметричный ответ не всегда будет лучшим выбором. Бросать в бой гвардию можно только при полной уверенности в успехе. Либо уже на грани поражения.

Островки особо доблестно сопротивляющейся либо контратакующей пехоты лучше обойти, усилив натиск против соседних отрядов. Под угрозой охвата герои отступят или попадут в окружение. Потом, когда всё уже будет кончено, разобраться с ними — не проблема.

Сложнее с конницей. Её-то окружить не получится, и, что ещё хуже, многочисленная тяжёлая кавалерия на флангах защитит от охвата всё войско. Попытка прорвать вражеский боевой порядок в центре в этом случае также будет чревата неприятностями. В общем, хорошая конница, готовая врезаться в ряды пехоты, — это сила (как масса, помноженная на ускорение). Даже пики нейтрализуют её лишь отчасти.

КУЛАК ПРОТИВ ПЯТЕРНИ

Полководцы средних веков, как правило, стремились собрать армию в единый кулак. Ведь при отсутствии надёжных средств связи было сложно координировать действия нескольких отрядов.

Между тем разделение войска на колонны открывает интересные возможности. Движение ускорится, так как войска перестанут застревать на переправах и в большей степени смогут рассчитывать на местные ресурсы, что позволит сократить обоз. Несколько колонн быстрее захватят стратегические пункты. При хорошей организации марша можно и без боя окружить вражескую армию. Что же до проблем со связью, то действительно хорошие организаторы, такие как Карл Великий, Чингисхан и Тоётоми Хидэёси, умели их решать.

Не так уж велик и риск разгрома по частям. Имея ощутимый перевес над каждым отрядом по отдельности, противник просто не успеет разгромить их все, прежде чем они полностью разорят страну, и защищать станет нечего. А значит, и ему придётся разделить силы.

Путем суровых репрессий против нерадивых полковников Кромвель добился того, что высланные разными дорогами отряды соединялись в указанном месте точно в назначенный час.

Стратегия

Вообще, злая раса должна стремиться напасть на всех. Но вовсе не обязательно нарываться на всех сразу. Громить врагов лучше всего по очереди: это и проще, и безопаснее, и удовольствие растянуть можно.

Обстановка располагает именно к такой тактике. Тёмные силы имеют тенденцию сплачиваться под твёрдой рукой авторитарного лидера. Светлые же традиционно предпочитают демократию. В особенности, как ни странно, это касается светлых монархов и прочих заправил. Они обожают собираться на советы, где много спорят, до последнего момента ничего не могут решить и, в конце концов, сваливают всю ответственность на каких-нибудь хоббитов. Только крайняя степень опасности может подвигнуть светлых к активности, выходящей за пределы словоблудия.

На этом и следует строить стратегию. Наметив в качестве объекта агрессии некое княжество, следует разделить его союзников на две категории. К первой будут относиться те, кто обязательно вступит в войну на стороне обиженного и станет сражаться всерьёз. Во вторую, куда более многочисленную группу попадут союзники, готовые оказать лишь моральную поддержку либо отправить на фронт горстку добровольцев. Таких врагов-теоретиков лучше всего попытаться дипломатическим путём склонить к нейтралитету. А не получится, так не получится. Пусть осуждают. Кому какое дело до их брюзжания? Репутации орков оно никак не повредит. В этом заключается естественное преимущество плохой репутации.

Опаньки! Лось с эльфом. И, главное, как раз к обеду.

Главное — удержаться от угроз в адрес тех, кто воевать не собирается. Ощущение непосредственной опасности может подстегнуть их боевой дух. Судьбу же прочих должна решить география: если есть возможность разгромить одного из противников до того, как к нему подоспеет помощь, этим можно воспользоваться. Если же такой возможности нет, атаковать лучше всего одновременно всю коалицию — союзникам в этом случае будет сложно объединить силы. Каждый из них будет озабочен защитой собственной территории.

***

Большинство рас живёт прошлым. Высшие эльфы мечтают о том, чтобы всё вновь стало как прежде, как в легендарную уже старину, когда кто-то ещё воспринимал их всёрьёз. Они понимают, что это невозможно, и потому всегда печальны. Лесные эльфы мечтают, чтобы всё навечно осталось как есть. Они не понимают, что это невозможно, потому поют и пляшут под луной. Гномы любят вспоминать ушедшие времена, но знают, что их не вернуть, как не вложить обратно в породу уже однажды добытые самоцветы. Поэтому они много пьют и не любят эльфов. Наконец, люди думают, что защищают старый и добрый Порядок от наступающего Хаоса.

И только орки не оглядываются назад и не держат в голове всякие глупости.

Орки, на самом деле, не злые. Просто шибко воинственные.

Что почитать?
  • Ник Перумов «Война мага»

  • Ник Перумов «Кольцо тьмы»

  • Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

  • Джон Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Что посмотреть?
  • «Властелин Колец: Братство кольца» (2001)

  • «Властелин Колец: Две крепости» (2002)

  • «Властелин Колец: Возвращение короля» (2003)

  • The Lord of the Rings: The Battle of Middle-Erth II (2006)

  • Heroes of Might and Magic V (2006)

  • «Кодекс войны: Осада» (2008)

  • Warhammer 40000: Dawn of War — Winter Assault (2008)

  • The Lord of the Rings: Conquest (2009)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться