МИРЫ. «ВАВИЛОН 5» ABERCROMBIE Дэнни Эльфман спорт
Версия для печатиВрата Миров: Планетарий. Фаэтон
Кратко о статье: Планету Фаэтон «открыли» на бумаге ещё в XVIII веке. Когда вместо планеты на нужном месте обнаружилась лишь гора обломков, появилась гипотеза о погибшей планете. Сейчас уже известно, что Фаэтона никогда не существовало, но след в фантастике он оставить успел.

Небесная Атлантида

Фаэтон

Я спросил Нильса Бора, допустимо ли считать, что планета Фаэтон раскололась от взрыва, воздействовавшего на неё со всех сторон, что могло случиться, скажем, при взрыве всех океанов планеты, вызванном мощным термоядерным устройством во время ядерной войны обитателей Фаэтона? Ведь планетные обломки остались на круговой орбите планеты, а не движутся по эллиптическим траекториям, как при взрыве её изнутри или столкновении с другим космическим телом.
Нильс Бор помрачнел, но, приняв это всерьёз, сказал:
— Я не исключаю такой возможности. Но если бы это и было не так, всё равно ядерное оружие надо запретить.
Александр Казанцев

История о планете, от которой остались только тысячи обломков, составившие пояс астероидов, много лет будоражила умы фантастов. Можно было всласть придумывать, какой была погибшая цивилизация; что она была — почти ни у кого сомнений не возникало, ведь иначе было бы не так интересно! Человечество перед лицом катастрофы или человечество, уничтожившее свою планету, — вот основные сюжеты, которые подарила писателям несуществующая планета Фаэтон.

Космическая механика

Жил да был в XVIII веке немецкий математик и физик Иоганн Даниэль Тициус, искренне полагавший, что небесная механика должна подчиняться чётким и логичным математическим законам. В шестидесятых годах Тициус занялся переводом книги учёного и философа Шарля Бонне, в которой тот утверждал, что в устройстве Солнечной системы присутствует гармония, свидетельствующая о её божественном происхождении.

Паспорт Фаэтона

Количество открытых обломков: около 400 000

Масса открытых обломков: 3.0-3.621021 кг (около 4% массы Луны).

Крупнейшие обломки: Церера, Веста, Паллада, Гигея (их суммарная масса — около половины общей массы открытых обломков).

Состав: базальт и другие породы, железо, никель, магний и другие металлы, лёд.

Температура на поверхности от абсолютного ноля до -5 градусов Цельсия.

Расстояние от Земли: от 60 до 350 млн км.

Расстояние от Солнца: от 200 до 500 млн км.

В теологические вопросы Тициус вдаваться не стал, но версию о гармонии решил проверить. Оказалось, что Бонне был прав: удалённость планет от Солнца возрастала в соответствии с простой геометрической прогрессией, в основе которой — ряд чисел: 3, 6, 12, 24... Выяснилось, что расстояние каждой последующей планеты от Меркурия было вдвое больше, чем предыдущей: то есть Земля вдвое дальше от Меркурия, чем Венера, Марс — вдвое дальше, чем Земля, и так далее. Все известные на тот момент планеты (вплоть до Сатурна) послушно соответствовали этой закономерности, смущала только слишком большая «дырка» между Марсом и Юпитером.

Подобных эмпирических «открытий» в те годы делалось довольно много. Чтобы получить признание, нужно было дождаться практических подтверждений. Долгое время у теории было мало сторонников. Самым ярым приверженцем новой системы (и, фактически, её соавтором) стал астроном Иоганн Элерт Боде, член Берлинской академии наук и выдающийся учёный своего времени.

Слава пришла, когда в 1981 году англичанин Уильям Гершель открыл Уран (кстати, имя планете предложил именно Боде). Орбита Урана практически точно укладывалась в формулу Тициуса. Астрономы встрепенулись. Искать планеты дальше за Ураном было сложно из-за несовершенства техники, а вот выяснить, что же за «провал» находится на месте пятой планеты, было вполне реально.

Иоганн Тициус и Иоганн Боде.

Уже в следующем десятилетии была организована группа астрономов, которая поставила себе задачу отыскать «потеряшку». В прессе их называли «отрядом небесной полиции». В первые годы нового XIX века поиски увенчались частичным успехом: были обнаружены Церера, Паллада, Юнона и Веста. Все четыре небесных тела находились именно в «предсказанной» области пространства, но ни одно из них не могло быть недостающей планетой: не соответствовали ни размеры, ни масса.

Планета, которой нет

Следующие десять лет не принесли никакого результата и пыл охотников поугас. Однако через полвека после открытия Цереры сообщения о новых открытиях пошли одно за другим. За два десятка лет было открыто около сотни небесных тел — и все в той же области пространства. Гипотеза о планете, которая рассыпалась на куски, напрашивалась сама собой. Первым её высказал немецкий астроном Генрих Ольберс, и в дальнейшем более ста лет в науке господствовала гипотеза о пятой планете, которая разрушилась, вероятнее всего, под действием гравитационных полей Марса и Юпитера.

Возраст астероида Гаспра оценивается в полмиллиарда лет.

В пятидесятых годах ХХ века, когда появилось оружие массового уничтожения и возникла «ядерная фобия», стало ясно, что планеты могут быть разрушены не только космическими силами. Порой эту титаническую задачу способны выполнить и сами люди. Гибель Фаэтона стала восприниматься уже по-другому: как вольное или невольное самоубийство могучей развитой цивилизации.

Увы, сейчас практически стопроцентно доказано, что Фаэтона не только не было, но и не могло быть. Во-первых, всей суммарной массы астероидов (а их обнаружено уже около 400 000) не хватит, чтобы «сложить» из них целую планету, а во-вторых, гравитационное поле гиганта Юпитера таково, что рядом с ним просто не могла бы появиться планета. Именно этим объясняется «разрыв» в последовательности Тициуса-Боде.

Сравнительные размеры Земли, Луны и Цереры — крупнейшего из астероидов, чья масса составляет почти треть от общей массы пояса астероидов.

Это интересно

Почему-то о Фаэтоне писали почти исключительно отечественные фантасты. В зарубежной фантастике, во всяком случае, той, что переводилась на русский язык, упоминаний Фаэтона пренебрежимо мало, зато кольцу астероидов, возникшему на месте гипотетической планеты, уделено самое пристальное внимание. Но это — тема для отдельного исследования.

Так что пояс астероидов — не обломки Фаэтона, а строительный материал для так и не сформировавшейся планеты, следы «аборта», который когда-то устроил Солнечной системе газовый гигант.

Главный проповедник Пятой планеты

Историю литературных воплощений Фаэтона логичнее всего начать с Александра Петровича Казанцева, одного из ведущих фантастов Советского Союза, сторонника гипотез о палеоконтакте и об искусственном происхождении Тунгусского метеорита. С 1971 по 1974 год он написал роман в трёх книгах под общим названием «Фаэты», где рассказал о гибели планеты Фаэна и о судьбе немногих уцелевших. Причиной гибели стала война: планета взорвалась из-за реакции распада всей воды в океанах, которая в свою очередь была вызвана множеством термоядерных взрывов.

Войну на Фаэне затеял правитель одной из двух фаэтских стран, точнее, континентов. Зная Казанцева, несложно догадаться, что подоплека войны была классовой, хотя следует признать, что в исполнении Казанцева классовое противостояние, как и навязчивый антивоенный пафос, выглядят, на современный взгляд, достаточно карикатурно.

Непослушный Нептун

Согласно правилу Тициуса-Боде, восьмой планетой солнечной системы является вовсе не Нептун, а Плутон: именно он находится на вдвое большем, чем Уран, расстоянии от Меркурия. Следом за ним, в соответствии с тем же правилом, идёт открытая в 2003 году Эрида. Нептун же «выпадает» из этой последовательности: его орбита гораздо ближе, чем нужно. Однако астрономы нашего времени ни Плутон, ни Эриду планетами не считают. Для этих небесны тел придуман новый термин — «плутоид».

Фаэты Казанцева ничем не отличались от людей. У них была только одна характерная черта: переносица глубоко врезалась в лоб, поднимаясь выше бровей. Именно такие «носолобые» маски встречаются в некоторых инкских захоронениях.

Девять десятых объёма книги посвящены по сути палеоконтакту — то есть влиянию, которое уцелевшие фаэты (космическая экспедиция, успевшая улететь с планеты до её гибели и экипажи Фобоса и Деймоса — военных баз фаэтов) оказали на развитие земной цивилизации.

Потомки фаэтов выходят на терраформированный землянами Марс (иллюстрация А. Макарова к роману «Фаэты»).

Потомки фаэтов обосновались в подземном городе на Марсе. Подчиняясь запретам на определённые исследования, которые достались им в наследство от выживших в катастрофе, и принципам гуманизма, они создали общество, в котором не было войн и преступлений. Когда же бывший спутник Фаэтона вышел на орбиту, грозящую столкновением с Землей, они отправили спасательную экспедицию. Именно они подтолкнули развитие древних земных племен, ещё не имеющих полноценного разума, а позже сделали Луну земным спутником, выступили в роли индийских, шумерских, ацтекских и инкских богов, подарили людям кукурузу, клинописное письмо, йогу и календарь, стали свидетелями гибели Атлантиды и Мо... В общем, если бы не они, земляне до сих пор прыгали бы по деревьям, вопреки изысканиям сэра Чарльза Дарвина.

Тема Фаэтона встречается у Казанцева постоянно. Например, в романе «Льды возвращаются» следы фаэтонской цивилизации обнаружены на Весте. Но хотя Казанцев стал самым последовательным и заметным «отцом» Пятой планеты, единственным апологетом существования Фаэтона он всё-таки не был.

Наша коммунальная квартира

Число малых объектов в Солнечной системе на самом деле намного выше, чем считали первооткрыватели пояса астероидов. Помимо гипотетических останков Фаэтона, есть две группы астероидов, кружащихся по орбите Юпитера («Греки» и «Троянцы»), есть облако между орбитой Юпитера и основным поясом астероидов («Хильды») и есть множество объектов за орбитой Нептуна (пояс Койпера, к которому относится Плутон, и облако Оорта, где находится Седна).

Общее количество астероидов, которые могут обнаружиться в нашей системе, учёные оценивают в 1—2 миллиона.

Космическая одиссея

Второй масштабной эпопеей, посвящённой Фаэтону, стали романы Георгия Мартынова «Звездоплаватели» («220 дней на звездолёте», «Сестра Земли», «Наследство фаэтонцев») и «Гость из бездны» (он же — «Встреча через века»). В ней причиной гибели Фаэтона и его единственного спутника стал Юпитер, постепенно «перетягивавший» планету к себе. К счастью, фаэтонцы были уже достаточно развиты, чтобы найти путь к спасению: практически всё население планеты было эвакуировано на планету в системе Веги. В Солнечной системе осталось довольно много следов их пребывания: животные на Марсе, основы цивилизации у аборигенов Венеры... Земляне узнали о существовании прежних соседей, отыскав на Венере законсервированный космический корабль.

Фаэтонцы оказались очень похожи на землян формой тела, только средний рост был гораздо меньше — около метра с четвертью, глаза — больше, чем у землян, а лоб массивнее. Интересно, что энергия (можно сказать — витальность) фаэтонцев была сравнительно низкой. По версии автора это определялось расстоянием их планеты от Солнца. В результате, они, конечно, построили высокоразвитую цивилизацию, но на то, что земляне позже делали за век, у них уходили тысячелетия. Разумеется, сами фаэтонцы считали это нормой, зато земляне казались им слишком быстрыми, порывистыми, резкими в словах и поступках, даже бестолково мечущимися.

Цитата

Сначала «ожила» схема. Медленно двинулись с места и поплыли по своим орбитам кружки планет и их спутников. Находящееся в центре изображение Солнца засверкало, как маленький бриллиант. Вместе со всеми пришёл в движение и Фаэтон. Возле него обращался крохотный спутник... На месте, где находился Фаэтон, вспыхнуло яркое пламя, точно загорелся магний. Ослепительная вспышка сразу погасла, но Фаэтона больше не было на схеме. Не было и его спутника. По орбите планеты побежали один за другим крохотные огоньки. Потом они погасли, и сразу выделились орбиты астероидов...

Георгий Мартынов «Звездоплаватели»

После переселения к Веге прошло много тысяч лет и фаэтонцы снова пустились в путешествие. На этот раз вместе со своей планетой. Земляне были уже достаточно могучи, чтобы помочь им «расчистить» прежнюю орбиту и водворить Фаэтон (или, скорее, Фаэтон-2) на прежнее место. Так закончилась одиссея фаэтонцев.

Антисоветский Фаэтон

Цивилизацию Фаэтона в поэтичной «космической феерии» «Волшебный бумеранг» подробно описывает украинский фантаст Микола Руденко. Холод, недостаток солнечного света (отчего у фаэтонцев, живущих в постоянном сумраке, большие глаза), густая атмосфера с сильными ветрами — планету не назовёшь курортом. Большая её часть покрыта океанами, кое-где промёрзшими до самого дна. В лучшие времена на самом большом материке планеты жило около пятисот тысяч человек.

Земля — жаркая планета с разреженным воздухом — служила для фаэтонцев местом ссылки. Колония для ссыльных располагалась... в Атлантиде, где возникло целое государство. Пока фаэтонские учёные выясняли, можно ли дышать земной атмосферой, они ставили опыты на обезьянах. Наиболее жизнеспособные экземпляры они выпустили на волю, дав таким образом начало земному человечеству.

Приоткрыть завесу тайны

В 2007 году НАСА запустило автоматическую межпланетную станцию Dawn («Рассвет»), задача которой — изучение самых крупных объектов пояса астероидов: Цереры и Весты. Уже в следующем году станция выйдет на орбиту Весты и проработает на ней около полугода. Цереры Рассвет» достигнет в 2015 году и тоже проработает там около полугода. Это первая АМС, специально созданная для полёта в пояс астероидов.

История жизни на Фаэтоне насчитывала около семи миллиардов лет, и всего за несколько десятков тысяч лет до описываемых событий климат на планете был заметно мягче, а растительный (с фиолетовой листвой) и животный мир поражал разнообразием. Но планета отходила всё дальше от солнца. Постепенно снега захватили даже экватор и жизнь большинства людей, и без того не сладкая, стала совсем невыносимой. Миллионы людей переселились в подземные лабиринты. Генераторы погоды создавали мощную тепловую завесу, но хватало её только на города. Дома фаэтонцев были сделаны из прозрачного материала: солнечный свет слишком дорог, чтобы отгораживаться от него стенами. Улицы мостились отполированными плитами из металлического сплава.

Инженера, придумавшего и построившего климатические станции, фаэтонцы сделали своим правителем, а после смерти пересадили его мозг в искусственное тело. Постепенно этот бессмертный учёный превратился в диктатора, а его происхождение стало считаться божественным. Через несколько тысячелетий его абсолютной власти началась революция, и, испуганный возможностью потерять власть, диктатор взорвал планету.

В волнах, поднятых упавшими на Землю обломками разрушенной планеты, погибла и Атлантида. Связь Фаэтона и Атлантиды вообще довольно частый мотив: видимо, погибшая планета невольно ассоциируется у писателей с погибшим материком.

Кстати, если судить по отдельным словам, которые приводит автор, язык фаэтонцев отчасти похож на языки индейцев Южной Америки — что опять возвращает нас к «Фаэтам» Казанцева.

Интересно, что автор романа — герой-фронтовик, член СП Украины, автор премированной поэмы о Сталине «Слово о полководце» и вполне востребованный властью писатель — в семидесятых годах становится правозащитником, лишается всех привилегий и даже попадает в лагеря, откуда выходит уже в перестроечные времена. Естественно, для него Фаэтон — лишь способ показать общество в условиях диктатуры и ущемления прав большинства. Впрочем, иные планеты всегда были для фантастов лишь способом «отразить» реальные проблемы земного общества.

Цитата

Где-то на границе пятидесятых и шестидесятых лет меня поразила статья академика В. Г. Фесенкова о десятой планете Солнечной системы, которая, по выражению академика, «взорвалась, как бомба»... Я тогда написал эссе «По следам космической катастрофы», которое вызвало значительный резонанс. Так я пришёл к фантастике — пришёл натянуто, стараясь перенести на другие планеты события, которые происходили на Земле, — точнее, в Советском Союзе. Конечно, читатель понимал, где я увидел тоталитарный режим во главе с Единым Бессмертным. Поняли также в ЦК — вскоре на мою фантастику набросили петлю...

Микола Руденко

Взрыв всегда возможен

«Катастрофа» Олеся Бердника начинается с того, что на астероиде, летящем в сторону Земли, обнаружен чужой корабль.

По версии автора Фаэтон был не пятой, а четвёртой планетой, а Марс до катастрофы был его спутником. Бердник, в отличие от подавляющего большинства коллег, не пытается конструировать землеподобную цивилизацию (что было бы странно для планеты-гиганта, способной удержать такой спутник, как Марс): его фаэтонцы жили в водородно-метановой атмосфере, насыщенной электричеством, а их обмен веществ строился на принципах ядерной энергетики. Каждое существо представляло собой своеобразный разумный аккумулятор.

Кроме того, фаэтонцы были мощными психокинетиками. На психокинетике строилась и система подавления в их обществе: обладающие властью жрецы собирали и использовали психическую энергию простых жителей. Они же контролировали запасы еды. Это привело к деградации фаэтонцев: только небольшая каста учёных ещё пользовалась разумом в полную силу.

Из учёных же выделялись и жрецыправители.

О флоре и фауне планеты Бердник почти не говорит, упоминает разве что фиолетовые (заметьте, как и у Руденко) мхи и огромных безымянных хищников. Зато климат описывается подробно: «Он очень суров — в долгие ночи жестокие морозы и толстый слой снега грозят гибелью всему живому, а днём грозы сметают почву, вырывают из грунта растения... Плантации превратились в пустыни. Их почву развеивают ураганы и иссушают знойные лучи Матери-Звезды...»

Интересно, что и у Руденко, и у Бердника так было не всегда. Бердник утверждает, что полтора десятка тысяч земных лет назад начал меняться угол наклона планеты: удлинились сутки, резко понизилась температура, атмосфера стала бурной. Тогда фаэтонцы затеяли масштабный проект по переносу своей планеты на более близкую к Солнцу орбиту и даже подготовили нужную для этого технику, однако им помешали. Группа учёных сорвала проект и захватила власть — именно так появились будущие жрецы. Вдосталь обеспечив всех фаэтонцев пищей, захватчики вызвали небывалый упадок науки и искусств, что и привело к многотысячелетнему застою.

Цитата

А внешность пришельца была действительно необычайна. Большая круглая голова, похожее на гриб или раскрытый зонтик, тело, лишённое ног, вверху — две конечности, похожие на руки. Только глаза были привычными, человеческими — не формой или строением, а своим выражением — даже мёртвые они светились умом, свойственным человеку Земли. Но должен оговориться — ни мне, ни другим присутствующим в зале вид инопланетного жителя не показался безобразным. Наоборот, всё в нём поражало гармоничностью и ничего удивительного в этом нет. Разве они совсем не похожи на нас? Необычность формы вовсе не означает дисгармонии.

Олесь Бердник «Катастрофа»

Чтобы разорвать порочный круг зависимости от жрецов, герои романа решают снова изменить климат планеты, сделать его более пригодным для жизни и тем самым вернуть фаэтонцам возможность полноценно существовать, работать и развиваться. Однако жрецы снова устроили саботаж. Подготовив себе отступление на спутник, — будущий Марс — они подстроили уничтожение планеты, чтобы навсегда дискредитировать среди немногих уцелевших идею свержения власти.

Фаэтон — сын Солнца

В древнегреческой мифологии Фаэтон — сын Гелиоса-Солнца, который выпросил у отца позволение править солнечной колесницей, но кони неумелого возницы отклонились от нужного направления, угрожая сжечь землю. Чтобы не допустить гибели всего живого, Зевс сразил Фаэтона молнией. Начались пожары, и Зевс был вынужден устроить на всей Земле потоп.

Фаэтон стал первым в истории нарушителем правил дорожного движения.

Действие повести Александра Шалимова «Цена бессмертия» целиком происходит на Марсе. Но о Пятой планете знает поголовно всё население. Много лет назад она была принесена в Жертву (именно так — с большой буквы!) — то есть попросту взорвана. Марсиане открыли секрет бессмертия, но генераторы вечной жизни требовали особого топлива. Лучше всего годились радиоактивные метеориты, и их источником и стал для марсиан несчастный Фаэтон. Какой была разумная жизнь погибшей планеты — осталось неизвестным. Бессмертие — слишком лакомый кусок, поэтому сперва результаты исследований Фаэтона были фальсифицированы и он был объявлен безжизненным. А потом найденные в толще одного из метеоритов останки фаэтонца засекретили, чтобы у марсиан, которые считали себя единственным разумным видом, не возник комплекс вины.

Если верить Дмитрию Мансурову, Фаэтон — родина мамонтов.

Сколько томов ни напиши, а Фаэтон взрывать придётся.

Дмитрий Евдокимов в повести «Ищите нас в космосе» ставит знак равенства между Фаэтоном и Плутоном: в его версии в результате космического катаклизма Фаэтон изрядно потерял в весе и переместился на задворки солнечной системы.

В ироничном романе «Конец Света» Дмитрия Мансурова жизнь на Фаэтоне возникла не только благодаря Солнцу, но и благодаря соседу Юпитеру: по версии автора, газовый гигант тоже изрядно обогревал Пятую планету. В результате на планете были холодные солнечные дни и жаркие юпитерианские ночи. Фаэтонцы в ходе эволюции обрели сплошной шерстяной покров (рискнём предположить, что самой престижной профессией на Фаэтоне стало парикмахерское дело). Мамонты и шерстистые носороги, кстати, были завезены на Землю именно с Фаэтона. К началу повествования на Пятой планете уже построили идеальное общество, перед которым стояла только одна задача: не впасть в стагнацию, не стать статичной цивилизацией. Для этого было решено начать во всепланетных масштабах многолетнюю космическую программу.

Это и привело к гибели планеты: пришедшие в восторг от первого контакта с инопланетянами, фаэтонцы не учли их возможного коварства и беспечно воспользовались переданными знаниями. Фаэтон взорвался. Правда, всё кончилось хорошо: всё население планеты в полном составе переместилось под патронаж высших сил (тоже изрядно напоминающих некую цивилизацию) и получило возможность продолжать существование в новых мирах.

Но к судьбе Фаэтона это уже не имеет отношения.

Что почитать?
  • Александр Казанцев «Кусок шлака»

• Алексей Корепанов «Стрелы в полёте»

• Николай Томан «Неизвестная земля»

• Михаил Чернолусский «Фаэты»

• Георгий Шах «Гибель Фаэтона»

Что посмотреть?
  • «Армагеддон» (1998)

• «Астероиды: Смертельный удар» (1997)

• «Обратный отсчёт» (2007)

Omeganian
№ 1
26.09.2012, 12:41
Забыли "Загадочную находку" Обручева (там, правда, Фаэтон между Землей и Марсом). Да и "Письмо фениксу" можно было бы вспомнить.