Google+
МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА Сделка с дьяволом Русские в западной фантастике Сбывшийся киберпанк
Версия для печатиИнтервью: Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова, Ольга Гро...
Кратко о статье: Фэнтези — жанр, о котором принято говорить снисходительно. Однако в нём творят многие яркие современные писатели. Сегодня «Мир фантастики» представляет вам беседу с людьми, которые стали известны благодаря творчеству в жанре волшебной сказки — авторами серии «Магия фэнтези».

Сказки для взрослых

Беседа с авторами серии «Магия фэнтези»


Книжная серия «Магия фэнтези» выпускается издательством «Альфа-книга» уже шесть лет. За это время вышло более трехсот томов, а армия поклонников книг в узнаваемой обложке-«трапеции» составляет миллионы. Сегодня мы поговорим с теми, кто сделал «Магию фэнтези» такой, какая она есть: с её лучшими авторами и главным редактором.


«История о карлике с мохнатыми ногами»

В последние годы наблюдается отчётливый интерес читателей и издателей к жанру фэнтези. Тут и традиционные колдуны, драконы, эльфы; и магия в современном антураже; и разнообразные истории про вампиров... Чем объяснить такое стремление народа с головой погрузиться в мир сказок?


Ольга Громыко: За весь народ не отвечаю, а мне фэнтези нравится — и всё! В технообществе я вовсе не разочарована и в избушку на куриных ножках переселяться не хочу. В магию не верю. Мечта же о чуде свойственна всем людям, о могучем рыцаре (бластером такие бицепсы вряд ли накачаешь) — всем женщинам, о прекрасной даме, ради которой готов сразиться даже с драконом, — всем мужчинам; поэтому ничего удивительного, что фэнтези пользуется такой популярностью. С его помощью можно безопасно пощекотать нервы, сидя с книжкой на диване, помечтать, а в идеале и задуматься. Потому что, несмотря на антураж, главное в книжках — всё-таки люди, а не драконы и упыри. По крайней мере, в хороших книжках...

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова: Начнём с того, что в мировой тенденции «последние годы» длятся аж с 1960-х и феномена «Властелина Колец» — то есть уже как минимум пятьдесят лет. Это если не считать постоянного обращения более ранних авторов к легендам (про тех же ундин, эльфов, драконов, троллей, вампиров, рыцарей) и сказкам, которое давно стало классикой мировой литературы. У нас в стране масштабное увлечение фэнтези длится примерно лет двадцать — с начала 1990-х, когда появилась переводная фантастика. Так что интерес к этому направлению литературы появился не вдруг и не сразу — он был всегда. А в общемировом масштабе даже раньше, чем интерес к научной фантастике.

Другое дело, что до 1990-х годов в советском государстве приветствовался исключительно реализм. С оглядкой позволили существовать разве что научной фантастике — как отражению будущих достижений современной советской науки.

Фэнтези — это не эскапизм, не тоска по романтической эпохе, не вой по прошедшим ярким моментам жизни. Фэнтези — это просто история в определённом антураже. Не стоит делать из фэнтези божество или пугало.

Алекс Кош: У каждого времени свои сказки. Когда-то для людей сказкой был технологический прогресс — они мечтали о будущем, новых изобретениях, полётах в космос. Но постепенно пришло перенасыщение. Сейчас многим легче поверить в магию и драконов, чем в машину времени, ведь каждый видел десятки фильмов и сериалов, рассматривающих всевозможные парадоксы хронопутешествий. Этим современного читателя уже не удивишь. Да и уровень развития общества позволяет взглянуть на многие идеи научной фантастики со здоровым скептицизмом. Прогресс развивается настолько стремительно, что многие произведения НФ прошлых лет становятся просто смешны из-за сущих мелочей. Кроме того, по большому счёту, человек уже разочаровался в технологическом прогрессе. У нас есть мощные компьютеры, умнейшая бытовая техника, несмывающаяся губная помада, пластические операции, но никто так и не увидел того, о чем читал в фантастических книгах: бессмертия, освоения космоса, телепортации, летающих машин, контактов с внеземным разумом. А если мечты не осуществились с помощью технологического прогресса, то единственное, что остаётся, — это мечтать об иных мирах, мистике и магии.

Ольга Громыко. Осторожно, ведьма!

Александр Рудазов: Какие ещё последние годы, о чём вы? Этот интерес наблюдается уже несколько десятилетий — с тех пор, как один английский профессор написал историю о карлике с мохнатыми ногами.

А почему... странный вопрос. Потому что люди всегда, во все времена, во всех странах любили сказки. Современный человек читает фэнтези по той же причине, по которой древние греки следили за приключениями Одиссея, европейцы Средневековья зачитывались похождениями рыцарей Круглого стола, а наши с вами предки слушали былины об Илье Муромце. Это всё идёт ещё с тех пор, как первобытный шаман рассказал у костра сказку про охотника, победившего дракона. Потому что всегда интересно послушать или почитать о чём-то таком, чего в нашем мире нет и быть не может.

Оксана Панкеева: Тяга народа к сказкам не возникла в последние годы с образованием жанра фэнтези. Она была свойственна людям испокон веков, о чём свидетельствуют многочисленные народные сказки и легенды. И в основе её — как тогда, так и сейчас, — мечты о всяческих чудесах. О более лёгкой и интересной жизни, о вселенской справедливости, «чтобы наши наваляли ихним», обо всём, чего не встретишь в реальности. Фэнтези — это современная сказка, которая усложнилась вместе с человеком и обществом, но не изменила своей сущности. Так же, как и столетия назад, люди мечтают о том, чтобы добро всегда побеждало, всем воздавалось по справедливости и чтобы всё это было красиво и интересно. Хотя бы в сказке.

Юлия Набокова. Вампиры бывают гламурными.


«Что за прелесть эти сказки!» — восклицал Александр Сергеевич Пушкин. Сказки, действительно, очаровывают нас и в раннем детстве, и в пору юности мятежной, и в зрелые годы. Очарование сказки и есть тот самый секрет, который сделал фэнтези столь популярным жанром.

«До НФ нужно дорасти!»

Почему именно фэнтези, а не, например, НФ? Для этого есть какие-то особые причины?


Ольга Громыко: Потому что фэнтези даёт больший простор для фантазии. Не надо морочить себе голову техническими характеристиками межпланетных двигателей, можно сосредоточиться на идее, ради которой книга задумана. К тому же фэнтези — более «естественнонаучный» жанр, так что это, считайте, моя специализация как биолога.

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова: Потому что нам нравится фэнтези. Оно отвечает нашим задачам, тем идеям, которые мы хотим реализовать, позволяет нам выразить те мысли, которые мы пытаемся донести до наших читателей. Фэнтези близко нашему мироощущению, оно является той оболочкой, которая позволяет оказаться на одной волне с читателями. И не важно, что вокруг нас — драконы и эльфы с вампирами или паровозы и пистолеты, магия и ведьмы или солдаты времён Наполеона. Это всего лишь удобный мир для нас и для наших читателей, которые готовы послушать историю.

Алекс Кош: В моем представлении качественная научная фантастика — это более серьёзный, немного даже тяжёлый жанр. В нём нет места бесшабашному юмору и лёгкости. Думаю, до этого жанра нужно дорасти. Я же по натуре человек весёлый, витающий в облаках, и именно поэтому мне легче всего выдумывать сказочные миры, населённые такими же весёлыми героями.

Юлия Набокова: Фэнтези — это сказки для взрослых. А я как раз из тех детей, которые в детстве любили сказки. Заставляла маму перечитывать вслух любимые истории снова и снова, а как только сама научилась читать, прочла всё, до чего могла дотянуться. Библиотека была моим вторым домом. Но, как ни странно, между моим увлечением сказками и фэнтези — годы жизни. В школе я больше зачитывалась историческими романами. В институте на филологическом факультете изучала русскую и зарубежную классику. Фэнтези для себя я открыла лет семь назад, с юмористических романов Андрея Белянина, Ольги Громыко и Терри Пратчетта. Юмористическое фэнтези стало для меня настоящим открытием. Я перечитала массу книг русских и зарубежных авторов, и постепенно у меня созрело желание написать книгу в жанре иронического фэнтези, вместе со своей героиней пережить забавные приключения в волшебных мирах. Завязка истории мне приснилась, а там уже анекдотические ситуации и сказочные происшествия стали наслаиваться одно на другое, выстраиваясь в сюжет.

Александр Рудазов: Вообще-то я пишу не только фэнтези, у меня есть и вещи из других жанров. Никаких особых причин нет — я просто сочиняю то, что мне интересно. Если завтра у меня появится интересная идея для НФ (кстати, парочка в загашнике уже есть) — напишу НФ.

Оксана Панкеева: Никаких особых причин для этого нет. Возможно, частично сказалось то, что в техническом отношении реальность слишком приблизилась к фантастике, чтобы НФ могла оставаться мечтой. А частично свою роль сыграл тот факт, что увлечение НФ я пережила ещё в юношеском возрасте, а с фэнтези познакомилась позже, как и большинство людей моего поколения. Более свежие впечатления затмили более старые, к тому же обнаружилось, что границы допущений и, соответственно, простор для фантазии в фэнтези заметно шире.


Пути литературные неисповедимы. Каждый из наших собеседников пришёл в Страну Фантазию собственным путём. Но путь каждого пролегал через «Магию фэнтези».

«Нечто новое»

Что читаете на досуге? И что предпочитаете писать? Эпик, героика, юмор, городская сказка, «вампирятник»... Или, может, что-то экзотическое? Возможно, есть мечта написать нечто особенное, не похожее на то, что пишете сейчас?


Слово редактора

На вопросы отвечает главный редактор издательства «Альфа-книга» Владимир Маршавин

Как родилась идея серии? Имеется ли у неё какая-то оригинальная концепция?

Что может быть проще идеи регулярно издавать книги в жанре фэнтези? А вот созрела и осуществилась эта идея, когда для этого появились объективные предпосылки: достаточное количество достойных авторов, пишущих фэнтези на русском языке; и у издательства возникла возможность выпускать сначала два раза в месяц, а потом и раз в неделю новую интересную книжку. Концепция неоригинальная: все разновидности фэнтези, кроме скучных.

По каким критериям отбираются авторы для серии?

Для серии отбираются не авторы, а их конкретные произведения. Критерии?.. Издательство всего лишь отделяет те книги, которые нужны народу, от тех, которые не нужны. По нашему скромному мнению, конечно. Как написано на нашем сайте в обращении к авторам: для того чтобы быть изданным, достаточно всего лишь написать что-нибудь интересное в жанре, близком к названию серии.

Не секрет, что частенько книги «Магии фэнтези» сначала появляются на сайте «Самиздат». Нет ли здесь коммерческого риска?

Для молодых, ранее не издававшихся авторов наличие текста в Сети скорее плюс, чем минус. Многие, прочитав книгу на «Самиздате», потом покупают бумажную копию, да и знакомым своим советуют. Заключая договор на издание книги и даже на право продажи электронных копий, мы обычно не требуем убрать текст с «Самиздата», оставляя это на усмотрение автора. Мы надеемся, что хотя бы некоторые читатели замечают, что в процессе издательской предпечатной подготовки (редактуры, корректуры) книги становятся лучше.

Не кажется ли вам, что отечественная публика «накушалась» фэнтези и историй о бесконечных «попаданцах»? Готовит ли «Альфа» какие-нибудь новые издательские фантастические проекты?

Фэнтези — жанр вечный. Будут там «попаданцы», не будут — на всё воля читателей, ну и писателей, конечно. Даст бог, придумают что-нибудь новое, и будет оно интересней старого. Что же до новых серий, то они обязательно будут, но только не вместо «Магии фэнтези», а вместе. Вот в начале лета стали выходить книги серии «Фантастическая история», прочитав которые, можно многое узнать о том, как всё могло бы быть, если бы...

Ольга Громыко: С возрастом всё больше хочется чего-то оригинального. Неклассического — без эльфов, Тёмных Властелинов и прочих сферических коней в вакууме. Написанного хорошим языком, с миром, в который веришь, с живыми героями, а не картонными Мэри- и Марти-Сьюшками. Начиталась уже, надоело. «Сейчас» я всегда пишу то, что хотела бы прочитать сама. А чего мне захочется через год, понятия не имею.

Алекс Кош. Патруль не дремлет!

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова: Вампирятник? Как интересно. Это нечто новое в фантастической классификации. Не кажется ли вам, что как-то странно называть столь пренебрежительно одно из известных классических литературных направлений?

Как писателей и читателей нас в первую очередь интересует хорошая книга. И не важно, что это — городская сказка или героический эпос. Наверное, каждому автору кажется, что он создаёт нечто особенное, иначе зачем тогда рассказывать уже всем известную историю?

Алекс Кош: Разумеется, я не представляю свои книги без юмора. Пусть его будет не слишком много, но несколько лёгких шуток всегда придутся к месту. Мне нравится жанр городского фэнтези — и как писателю, и как читателю. Пафос не очень люблю, поэтому героические и эпические произведения стараюсь обходить стороной. Вообще мне нравится придумывать новые фэнтезийные миры, это действительно интересно и даёт возможность воображению по-настоящему развернуться.

Юлия Набокова: Мне интересно писать комедию в сказочном антураже. В последние годы пишу городское фэнтези о вампирах. Планов сбежать в другие жанры пока нет. Хотя в будущем мне бы хотелось попробовать написать серию городских сказок — историй, которые происходят в нашем мире, а их герои — простые люди, сталкивающиеся с каким-то одним необъяснимым явлением, которое кардинально меняет их жизнь. Принципиальное отличие от мистики будет в том, что встречи с этим необъяснимым будут не ужасающими, а воодушевляющими и волшебными.

Александр Рудазов: Я довольно всеяден. Читаю (и пишу, ага) любую книгу, которая меня заинтересовала... кроме вампирского жанра. Терпеть не могу вампиров. Мерзкие твари.

Оксана Панкеева: Чем меньше произведение соответствует шаблонам определённого направления, тем оно мне интереснее как читателю. Самые интересные вещи получаются на стыке направлений, вне их, из смеси нескольких различных. «Чистые» жанры, стили, направления ограничивают произведение определёнными рамками, хотя мастер и в этих заданных рамках может написать шедевр.

Как писатель я тоже стараюсь сочинять так, чтобы было ни на что не похоже, — иногда это даже вызывает определённые трудности у рецензентов: куда теперь отнести то, что в итоге получилось?


Теперь понятно, отчего в серии «Магия фэнтези» столько совершенно разноплановых книг. И каким образом готика уживается здесь с эпической сагой, а авантюра — с городским фэнтези и юмористической фантастикой.

«Запрещённый вопрос»

Не могли бы вы поведать о своих грядущих планах?


Ольга Громыко: Нет, не могла бы. Зачем? По опыту знаю: чем больше чего-то ждёшь, тем больше потом разочарования. Читатель успевает придумать книгу сам, и конкуренции с ним не выдержать даже самому лучшему писателю. Да и недовольные сразу появляются: скажешь, что сериал продолжаешь, — начнут носом крутить «а он нам уже надоел!». В соавторстве — «пишите лучше сольник!». Скажешь, что сольник начала, — «а почему не сериал, мы его так любим?». И будешь потом писать с мыслью «им это неинтересно, зачем я тогда вообще стараюсь?». К тому же у многих писателей (и у меня в том числе) есть примета: если расскажешь кому-то о задумке, то работа будет идти очень тяжело, интерес пропадёт. Так что пусть лучше сюрприз будет.

Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова: В будущем читателей ожидает новая книга в соавторстве, а также наши сольные проекты. В течение лета 2010 года в новой серии «Вкус вампира» выходят наши совместные романы «Кровные братья» и «Колдун из клана смерти», оформленные в готическом стиле. А в конце лета — начале осени читатели наконец-то смогут прочесть заключительную книгу по миру ночной Столицы — «Новые боги».

Алекс Кош: В начале осени на книжных прилавках появится «Огненный Орден» — третья книга «огненной» серии, а после неё и заключительная — четвёртая. Также в планах окончание трилогии о Викторе и продолжение «Игр Масок». Разумеется, планируются и новые проекты, но о них пока говорить рано.

Юлия Набокова: На днях я закончила третью книгу в серии «VIP значит вампир», в дальнейших планах — четвёртая. А в ближайших — совсем новая история, юмористическое фэнтези о вампирах. Сейчас появилось много романов о любви простой девушки и прекрасного вампира, который вытеснил в сознании нынешних читательниц образ принца на белом коне. Девушки нынче грезят о вампире на серебристом «вольво». Мне стало интересно вывернуть эту ситуацию наизнанку: что получится, если вампирша, скажем, лет ста двадцати, чья юность пришлась на начало двадцатого века, полюбит простого современного парня? Что между ними может быть общего? Чем юнец может привлечь искушённую женщину? Как будут складываться их отношения? И что обо всем этом скажут родители-вампиры? Тёща-вампир, это, знаете ли, не шутки! Половина книги уже написана, в финале читателей ждёт настоящая «бомба»!

Александр Рудазов: Это запрещённый вопрос!

Оксана Панкеева: Я очень не люблю делиться грядущими планами — они от этого портятся, сыреют, плесневеют, тухнут, побиваются молью и погрызаются мышами. И когда до них доходит очередь, их приходится спешно заменять другими. Лишь одно могу сказать наверняка — вряд ли читатели дождутся от меня когда-либо одной короткой законченной книжки. Сериалы для меня не сознательный коммерческий выбор и даже не дело вкуса, а особенность темперамента.

Наталья Турчанинова, Алексей Пехов, Елена Бычкова. Создатели Ночной Столицы.


Творческая кухня — вещь сугубо личная, так что мы не стали навязываться и задавать наводящие вопросы. Просто скрестили пальцы и желаем писателям воплощения всех замыслов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Сальгари
№ 1
24.07.2015, 12:01
Уважаю фэнтези за его свободу и многогранность! Это единственный жанр, в котором можно творить что угодно! В фэнтези можно укомплектовать и детектив и любовный роман и сатиру, все, что твоей душеньке угодно!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться