Google+
5HORRORGAMES ZOMBIE Ниндзя ROBERT DOWNEY
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Общественный транспорт
Кратко о статье: История общественного транспорта — от лодки Харона до реактивных самолётов.

ЭВОЛЮЦИЯ

Общественный транспорт

Его услугами каждый день, по будням и праздникам, пользуются миллионы людей, которые спешат на учёбу и работу, стремятся попасть в другие города и страны. Он доставляет нам массу неудобств и всегда опаздывает, когда особенно нужен. Но без него жизнь в современном мегаполисе моментально остановится. Общественный транспорт — совсем не роскошь, но столь необходимое большинству жителей крупных городов средство передвижения.


Мы никогда не узнаем, кто первым догадался перевозить людей за деньги, но можно попытаться представить, при каких это произошло обстоятельствах. Уже на заре цивилизации человеку то и дело приходилось переправляться через водные преграды, а собственными плавсредствами могли похвастаться единицы. Считается, что именно древние паромы и лодки были «родоначальниками» общественного транспорта.

Согласно греческой мифологии, именно паромщик Харон доставлял души умерших людей через реку Стикс в страну мёртвых. В отличие от типичного общественного транспорта, корабль Харона возил клиентов лишь в одном направлении. Но даже смерть не избавляла пассажиров от обязанности платить за проезд — об этом заботились родственники и друзья, вкладывая под язык умерших монету для паромщика.

***

Небольшие двухколёсные повозки, в которые вместо тяглового животного впрягается человек, у современного человека неразрывно ассоциируются с азиатскими странами, хотя в них рикши появились сравнительно недавно. В Японии рикши распространились лишь в эпоху Реставрации Мэйдзи (в 70-х годах XIX века), тогда как во Франции схожий транспорт известен с XVIII века. Дело в том, что в Европе он не получил широкого применения.

В 1949 году в Китае рикши были запрещены, так как правительство посчитало их символом экономической отсталости страны. Впоследствии примеру Поднебесной последовали многие соседние страны.

Если обычные рикши за пределами Азии встречаются нечасто, то их модификации — велорикши — пользуются популярностью по всему миру. В 2006 году они впервые выехали на улицы Москвы и Санкт-Петербурга.

***

На протяжении нескольких столетий — вплоть до XIX века — пассажирские перевозки между городами и странами осуществлялись исключительно с помощью многоместных каретдилижансов. В 1826 году отставной французский офицер Станислас Бодри решил использовать их и для перевозок в черте города. Изначально он планировал, что «омнибусы» (повозка для всех) помогут клиентам добираться до его бани, но вскоре понял, что транспортировка людей сама по себе может быть очень выгодным бизнесом.

В начале двадцатого века на смену омнибусам пришли автобусы с двигателем внутреннего сгорания.

***

Такси — пожалуй, единственный вид общественного транспорта, который доставит вас куда скажете (в разумных пределах, конечно), а не куда полагается, согласно маршруту. Уже в первой половине XVII века в Лондоне, Париже, а затем и в других европейских столицах появились конные извозчики. На автомобили они пересели на рубеже XIX и XX веков. Популярность такси резко возросла после того, как в 1891-м немец Вильгельм Брюн изобрёл таксометр, благодаря которому цена за проезд чётко фиксировалась. Это сделало такси доступным не только для богачей.

***

Идея использовать железные дороги для перевозки людей пришла англичанину Бенджамину Френчу в начале XIX века. 25 марта 1807 года между валлийскими городками Суонси и Мамблз начал курсировать пассажирский состав, приводимый в движение обыкновенными лошадьми. Заменил их паровозами восемнадцатью годами позднее инженер Джордж Стефенсон. Он же спроектировал железную дорогу между Манчестером и Ливерпулем — первую, по которой поезда стали ходить строго по расписанию. При её открытии в сентябре 1830 года погиб парламентарий Уильям Хаскиссон — он считается первым человеком, которого задавил поезд.

***

В 1828 году Балтимор стал первым городом, по улицам которого проложили рельсы и пустили трамваи, приводимые в движение лошадьми или мулами. Это называлось конкой. Лишь полвека спустя ей на смену пришли электрические трамваи — пионером модернизации городского транспорта, благодаря компании Siemens & Halske, выступила в 1881 году Германия.

***

Первая в России железная дорога, проложенная от Санкт-Петербурга к Царскому Селу, была открыта осенью 1837 года. Путешествие из столицы в пригород продолжалось всего 35 минут, а одним из первых пассажиров паровоза «Проворный» стал император Николай I.

***

Десятого января 1863 года была открыта первая ветка старейшего в мире метрополитена — Лондонского. В первый же день его услугами воспользовалось более сорока тысяч жителей британской столицы. Сегодня лондонская подземка насчитывает 270 станций, протяжённость туннелей приближается к четырёмстам километрам (по этому показателю она уступает лишь шанхайскому метро, хотя последнее начало работу лишь в 1995 году), а среднесуточный пассажиропоток превышает три миллиона человек.

Вскоре опыт англичан начали перенимать в других странах. В России о строительстве подземной железной дороги впервые заговорили ещё при Александре II, но лишь в 1935 году московский метрополитен открыл двери для первых пассажиров.

***

Прообраз современного троллейбуса представил широкой общественности в 1882 году немецкий инженер Эрнст Вернер фон Симонс. Легендарный промышленник назвал своё детище Electromote и создал в окрестностях Берлина первый троллейбусный маршрут.

На территории нашей страны первая троллейбусная линия появилась в 1933 году в Москве. На сегодняшний день столичный троллейбусный парк насчитывает более полутора тысяч единиц техники.

***

Десятого апреля 1912 года вышел в свой первый и единственный рабочий рейс океанский лайнер «Титаник». На тот момент он был самым большим и, как считалось, самым надёжным пассажирским судном в мире. В путешествие из Саутгемптона в Нью-Йорк на его борту отправились 2208 человек. В ночь на пятнадцатое апреля «Титаник» столкнулся с айсбергом, и уже спустя два с небольшим часа его поглотила океанская пучина. В самом знаменитом кораблекрушении двадцатого века погибло более полутора тысяч человек.

***

Двенадцатого февраля 1914 года состоялся показательный полёт первого в истории авиации пассажирского самолёта. На борту «Ильи Муромца», созданного русским конструктором Игорем Сикорским, в воздух поднялись шестнадцать человек и собака.

Начало Первой мировой войны помешало развитию гражданского воздухоплавания, а «Илье Муромцу» пришлось переквалифицироваться в бомбардировщик.

В 20-30-х годах прошлого века в сфере воздушных перевозок правили бал дирижабли, которые значительно превосходили своих крылатых конкурентов в грузоподъёмности и комфортабельности. Однако зависимость от погодных условий и несколько громких катастроф положили конец эре дирижаблей, а после окончания Второй мировой началась эпоха реактивных авиалайнеров. Первый из них — британский de Havilland DH.106 Comet — поступил в эксплуатацию в январе 1952 года.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться