Google+
HELLBOY Мифология Средиземья Обмен разумов с Робертом Шекли Фантастические воры
Версия для печатиИстория кино: Фэнтези и фантастика в мультипликации
Кратко о статье: История научной фантастики и фэнтези в мультипликации насчитывает около семидесяти лет. Точкой отсчета следует назвать 1935 год, когда в СССР был снят первый полнометражный мультфильм. Это была достаточно скромная кукольная постановка — “Новый Гулливер”. После ее триумфального шествия по миру многие студии задались целью сделать свою анимационную ленту, которая была бы ничуть не хуже работы мастеров бывшего СССР.

Фантастика в оживших картинках

НФ и фэнтези в мультипликации

Анимация — это не иллюзия жизни. Это жизнь!

Чарльз Мартин Джонс

История научной фантастики и фэнтези в мультипликации насчитывает около семидесяти лет. Точкой отсчета следует назвать 1935 год, когда в СССР был снят первый полнометражный мультфильм. Это была достаточно скромная кукольная постановка — “Новый Гулливер”. После ее триумфального шествия по миру многие студии задались целью сделать свою анимационную ленту, которая была бы ничуть не хуже работы мастеров бывшего СССР.

36 Kb

Аниматрица: Призрачно все в этом мире бушующем.

Второй полнометражный мультфильм появился благодаря стараниям Walt Disney. В 1937 году была снята лента “Белоснежка и семь гномов”. Одним из главных ее персонажей стала ведьма.

В дальнейшем многие киностудии пытались повторить их подвиг, создать фильм, в котором столь же отвратительным был бы образ колдуньи. Но у них ничего не получилось. Так что на протяжении нескольких десятилетий только студия Walt Disney радовала нас своими ужасными ведьмами.

30 Kb

Унесенные призраками: “Вы у меня еще попляшите!”

Конечно, эти картины не могли никого напугать. Но они были способны восхитить и поразить. А разве не этого добивались создатели? В конце концов, время настоящих НФ/фэнтези мультфильмов, ориентированных в первую очередь не на детей, а на подростков и взрослых, должно было наступить гораздо позже.

Подлинное зарождение жанра

И все же первой знаковой лентой, предтечей фэнтези в мультиках, стала картина режиссера Вольфганга Райтермана “Меч в камне”, снятая по одноименному роману Т. Х. Уайта на киностудии Walt Disney в далеком 1963 году.

В ней рассказывается о маленьком мальчике Варте, который живет в замке у людей, приютивших его. Как-то раз ему посчастливилось повстречаться в лесу с добрым волшебником Мерлином. И с тех пор начинается обучение парнишки, который растет, попадает в смешные, а иногда и опасные ситуации. Нетрудно догадаться, что Варт — это сокращенное от Артура. В общем, эта добрая история сумела покорить сердца не только взрослых и подростков, но и детишек. Она увлекала за собой в причудливый сказочный мир, туда, куда порой так хочется попасть.

38 Kb 33 Kb

Дети дождя: “Детей-то как делать будем?”

Призрак в доспехах: Моя работа и опасна и трудна.

Забегая немного вперед, стоит сказать, что через два десятка лет студия Walt Disney вздумала повторить успех “Меча в камне”. Ибо у народа вновь проснулся интерес к фэнтези. И тогда был создан "Черный котел" — далеко не самая лучшая их работа.. Этот фильм был снят по мотивам цикла “Хроники Прайдена” Ллойда Александера.

В центре сюжета бедняк и удивительный поросенок, обладающий этакими паранормальными способностями. Впрочем, детишкам эта невнятная картина, в которой, к слову сказать, нет ни одной песни (сенсация для Walt Disney!) почему-то нравится.

Но, как бы там ни было, киностудия Walt Disney не остановилась на достигнутом. Она продолжила выпускать фэнтезийные ленты, и некоторые из них даже оказались успешными. К ним относятся “Алладин и Короля Воров”, “Геркулес” и “Мулан”. И все же все они сильно уступают “Мечу в камне”.

Зная об этой отличительной черте картины Вольфганга Райтермана, Warner Bros. создала в 1998 году новый мультфильм о рыцарях Круглого Стола “Волшебный меч”.

20 Kb 25 Kb

Лило и Стич: “Всех покусаю!”

28 Kb

Огонь и лед: “Кровавое месиво — это круто!”

Это история о слепом рыцаре, смелой девушке Кейли и о забавном двухголовом дракончике. Но этой милой сказочке не удалось не только переплюнуть “Меч в камне”, но даже встать с ним в один ряд. Так что в прокате, как и следовало ожидать, она успеха не имела.

Пришествие научной фантастики

Итак, фэнтези явилось в жанр первым. Но недолго ему суждено было господствовать, ибо уже в 1973 году появился странный французско-чешский полнометражный НФ-мультфильм “Фантастическая планета” Рене Лалу.

В нем повествуется о нелегкой судьбе людей, вынужденных бороться за свое существование на удивительной планете. Эта картина стала первой в мире анимационной лентой, которое строгое жюри допустило до показа на фестивале в Каннах.

Ну а через несколько лет НФ анимационные ленты стали появляться одна за другой. Среди них стоит отметить гремучую смесь фэнтези и фантастики — “Волшебники” Р. Бакши.

35 Kb 33 Kb

Ждите нас! Мы уже летим!

Сейчас мы разберемся, кто подставил кролика Роджера!

Отечество нам...

С “Меча в камне” и “Фантастической планеты” все и началось. Правда, если быть честными, нельзя не отметить, что в 60-70-х годах в России и Японии делались первые робкие попытки снимать фантастические и фэнтезийные мультфильмы. Но они, к сожалению, были еще недостаточно хороши.

Так что такие отечественные короткометражки, как “Кладезь мудрости” и “Контакт” так и не получили звание культовых. Зато именно они подготовили наших аниматоров к фильму, которому суждено будет стать культовым. Вслед за “Тайной третьей планеты” вышел на экраны французский мультфильм “Властелин времени” Рене Лалу, в котором рассказывалась история мальчика, ждущего помощи на чужой планете.

1981 году Роман Качанов снял “Тайну третьей планеты” по сценарию Кира Булычева. И это кино было первым из множества фантастических и фэнтезийных мультфильмов, снятых в 80-х годах прошлого века.

37 Kb

Небесный замок Лапута: “Летим высоко!”

После грандиозного успеха этих фильмов в СССР появилась возможность расширить производство НФ-мультиков. Так были экранизированы некоторые произведения Кира Булычева (“Перевал” и др.) и Рэя Брэдбери (“Здесь могут водиться тигры” и др.)

Но не только СССР и Франция гордо заявили о себе в начале 80-х, ибо не упустили возможности показать свое умение и английские аниматоры. Они создали в 1982 году грустный и практически лишенный шуток мультфильм “Последний единорог”, снятый по одноименной культовой книге Питера Бигла. Примечательным фактом является то, что сам Питер Бигл написал для этого фильма сценарий.

В этой картине повествуется о единороге (леди Амальтея), которая, отказываясь верить в то, что более в мире нет ей подобных, отправляется в долгое странствие. Ее ждут мрачноватые приключения.

“Последний единорог”, созданный на киностудии Артура Рэнкина-младшего и Жюля Басса, оказался гораздо лучше большинства их работ. Создателям удалось превзойти самих себя, сотворить нечто более стоящее, чем их же экранизация “Хоббита” Дж. Р. Р. Толкина или “Полет дракона” по мотивам сериала Гордона Диксона “Рыцарь-дракон”.

38 Kb

Кто я и что я здесь делаю?

Весомый вклад режиссера эротики

Следующий же виток развития фэнтезийной анимации свершил единолично Ральф Бакши. Он создал полнометражную картину “Огонь и лед”, в которой причудливо переплетаются сюжет “Конана” Роберта Говарда и идейное содержание “Властелина колец” Дж. Р. Р. Толкина.

Начав свою карьеру с эротических лент, Ральф Бакши довольно быстро понял, чего именно хочет добиться от жизни. Более того, он еще в семидесятых годах прошлого века выработал свою собственную технологию производства мультиков. Он одним из первых занялся наложением анимации на “живую” киносъемку.

38 Kb

Я всех убью, один останусь!

И этот метод раз за разом оправдывал себя до тех пор, пока Ральф Бакши не загорелся снять “Властелина колец”, использовав множество своих нововведений. Он планировал создание трех мультфильмов. Но у него это не вышло. У него закончились деньги. И тогда он решил выпустить в свет то, что у него уже было готово — экранизация “Хранителей” и первые главы “Двух башен”.

Он надеялся как можно быстрее раздобыть денег, дабы снять как минимум еще один фильм. Но у него это не вышло. Его работу было доверено завершить уже упомянутому выше Артуру Рэнкину-младшему, который с ней плохо справился. Его картина “Возвращение государя” откровенно глупа.

Золотые восьмидесятые

Выпустив несколько уже упомянутых выше лент, Европа и СССР были вынуждены посторониться, ибо на первый план вышла Япония. Ее аниматоры создали в этот период немало роскошных НФ/фэнтези-фильмов, таких, как “Макрос: помнишь ли ты нашу любовь?”, “Небесный замок Лапута” и другие.

Но первым по-настоящему значимым японским научно-фантастическим мультфильмом стала работа Хаяо Миядзаки — “Навзикая из Долины Ветров”.

В этом фильме рассказывается об обществе, пережившем глобальную катастрофу. Потрясающая история на фоне невероятных пейзажей поражает воображение зрителей.

Кроме уже упомянутой “Навзикаи из Долины Ветров”, стоит упомянуть культовый фильм Отомо Кацухиро — “Акира”. Действие его разворачивается в ближайшем будущем, в 2019 году, спустя 31 год после Третьей мировой войны. Над незадачливым пареньком Тэцуо военные проводят эксперименты, пытаясь превратить его в мощное новейшее парапсихологическое оружие.

Но еще раньше, до того как появился “Акира”, свет увидел великолепный мультипликационный фильм “Охотник на вампиров Ди” Тойу Ашида, поставленный по первой повести популярного в Японии цикла Кикути.

В “Охотнике на вампиров Ди” показан ужасный мир будущего, в котором появилось множество чудовищ. Оборотни, мертвецы, ведьмы и вампиры бродят по просторам этой вселенной! Ну, а выжившие люди (и не только) их нещадно истребляют.

27 Kb 38 Kb 30 Kb 44 Kb

А что это вы тут делаете?

Роковая музыка спутала все карты...

Ничто не вечно под луной.

И вы, люди, еще называете себя царями природы?

37 Kb 37 Kb 21 Kb

Корпорация монстров: страшные, но ужасно добрые.

23 Kb 36 Kb

Но эта лента, снятая в 1986 году, не смогла впечатлить Кикути. Ему она показался недостаточно прорисованной. Задумка, конечно, была хороша, а вот исполнение, как он считает до сих пор, подкачало.

45 Kb

Все мы мегакруты, в особенности я, Шрек!

А посему через четырнадцать лет, в 2000 году, было создано технически совершенное продолжение. Оно получило название “Охотник на вампиров Ди: Жажда крови”. Его делали японцы на американские деньги. Мировая же премьера этой ленты состоялась в Москве!

Всепобеждающий демонизм

Через несколько лет после выхода “Охотника на вампиров Ди” и “Акиры”, в 1993 году Иошиваки Каваджири был снят популярный “Манускрипт ниндзя”.

Главным героем этого фильма является воитель Джубэй, реально существовавшая историческая личность. Он жил и сражался с различными проявлениями зла еще тогда, когда мир был юн. Но не только о драках, крови, боли, хитрости и коварстве повествует эта лента. Отнюдь, в ней нашлось место еще и для потрясающей истории любви.

Этот фильм является лучшей историей о демонах. Он напомнен кровавыми драками, мрачными пейзажами и здоровым цинизмом. Так что до самой трагической развязки “Манускрипт ниндзя” держит зрителя в напряжении.

Кроме уже упомянутого “Манускрипта ниндзя”, в начале девяностых было создано немало хороших мультипликационных НФ/фэнтези-фильмов. Большой популярностью пользуется сериал “Евгалион нового поколения”, “Черный Джек”, космическая опера “Макрос Плюс”, являющаяся свободным продолжением “Макроса: помнишь ли ты нашу любовь?”. Но подлинный успех пришел только к фильму “Призрак в доспехах”, снятому в 1995 году Осии Мамори.

“Призрак в доспехах” — это киберпанк, история будущего, в котором компьютеры развились до того, что появилась возможность создавать высокотехнологичных киборгов. Главным героям предстоит не только найти хакера Кукловода, но и понять, что он собою представляет. Также им необходимо разобраться в том, может ли существовать искусственный интеллект.

“Призрак в доспехах” особой популярностью в самой Японии не пользовался, зато во всем мире он стал воистину культовым. В 1997 году он даже получил два главных приза Международного фестиваля анимации в США. Один за лучший полнометражный фильм года, а второй за лучшую режиссеру. Наверное, поэтому спустя несколько лет, в этом году, вышло его продолжение “Призрак в доспехах-2: Невинность”.

46 Kb 51 Kb

Ну что, сестренки, покажем им класс?

Манускрипт ниндзя: “А ты записался в самураи?”.

Аниме завоевывает мир!

35 Kb

Меч в камне: “Ну и кому мне этим клинком первым снести голову?”.

После выхода “Призрака в доспехах” мировая общественность заинтересовалась японской анимацией. И вот тут-то вновь явил свой талант Хаяо Миядзаки. Его псевдоисторическая картина “Принцесса Мононоке”, причудливо сочетающая в себе философию Востока и Запада, показала, на что в действительности способна японская анимация!

Именно благодаря трудам Хаяо Миядзаки и Осии Мамори аниме наконец-то было не только признано во всем мире, но и сумело завоевать немало поклонников! Говорят, что, когда “Принцессу Мононоке” увидели братья Вачовски, создатели “Матрицы”, они буквально визжали от восторга.

Но, несмотря на шумный успех у критиков этого фильма, путь к сердцу рядового зрителя сумела найти все-таки другая работа того же Хаяо Миядзаки. И это “Унесенные призраками”, которые в первую очередь адресованы детям.

 

Это великолепный мультик про маленькую девочку, которая волею судьбы оказалась в страшном, загадочном и полным тайн мире божественных бань. И, чтобы выжить и спасти родителей, она должна работать, служить колдунье Юбабе, которая больше всего на свете любит звонкую монету и своего капризного сынка-великана.

35 Kb

Властелин времени: “Неужели мы с тобой одной крови, ты и я?”

Крутой мир грозных мультфильмов

Но не только аниме безраздельно царствовало в 80-90-х годах XX века. Отнюдь, ведь периодически делались попытки создания добротного фильма, в котором бы гармонично сочеталась анимация и игровое кино. Причем, надо отметить, мультипликаторы старались отказаться от привычного стиля Ральфа Бакши и создать что-нибудь иное. Вот так в 1989 году появился изумительный “Кто подставил кролика Роджера?” С. Спилберга и Р. Земекиса.

49 Kb

Тайна третьей планеты: “Мы будем бороться с пиратами!”

“Кто подставил кролика Роджера?” — это очень веселый фильм, действие которого разворачивается в своеобразном параллельном нашему миру, в котором сосуществуют мультипликационные персонажи и живые люди.

Чуть позже многие киностудии, в том числе Warner Bros., захотели повторить его успех. Так в 1996 году Ральф Бакши снял “Крутой мир”. В его ленте человек из нашего мира попадает в параллельный, где становится стражем правопорядка.

В целом, “Кто подставил кролика Роджера?” и “Крутой мир” сделаны на порядок качественнее, чем множество подобных им лент. Ни “Осмос Джонс”, ни “Космический джем”, ни “Луни Тьюнз: снова в деле” не могут сравниться с ними.

46 Kb

Последний единорог: “Нам не страшен подлый враг!”

Ну а XXI век, едва начавшись, подарил нам сразу несколько великолепных фильмов. И здесь необходимо назвать юмористический компьютерный мультфильм “Шрек” Э. Адамсона и В. Дженсен. Эта великолепная картина рассказывает о великане Шреке.

Он не очень-то мирно жил на болоте до тех пор, пока на его территорию не сослали по указу правителя всех волшебных существ королевства. И тогда великан отправляется в странствие...

“Шрек” — бесподобный компьютерный мультфильм, чьими предтечами обычно называют “Историю игрушек”, “Муравья Анца” и “Жизнь жуков”. Но, на мой взгляд, это неверно. Ибо ни один из выше перечисленных мультфильмов не является фэнтезийным. Логичней было бы упомянуть три анимационные экранизации романов известного писателя-пародиста Терри Пратчетта: “Водители”, “Музыка души” и “Вещие сестрички”.

Кроме того, нельзя забывать, что уже вышел на экраны “Шрек-2”, в которой высмеяна жизнь Голливуда. Киностудия заявила, что намерена снять еще две части.

Восстание из пепла

33 Kb

Властелин колец: “Ничего себе ножичек!”

В том же 2001 году вышел и еще один знаковый мультфильм — “Метрополис” Ринтаро. Это весьма нетипичная для аниме лента. Здесь сочетаются откровенно старомодные дизайны персонажей, потрясающий фон и компьютерная графика.

Сюжет же этой картины представляет собой безумный сплав из “Терминатора”, “Пиноккио” и сталинского режима. Это история богача, заказавшего безумному ученому, которого разыскивает частный детектив и его племянник, сделать робота, точную копию своей погибшей дочери.

Кроме “Метрополиса”, был создан ряд мультфильмов, в которых также сочеталась традиционная мультипликация и сложная компьютерная графика. Этот сплав подарил нам “Голубую подводную лодку №6”, “Сакуру: Войну Миров” и прочее. Кроме того, нельзя забывать и неплохую работу Дона Блата “Титан: после гибели Земли”.

30 Kb

Волшебники: “Магия хорошо, а ружье — лучше!”

Видя, что у людей вновь проснулся интерес к научной фантастике в мультипликации, Walt Disney тоже решила кое-что создать. Так появились такие провальные картины, как “Атлантида: потерянная империя” и “Планета сокровищ”. Казалось, знаменитая студия просто не в состоянии снять добротный НФ-фильм, — но тут в прокат вышел “Лило и Стич”.

В нем рассказывается о судьбе злобного инопланетянина, образца 626, попавшего на Землю. Он создан только ради того, чтобы уничтожать. Но со временем он, благодаря доброй девочке Лило, меняется.

В целом, у Walt Disney получилось снять временами забавный, а иногда и грустный мультфильм, который является настоящим шедевром. В дальнейшем студия занялась съемками многочисленных продолжений, которые, как и следовало ожидать, оказались гораздо хуже первой ленты.

Но не только Walt Disney пытается снимать НФ и фэнтези. Отнюдь, ведь в 2003 году появилось сразу две великолепных французских ленты. Во-первых, это “Дети дождя”, дикая смесь идей Ральфа Бакши, философии Хаяо Миядзаки и истинно французской романтичности.

В “Детях дождя” рассказывается о двух народах, гидросах и пиросах, которые издревле враждуют друг с другом. Но постепенно пиросам, детям Огня, суждено будет узнать страшную тайну. Им станет известна истинная цена солнечных камней, без которых они не могут пережить холода.

Вторым же является НФ мультфильм “Каена: пророчество” Криса Делапорта. Эта лента выгодно отличается от большинства компьютерных фильмов, таких, как “Элизиум”, “Небесные рейнджеры”, “Гениальный мальчик Джимми Нейтрон”, “Последняя фантазия: Духи” и сериал “Звездный десант”, поставленный по мотивам одноименного романа Роберта Хайнлайна.

23 Kb 23 Kb

Аниматрица: развитие идей кинофильма братьев Вачовски.

45 Kb 19 Kb 12 Kb

Действие “Каены: пророчество” разворачивается в удивительном и чудесном мире Аксиса, гигантского дерева. Причем тут обитают представители нескольких разумных рас, одна из которых подчинила своей воле людей, выдавая себя за богов. Население небольшой деревушки — человеческого поселения — выполняет требования владык. Но бунтарка Каена не намерена и дальше терпеть такое существование! И именно ей суждено повести народ к процветанию!

42 Kb 26 Kb

Шрек: приключения начинаются.

41 Kb 33 Kb

Шрек-2: Знакомство с родителями.

Кое-что о супергероях

Единственное, что на протяжении всей своей статьи я практически обходил вниманием, это мультсериалы. Но многие справедливо считают, что ТV-формат и полнометражные ленты нельзя сравнивать. Ибо полнометражные фильмы — лучше. И так, действительно, было долгое время.

Но вот неплохие, но слишком сильно похожие друг на друга экранизации комиксов “Бэтмен”, “Человек-паук”, “Халк” и прочие вынуждены были потесниться. Ибо на арену сначала вышли японские аниматоры, а вслед за ними французы и американцы. Так появились: “Конан” по Р. Говарду; ироническо-мистический “Битлджус”, навеянный создателям мрачной прозой Эдгара По; “Горец” по мотивам одноименного цикла фильмов; “Невероятные приключения Уолласа и Громита”, “Триган” и “Ковбой Бибоп” и прочее.

Но, как бы там ни было, по-настоящему эпохальным событием в сериальной мультипликации стало создание “Симпсонов”. Они практически никакого отношения не имеют к НФ/фэнтези, если, конечно, не считать того факта, что именно благодаря ним появился культовый сериал “Футурама” Мэтта Гроенинга.

В “Футураме” 72 серии. И каждая из них пародия на все и вся, где главным героям является Фрай, человек из нашего времени, оказавшийся в далеком будущем.

К сожалению, этот великолепный сериал был закрыт. Но не стоит отчаиваться, ибо создатели надеются снять еще три полнометражных мультфильма! Кроме того, “Симпсоны” и “Футурама” сделали очень многое для анимационных TV-проектов. Они протоптали дорожку таким юмористическим сериалам, как “Гриффины”, “Южный парк”, отечественный “Дятлоw's” и другим.

* * *

Завершая обзор анимационных лент прошлого, хотелось бы надеяться, что среди тех мультфильмов, которые появятся в будущем, будет немало шедевров. И НФ/фэнтези не исчезнет из мультипликации и не превратится лишь в дополнение к художественным фильмам, как произошло с “Аниматрицей”. И, ожидая с нетерпением такие грядущие премьеры, как французский “Сквозь ленту Мебиуса”, японский “Движущийся замок Хоула” и российский “Князь Владимир”, я верю, что аниматорам есть еще что сказать в НФ/фэнтези в мультипликации.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться