Google+
Макс фон Сюдов Терминаторы эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА Внеземные формы жизни и способы борьбы с ними
Версия для печатиКнижный ряд: Трибуна. Илья Тё. Откуда берутся писатели-фантасты?

Откуда берутся фантасты?

Илья Тё, писатель-фантаст

Откуда берутся писатели-фантасты? Забавный вопрос. Может, их рожают женщины-фантастки, а может, вылупляются из яйца. Честно, не имею понятия, откуда приходит в мир это вражье племя. Ответить могу только за себя.

Мой личный алгоритм «явления в фантастику» до безобразия прост и невыносимо примитивен. В стратегии Red Alert есть миссия «Время истекает». В эту игру до потери сознания, до боли в глазах резался очень давно, могу ошибаться, но не в том суть. Именно фраза «время истекает» пришла ко мне в голову однажды утром после очередного юбилея, когда проснулся с жуткого, прямо-таки нечеловеческого похмелья и, хлопнув себя ладонью по болящему лбу, воскликнул: «Дьявол, а ведь мне уже тридцать лет!»

Не знаю, как это происходит у дам — вероятно, они задумываются о возрасте значительно раньше, — но у представителей сильного пола гвоздь в голову вонзается не ранее тридцати. Но уж вонзается, так вонзается!

Я всегда был яростным читателем фантастики — пожирателем буквально всего, что видел на полках магазинов и библиотек, на что хватало времени и денег. Однако при этом жил, учился, работал, растил детей, путешествовал и никогда — заметьте, никогда! — не думал, что напишу несколько романов сам и буду опубликован. Прискорбно признаваться, но пинком, подтолкнувшим к клавиатуре, стала не привычная для всякого читателя неудовлетворённость прочитанными книгами, а именно банальное человеческое тщеславие — неудовлетворённость собой...

Соответственно, если подходить к проблеме «академически», вопрос «откуда берутся писатели-фантасты» следует разделить на две неравные доли:

1. Из какой части общества люди чаще всего приходят в литературную фантастику, каковы обычный возраст, профессия, образование и жизненный путь среднестатистического фантаста?

2. Какие мотивы приводят в литературную фантастику людей самых разных классов и категорий?

Ответ на первый вопрос очень прост: из любой! Значение имеет только возраст фантаста — писатель обязан быть зрелым и обладать хотя бы минимальным жизненным опытом, — но профессия, образование, место работы и место жительства, принадлежность к определённой социальной категории совершенно не важны. Разумеется, я не владею соответствующей статистикой, однако в этом нет ни малейшей необходимости, ибо кем бы ни были в прошлом ныне здравствующие отечественные фантасты, они однозначно не являлись профессиональными филологами и литературоведами — это я знаю наверняка. Да, исключения возможны, но это именно исключения.

Ответ на второй вопрос значительно сложнее. Простейшим мотивом на первый взгляд становятся деньги. Большинство читателей сильно удивятся, если узнают размеры гонораров за публикацию. Почему-то все уверены, что писатели гребут купюры лопатой. Второй причиной вторжения неофитов в литературу является слава, куда ж без неё? На что тратить жизнь, как не на обеспечение бессмертия собственного имени? Третья причина — желание написать книгу, то есть выразить себя и осчастливить человечество. Заметьте: написание Книги и вожделение Славы — очень разные, хотя пересекающиеся мотивы. Четвёртую причину предлагаю назвать «творческим недержанием», болезненной страстью к написанию, сиречь.. графоманством! Графоманство являет собой разновидность нервного расстройства, психологической зависимости и увлекательного хобби одновременно. К сожалению, указанный термин настолько часто употребляется в уничижительном смысле, что значение его сильно искажено, оскорбительно и воспринимается сейчас совершенно вульгарно.

Итак, рассмотрим по порядку все причины.

Деньги. Сразу заявлю: денег писательство не приносит. Увы. Точнее, приносит мало и только после каторжного многолетнего труда и множества написанных текстов. Гонорар для начинающего автора, например, составляет в издательствах в среднем около 30 тысяч рублей за книгу. Нетрудно подсчитать, что, создавая один роман каждые три месяца (невероятная скорость, которая отвратительно отразится на качестве), вы получите максимум 10 тысяч рублей в месяц. Опытным авторам платят больше, но вне зависимости от суммы, которую получает в качестве гонорара средний профессиональный российский писатель-фантаст, дееспособный мужчина способен заработать больше, а главное — проще почти на любой другой работе.

Слава. Публикация фантастического романа и даже десятка романов приносит весьма относительную славу — в узком кругу поклонников жанра, фэнов, знакомых вам авторов, начинающих авторов, коллег по основной работе, друзей, родственников и знакомых. Не совсем об этом мечталось, верно? И даже такая относительная слава приходит вместе с более крупными гонорарами только после многолетнего каторжного труда. Из сотни авторов более-менее известными становятся единицы.

Книга. «Осчастливливание человечества» — дело непосильное. Совсем не потому, что современные авторы идиоты, а классики — величайшие гении своей эпохи. Мы живем в мире «вторичной культуры», все самые простые и самые сильные идеи уже реализованы. Но даже не в этом суть! Фантастика, детективы и женские романы проходят по разряду беллетристики, то есть развлекательной литературы. Лев Толстой, как известно, беллетристику не писал. Конечно, её писал Достоевский, однако он делал это несколько раньше, чем вы. Можно возразить, что Иван Ефремов и братья Стругацкие писали именно фантастику и сейчас считаются едва ли не классиками, однако следует заметить, что они являлись в каком-то смысле первопроходцами жанра. Попробуйте написать сейчас «под Ефремова» — редакторы не то что в печать не возьмут! Даже не дочитают...

Страсть. Вот оно — и в точку. Иных мотивов для писательской деятельности просто нет. Единственный мотив — любовь к творчеству. Лишь одержимость, иррациональная, как безумие, дикий огонь, пожирающий мозг изнутри, заставляет швырять на бумагу буквы. Писательство — это сумасшествие, не объяснимое ничем, кроме глупого, но яркого эмоционального чувства. Если вы встали на этот путь — поставили ногу на дорогу из жёлтого кирпича — не ждите денег, всемирной или хотя бы общероссийской известности, не ждите благодарности восторженных потомков за гениальные мысли и свежий взгляд, а просто... делайте это.

Пишите. Если не можете не писать!

И необходимый постскриптум.

Я выразил своё личное мнение, которое не следует трактовать как необходимость публиковать всё, что взбрело в горячую графоманскую голову. Над качеством формы, авторской эрудицией, а также — более всего! — над оригинальностью и новизной идей необходимо упорно трудиться. Именно трудиться — идея и навык не придут к вам сами. Толковая голова и стальной зад понадобятся не меньше, чем горячее сердце.

Помните о миссии в Red Alert. Если вы начали писать — писать серьёзно и много, — не забывайте, что срок на реализацию вашего творческого потенциала необычайно ограничен. «Время истекает!» Используйте его с толком.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Undead Romantik
№ 1
16.06.2012, 13:35
Спасибо большое за хорошее интервью! Обязательно запомню на будущее и, не уверен, обязательно к ней вернусь!
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться