Google+
SOVIET ELECTRO CREEPY Макс фон Сюдов Космическая музыка
Версия для печатиКнижный ряд: История серии: Мир приключений
Кратко о статье: В конце 1980-х несколько издательств попытались решить проблему острейшей нехватки на прилавках магазинов приключенческой и фантастической литературы. Одна из серий тех лет — «Мир приключений» издательства «Правда».

Приключения продолжаются

«Мир приключений»

Годы выхода: 1986 — 1993

Книг в серии: 107, не считая переизданий

Оформление: серийное без исключений

Состав: антологии, авторские сборники

Тираж: от 300 000 — до 1 000 000 экз.

Общий тираж серии: около 60 млн экз.

Цены: в букинистах — от 20 до 100 рублей

Книжная серия — явление, которое радует сердце не только алчного книгоиздателя, но и беззаветного коллекционера или просто опытного читателя. К фантастическим сериям это относится в полной мере. «Мягкие» томики серии «Мир приключений» не несли в себе никаких особых открытий, но в годы тотального дефицита хорошей литературы с их помощью удавалось хотя бы отчасти удовлетворить читательский голод.

Партийное задание

Для начала придётся отметить, что серий с таким «необычным» названием есть несколько. Самая первая и главная, разумеется, — это ежегодный альманах, выходивший с 1955 по 1990 год. Потом — серия кишинёвского издательства «Лумина», в своё время достаточно известная. Ещё — «лениздатовские» антологии «В мире фантастики и приключений». И ещё несколько серий с названиями вроде «Мир приключений и фантастики», «Мир фантастики и приключений», «Мир научной фантастики и приключений»...

Но сегодня речь не о них, а о массовой серии, которую аккурат в перестроечные года начало выпускать партийное советское издательство «Правда». На его счету было несколько отличных собраний сочинений в так называемой «Библиотеке журнала «Огонёк»: пять томов Стивенсона, восьмитомники Конан Дойля и Жюля Верна, шеститомник Грина, пятнадцать томов Уэллса. Это были подписные издания со строго регламентированным тиражом (например, Стивенсон — 643 тысячи, Грин — 626 тысяч экз.). Разумеется, реальный спрос в условиях тотального книжного голода был куда выше, за «огоньковскими» подписками охотились, как и за любым другим дефицитом, занимая очереди в книжных магазинах с пяти утра. И это не преувеличение, не фантастика и не альтернативная реальность!

В 1977 году была предпринята очередная попытка покончить с книжным дефицитом в «самой читающей стране». В издательстве «Правда» создали специальную редакцию, перед которой поставили задачу готовить дешёвые многотиражные издания лучших книг отечественной и зарубежной классики и популярной литературы. Книги выходили миллионными тиражами, стоили копейки, но, несмотря на дешевизну, обязательно сопровождались иллюстрациями, комментариями и сопроводительными статьями.

В рамках этой партийной программы «доступного чтения» в 1986 году появилась и серия «Мир приключений». В нее входили как фантастические, так и приключенческие произведения, в основном классика вроде Майна Рида, Александра Дюма, Фенимора Купера или советская военная и милицейская проза. Однако, хотя приключенческие книги составляли большинство, фантастики тоже было немало: примерно треть выпусков серии относилась именно к этому жанру. Тома издавались в мягкой обложке, даже не всегда целлофанированной, шрифт зачастую был мелким, но тиражи держались от 300 тысяч до миллиона; и это — чуть ли не первая фантастико-приключенческая серия, которую можно было запросто купить в книжных магазинах или киосках «Союзпечати».

С 1992 года издательство сменило название на «Пресса», но к изменениям в серии это не привело.

Старый конь борозды не портит

Ориентация на классику сыграла с серией недобрую шутку: девяносто процентов выпусков оказались очередной перепечаткой давным-давно растиражированных авторов и книг, а то и попросту копией со сборников других серий. Судите сами: Ефремов, Уэллс, Беляев, Толстой, Адамов, Грин, причём если Ефремов — то «Туманность Андромеды» и «Звёздные корабли», Уэллс — «Война миров», Лем — «Солярис», Толстой — «Гиперболоид», Адамов — «Тайна двух океанов», Беляев — «Голова профессора Доуэля», Булгаков — «Собачье сердце»...

Правда, в нескольких случаях составители серии попытались подсластить пилюлю. У Александра Грина сборник романов состоял из «Золотой цепи», «Дороги никуда» и «Блистающего мира», а растиражированные сверх всякой меры «Алые паруса» и «Бегущую по волнам» оставили за бортом. Кроме того, в серии вышел очень неплохой сборник рассказов «Искатели приключений». Три тома Григория Адамова («Тайна двух океанов», «Покорители недр», «Изгнание владыки») составили почти полное собрание его сочинений за вычетом нескольких рассказов, а в два тома Беляева, помимо популярных романов, вошла такая не избалованная публикациями повесть, как «Золотая гора».

Особое внимание составители уделяли отечественной литературной фантастике первой половине века.

По уже упомянутым именам становится ясно, что особое внимание уделялось фантастике первой половины ХХ века. Помимо признанных классиков, в серии выходили и более интересные книги. Появился томик Григория Гребнева («Арктания» и «Пропавшее сокровище»), очень популярного в тридцатые-пятидесятые годы автора. Вышли «революционно-марсианские» романы Александра Богданова (Малиновского) «Красная звезда» и Бориса Лавренёва «Крушение республики Итль», написанные, соответственно, в 1908 и в 1925 годах. Были изданы антологии «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века» (Сенковский, Аксаков, Брюсов, Куприн, Хлебников и другие) и «У светлого яра Вселенной» (Левшин, Одоевский, Богданов, Циолковский, Брюсов, Толстой и другие). Но особый интерес вызывают однотомники Андрея Платонова «Потомки солнца» и Всеволода Иванова «Пасмурный лист». Оба они известны как классики «большой литературы», и тематические сборники сочинённой ими фантастики стали настоящим подарком поклонникам жанра.

Наибольшую ценность, пожалуй, представляет авторский сборник Ильи Варшавского «Контактов не будет». Варшавский — мастер рассказа и один из лучших советских фантастов-«шестидесятников», но при этом «Контактов не будет» стал всего лишь пятой за тридцать лет книгой писателя. К тому же следующий большой сборник Варшавского увидел свет только в 2002 году в так называемой «синей серии» издательства АСТ.

С «Мира» по нитке

С зарубежной фантастикой дело обстояло примерно так же. Разумеется, был некий перекос в сторону фантастики стран соцлагеря — они составили почти половину от общего числа изданных книг. Была отдана дань и мэтрам (два тома Уэллса, том Конан Дойля).

Помимо этого, вышло семь авторских томов и семь сборников. Составителями выступали Север Гансовский, Владимир Баканов и другие, далеко не чужие фантастике люди. Вот только с оригинальностью и эксклюзивом опять вышла незадача. Почти все изданные в серии произведения уже публиковались по нескольку раз. В основном это были перепечатки из 25-томной «Библиотеки современной фантастики» или из знаменитой серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир». Особенно хорошо «заимствование» видно по сборникам. «Безжалостное небо» почти полностью содрано с БСФ-шного тома «Антология скандинавской фантастики» и «мировских» «Практичного изобретения», «Луны двадцати рук» и «Игрека минус». «Фантастика чехословацких писателей» полностью собрана из «мировских» «Дома в 1000 этажей», «Мозга Эйнштейна», «Дня на Каллисто» и «Как я был великаном».

Более-менее оригинально составлен только сборник восточноевропейской фантастики «Барьер», названный по заглавной повести Павла Вежинова. Вошедшие в него произведения Камила Бачу, Эндре Гейереша, Милорада Павича и других ранее у нас не издавались, а для Павича это вообще была чуть ли не первая публикация на русском языке.

Ещё три сборника — «Стрела времени», «Ключи к декабрю» и «Нулевой потенциал» (который стал последним выпуском серии) — включали в себя цвет англо-американской фантастики, но, к сожалению, тоже собранной по антологиям издательства «Мир».

Почти вся зарубежная фантастика, изданная в «Мире приключений» — перекомпилированные сборники серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир».

Авторских книг удостоились Айзек Азимов («Сами боги» и «Конец вечности»), Артур Кларк («Остров дельфинов», «Большая глубина»), Альфред Бестер («Человек без лица» и «Тигр! Тигр!»), Павел Вежинов (малые произведения), Франсис Карсак (повести).

Но о двух оставшихся книгах зарубежных фантастов стоит поговорить особо.

Особенности национального фантиздательства

В 1991 году в серии появился томик Клиффорда Саймака («Город», «Всё живое», рассказы) 1991 года. «Город», один из лучших романов Саймака и один из этапных для американской фантастики вообще, издавался у нас до этого всего лишь раз, в дополнительном выпуске к 25-томной «красно-белой» «Библиотеке современной фантастики». Тираж первого издания был всего 100000, а поскольку «красно-белая» БСФ имела статус, без преувеличения, культовый, достать этот дополнительный том было совершенно невозможно. Теперь же «Город» издали миллионным тиражом и многие любители фантастики наконец смогли заполучить его в свою библиотеку.

И тут выяснилось, что при издании романа оба раза был упущен эпилог, который Клиффорд Саймак дописал в 1973 году для мемориальной антологии Джона Кэмпбелла, в чьём журнале роман публиковался впервые, с 1944 по 1951 год (тоже по частям, точнее, отдельными новеллами). В русский перевод этот эпилог не вошёл, первое издание появилось всего через год после его написания, а второе, видимо, готовилось по уже имеющемуся тексту.

Но среди миллиона обладателей новой книжки нашлись энтузиасты, которые сочли такое положение дел несправедливым. Они самостоятельно перевели эпилог и начали рассылать распечатки по клубам любителей фантастики, получая в ответ массу благодарностей. В библиотеке автора этой статьи до сих пор хранятся вложенными в МП-шный томик листочки, распечатанные на матричном принтере и сложенные по формату почтового конверта.

Ещё один казус, значительно менее приятный, случился с однотомником Станислава Лема, который появился в серии в 1988 году («Солярис», «Непобедимый», «Звёздные дневники Ийона Тихого»). Тираж тома составил 600 тысяч экземпляров, что было хоть и меньше миллиона, но всё равно весьма немало. А ведь за предыдущие 15 лет у Лема вышло едва ли полдесятка книг (нюансы внешней политики тогда напрямую влияли на планы издательств)! С другой стороны, «Солярис» напечатали снова в сокращённом и отцензурированном переводе Д. Брускина, хотя уже существовала и его же восстановленная версия, и полный перевод Г. Гудимовой и В. Перельмана. Кроме того, Лем даже не был поставлен в известность о факте этого издания, а когда писатель (не слишком удивлённый — особенности книгоиздания в СССР он знал не понаслышке) обратился в издательство с просьбой прислать для ознакомления один экземпляр книги, то знаменитого на весь мир фантаста даже не удостоили ответом!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться