Google+
МИРЫ. MIGHT & MAGIC ИЙОН ТИХИЙ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ. РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ Метательные машины
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Фантастическое оружие Великой Отечественной
Кратко о статье: Известно, что войны ускоряют прогресс. Не стала исключением и Великая Отечественная. Выдающиеся советские конструкторы в тяжелейших условиях создавали оружие будущего, которое не только принесло победу над врагом, но и стало, как это ни парадоксально звучит, основой для прорыва человечества в космос.

Смертоносный удар будущего

Фантастическое оружие в Великой Отечественной войне


Нападая на Россию, Германия столкнулась с противником, который не уступал ей в силе.

Россия выстояла.

Почему она выстояла? Откуда берётся у неё сила для ответных ударов?..

Если говорить в двух словах, то сила России заключается в её духовных и научных успехах. В основу своей созидательной жизни Россия положила моральный принцип и научный метод. Такова главная причина её силы...

Настоятель Кентерберийского собора Х. Джонсон «Советская мощь»


В мае мы отмечаем славную дату — 65 лет со дня Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Мы склоняем головы перед непревзойдённым подвигом наших дедов — советских солдат, спасших страну от уничтожения. Их победа — это не просто финал ещё одной войны. Без преувеличения можно сказать, что это — победа в жесточайшей схватке миров за наше с вами будущее.

В той войне с агрессором сражалась вся страна, и залогом победы было не только мужество солдат, дерущихся на фронте, но и талант инженеров, созидавших в глубоком тылу совершенно невероятное оружие, отдельные образцы которого надолго опередили своё время. Эти механизмы были ещё очень несовершенны, многие из них так и не выполнили боевую задачу, но они задавали вектор развития на десятилетие вперёд.


Атака летающих роботов

В начале 20 века фантасты и футурологи писали о том, что война будущего, несомненно, будет войной механизмов. Коммунисты, пришедшие к власти в России, использовали энтузиазм народных масс в деле строительства государства нового типа, в том числе и его армии, которая должна была стать самой передовой в мире. Оказались востребованы и фантастические проекты.

В августе 1921 года бывший дворянин Владимир Бекаури, заручившись поддержкой советской власти, сформировал Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро). Именно здесь должны были проектироваться первые боевые роботы.

Владимир Бекаури

Глава Остехбюро Владимир Бекаури — крёстный отец советских боевых роботов.

Бекаури сразу начал с самолётов, поставив целью создать непобедимую воздушную армаду, которой не нужны пилоты. Разумеется, речь в то время ещё не шла о полностью автономных системах, но этого и не требовалось — достаточно было снабдить готовый самолёт дистанционным управлением по радио (телеуправлением). К проекту подключился один из самых знаменитых авиаконструкторов — Андрей Туполев. В это время в его бюро шла работа над тяжёлым бомбардировщиком ТБ-1.

Телеуправляемый бомбардировщик ТБ-1

Телеуправляемый бомбардировщик ТБ-1 — гигантский летающий робот.

Для самолёта-робота ТБ-1 в Остехбюро была создана телемеханическая система «Дедал». Подъём в воздух — сложная задача, а потому ТБ-1 взлетал с пилотом. За несколько десятков километров от цели пилот выбрасывался с парашютом. Далее самолёт управлялся по радио с другого ТБ-1. Когда поступал сигнал на пикирование, летающий робот со всей нагрузкой падал на цель. Такие самолёты планировалось принять на вооружение уже в 1935 году.

Несколько позже Остехбюро занялось проектированием четырёхмоторного телеуправляемого бомбардировщика ТБ-3. Он совершал маршевый полёт с пилотом, но при подходе к цели пилот не выбрасывался с парашютом, а пересаживался в подвешенный снизу истребитель И-15 и возвращаясь на нём домой. Эти бомбардировщики предполагалось принять на вооружение в 1936 году.

При испытаниях ТБ-3 основной проблемой стало отсутствие надёжной работы автоматики. Конструкторы опробовали множество вариантов: пневматические, гидравлические и электромеханические конструкции. До 1937 года так и не было создано ни одного более или менее приемлемого устройства управления. В итоге, 25 января 1938 года тему закрыли, а Остехбюро разогнали.

Однако работы продолжались. Так, 26 января 1940 года вышло постановление Совета Труда и Обороны о производстве новых телеуправляемых самолётов. В 1942 году даже состоялись войсковые испытания самолёта «Торпедо», созданного на базе бомбардировщика ТБ-3. Он был загружен 4 тоннами взрывчатого вещества «повышенного действия» и должен был поразить железнодорожный узел в занятой немцами Вязьме. При подлёте к цели антенна вышла из строя, управление было потеряно, и «Торпедо» упал куда-то за Вязьму. Вторая пара «Торпед» в том же 1942 году сгорела на аэродроме при взрыве боеприпасов в стоявшем рядом бомбардировщике.

RQ-1 Predator

Американский ударный беспилотник RQ-1 Predator в полёте.

RQ-1 Predator

Наземный пункт управления RQ-1 Predator.

Сегодня, в 21 веке, перед военными конструкторами вновь стоит задача выпустить в свет летающую армию роботов. И она с успехом решается. На вооружение развитых стран приняты беспилотные самолёты-разведчики, которые способны не только изучать вражескую местность, но и наносить удары по выбранной оператором цели с помощью высокоточного оружия. Самый известный «беспилотник» — американский RQ-1 Predator, доказавший свою эффективность в Ираке и Афганистане. Больше того, американские конструкторы приступили к проектированию беспилотного истребителя «шестого поколения», которым можно будет управлять хоть с другой стороны земного шара.

Беспилотник «Дозор-600»

Перспективный российский ударный беспилотник «Дозор-600».

Россия пока не может похвастаться подобными достижениями. Тем не менее, беспилотные разведчики активно используются силовыми структурами, геологами и топографами.

Прыжок к звёздам

Михаил Тухачевский

«Красный маршал» Михаил Тухачевский собирался воевать не числом, а умением.

Одним из тех, кто активно поддерживал модернизацию Красной армии и работу над созданием оружия будущего, был «красный маршал» Михаил Тухачевский. Он собирался уничтожать неприятеля, используя для этого ракеты с боевой химией, бесчисленные армады танков и скоростную высотную авиацию.

Космический самолёт с ракетными двигателями.

Так мог выглядеть космический самолёт с ракетными двигателями.

Будучи в Ленинграде, Тухачевский познакомился с местными ракетчиками, собравшимися под крышей газодинамической лаборатории (ГДЛ), и взял над ними шефство. Именно эти энтузиасты впервые в советской России осуществили испытания самолётов с пороховыми ракетными ускорителями, которые проводились под руководством Вячеслава Дудакова.

Работы начали ещё в 1927 году катапультированием моделей. Затем в качестве основы для экспериментов был выбран учебный биплан У-1, на нижнем крыле которого устанавливались два пороховых ускорителя. Первые взлёты состоялись в марте 1931 года на Комендантском аэродроме.

Учебный самолёт У-1

Учебный самолёт У-1 — на нём впервые были установлены ракетные ускорители.

У таких взлётов имелись свои особенности. Представьте себе ощущения пилота, сидящего в открытой кабине, когда сбоку под ногами с рёвом извергаются струи бешеного огня. Мало кто согласится испытать подобное. Смельчаком, решившимся на ракетные старты, был лётчик Сергей Мухин. Других желающих в то время не нашлось.

После получения положительных результатов с учебным У-1 работы были перенесены на тяжёлые бомбардировщики ТБ-1. Над и под крыльями разместили по три ракетных ускорителя. Взлёты с испытателями состоялись в октябре 1933 года. Благодаря ускорителям лётчик Николай Благин сумел сократить время разбега этой семитонной машины до нескольких секунд.

Конечно же, самолёты с пороховыми ускорителями ещё не могли достичь космических высот и скоростей. Однако появление таких ракетопланов было единственным направлением развития военной космонавтики того времени.

Владимир Фёдоров.

Испытатель ракетоплана Владимир Фёдоров.

Следующим шагом должно было стать создание высокоскоростного боевого истребителя с жидкостным ракетным двигателем (например, работающим на кислороде и керосине), но его появление всё откладывалось. Дело в том, что ракетопланы с ускорителями уже летали, а двигатель создать не удавалось. Ни сотрудники ГДЛ, ни сотрудники московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) не смогли быстро справиться с этой сложнейшей задачей. Первый ракетоплан с жидкостным двигателем РП-318-1 разработки будущего отца советской космонавтики Сергея Королёва взлетел под управлением лётчика Владимира Фёдорова только 28 февраля 1940 года. Самолёт очень хорошо показал себя в воздухе, но с началом войны работы над ним были прекращены. Уникальную машину разобрали, а в августе 1941 года сожгли.

Ракетоплан РП-318

Первый советский ракетоплан на жидкостном двигателе РП-318. По замыслу Сергея Королёва он должен был стать прототипом космических самолётов.

Жидкостный ракетный двигатель для ракетоплана РП-318.

Жидкостный ракетный двигатель для ракетоплана РП-318.

Впрочем, задел не пропал. В ходе войны ракетные ускорители на жидком топливе приспосабливали к самолётам Пе-2, Пе-3, Ла-7, Ла-120, Як-3, Су-6 и Су-7. Создавались и специальные ракетопланы: истребитель 302 и перехватчик БИ. Ни одна из этих машин так и не попала на фронт. Больше других повезло самолёту Ла-120Р — он принял участие в воздушном параде, состоявшемся 18 августа 1946 года в Тушино. Управлял этим скоростным самолётом ветеран Александр Давыдов.

Несовершенство жидкостных ракетных двигателей и необходимость таскать на самолёте баки с жидким кислородом или другими окислителями в конечном итоге привели к закрытию этого направления в советском авиастроении — предпочтение было отдано турбореактивным двигателям, которые берут окислитель прямо из воздуха.

SpaceShipOne

Туристический ракетоплан для полётов в космос SpaceShipOne.

SpaceShipTwo

SpaceShipTwo в сборочном цехе.

SpaceShipTwo

Туристический ракетоплан SpaceShipTwo. Компьютерный макет.

В 21 веке высотные ракетопланы обретают жизнь в космическом туризме. К примеру, американская компания Scaled Composites LLC представила публике уже два туристических ракетоплана, которые способны совершать прыжки в космос: SpaceShipOne и SpaceShipTwo. Первый был экспериментальным и в 2004 году совершил два успешных полёта. На участие в полётах второго продаются билеты, однако цены пока «кусаются» — далеко не всякий землянин готов выложить 200 тысяч долларов за шесть минут в космическом пространстве.

Ревущая песня «катюш»

Во второй половине дня 14 июля 1941 года на одном из участков обороны в лесу восточнее Орши взметнулись к небу огненные языки пламени, сопровождавшиеся непривычным гулом, совсем непохожим на выстрелы артиллерийских орудий. Над деревьями поднялись облака чёрного дыма, а в небе с шипением понеслись в сторону немецких позиций едва заметные стрелы. Вскоре весь район местного вокзала, захваченного гитлеровцами, был поглощен яростным пламенем. Немцы были потрясены этим огненным смерчем из непонятного для них оружия и в панике бежали. Так впервые в истории заявили о себе «катюши» — непревзойдённое оружие Великой Отечественной войны.

Ракеты на пусковых треножниках

Ракеты на пусковых треножниках — так выглядела идея залпового огня.

Ракеты для «катюш»

Ракеты для «катюш»: РС-82 и РС-132.

Ракеты, столь успешно показавшие себя на поле боя, разрабатывались с начала 1930-х годов в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Непосредственно ими занимался выдающийся ракетчик Юрий Победоносцев. Сначала его ракеты использовались в истребительной авиации, затем было решено создать установку залпового огня на базе грузовика ЗИС-5.

Юрий Победоносцев

Создатели «катюши» за работой: Юрий Победоносцев — крайний слева.

Первые полигонные испытания под Москвой, проведённые в начале 1939 года, выявили серьёзные недоработки. Многие военные специалисты увидели в этих странных машинах лишь забавный технический курьёз. Несмотря на насмешки артиллеристов, коллектив института продолжал упорную работу над вторым вариантом пусковой установки. Её смонтировали на более мощной автомашине ЗИС-6.

ЗИС-6

Опытная пусковая установка залпового огня на автомашине ЗИС-6.

«Катюша»

Испытание первой настоящей «катюши» на Софринском полигоне в 1939 году.

Полигонные испытания второго варианта состоялись в присутствии маршала Клима Ворошилова. Они произвели ошеломляющее впечатление на всех присутствующих. Было решено в строжайшем секрете продолжить доведение нового оружия до серийного образца.

Осенью 1939 года на Ленинградском артиллерийском полигоне провели очередную серию испытаний. С этого момента реактивная установка стала официально именоваться БМ-13, что означало «Боевая машина». 13 — сокращение от калибра реактивного снаряда (132 миллиметра).

«Катюша»

БМ-13 на боевой позиции.

«Катюша»

БМ-13 идёт на фронт.

Утром 22 июня 1941 года, в день начала войны, ракетчики собрались в стенах своего института. Было ясно: новое оружие, над которым они работали, никаких войсковых испытаний проходить не будет — сейчас важно собрать установки и отправить их в бой.

На тот момент в наличии имелось всего восемь машин. Пять, сделанные в институте, стояли на полигоне. Две шли своим ходом с завода. Последнюю, восьмую, которую испытывали моряки в системе береговой обороны, решили не ждать.

Семь машин БМ-13 и составили костяк первой батареи реактивной артиллерии. Через два дня после выступления из Москвы батарея стала частью 20-й армии Западного фронта, дравшейся за Смоленск. В ночь с 12 на 13 июля её подняли по тревоге и направили к Орше. Там скопилось множество немецких эшелонов с войсками, техникой, боеприпасами и горючим. В 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года была дана команда открыть огонь.

О том, какое впечатление произвел залп батареи на врага, можно понять из текста донесения в немецкий Генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют: огневой налёт подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях значительные».

Владимир Бармин

Владимир Бармин во время войны делал «катюши», а после неё — стартовые сооружения для космических ракет.

30 июля 1941 года газета «Правда» посвятила большую статью конструкторам машин, которые позднее получат ласковое имя «Катюша». «Идея создания нового оружия поражает своей необычайной технической дерзостью и широтой замысла. Это вид вооружения будущего», — пророчески писала газета.

В то же время началось изготовление новых установок на московском заводе «Компрессор». Главный конструктор завода Владимир Бармин работал сутками, чтобы подготовить документацию для их серийного производства. Здесь же, на заводе, формировались экипажи первых ракетных подразделений. Мобилизованные подростки и женщины трудились за станками по 16 часов.

Завод «Компрессор»

Ворота завода «Компрессор»: отсюда «катюши» уходили на Берлин.

Очевидные успехи на фронте и в производстве позволили Ставке Верховного Главнокомандования уже в августе 1941 года принять решение о формировании восьми полков реактивной артиллерии, которым ещё до участия в боях присваивалось наименование «гвардейских миномётных полков артиллерии Резерва ВГК». Этим подчеркивалось особое значение, которое придавалось новому виду вооружений и солдатам реактивной артиллерии.

«Катюша»

«Катюша» в музее.»

Союз

Создатели «катюш» проложили дорогу к звёздам.

К началу 1945 года на полях сражений действовали 38 отдельных дивизионов, 114 полков, 11 бригад и 7 дивизий, вооружённых реактивной артиллерией.

* * *

В заключение остается только добавить, что эффектные победы «катюш» очень многих заставили полюбить ракетную технику и посвятить ей всю оставшуюся жизнь. Офицеры гвардейских миномётных частей перешли на полигоны и космодромы. Создатели реактивных установок строили стартовые сооружения для больших ракет и первую «Гавань Вселенной» — Байконур. Благодаря им, победителям в Великой войне, наше отечество стало первой космической державой. И останется таковой навеки...

Фантастика Великой Отечественной войны
Мир послевоенного будущего

Мир послевоенного будущего — взгляд из зимы 1945 года.

Великая Отечественная война унесла многих творческих людей. Но, убивая людей, нельзя убить всю культуру, кто-то всегда останется и сам в промежутке между боями потянется к перу, к журналистскому блокноту, к мольберту или к нотной тетради. Фантастика — не исключение. Она существовала и, как любая сюжетная проза того времени, работала на Победу, поддерживая воинственность населения на должном уровне.

На редакционном столе всего несколько книжек той поры. И это именно книжки, а не книги — небольшого формата, тоненькие, на дешёвой бумаге. Их тираж колеблется от 50 до 100 тысяч экземпляров, стоимость — от 50 копеек.

Вот повесть Сергея Беляева «Коварное оружие» (1942). Тема — бактериологическое оружие и попытка его применения против Советского Союза.

Вот повесть Николая Шпанова «Тайна профессора Бураго» (1943—1944), посвящённая перипетиям шпионской охоты за перспективными военными разработками: «водяной невидимостью» и «акустическим ухом».

Вот повесть инженера-химика Якова Пана «Белый карлик» (1943), в ней рассказывается об использовании внутриатомной энергии сверхплотного вещества.

Вот сборники рассказов знаменитого фантаста Ивана Ефремова «Встреча над Тускаророй» (1944) и «Пять румбов» (1944), в которых удивительные гипотезы переплетены с реалиями геологоразведки.

Вот повесть плодовитого Сергея Беляева «Десятая планета» (1945), в которой описывается межпланетный перелёт к Землянэ (планете, находящейся на земной орбите с другой стороны от Солнца) и контакт с дружественной цивилизацией гуманоидов, живущих при коммунизме.

Вот книга Валерия Язвицкого «Аппарат Джона Иглиса» (1945) — известный довоенный писатель напомнил о себе сборником из двух старых рассказов...

Во времена Великой Отечественной войны публиковались и переводы западной фантастики. Вышли переиздания романов Жюля Верна «Робур-завоеватель» (1943) и «Пятьсот миллионов Бегумы» (1944). Неожиданно переиздали сборник фантастических рассказов Мориса Ренара «Пещера чудовищ» (1943). В 1945 году в очередной раз напечатали любимый многими советскими читателями роман Герберта Уэллса «Война миров». А в 1944 году журнал «Техника — молодёжи» опубликовал на своих страницах фрагмент из повести Фредерика Пола «Конец Каррагона». Рядом с ним был напечатан прекрасный рассказ Роберта Хайнлайна «Дом четырёх измерений».

Почему «катюши»?
Заряжание «катюши».

Заряжание «катюши».

Почему же страшное фронтовое оружие получило столь ласковое прозвище — «Катюша»? Существует несколько версий.

Первая принадлежит фронтовикам. Перед самой войной была очень популярна песня Матусовского и Блантера о девушке Катюше, и красивое русское имя как-то само собой пристало к новой реактивной установке. Вторую версию выдвинули военные специалисты. Они предполагает, что прозвище связано с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом «Компрессор».

Третья версия экзотична и требует особого пояснения. На шасси автомобиля установки БМ-13 имели направляющие, которые на техническом языке назывались скатами. Сверху и снизу каждого ската устанавливалось по снаряду. В отличие от ствольной артиллерии, где расчёт пушки делится на заряжающего и наводчика, в реактивной артиллерии расчёт не имел официальных названий. Но со временем разделение солдат, обслуживающих установку, по выполняемым функциям тоже определилось. 42-килограммовый снаряд выгружали несколько человек, а затем двое, впрягшись в лямки, подтаскивали снаряды к самой установке, поднимали их на высоту скатов, и третий человек помогал им, подталкивая снаряд, чтобы он точно вошёл в направляющие. Двое солдат держали тяжеленный снаряд, и для них в этот момент сигнал «толкача-катилы-катюши» о том, что снаряд встал-закатился-накатился в направляющие скаты, означал благополучное окончание очень ответственной части работы по снаряжению установки для залпа. Разумеется, все солдаты таскали снаряды, и каждый выполнял тяжёлую работу по их поднятию к скатам. Специально выделенного человека, ответственного за установку снаряда в скаты, не было. Но сама работа приводила к тому, что в последний момент кто-то должен был брать на себя роль «катюши» по заталкиванию снаряда на направляющие, принимая ответственность за благополучное завершение операции на себя.

Установки были настолько засекречены, что запрещалось даже подавать команды «пли», «огонь», «залп» и тому подобные. Вместо этого звучало: «пой» и «играй». Ну а для пехоты залпы реактивных установок были самой приятной музыкой, означавшей, что сегодня немцам достанется по первое число, а потерь среди своих почти не будет.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться