Google+
орлы Борис Вальехо и Джулия Белл в гостях у “Мира фантастики” Звездные войны: Технологии «Star Wars» Мир Черного отряда Глена Кука
Версия для печатиАниме: Современники. Сёдзи Кавамори
Кратко о статье: Повесть о творчестве короля жанра «меха»: отца «Макросса», ваятеля «Эскафлона», тренера «Аквариона», и просто просветлённого проповедника мира и гармонии.

Дзен гигантских роботов

Творчество Сёдзи Кавамори

С развитием технологий звёзды становятся ближе к своим поклонникам. Актёры, музыканты, разработчики игр обзаводятся всевозможными фэйсбуками и твиттерами, в которых делятся новостями о жизни и творчестве. К сожалению, из японских деятелей искусств новое веяние поддерживают в основном разного рода «айдору» — молодые певцы, актёры телешоу, косплееры и прочие юные, общительные звёздочки. Серьёзные режиссёры и мангаки часто держат сайты и блоги, на которых можно найти лишь портфолио автора и стопку давно устаревших новостей. Неизвестно, что тому виной — знаменитая японская занятость, отнимающая всё свободное время, или не менее знаменитая вежливая отстранённость, — но информацию об авторах аниме, выходящую за пределы фильмографий и списков наград, найти непросто.

Сёдзи Кавамори, получивший от фанатов титул короля жанра «меха», для западного зрителя остаётся загадкой. После выхода знаменитого The Vision of Escaflowne и не слишком успешной Earth Girl Arjuna знаменитый режиссёр и дизайнер пропал из виду, напоминая о себе лишь новостями о начале работы над очередным проектом. Даже очередной, юбилейный «Макросс», ставший на родине хитом сезона, ситуации не исправил. Впрочем, работы Кавамори в дополнительном представлении и не нуждаются.

От чертежей к космическим далям

Родился Сёдзи Кавамори 20 февраля 1960 года. Ещё в университетские годы он проявил себя талантливым дизайнером техники. Уже в середине-конце семидесятых он успел поработать над обликом машин из таких известных сериалов, как Space Battleship Yamato и Space Pirate Captain Harlock. С тех пор послужной список Кавамори как дизайнера гигантских и не очень роботов, всевозможной техники и антуража целых миров существенно разросся. Его перу принадлежат облики механизмов из «Последней субмарины», «Ковбоя Бибопа», Crusher Joe, Dangaioh, Engage Planet Kiss Dum, Eureka 7, «Призрака в доспехах», Glass no Kantai, Mobile Suit Gundam 0083, Outlaw Star, Tosho Daimos, серии Future GPX Cyber Formula и всех трёх полнометражных «Полиций будущего». Успел он поработать и над видеоиграми Tech Romancer, Omega Boost и линейкой Armored Core. На счету Кавамори дизайн гигантского робота Gunhed из одноимённого фильма 1989 года, среди фанатов которого — небезызвестный Джеймс Кэмерон.

Кусочки «Макросса» вошли в некогда показанный у нас «Роботек».

Но Сёдзи Кавамори известен не только дизайном техники: ему случалось быть и автором манги, и сценаристом, и режиссёром. Первым и самым известным его проектом стал сериал Super Dimension Fortress Macross, работу над которым он начал ещё в университете, вместе со своим однокашником и будущим дизайнером персонажей Харухико Микимото. Оба они были членами фан-клуба уже набравшей популярность саги о Гандамах, так что желание создать собственный эпос с гигантскими роботами было для них вполне естественным. Спонсоры для воплощения идеи в жизнь тоже нашлись быстро, но они хотели снять комедию, а не серьёзную космооперу, и проект пришлось на пару лет отложить. Позже появились новые инвесторы, не вмешивавшиеся в сценарий, но сократившие бюджет и длительность сериала. Кстати, с лёгкой руки одного из спасителей проекта, Tatsunoko Production, впоследствии «Макросс» стал частью американского «Роботека». После показа всего трёх эпизодов «Макросс» сыскал такую любовь поклонников, что все ограничения были сняты.

Макросс — не просто корабль, а целый летучий город.

Сага о Макроссе знаменита своими любовными треугольниками.

Первый сериал саги начинается с того, как в 1999 году (для 1982 года, в котором «Макросс» вышел в эфир, это было довольно отдалённое будущее) на Земле потерпел крушение гигантских размеров инопланетный космический корабль. Через десять лет, в день церемонии запуска восстановленного корабля, названного SDF-1 Макросс, его находит и принимает за силы противника инопланетная раса зентреди. Корабль оправдывает их худшие опасения и, игнорируя команды экипажа землян, атакует флот зентреди. С этого чудовищного недоразумения начинается первая космическая война. Технически у людей было мало шансов победить куда лучше вооружённых зелёных гигантов зентреди, но те заинтересовались людьми, признав в них наследников древней космической цивилизации, когда-то и создавшей их расу. Доброта, любовь, различные проявления культуры, в особенности музыка, поражают искусственно созданных для войны зентреди. Инопланетные захватчики уменьшают себя до человеческого размера, чтобы изучить культуру землян, и постепенно понимают, что могли бы жить с ними в мире. Заключаются браки, рождаются дети-полукровки, но старые конфликты так быстро не забываются. Недовольные падением своей расы зентреди устраивают две грандиозные битвы, после которых Земля оказывается на грани уничтожения. Обретя новые технологии, земляне вместе с союзниками из числа зентреди отправляются покорять космические просторы в поисках планет, пригодных для колонизации.

Линн Минмэй: секретное оружие землян и одна из самых любимых героинь аниме.

У оригинального «Макросса» было аж четыре наследника. Macross: Do You Remember Love? стал полнометражным переложением телесериала, ещё более эмоциональным и драматичным. К пятилетнему юбилею серии был выпущен сборник клипов поп-звезды Линн Минмэй, покорившей инопланетян своими песнями, Macross: Flash Back 2012. Шестисерийный Macross II: Lovers, Again был снят без участия оригинального авторского состава и, вероятно, поэтому особой славы не снискал — история о столкновении землян с очередной агрессивной расой, считающей свою культуру единственно верной и достойной существования, в сравнении с оригиналом выглядит слабовато. В итоге единственным официальным продолжением Super Dimension Fortress Macross, а заодно и единственной вышедшей у нас частью саги, остаётся «Макросс плюс», действие которого разворачивается уже после войны, в 2040 году. Угрозу здесь представляют не пришельцы, а искусственный интеллект, виртуальная певица Шэрон Эппл. Остановить её придётся пилотам-испытателям Исаму и Галду, человеку и полу-зентреди, оставившим позади былые обиды.

Культурная экспансия

Следующий сериал, Macross 7, повествует о событиях 2045 года, которые разворачиваются на борту седьмого по счёту корабля класса «Макросс», летящего к центру галактики. На этот раз пути землян пересекаются с древней расой протодевлинов, питающейся энергией живых существ. Отпор им, наравне с самолётами-трансформерами «Валькириями», даёт рок-группа Fire Bomber. После долгой череды стычек инопланетные вампиры понимают, что с помощью музыки могут сами создавать необходимую им для жизни энергию, и убираются восвояси. Но то ли вокалисту Fire Bomber Басаре не хватило обаяния, чтобы сравниться с кокетливой Линн Минмэй, то ли сериал показался фанатам недостаточно серьёзным и техничным, но в популярности с оригиналом ему было не сравниться. Тем не менее, и он не обошёлся без ряда продолжений.

Басара стал первым и последним героем-певцом мужского пола.

Macross 7: Encore представляет собой три дополнительных эпизода, в одном из которых рассказывается о создании группы Fire Bomber. Macross 7: The Galaxy is Calling Me также был одним из независимых эпизодов о приключениях Басары, снятым для показа вместе с полнометражной версией Macross Plus. И финальным аккордом стал Macross Dynamite 7, чьи события разворачиваются через год после стычки с протодевлинами. В нём Басара покидает группу и отправляется в одиночное путешествие, в то время как дома его любят, ждут и готовы искать по всей вселенной.

Мирным островитянам военных понять не проще, чем пришельцев с другой планеты.

Macross Zero представляет собой предысторию саги. За год до запуска первого «Макросса» и стычки с зентреди люди разделились на две воюющие фракции, разыскивающие по миру остатки технологий расы-прародительницы. В центре конфликта оказывается маленький островок, чьё мирное и высокодуховное население пытается сохранить секреты древних от вторгшихся на их землю военных. Как ни печально, люди оказываются хуже пришельцев — песни и прочие красоты жизни аборигенов их трогают слабо.

Во «Фронтире» певиц стало двое.

Последней на данный момент частью саги стал сериал Macross Frontier, вышедший к двадцатипятилетней годовщине премьеры «Макросса». Это настоящий подарок фанатам: многие его сцены в точности повторяют эпизоды первого сериала. «Фронтир» — двадцать пятая по счёту колонизационная миссия, в которой участвуют и люди, и зентреди. На флот землян и их союзников нападает биомеханическая инопланетная раса ваджра, и снова музыканты и пилоты должны встать на защиту вечных для нас ценностей. В этом сериале куда больше, чем раньше, внимания уделено отношениям между персонажами и политике, но накал страстей и космический размах событий всё тот же. Не заставила себя ждать и полнометражная версия Macross Frontier ~Itsuwari no Utahime~. И наверняка она — не последнее аниме о «Фронтире».

Этот кадр с очаровательной Ранкой уже вошёл в историю.

Хочется верить, что ещё не один «Макросс» отправится покорять космические глубины. У Кавамори и его соратников получилась удивительно живая, неоднозначная вселенная, с масштабными битвами и бушующими эмоциями. Только здесь врага можно победить песней, заставить его понять и прислушаться. Масштаб полотна, охватывающего полмиллиона лет, множество планет, народов, и даже параллельные измерения, напоминает лучшие образчики классической научной фантастики, вроде «Звёздного пути» и Хайнского цикла Ле Гуин.

Судьба планеты

В «Эскафоне» романтики хоть отбавляй. Сериал для девочек, как-никак.

На создание давно ставшего классикой аниме Vision of Escaflowne Кавамори подвигло путешествие в Непал и Тибет. Вдохновение подарили и книги Колина Уилсона о паранормальных явлениях и истории Атлантиды. «Эскафлон» стал первым аниме с подобными мистическими мотивами. Воплотить проект в жизнь оказалось непросто: у сериала сменился режиссёр, концепция, урезался бюджет, и вместо планируемых 39 серий вышло 26, предельно насыщенных действием. «Видение Эскафлона» — редкое аниме о гигантских роботах, снятое для женской аудитории. Его главная героиня, Хитоми, волею судеб попадает в параллельный мир, и встречает сразу двух прекрасных рыцарей — ершистого Вана Фанела и галантного Аллена Шезара. Однако сюжет сериала далёк от стандартной фэнтезийной мелодрамы. В мире Гайи, где водятся драконы и люди-леопарды, идёт масштабная война с применением гаймелефов — местных аналогов гигантских роботов. Правитель империи Зайбах пытается создать машину, способную изменить судьбу всей планеты и создать идеальное будущее, но именно эта сила и погубила древнюю цивилизацию атлантов. Ничего хорошего ни машина, ни опыты по её созданию, ни война, в которой погибли бессчетное количество людей, Гайе не приносят. Ван на своём легендарном гаймелефе Эскафлоне и Хитоми, предсказывающая будущее, должны положить этому конец. При обилии боевых сцен война здесь осуждается: Ван и компания благородны и стараются не проливать крови попусту. Для него любовь к Хитоми важнее мести, и она же способна вернуть его из мира мёртвых. Очень красивая, трогательная история с немного грустным концом. Кавамори не любит продолжения, так что полнометражное воплощение «Эскафлона» стало альтернативным пересказом сюжета сериала, но куда более мрачным.

Коматозный мальчик учит новоявленное божество, а заодно и зрителей, уму-разуму.

Самая одухотворённая и неоднозначная работа Кавамори — вышедшая вслед за «Экскафлоном» Earth Girl Arjuna. Начинается сериал с того, как его героиня, Дзюна Ариёси, погибает в автокатастрофе. Странный мальчик Крис предлагает воскресить Дзюну, если та поможет спасти Землю, погибающую от загрязнения, воплощением которого стали похожие на червей монстры. Дзюна соглашается, обретает способности летать и стрелять из магического лука, но это лишь часть её миссии. Драться оказывается проще, чем понять себя и окружающий мир. Дзюна начинает замечать вещи, о которых раньше не задумывалась: чудовищный цинизм общества потребления, который как нельзя лучше иллюстрируется новостями о бедствии в её родной стране, прерывающиеся жизнерадостным идиотизмом рекламы. Реальность предстаёт в самом неприглядном свете — испорченная экология, вредные синтетические продукты, химические отходы, переработанные в лекарства, и, что самое страшное, близкие люди, неспособные понять друг друга. Парень Дзюны, обыкновенный подросток, любящий фастфуд и видеоигры, пытается поддержать подругу в её внезапных прозрениях, хоть это и даётся ему нелегко. Трудно, почти невозможно жить просветлённому человеку в нашей убогой действительности! И выхода из положения сериал толком не предлагает. Аудитория возвышенных идей автора не оценила. При всей актуальности тон у «Арджуны» чересчур морализаторский, и сюжет теряется за бесконечными нравоучениями.

Последняя легенда

Судя по внешности и рыцарским замашкам, пилот Аквариона Сириус — близкий родственник Аллена из «Эскафлона».

«Акварион» сумел объединить в себе эстетику «Эскафлона» и философию «Арджуны». Гигантские роботы и крылатые атланты вернулись на экран вместе с проблемами масштаба планетарного и межчеловеческого. Пилотам-подросткам приходится научиться понимать и принимать друг друга, потому как величественный Акварион, последняя надежда человечества, может собраться и сражаться в полную силу только при полном единодушии троих пилотов. Противник им тоже достался колоритный. Прекрасный теневой ангел Тома 12000 лет проспал, ожидая перерождения своего возлюбленного Аполлония, предавшего свой народ и изменившего ему с человеческой воительницей Сериан. Его былой возлюбленный возродился в диковатом мальчишке Аполло, которому предстоит долгий путь самосовершенствования под чутким руководством командующего Фудо — легендарного мага, мистика, и психолога, мастерски умеющего мотивировать, подбадривать, а порой и брать «на слабо» своих пилотов. Учит он их не лётному мастерству, а преодолению заблуждений и ограничений, крепко засевших в мозгу современного, полагающегося на науку человека. Экзамены принимают Тома и его собратья. Для восстановления разрушенной Атлантиды им нужно, чтобы Аполло заново открыл в себе силы самого могущественного из ангелов, которым он некогда был. Заканчивается начавшийся нарочито комедийно сериал неожиданно возвышенно и печально. Показавшие себя с худшей стороны люди и ангелы едва не добивают родную планету, и спасает её лишь взаимопонимание, прощение и самопожертвование героев. Дополняет сериал пара эпизодов на видео, представляющая собой альтернативный вариант событий, и заодно рассказавший о жизни и гибели Аполлония, лишь мельком упомянутых в сериале. Полнометражный бонусный эпизод лишён всякой серьёзности — в нём пилоты Аквариона побеждают ангела с помощью песни, почти как в «Макроссе». Самоиронии Кавамори явно не занимать.

В Basquash! тоже поют. И это тоже помогает!»

В прошлогоднем Basquash! от мистики и морали наконец-то получилось отдохнуть. Сериал о мире, где в баскетбол играют на гигантских роботах, вышел ярким и жизнерадостным, полным здорового спортивного соперничества и командного духа. Правда, без спасения мира в конце тоже не обошлось. Планета нуждается в легендарном баскетболисте, которому придётся показать всю свою силу и мастерство на официальном чемпионате и в подпольных матчах, чтобы попасть на Луну, где и состоится финальная игра. Идея, что врага лучше переманить на свою сторону, чем уничтожить, работает и здесь: все соперники главного героя Дана в конечном итоге помогают ему в высокой миссии. В их числе девочки из поп-группы Eclipse, которые мало того что отлично пилотируют своих роботов, так ещё и поют, продолжая славные традиции Линн Минмэй. Легенда, правда, так и не сбылась. Дан не смог спасти Луну одним метким ударом, но друзья не дали ему сдаться, продолжая игру до победы, создавая новую легенду, в которой для каждого нашлось место. Очень добрый и душевный финал, лучше всех высокопарных бесед иллюстрирующий силу общности, дружбы и любви.

Дружной команде любая беда нипочём. И плевать на мифы и легенды.

У Кавамори редко встречается картина, когда один персонаж героически убегает вперёд спасать мир, оставляя позади погибающих за него соратников. Пилот Хикару и певица Линн Минмэй с первого «Макросса» вместе противостоят космической угрозе, так же, как и их наследники Альто и Шерил на «Фронтире». Храбрый воин Ван полагается на предсказания хрупкой школьницы Хитоми. Джуна черпает силы для сражений в своём парне-оболтусе Токио. В «Акварионе» судьба мира ложится уже не плечи не пары, а троицы пилотов и всех её помощников. И, наконец, баскетболисты из Basquash! передают её друг другу вместе с мячом ради общего счастья и общей победы.

Светлая шевелюра, бордовые или фиолетовые глаза — есть в этих «плохих парнях» что-то общее.

Режиссёр создал ряд детально проработанных вселенных с гигантскими роботами, песнями и запутанными отношениями героев. Исключение составляет только чудаковатая «Арджуна», ну да не будем к ней слишком строги — может быть, сняв это аниме, автор улучшил свою карму. На Земле и в дальнем космосе воспевается сострадание ко всему живому и любовь, побеждающая войну и смерть. Недаром именно Кавамори доверили снять фильм Spring and Chaos, вольное переложение биографии любимого японцами писателя Кендзи Миядзавы. Есть на счету Кавамори и пара проходных, чисто увеселительных аниме, Daichis — Earth's Defense Family и Anyamal Tantei Kiruminzoo, его работы есть в сборниках короткометражек Genius Party и Ani*Kuri15. Но ждут от него, конечно, очередного красавца-робота и драматичных, эмоциональных сюжетов, в которых созидательные силы непременно победят, растворят в своей безграничной доброте любое зло. Что ж, будем смотреть последний фильм о «Макроссе» и ждать новых творений этого всесторонне одарённого человека.

Предвестник трансформеров

Мордочка ERS-220 неуловимо напоминает лица гигантских роботов Кавамори.

Успел Кавамори побывать и дизайнером игрушек. В начале восьмидесятых он помог с разработкой линейки Diaclone для японской компании Takara, которая позже стала частью вселенной «Трансформеров». Не так давно Кавамори придумал очередные игрушечные версии Конвоя и Старскрима. Поучаствовал он и в создании конструктора LEGO Exo-Force. Но самая продвинутая игрушка дизайна Кавамори — безусловно, одна из собачек-роботов AIBO компании Sony, модель ERS-220.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться