Google+
SPELLJAMMER пЛУТОН артур кларк Нанороботы
Версия для печатиКниги номера (сентябрь 2004)
Кратко о статье: Свежие впечатления наших постоянных авторов о книгах в жанре фантастики и фэнтези, выпущенных российскими издательствами за последние месяцы. Филип Дик “Помутнение”, Олег Овчинников “Семь грехов”, Патриция Бриггз “Призрак дракона”, Сергей Лукьяненко “Гаджет” и др.
Книги месяца

    Свежие впечатления наших постоянных авторов о книгах в жанре фантастики и фэнтези, выпущенных российскими издательствами за последние месяцы.

    Просветление
   
Филип Дик. Помутнение
    Роман — пер. с англ. В. Баканова. — М.: АСТ. Ермак, 2004 — серия “Альтернатива” — 288 стр. — 5000 экз.
   
Сложно определить, к какому жанру относится классический роман Филипа Дика, изданный у нас отдельной книгой лишь в 2004 году. “Критический реализм” по-американски? Для этого в книге слишком много откровенно фантастических деталей. “Постмодернистская автобиография”, как утверждают издатели?
19 Kb
Чересчур велика доля художественного вымысла. Альтернативная история? Действие романа действительно разворачивается в 1994 году, довольно сильно отличающемся от того, который довелось пережить Соединенным Штатам. Жесткое разделение граждан на “порядочных” и торчков, агнцев и козлищ, новые смертоносные наркотики, полицейские в “костюмах-болтуньях”, не дающих запомнить и опознать лица, никаких следов политкорректности, которая в современных США буквально разлита в воздухе... Только вот написано “Помутнение” было в 1977 году — этак и “Страну Багровых Туч” братьев Стругацких можно альтернативкой назвать.
    Никто доподлинно не знает, был ли Филип К. Дик наркоманом. Сам писатель в разные периоды жизни по-разному отвечал на этот вопрос, столь же противоречивы воспоминания его друзей и коллег. Но, похоже, что-то такое было: недаром значительная часть произведений Дика прямо или косвенно связана с наркотиками, да и классиком психоделической НФ писатель прослыл неспроста. На фоне других его “наркотических” текстов роман “Помутнение” выделяется прямотой и искренностью. Здесь все называется своими именами: наркоманы — наркоманами, наркоторговцы — наркоторговцами, предательство — предательством, а смерть — смертью. Мир, в котором происходит действие книги, не слишком отличается от Америки семидесятых. Мы видим вселенную “торчков” изнутри, преимущественно глазами страдающего раздвоением личности наркомана, по совместительству — секретного сотрудника Отдела по борьбе с наркотиками. “Помутнение” напоминает фильмы Квентина Тарантино, причем не те эпизоды, где кровь брызгает в объектив, а те, в которых герои болтают обо всем на свете в дешевых забегаловках, прежде чем пойти на дело. Безумие сквозит и в их речах, и в их поступках. “Зная все, — пишет Дик о главном герое, — он тем не менее невольно переступил черту и оказался в их бредовом наркотическом пространстве, думал их мыслями, смотрел их глазами. Опять помутнение — тот же туман окутал
только что и его. Туман, заполняющий мир, в котором мы все движемся на ощупь”. Хотя пафос “Помутнения”, безусловно, направлен против наркомании во всех ее проявлениях, главным врагом, заставившим персонажей романа сознательно выбрать путь медленного самоубийства, Дик считает общество. Люди садятся на иглу прежде всего от ощущения безвыходности, просто потому, что не могут тут оставаться.
    Роман завершается послесловием, в котором автор перечисляет своих друзей, павших жертвой наркотиков. Среди прочих упоминается некий Фил, заработавший “необратимые изменения поджелудочной железы”. Как известно, именно этой болезнью страдал сам Филип Киндред Дик.
    Василий Владимирский

    Сюжет — 9
    Мир — 9
    Персонажи — 10
    Стиль — 9
    Перевод — 9
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА “МФ” — 9

   
Эксклюзивный Толкин для младшего школьного возраста
   
Джон Рональд Руэл Толкин
    Сборник — М.: TTT, 2004
   
Неофициальное творческое объединение Tolkien Texts Translation, сформировавшееся в 1998 году, уже успело хорошо зарекомендовать себя в узких кругах толкинофилов. При его непосредственном участии были выпущены “Книга утраченных сказаний” — первые два тома “Истории Средиземья” — и “Неоконченные
37 Kb
предания”. Это сборники набросков и отрывков Толкина, сведенные воедино и откомментированные его сыном Кристофером. В этом году TTT издало “Детский сборник”, в который вошли сказочные истории, написанные оксфордским Профессором для своих детей. Три произведения, образующие книгу, впервые публикуются на русском языке полностью.
    Первым идет “Роверандом” — история, сочиненная Толкином для своего сына Майкла, у которого однажды пропала любимая игрушка — собачка. Приключения песика Ровера начинаются с того момента, когда он встречает волшебника, подозрительно напоминающего Гэндальфа. Ровер, как когда-то Бильбо, отправляется в долгое странствие. Ему суждено побывать на Луне и под водой, пережить удивительные приключения и благополучно вернуться домой.
    “Мистер Блисс” — книжка-картинка, впервые опубликованная только после смерти Толкина. Это забавный рассказ о том, как один джентльмен приобрел автомобиль и что из этого вышло. Своей непосредственностью и непредсказуемостью приключения мистера Блисса напоминают повести об Алисе Льюиса Кэрролла, а их атмосфера имеет немало общего с “Хоббитом”. В этом произведении нашлось место и одному из персонажей “Властелина колец” — папаше Гэмджи.
    Наконец, “Письма Рождественского Деда” — собрание небольших юмористических зарисовок, которые Толкин писал в 1920-1943 своим детям на рождество. За нехитрым юмором и описанием подарков скрывается мастерство Толкина-сказочника, сумевшего даже легенду о Санта-Клаусе превратить в запоминающийся и привлекательный мир. Особенно колоритный персонаж — помощник Рождественского Деда, Белый Медведь, который постоянно попадает в смешные ситуации.
    Оформление книги заслуживает отдельных похвал: она
полностью цветная, отпечатана на качественной бумаге, издана в большом, “альбомном” формате. “Мистер Блисс” и “Письма Рождественского Деда” сопровождаются репродукциями оригинальных толкиновских текстов: их можно читать как по-русски, так и по-английски. Перевод, над которым трудился целый коллектив опытных толкиноведов, практически не вызывает нареканий.
    Книга издана небольшим тиражом и не поступит в обычные сети распространения. Ее можно заказать через интернет на сайте издательства -ttt.by.ru
    Сергей Неграш

    Сюжет — 9
    Мир — 8
    Персонажи — 9
    Стиль — 9
    Перевод — 9
    Качество издания — 10
    ОЦЕНКА “МФ” — 9

   
Восьмой лепесток цветика-семицветика
   
Олег Овчинников. Семь грехов
    Роман — СПб.: “Азбука”, 2004 — серия “Правила боя” — 448 стр. — 8000 экз.
   
Начать словами: “Эта книжка должна стоять на полке каждого!” было бы нескромно и заведомо ошибочно. Нет — эта книжка должна храниться в тайных библиотеках избранных читателей, истинных поклонников литературного таланта Олега Овчинникова. Неважно, помещенная под бронированное стекло или
22 Kb
зачитанная до желтизны, но обязательно с подписью автора — и уникальным четырехзначным номером, какие Олег проставляет только по ему известной причине...
    Речь идет о сборнике “Семь грехов”, в состав которого вошел роман, издававшийся ранее в сокращении в журнале “Если” и удостоенный престижной премии читательских симпатий “Сигма-Ф” — и подборка рассказов, из которых сформирован забавный космологический цикл “Контакты и конфликты”. Несмотря на то, что книга эта у Овчинникова — первая, произведения писателя хорошо знакомы читателям фантастических журналов (в январском номере “МФ” опубликован его рассказ “Слепой бог с десятью пальцами”).
    В основу центрального произведения сборника, романа “Семь грехов радуги”, положена революционная система “наглядного греховедения”. Стоит человеку согрешить, как результат виден налицо. Скорее даже — на лице (руках, ногах и прочих частях тела), ибо они тут же окрашиваются в яркий, хорошо заметный цвет. Встретился вам на дороге фиолетовый политик, знайте — он повинен в пустословии. Встретился синий — бегите; таким овощам доверять нельзя, они лжецы и обманщики. Ежели к вам подкатил и попросил сигаретку замшелого вида голубой... По новой классификации это не цвет сексуальных меньшинств, а клеймо безнадежно равнодушного человека, так что опасаться немедленной дефлорации вряд ли стоит.
    Главные герои — молодые, оригинальные и трогательно любящие друг друга супруги — по ходу повествования проходят весь спектр грехов вплоть до красного (убийство!), приобретая при этом навыки жизни в новой, еще необычной для них обстановке полной открытости действий и помыслов. К концу романа уже ни у кого не возникает сомнения, что таковая вскорости распространится по всему миру, подминая под себя уголовные кодексы, законодательства и иже с ними.
    По сравнению с
журнальным, в полном варианте романа добавилось множество забавных и “вкусных” подробностей, а также целая лирическая сюжетная линия, которая, по сути, содержит в себе рецепт построения идеальных супружеских отношений.
    В остальном же — ничего не изменилось. Читателя ждут такие же добрые, светлые, бесконечно изобретательные и в высоком смысле гуманные произведения, герои которых — космодесантник Редуард Кинг или заправский столичный веб-дизайнер — каждым словом своим, каждым действием доказывают простую неоспоримую истину:
    “Эта книжка должна быть на полке каждого!”.
    Дмитрий Тарабанов

    Сюжет — 9
    Мир — 8
    Персонажи — 9
    Стиль — 10
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА “МФ” — 9

   
Священное дело Академии
   
Айзек Азимов. Академия. Первая трилогия
    Романы — М.: “Эксмо”, 2004 — серия “Шедевры фантастики”
   
Каждый год в мире издаются тысячи фантастических книг, но десятилетия переживают только единицы. “Академия. Первая Трилогия” признанного мастера научной фантастики Айзека Азимова, безусловно, заслуживает звания Шедевра. Под этим названием собраны первые три части одного из самых популярных за
26 Kb
всю историю фантастической литературы сериалов: “Академия”, “Академия и Империя” и “Вторая Академия”.
    Любопытно, что прототипом цикла послужила знаменитая “История упадка и разрушения Римской империи” известного английского историка Э. Гиббона. Именно его идеи были творчески переработаны Айзеком Азимовым и перенесены на страницы “Академии”. События романов разворачиваются в далеком будущем на бескрайних просторах Галактической Империи, которая насчитывает более двадцати миллионов обитаемых миров. Некогда Империя действительно была великой. Теперь же она приближается к своему краху. Начинаются бесконечные межзвездные войны, голод, хаос и разруха. И лишь гений Гэри Селдон, сумевший, как ему кажется, просчитать дальнейшее развитие ситуации, решается вмешаться в ход событий. Он вместе с горсткой ученых считает необходимым создать Академию. Много позже именно этому учреждению предстоит на обломках старой Империи построить новую цивилизацию, которая уже не допустит повторения прошлых ошибок.
    В первую очередь, как мне кажется, интересен образ самого Гэри Селдона, ученого, который решается взвалить на свои плечи груз ответственности за все человечество. Он поступает так, понимая, что это необходимо. Также ему известно, что он не имеет права на ошибку. Ведь в его руках судьба всей вселенной! Каким станет будущее людей? Превратятся ли они в жалких варваров или же сумеют, подобно фениксу, возродиться из пепла?
    Успех романов не увядает со временем. В 1965 году они получили специальную премию “Хьюго” за “лучшую НФ серию всех времен”. Аналогичным образом почтили мастера читатели журнала “Локус”, включив “Академию” в десятку лучших научно-фантастических романов за всю историю. Популярность и читательское признание побудили Азимова продолжать цикл. Он написал два продолжения:
“Академия на краю гибели” и “Академия и Земля” — а также два приквела: “Прелюдия к Академии” и “На пути к Академии”. Также, если говорить откровенно, в этом же чудесном мире происходит большинство событий других произведений Айзека Азимова, таких, как “Стальные пещеры” и “Роботы и Империя”. Более того, после смерти великого мастера его преданные ученики выпустили еще несколько книг, действие которых происходит в той же вселенной.
    Сергей Неграш

    Сюжет — 9
    Мир — 9
    Персонажи — 9
    Стиль — 9
    Перевод — 7
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА “МФ” — 8

   
Приятный сюрприз
   
Патриция Бриггз. Призрак дракона
    Роман — пер. с англ. Ю. Волковой — М.: АСТ; Ермак, 2004 — серия “Век Дракона” — 350 стр.
   
Ежемесячно мы знакомимся с несколькими новыми для нас зарубежными писателями, творящими фантастические миры. Впрочем, далеко не все такие знакомства доставляют чувство истинного удовлетворения. Увы, но довольно много книг относятся к абсолютно проходным. Однако бывают и приятные сюрпризы.
31 Kb
    Именно таким сюрпризом для меня обернулось знакомство с романом американки Патриции Бриггз “Призрак дракона”. Бриггз родилась в 1965 году, живет в Ричланде (штат Вашингтон) с мужем и тремя детьми. Вопреки утверждению АСТ’овской аннотации, “Призрак дракона” не является для нее дебютным. Ее первый роман “Masques” вышел еще в 1993 году, а всего у нее 7 книг, и еще две — на подходе.
    “Призрак дракона” (правильнее все же “Кости дракона” — Dragon Bones) — история юного Вардвика, от чьего лица в основном и ведется повествование. Герой — сын и наследник знатного лорда Хурога, абсолютного психопата, который убил в свое время собственного отца и очень жесток с детьми. Чтобы выжить, Вардвик целых 7 лет притворяется дурачком. Когда отец погибает, героя пытаются лишить наследства и поместить в психушку. С несколькими спутниками он сбегает, решив отличиться на пограничной войне: ведь героя-воина не так-то просто упрятать в сумасшедший дом. Спутники у него довольно странные, особенно родовой призрак Орег, раб фамильного кольца. Герой скитается, сражается, находит и теряет друзей. А в подвале родового замка хранятся древние кости дракона, имеющие огромную магическую силу. И многие не прочь завладеть ими — любой ценой...
    Главная удача романа — герои. Не только Вардвик, но и его младший брат Тостен, и призрак Орег, оказавшийся не совсем призраком. Даже второстепенные персонажи выглядят довольно убедительно. Ну и, конечно, хорош язык. Чем-то роман напоминает творчество популярной у нас Робин Хобб.
    Разумеется, имеются и недостатки. Так, сюжет временами провисает, налицо некая его хаотичность и логические несоответствия, некоторые линии явно не завершены. Однако это легко объяснить наличием продолжения — “Dragon Blood”, причем на Западе оба романа вышли из печати одновременно, в 2002 году.
    В общем, тем, кому нравится Хобб, Дункан, Мартин,
Тэд Уильямс, то есть фэнтези, где показано не просто тупое “мочилово” (хотя сражения в книге тоже есть), роман Бриггз наверняка придется по вкусу. Лично я с нетерпением жду “Кровь дракона” — надеюсь, АСТ в скором будущем издаст и ее.
    Борис Невский

    Сюжет
8
    Мир — 7
    Персонажи — 8
    Стиль — 9
    Качество издания — 5
    Перевод — 8
    ОЦЕНКА “МФ” — 8

   
Киса, зачем вам бессмертие?
    Олег Дивов. Саботажник
    Роман — М.: “Эксмо”, 2003 — серия “Стальная крыса” — 320 стр. — 8000 экз.
   
Олег Дивов, известный прогрессивной читательской аудитории книгами “След зомби” и “Выбраковка”, рисует в своем романе “Саботажник” мир отдаленного будущего. Человечество покоряет космические просторы и осваивает дикие планеты, переделывая их под себя. На Кляксе, одной из таких планет, покрытой тропическими джунглями, производится “эликсир бессмертия” — состав, стимулирующий регенерацию клеток. Бизнесмены зарабатывают состояния, а простые
30 Kb
солдаты, рискуя жизнями, охраняют их от дикой природы. Капитан Причер, бывший морпех, а ныне — священник, отправляется на Кляксу заменить армейского капеллана.
    Несмотря на удаленность в пространстве и во времени, быт Кляксы весьма похож на жизнь современного контингента НАТО в мирное время. Хозяйственники воруют, солдаты пьют и гуляют, офицеры подсиживают друг друга, а все вместе — боятся русских шпионов. Образы последних удались особо хорошо. Один психиатр по фамилии Кронштейн дорогого стоит. Люди тоже вполне современные, только американцы подозрительно похожи на наших. Но не в этом суть.
    Армейский быт и инопланетная экология служат удачным фоном поставленному вопросу. А хорошей книги без хорошего вопроса не бывает. Вопрос “Саботажника” — зачем людям бессмертие? Дивов от лица Причера убеждает читателей, что не доросло человечество до такого. Homo immortalis — это хуже, чем пьяная обезьяна с гранатой. Не все знают, куда бы деть отведенные им 50-70 лет, а уж что делать с вечностью — и подавно. Одна мысль о бессмертии сдвигает рассудки слабых духом. И церковь, и медицина перед этой угрозой разуму бессильны.
    Но вернемся к самому роману. Кроме философии, в нем присутствует и изрядная доля юмора, который местами зашкаливает, выбивая из читателя только оформившиеся мысли о природе бессмертия. Не могу удержаться от цитаты, понятной лишь посвященным: “17 мая 24...1 года, — прочел капеллан, — здесь при попытке спасти утопающего судового библиотекаря старшего матроса Семецкого трагически погиб водолаз Лукьяйнен”. Несмотря на заграничное происхождение большинства персонажей, шутки у них вполне родные.
    Мир “Саботажника” не слишком детализован. За пределами базы на Кляксе — все то же разделение по странам, но уже на космических просторах. Мегакорпорации власть еще не захватили, но всячески к этому стремятся. Институт католической церкви процветает. Армия разлагается под напором взяток сверху
и бедности снизу. Сама Клякса больше всего напоминает “Мир смерти” Гарри Гаррисона — та же реакция на внешнюю агрессию, те же непроходимые джунгли. База и взаимоотношения на ней прописаны весьма четко. Есть разведка и контрразведка, полиция и снабженцы, артиллерия и авиация. Даже флот в лице русских наемников, и тот есть!
    С сюжетом дело обстоит чуть хуже: интрига практически отсутствует. Нет такой тайны, разгадку которой читатель ждал бы до последней страницы. Все более-менее предсказуемо, а что не предсказуемо — то и не важно. Развитие событий не блещет неожиданными поворотами и зажигательной динамикой. Это единственное, что слегка портит впечатление от книги. Вероятно, если бы “Саботажник” был рассказом, а не романом, все было бы совсем иначе. В остальном — вполне достойное фантастическое произведение, на твердую “восьмерочку”.
    Антон Курин

    Сюжет
6
    Мир — 7
    Персонажи — 9
    Стиль — 8
    Качество издания — 8
    ОЦЕНКА “МФ” — 8

   
Партитура киберпанка
   
Владимир Ефимов. Симуляция
    Роман — М.: ”Декалог”, 2004 — 326 стр. — 3000 экз.
   
Есть такое мнение, что русского киберпанка не существует. Что несовместны славянский менталитет и жестокие киберпанковские традиции. Вот киберпанк на русском языке — этого навалом. Но, опять же, согласно вышеизложенному мнению, весь русскоязычный киберпанк — не более чем жалкое подражание Гибсону со Стерлингом. Впрочем, вопрос о русском киберпанке интересует нас только с академической точки зрения. Есть ли русский киберпанк, нету ли
22 Kb
русского киберпанка — все равно наши писатели время от времени выпускают книги соответствующего жанра, и отмахнуться от этого факта нельзя. Получается ли у наших киберпанк — это уже другой вопрос, приблизительно такой же, как: “Может ли белый человек исполнять настоящий рэп?”. Впрочем, если только русофобия и порнография не составляют неотъемлемых признаков жанра, следует признать, что киберпанк у нас есть, а уж русский он или мировой, не суть важно.
    “Аллегорический боевик со встроенным цитатником” Владимира Ефимова (известного также под сетевым псевдонимом doktor Vo) внешне, несомненно, киберпанк. Хотя киберпанк нехарактерный: о всевозможных гаджетах, “примочках” и имплантантах здесь говорится редко и мимоходом, да и ключевой роли в сюжете они не играют. Вместо них автор обращается к той области, которую весьма неопределенно называют “духовными практиками”: человеческие существа “апгрейдятся” с помощью определенных мелодий и песнопений. Если угодно, музыка — язык программирования душ, со своими законами и шаблонами. Образ получается куда симпатичнее и сильнее, чем навязшие в зубах опадающие символы “матричного” кода. Но киберпанк здесь даже не в “программаторстве”, а в по-гибсоновски классической атмосфере. Абсолютное смешение национальностей (главного героя зовут герр Ричард Петров), полулегальные “декеры”-программаторы, закулисные силы-”корпорации” в лице “тузов” — людей,
которым ввели редкие и могущественные программы, жестокий и притягательный мир дна. И, разумеется, вопрос об иллюзорности самого существования — затасканный еще буддистами, но от этого к решению не приблизившийся ни на йоту. Сюжет о противостоянии герра Петрова и “тузов” набирает обороты с каждой частью и, по законам жанра, до конца должна добраться только одна сторона. Последняя часть, хоть и выступает этаким спасительным для программатора “богом из машины”, вполне вписывается в нарисованную Ефимовым картину мира. Впрочем, многие могут счесть финальное раскрытие карт губительным для атмосферы романа. Таким можно предложить еще более банальную версию: все происходящее приснилось главному герою в троллейбусе.
    “Симуляция”, несомненно, вторична (“нет ничего нового на этой Земле”), и автор этого не скрывает. Напротив, он умудряется придать этой вторичности неповторимый шарм. Энциклопедические справки в конце каждой части и обрамленные цитаты на полях — от Кэрролла до Мураками — не только указывают на источники высказываемых мыслей, но и связывают текст романа с громадным пластом мировой культуры. Цитатность, в конце концов, есть постоянный признак постмодернизма, а по своему внутреннему содержанию роман тяготеет именно к этому направлению. И пусть автор утверждает, что никаких “ключей” в текст не засовывал — “только дюжину ржавых гвоздей” — высоколобым найдется над чем поразмыслить в “Симуляции”.
    Я не стану называть Ефимова русским Гибсоном уже потому, что не особо люблю “отца киберпанка”. Более того, одного романа, изданного в мягкой обложке трехтысячным тиражом, явно недостаточно, чтобы попасть в верхние строчки отечественной фантастики. Да и продолжения ждать не стоит: “Симуляция” — вещь катастрофически законченная. Впрочем, свой выстрел это ружье сделало: показало, каким может быть русский киберпанк, вовсе не “бессмысленный и беспощадный”.
    Петр Тюленев

    Сюжет — 8
    Мир — 9
    Персонажи — 8
    Стиль — 9
    Качество издания — 4
    ОЦЕНКА “МФ” — 8

   
Хрен Жихаря не слаще
   
Михаил Успенский. Белый хрен в конопляном поле
    Роман — М.: “Эксмо”, 2004 — серия “Абсолютная магия”
   
Михаил Успенский стал по-настоящему знаменит благодаря своим юмористическим произведениям. В частности, заслуженной популярностью пользуется его трилогия о Жихаре и “Дорогой товарищ король”. Эти книги хочется перечитывать снова и снова, потому что они, несмотря на фэнтезийный антураж, все-таки рассказывают про нас с вами, реальных и современных.
32 Kb
    Что же касается пародийного романа “Белый хрен в конопляном поле”, то он уже знаком читателям, поскольку выдержал несколько переизданий. Последний на сегодняшний день раз он был опубликован в серии “Абсолютная магия”.
    В “Белом хрене...” автор описывает увлекательные приключения короля посконского Стремглава Бесшабашного и двух его сыновей, Тихона и Терентия. Принцам предстоит нелегкая доля. Они отправятся учиться в Плезирскую Академию, добраться
до которой не так-то просто. Во время своего долгого странствия им предстоит не только многое испытать, но и услышать целую прорву удивительных историй. Они узнают немало нового о Когане-варваре, о мужицком короле и эльфийской принцессе. А также о том, как велась осада Чизбургской крепости.
    Ну, а когда они наконец-то доберутся до места назначения, то выяснят, что в Плезирской Академии не все в порядке. И, разобравшись с пакостившими там злодеями, бесшабашные герои в самом конце повествования, как мне кажется, становятся чуть-чуть взрослее.
    В общем, как и стоило ожидать, Михаил Успенский создал неплохо написанный, своеобразный и интересный роман, у которого вскоре обязательно появится продолжение. Особенно в “Белом хрене...” мне понравился нарисованный автором образ боляр, которые отнюдь не безвозмездно болеют за всех сразу.
    И все же, несмотря на роскошный мир, незанудный сюжет и великолепно выписанные характеры персонажей, роман все же не может сравниться с трилогией о Жихаре или даже с сатирической повестью “Дорогой товарищ король”. “Белому хрену...” очень сильно не хватает русского колорита — того, что всегда отличало прозу Михаила Успенского. Этот роман перечитывать не тянет. Более того, он очень похож на не самые лучшие произведения одного из самых талантливых писателей-пародистов — Терри Пратчетта.
    В завершение стоит сказать пару слов об оформлении издания. Томик тонюсенький, шрифт крупный, а качество бумаги оставляет желать лучшего. Но не все так плохо, ибо в книге немало неплохих черно-белых иллюстраций Д. Дьякова.
    Сергей Неграш

    Сюжет
7
    Мир — 7
    Персонажи — 7
    Стиль — 6
    Качество издания — 7
    ОЦЕНКА “МФ” — 7

   
Потерянная божественность
   
Скотт Чинчин. Долина Теней
    Роман — пер. с англ. С. Шабашова — М.: ИЦ “Максима”, 2004 — серия “Забытые королевства” — 448 стр. — 10000 экз.
   
Лет пятнадцать, а то и больше, назад, Эд Гринвуд (тот самый биограф мага Эльминстера) был мастером очередной игры в AD&D. Под его началом типичная компания авантюристов — воин, вор, жрец и волшебница — путешествовала по миру “Забытых королевств”, сражаясь с чудовищами, встречаясь со знаменитостями и встревая в распри богов. По результатам этой игры двое авторов — Скотт Чинчин и Трой Деннинг — написали трилогию “Аватары”, первая часть которой и получила название “Долина Теней” (Shadowdale). В принципе, на этом рецензию можно было бы и закончить, если бы не одно “но”: описанные в
22 Kb
“Аватарах” события стали для “Забытых королевств” приблизительно тем же, что и Война Кольца для Средиземья. Это не приключения отдельно взятого драу и не становление отдельно взятого мага. Это — Война богов, поворотный момент истории вселенной.
    Некогда Эо, Бог над богами, собрал своих подопечных и объявил им строгий выговор с последующим разжалованием. Поводом стало похищение Скрижалей Судьбы: пока боги не найдут злоумышленника, к своей работе они не
вернутся. Бывшие небожители вынуждены пребывать в телах смертных — Аватарах. Спустившись на земли Фэйруна, боги пытаются разобраться в происшедшем, в то время, как похитители — Черный Властелин Бэйн и бог смерти Миркул — готовятся к войне против Эо и других богов.
    Сам Фэйрун тем временем переживает не лучшие времена. Магия становится смертельно нестабильной, количество сверхъестественных явлений превышает всякие нормы, а оставленные богами города массово впадают в депрессию. И вот на фоне всего этого запустения появляется пестрая компания, которой к концу третьего тома суждено распутать клубок свалившихся на мир неприятностей. Под аккомпанемент пресловутого стука игральных костей на протяжении первой книги они:
    спасают богиню магии Мистру из лап Бэйна;
    наблюдают ее гибель при попытке достучаться до небес;
    подвергаются преследованию со стороны властей города Танелорн;
    добиваются аудиенции у самого Эльминстера;
    отбивают атаку последователей Бэйна на Долину Теней.
    Ну, и в самом конце, после очередной “гибели” Эльминстера, наступает время пройтись с карандашиком по биографии героев: недавние союзники заключают их под стражу, дабы не разбрелись по домам до начала следующего тома.
    Вообще, биографии стоят того, чтобы по ним пройтись. Воин Келемвар, в силу родового проклятия после каждого бескорыстного поступка превращающийся в леопарда. Волшебница Миднайт, тщательно скрывающая свое прошлое и выбранная Мистрой в качестве вместилища своей силы. Жрец богини красоты Адон, причесывающийся по сто раз на дню и по всем законам подлости награжденный в Танелорне уродливым шрамом на лице. И бывший вор Сирик, характер которого “темнеет” на глазах. Внутренние разборки четверки доставляют порой незамутненное удовольствие.
    Интриговать автор, мягко говоря, не умеет. Все просто, как апельсин, а если и появляется какая-то тайна, то через пару десятков страниц читателю все объяснят, не давая возможности подогадываться самому. Вот и катится взгляд по столбовой дороге фэнтезийного приключения, воспринимая на ходу многочисленные сведения о мире “Забытых королевств”. В этой информации и заключается основная ценность книги: для понимания вселенной Фэйруна она — одна из ключевых. Ну, а если “Забытые королевства” вас интересуют мало, можете смело оставлять “Долину Теней” на магазинной полке.
    Продолжение трилогии “Аватары” появится у нас осенью. Это книги “Тантрас” и “Глубоководье”, из которых вы сможете узнать об итогах Войны Богов, равно как и о награде для главных героев.
    Петр Тюленев

    Сюжет — 6
    Мир — 9
    Персонажи — 7
    Стиль — 6
    Перевод — 6
    Качество издания — 7
    ОЦЕНКА “МФ” — 7

   
Чем дальше в лес, тем яростнее псы
   
Кейт Эллиот. Собачий принц
    Роман — пер. с англ. Ю. Балаяна — СПб.: ”Азбука-классика”, 2004 — 576 стр. — 5000 экз.
   
“Собачий принц” продолжает эпический фэнтезийный цикл Кейт
Эллиот, начавшийся книгой “Королевский дракон”. С победой над мятежной герцогиней Сабелой неприятности королевств Вендар и Варре, о которых ведется повествование, не закончились. Захватчики — варвары эйка — захватили город Гент и, тем самым, обзавелись плацдармом для набегов на другие земли королевств. Епископ Антония, обвиненная в запретном колдовстве и отправленная на суд церкви, бежит и начинает постигать новые секреты колдовства. Кроме того, попал в плен и считается погибшим старший незаконный сын короля — принц Санглант. Он вынужден бороться даже не за свою жизнь, ведь умереть он благодаря матери-эльфийке не может, а за сохранение собственного рассудка.
27 Kb
    Его сестра, предполагаемая наследница трона, находит себе любовника. Двуличный, хитрый отец Хью, знакомый нам по первой книге, занимает место при дворе, причем очень близко от трона. И он не оставляет преследования королевского “орла” Лиат, которая была рабыней священника. Лишь жизнь Алана можно назвать более-менее счастливой. Он признан наследником владетельного графа Лавастина, и благодаря покровительству Владычицы Битв считается великолепным воином. Он разделяет сны с Пятым Сыном, младшим принцем эйка. Но и сам принц начинает гораздо лучше понимать людей.
    В первом романе цикла персонажи выглядели скорее набросками, чем полноценными героями. Во второй же книге их характеры получили логическое развитие: начал реализоваться заложенный в них потенциал. Книга читается легко, сюжет достаточно интересен, чтобы не пропадало желание добраться до конца повествования, — это плюсы.
    К сожалению, имеются и минусы. Незначительный, но весьма раздражающий — изменение некоторых имен и названий, упоминавшихся в первой книге. Вторым бы я назвал неравноценность глав. Если посвященные Сангланту или Алану захватывают, то части о беженцах Гента, откровенно говоря, скучноваты. Вызывает некоторое удивление абсолютное равноправие мужчин и женщин и частая воинственность последних (в то время как антураж книги соответствует скорее Средним векам, а не эпохе расцвета феминизма).
    Появились намеки, по которым можно уже понять кое-что о происхождении эйка, а также об источнике их сил. Проясняется ситуация и с людской магией. А вот с верой людей пока ничего не понятно. Существуют ли боги, которым молятся люди? Святые ли творят чудеса? Кто такая Владычица Битв? Ответы на все эти вопросы пока не даны. Хотелось бы верить, что только пока. И в продолжении все станет понятно. А то порой чудеса и помощь высших сил воспринимаются как авторский произвол.
    Занимательно построение романов Кейт Эллиот. Как в первой, так и во второй книге силы Генриха одерживают победы, но в то же время читателю очевидно, что все далеко не безоблачно и героев еще ожидают серьезные испытания. “Собачий принц” оставляет приятное впечатление. Это вполне достойное продолжение, после которого я не прочь взяться и за следующую книгу, которую издательство “Азбука” обещает скоро выпустить.
    Дмитрий Злотницкий

    Сюжет- 7
    Мир — 7
    Персонажи — 8
    Стиль — 8
    Перевод — 7
    Качество издания —
9
    ОЦЕНКА “МФ” — 7

    Чародей по найму
   
Джим Батчер. Гроза из Преисподней
    Роман. — М.: АСТ. Ермак, 2004 — 368 стр. — 5000 экз.
   
Джим Батчер. Могила в подарок
    Роман. — М.: АСТ. Ермак, 2004 — 432 стр. — 5000 экз.
26 Kb
    Обычно критика относится к развлекательной беллетристике со скепсисом, если не с пренебрежением. Между тем, такая литература берет на себя множество важных для общества функций: от просвещения молодого поколения до “воспитания чувств”. Во всяком случае, в идеале... Можно в очередной раз вспомнить и тот банальный факт, что половину списка классической литературы занимают произведения, которые сочинялись прежде всего именно для развлечения почтенной публики — от “Одиссеи” Гомера и шекспировских пьес до “Приключений Тома Сойера” и рассказов Чехова. Все зависит от того, как написана вещь, каким талантом наделен автор.
    Первая книга Джима Батчера из цикла “Файлы Дрездена” — из тех детективов, что глотаются за один вечер, оставляя после себя щекочущее ощущение легкой эйфории. Идеальный образец так называемого “вагонного чтива”, за одним исключением: детектив этот — мистический. Главный герой книги Батчера — не обычный частный детектив, но профессиональный чародей, специализирующийся на расследовании паранормальных преступлений. Впрочем, сам Гарри Дрезден предпочитает называть себя консультантом. “Консалтинг. Советы. Разумные цены. Никаких Приворотных Зелий, Бездонных Кошельков, Вечеринок и Прочих Развлечений” — гласит табличка на двери его чикагской конторы. В остальном перед нами добросовестная имитация классического “крутого детектива” в духе Дэшила Хэммета и Реймонда Чандлера. Маленький офис, постоянные долги, угроза и со стороны мафии, и со стороны полиции, роковые красавицы, то и дело вовлекающие нашего героя в очередную опасную историю, острое чувство одиночества, специфическая мрачная
21 Kb
ирония... Все это более чем узнаваемо. Если бы Гарри Блекстоун Копперфилд Дрезден вдруг оказался новым воплощением Сэма Спейда, я бы не особенно удивился. Не буду пересказывать сюжет — для детектива это губительно. Скажу одно — при всей простоте фабулы Джим Батчер сумел добиться главного: заинтриговать и увлечь читателя. А это дано далеко не каждому его коллеге.
    Storm Front (2000) — первая книга из сериала о Дрездене, дошедшая до отечественного читателя, но далеко не последняя. К сожалению, очень редко случается так, что второй, третий, четвертый и т. д. романы цикла не уступают первому произведению. Сериал “Файлы Дрездена” к числу этих редких исключений, увы, не относится. “Могила в подарок” (Grave Peril, 2001) заметно уступает “Грозе из Преисподней”. В новой книге от “крутого детектива” не осталось почти ничего. Эта вещь гораздо ближе к стандартной “городской фэнтези” и куда более сумбурна. Автор валит в одну кучу фейери и демонов, вампиров и неупокоенных духов, Рыцарей Креста и черных магов — и количество сверхъестественных существ на единицу текста вскоре переходит за границу разумного. Хуже того, из большинства неприятностей Дрездену удается выпутаться лишь благодаря “богу из машины” — то есть внезапно открывшимся способностям, о которых он сам минуту назад даже не подозревал. Масла в огонь подлили и издатели, выпустившие сразу после первой книги цикла третью. В результате роман переполнен незнакомыми читателю героями и сюжетными линиями, предысторию которых приходится додумывать на ходу. Если первую историю про чародея-детектива можно смело рекомендовать как любителям фантастики, так и поклонникам детектива, то новая книга адресована куда более узкой аудитории — тем, чья симпатия к Гарри Дрездену способна перевесить разочарование от сумбурности текста. Но таких, боюсь, окажется гораздо меньше, чем могло бы быть...
    Василий Владимирский

    Сюжет
7
    Мир — 6
    Персонажи — 8
    Стиль — 6
    Перевод — 5
    Качество издания — 5
    ОЦЕНКА “МФ” — 6

   
Телепат на биплане
    Надежда Штайн, Сергей Федотов, Сергей Неграш, В. Леонидов. Биплан-призрак
    Сборник — АСТ, Ермак, 2004 — серия “Секретные материалы”
   
Межавторская книжная серия “Секретные материалы”, основанная на одноименном телесериале Криса Картера, начала обратный отсчет. Если не произойдет чуда, существовать ей осталось всего лишь несколько месяцев, поскольку читательский интерес к ней заметно уменьшился.
23 Kb
    И одним из последних вышедших томиков стала антология “Биплан-призрак”. В ее состав вошло четыре произведения: “Биплан-призрак” и “Солнце белой пустыни” Надежды Штайн, “Двуликий” Сергея Федотова и “Телепат” Сергея Неграша и В. Леонидова.
    Главным достоинством повестей Надежды Штайн является забавный сюжет. Покинув ряды ФБР, Молдер и Скалли открывают детективное агентство. Одним из первых дел новоявленных частных детективов становится “Биплан-призрак”. Они разбираются в том, кто похитил драгоценное колье: фантомы былых влюбленных, живые люди или, быть может, пришельцы?
    В “Солнце белой пустыни” Надежда Штайн отправляет своих героев на антарктическую станцию “Эндерби”. Там они найдут ответ на вопрос, кто же такой на самом деле Анти, вмерзший в лед гуманоид.
    Третьей повестью, вошедшей в том, является “Двуликий”. Сергей Федотов известен прежде всего как неплохой переводчик, а вот как писатель он редко поднимается выше среднего уровня. Дело в том, что зачастую его персонажи ведут себя не как живые разумные создания, а как безвольные куклы. Вот и его новая повесть, к сожалению, ничем не примечательна. Невнятный сюжет о двуликом негодяе, на мой взгляд, не способен впечатлить.
    И, наконец, завершается томик “Телепатом”. В ней Молдер и Скалли пытаются справиться с мерзким врагом, могущественным телепатом, поработившим жителей небольшого американского городка. Надо сказать, что, доблестные агенты ФБР действуют крайне нелогично. Строгая и умная Скалли
неторопливо подходит к ужасному монстру и гладит его жесткую шерстку, а Молдер со стороны наблюдает за кровавым жертвоприношением.
    Удастся ли “Биплану” открыть в истории “Секретных материалов” новую страницу, пародийную, покажет только время.
    Вячеслав Ноткин

    Сюжет
7
    Мир — 6
    Персонажи — 6
    Стиль — 7
    Качество издания — 6
    ОЦЕНКА “МФ” — 6

   
Агностик в лабиринте
   
Дмитрий Володихин. Конкистадор
    Роман, рассказы — М.: АСТ, ВЗОИ, 2004 — серия “Звездный лабиринт” — 416 стр. — 5000 экз.
   
Легенда гласит, что “историю будущего” в литературный обиход запустили американские писатели-фантасты “Золотого века”: Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, а также их ближайшие друзья и сподвижники. На самом деле, разумеется, они были далеко не первыми, кто создал ряд произведений, действие которых разворачивается в одном и том же последовательно развивающемся мире будущего. Но именно эти авторы подняли литературную планку столь высоко, что их сочинения остаются эталоном, на который писателю-фантасту не стыдно равняться по сей день. Отдали должное “истории будущего” и отечественные классики: достаточно вспомнить “Полуденный цикл” братьев Стругацких или произведения Кира Булычева о докторе Павлыше и его современниках. Пришло время и авторам нового поколения попробовать себя в этой области...
29 Kb
    Неудивительно, что именно “история будущего” привлекла внимание Дмитрия Володихина, известного не только как критик, писатель и лидер ЛФГ “Бастион”, но и как профессиональный историк, источниковед, преподаватель МГУ (когда только он все успевает?!). Действие новой книги происходит в “мире Лабиринта”, ранее описанном в романе “Убить миротворца”, повести “Мой друг Молчун” и ряде других произведений. Если верить авторскому послесловию, Володихин наконец пришел к тому, к чему рано или поздно приходит любой российский фантаст, воспитанный на традиции “шестидесятников”. В своем цикле он сделал попытку нарисовать очередную позитивную утопию, описать “мир, в котором хочется жить”. Панорама и впрямь впечатляет: множество планет и спутников, населенных выходцами с Земли и хранящих “вооруженный до зубов нейтралитет”, многообразие форм правления, сложный клубок взаимоотношений, тщательно проработанная предыстория каждого из миров... Хронологическая таблица, входящая в книгу, сама по себе читается, как увлекательнейший рассказ.
    В романе “Конкистадор” перед Виктором Сомовым, главным героем “Убить миротворца”, дослужившимся до звания адмирала флота, встает нешуточная задача: раньше конкурентов найти путь к новой планете, застолбить участок и основать колонию. Иначе беда — перенаселение приведет его родную Терру-2 сначала к гражданской войне, а потом и ко всеобщему коллапсу... Несмотря на столь многообещающее начало, по сравнению с предыдущей книгой цикла “Конкистадор” выглядит довольно вялым. Перед нами “производственный роман” из жизни военных космолетчиков XXII века — написанный
грамотно, гладко, но лишенный той остроты конфликта, что привлекала в романе “Убить миротворца”. Изобилие утомительных для человека невоенного подробностей, множество совещаний и летучек, маневров и тактических перегруппировок, мелких столкновений и крупных операций, на мой взгляд, порядком тормозит чтение. Впрочем, это уже дело личного вкуса: я знаю немало людей, которые только ради таких вот подробностей и берут в руки “боевую фантастику”. К тому же, по словам автора, “Конкистадор” первоначально имел подзаголовок “тактический роман”, сразу дающий читателю понять, с произведением какого рода ему придется иметь дело.
    Однако есть в новом романе, на мой взгляд, и более существенный минус: навязчивая пропаганда христианства. Достаточно заметить, что среди военных офицеров Терры-2 (то есть наших потомков, положительных героев, сражающихся на стороне сил Добра и Света) нет ни одного атеиста, агностика или, раз пошла такая пьянка, сектанта-неоязычника. То есть где-то там, на далекой Русской Венере, они, может, и есть, но на страницах романа не появляются. Вывод напрашивается сам: атеизм несовместим со службой Родине. Как-то даже обидно, знаете ли... Впрочем, скорее всего это получилось у автора непроизвольно: как человек искренне верующий, он просто не смог представить себе привлекательный вариант будущего без золотых куполов с крестами и “малинового звона”, зовущего к заутрене. Бывает... Замечу только, что подобная картина противоречит базовой задаче автора: ведь жить в таком мире захочется далеко не всем...
    Василий Владимирский

    Сюжет — 5
    Мир — 9
    Персонажи — 7
    Стиль — 7
    Качество издания — 4
    ОЦЕНКА “МФ” — 6

   
Гаджет не спешит
   
Сергей Лукьяненко. Гаджет
    Сборник — АСТ, 2004 год — серия “Звездный Лабиринт”.
   
Если еще год назад на звание самого популярного отечественного фантаста могло претендовать несколько писателей, то летняя премьера “Ночного дозора” решительно изменила соотношение в пользу Сергея Лукьяненко. Неудивительно, что его новый сборник “Гаджет”, в который вошли написанные автором за последние два года произведения, появился на прилавках гигантским тиражом в сто тысяч экземпляров.
29 Kb
    Томик состоит из пяти разделов. В первом — “Стройка века” — собраны иронические рассказы писателя. “Кровавая оргия в марсианском аду”, “Новая сказка”, сама “Стройка века” — ехидный взгляд Лукьяненко на привычные атрибуты этого мира: телемагазины, трэш, быстро развивающиеся технологии и даже на любовь.
    Во второй раздел — “Донырнуть до звезды” — вошли произведения, написанные для сетевого конкурса “Рваная грелка”. В “Рваной грелке” анонимно может принять участие любой желающий. Для этого необходимо узнать тему конкурса и за сорок восемь часов написать рассказ. На мой взгляд, автору особенно удались “Гаджет” и “Не спешу”. В “Гаджете” рассказывается о студенте, дозволившем за небольшую плату и отложенную сессию провести над собой
эксперимент. Ну, а в изящном “Не спешу” весьма неожиданно показаны взаимоотношения современных Фауста и Мефистофеля.
    Третий раздел — “Ремарка” — наполнен шутливыми рецензиями на ненаписанные книги Александра Громова, Марины и Сергея Дяченко. Также автор написал “отзыв” на книгу Ярослава Зарова, одного из персонажей своего романа “Осенние визиты”. Кроме того, нельзя не отметить пародию на собственные произведения, которую Сергей Лукьяненко озаглавил “Если бы я писал Красную Шапочку...”.
    Четвертый раздел — “Периодическая тризна” — показался мне особенно интересным. В него вошли любопытные статьи, в которых автор с усмешкой отстаивает право писателей творить так, как они того хотят, дает ценные наставления новичкам, рассуждает о научной фантастике. А также кое-что рассказывает о том, как шла работа над фильмом “Ночной дозор”.
    Завершается том роскошной повестью “Калеки”, продолжением “Генома”. Алекс и его новый экипаж пытаются за кругленькую сумму денег покорить лучший во всей вселенной боевой корабль с повышенной самооценкой. В чем-то эта повесть сродни “Линкору в нафталине” Гарри Гаррисона, вот только, в отличие от классика, у Лукьяненко на первый план выходят не батальные сцены, а человеческий фактор: сложные взаимоотношения, духовная сила и физическая слабость. Культ Нео, раздвоение личности и многочисленные прочие комплексы персонажей не могут не вызывать сочувствия. Более того, Роза, разумный корабль, оказывается такой же неполноценной, как и Алекс и его коллеги. Ибо все они — “калеки, по мере сил поддерживающие друг друга”.
    К плюсам издания стоит отнести и приятное оформление. Уместная иллюстрация на обложке и авторские комментарии ко всем произведениям, вошедшим в том, не могут не радовать. В общем и целом, новый сборник Сергея Лукьяненко, как и два предыдущих (“Л — значит люди” и “Атомный сон”), удался.

    Сергей Неграш
     
    Как мы оцениваем книги
    Мы оцениваем каждую книгу по десятибалльной шкале.
    Сюжет — то, насколько захватывает повествование, насколько непредсказуем сюжет.
    Мир — то, насколько глубоко проработан авторский мир, насколько он интересен и оригинален.
    Персонажи — то, насколько удались образы героев книги, насколько они продуманы, насколько логично их поведение.
    Стиль — авторский язык и манера изложения; все те элементы авторского мастерства, которые не описывают три предыдущих критерия.
    Качество издания — то, насколько книгу приятно держать в руках и листать. На это влияют и внешний вид, и иллюстрации, и полиграфия.
    Для переводных изданий мы также оцениваем качество перевода.
    Оценка “МФ” — общее впечатление наших рецензентов о книге. Она складывается с учетом всех остальных оценок, но не обязательно является их средним арифметическим.
    Сборники и нехудожественные произведения могут оставляться без оценки.
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться