Google+
МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК Мир Алексея Пехова: Хроники Сиалы Christmas
Версия для печатиИнтервью: Тим Бёртон, режиссёр
Кратко о статье: Тим Бёртон о том, как Алиса превратилась во взрослую девушку, почему Страна чудес стала Подземной страной, как Джонни Депп вживался в роль Шляпника и многом другом.

«Я постарался сохранить простоту»

Интервью с Тимом Бёртоном

Тим Бёртон известен своим нестандартным подходом к привычным темам и образам, и его вольная экранизация книг Льюиса Кэрролла не стала исключением. Почему Алиса превратилась в почти взрослую девушку? Как Страна чудес стала Подземной страной? Каково работать с 3D? На эти и многие другие вопросы ответил знаменитый режиссёр.

Как вы думаете, почему «Алиса в Стране чудес» всё ещё пользуется популярностью, несмотря на то, что с момента первой публикации прошло уже 140 лет?

Ответ прост: она каким-то образом обращается к вашему подсознанию. Именно поэтому все великие книги так долго остаются актуальными — они рассказывают о том, что знает каждый, но не может выразить словами.

Почти во всех экранизациях Алиса была скорее свидетельницей, чем участницей событий. Она бесцельно перемещалась от одного приключения к другому, встречалась и общалась с чудаковатыми персонажами. И не более того. У нас иной подход: чтобы взять историю Алисы и придать ей новую форму необязательно повторять книжный сюжет, необходимо просто сохранить дух первоисточника.

Какова была ваша реакция, когда вам предложили снимать этот фильм?

Мне дали сценарий и сказали, что будем делать картину в 3D. Проект сразу показался интересным. Особенно понравилось в сценарии, что для понимания фильма не нужно знать книгу. Также меня привлекла идея с возрастом Алисы. Она не ребёнок, но ещё и не взрослый человек.

Почему Алиса стала девятнадцатилетней?

В большинстве типичных сказок со времён «Волшебника из Страны Оз» приключения идут бок о бок с эмоциональными проблемами героя. Это позволяет не просто рассказать историю, но сделать ее достоверной с точки зрения психологии. Девятнадцать лет — это возраст-перекрёсток, когда у человека великое множество эмоциональных проблем. Человек стоит на распутье; он входит в общество, и общество начинает давить на него, подталкивать к женитьбе или к чему-то ещё. Алиса одновременно юная и уже взрослая. В свои 19 лет она уже не вписывается в викторианское общество, она интроверт.

Чем вам запомнилась книга и что из неё вы постарались перенести в фильм?

Больше всего мне интересны культовые, знаковые персонажи вроде Королевы Червей или Шляпника. Мне кажется, люди читают о них каждый раз, как в первый. В эпизодах «Алисы» нет последовательного развития сюжета или эпического размаха, как, скажем, во «Властелине Колец». Они абсурдны, сюрреалистичны. Персонажи книги будто вышли из наших снов, наших сказок, их образы сидят где-то в подкорке. Они заставляют работать наше воображение. Именно поэтому музыканты пишут об «Алисе» столько песен, а художники снова и снова возвращаются к кэрролловским образам.

Чеширский кот с «лицом» Стивена Фрая.

Уникальность книги в том, что персонажи её очень самобытные, совершенно не похожие на других. Герои то растут, то уменьшаются в размерах со скоростью вспышки. Одни животные говорят, другие — нет. Вроде бы Кэрролл делал это довольно произвольно, случайным образом. Или нет? Мне кажется, в случайности и одновременно неслучайности происходящего есть что-то очень глубокое. Цель в том, чтобы уловить и показать это.

Как Джонни Депп подошёл к роли Безумного Шляпника?

Во многих интерпретациях книги этот герой не играет значительной роли, и мы попытались исправить это, раскрыть его «человеческую» сторону. Мне кажется, Джонни «почувствовал» характер Шляпника. Он не отнёсся к нему, как к чудаку со странностями. Я знаю Джонни много лет, он всегда так работает со своими ролями.

То есть актёр получил полную свободу на съёмочной площадке?

Вроде того, но он действительно хороший актёр, его не нужно ограничивать. Джонни просто не может зайти настолько далеко, чтобы потерять эмоциональную связь со своим персонажем. Разумеется, наш Безумный Шляпник безумен, но мы попытались раскрыть его внутренние качества, которые не лежат на поверхности. И Джонни очень хорошо удаётся найти и ухватить то, что позволяет воплотить в реальность совершенно нереальные вещи.

Почему вы выбрали на роль Алисы молодую актрису Миа Васиковску?

У двадцатилетней Миа Васиковски большое будущее. После «Алисы в стране Чудес» выйдет в свет очередная экранизация «Джейн Эйр», где она сыграет главную роль.

В ней прекрасно сочетаются детские и взрослые черты — и это самое важное, что должно быть в Алисе. Знаете, у некоторых людей есть такое свойство — преждевременная «старость души». Но это не отменяет и её юности: люди со «старой душой» бывают в то же время очень наивны. Обычно Алису изображают какой-то слегка вялой, а нам хотелось наполнить её характер внутренней силой.

Как Миа справилась с ролью?

Просто отлично. Надеюсь, «Алиса» останется самой абстрактной картиной в её карьере. Для меня съёмки такого рода тоже были в новинку. Но она справилась одним махом со всеми этими зелёными экранами и прочими трудностями. Каждый раз, когда съёмки возобновлялись, она внутренне возвращалась к моменту, на котором остановился её персонаж в прошлый раз. Это очень помогло нам, иначе съёмочный процесс мог бы превратиться в кошмар. Актёру очень сложно отыгрывать роль, когда ему совсем не с чем работать. Стоящий рядом парень с лазерной указкой как-то совсем не вдохновляет, знаете ли.

Всё-таки Подземная страна или Страна чудес? Есть ли какая-то разница?

Неужели в Стране чудес нет опытных военных, способных доходчиво объяснить Алисе, что с распущенными волосами в бой не идут?

Это Подземелье и всегда было Подземельем. У нас в фильме своя версия насчёт возникшей путаницы: когда Алиса ребенком попала в это место, она просто неправильно услышала название — как «Страна чудес» (Wonderland), а не как Подземелье (Underland). У каждого есть свои представления о том, как выглядит эта страна. Мне кажется, люди представляют её как светлое, яркое, как бы «мультяшное» место. Но в первый раз Алиса была здесь маленькой беззаботной девочкой, а сейчас повзрослевшая героиня сильно удручена и подавлена. Это сказалось на окружающей ее фантастической реальности, которая стала более мрачной и призрачной.

Применяли ли вы какие-то уникальные технологии для создания фильма?

Тим Бёртон любопытно отдыхает от кинематографа: несколько лет назад он снял музыкальное готическое видео на песню Bones группы The Killers.

Ну, вообще-то этим занимался Кен Рольстон (главный специалист по спецэффектам — прим. ред.). Фильм напоминает головоломку, которая лишь по завершении съёмок наконец обретает законченный вид. Главная сложность в том, что обычно после съёмок картина уже фактически готова, но в нашем случае мы берём кадры и обрабатываем их ещё минимум полгода, а то и год. Процесс очень в духе «Алисы в Стране чудес» — такой заторможено-медлительный.

Как происходили съемки?

Сперва мы разработали визуальную концепцию, которая пришлась по вкусу всем, и отталкивались от неё. Нашей конечной целью было сохранить сущность и дух книги, и при этом заставить её заиграть по-новому, чтобы она отличалась от всего остального, что было сделано до нас. При этом образы основных персонажей должны были остаться узнаваемыми.

Что вы думаете о 3D?

Я не из тех режиссёров, которые создают спецэффекты ради спецэффектов. Этого нужно избегать. Даже используя все эти современные технологии, мы всегда старались не забывать об изначальной простоте сюжета — путешествии одного человека. Это личное путешествие Алисы. По сути, очень простая история, и вот эту простоту я, прежде всего, и постарался сохранить.

Наше досье

Мультипликатор, писатель, режиссёр и продюсер, а также просто весьма эксцентричная личность, Тим Бёртон фактически создал свой собственный стиль в «тёмном» киноискусстве и получил культовый статус для готической субкультуры. «Бэтмен», «Эдвард — руки-ножницы», «Кошмар перед Рождеством» — его знаменитые детища. Из последних фильмов наибольший успех имели «Чарли и шоколадная фабрика» и «Труп невесты» (номинация на «Оскар»). Над экранизацией книг Кэрролла режиссёр работал в течение последних трёх лет, попутно успев поучаствовать в качестве продюсера в создании постапокалиптической сказки «9».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться