Google+
Кошмар на улице Вязов От «Ганбастера» к «Дайбастеру» ТЮРЬМЫ МИРЫ. «ВАВИЛОН 5»
Версия для печатиФантасты: Современники. Барбара Хэмбли
Кратко о статье: Жизнь и творчество американской писательницы Барбары Хэмбли, автора романов «Драконья Погибель» и «Те, кто охотится в ночи».

Летающая с драконами

Барбара Хэмбли

Я всегда мечтала быть писателем, но все вокруг без конца говорили мне, что это непрестижно и невыгодно. Я доказала, что они неправы — в обоих пунктах!

Барбара Хэмбли

Романтическое фэнтези, исторический детектив, вампирская мистика... Эти и множество других тем отражены в творчестве американской писательницы Барбары Хэмбли. Её имя заслуженно фигурирует среди предтеч или основателей сразу нескольких фантастических направлений, которые ныне пользуются грандиозной популярностью. Но Барбара-то была среди первых!

На пути к мечте

Барбара Джоан Хэмбли родилась 28 августа 1951 года в Сан-Диего (штат Калифорния). Её отец, Эдвард Эверетт Хэмбли, был инженером, трудившимся на военно-промышленный комплекс США в аэрокосмической области. Мать же, Флоренс Мораски, занималась домашним хозяйством и семьёй, ведь у Барбары имелись ещё старшая сестра Мэри Энн и младший брат Эдвард.

С ранних лет Барбара отличалась живым воображением — ещё не научившись читать, она сочиняла истории в картинках. А затем началось (да так и не закончилось!) увлечение Её Величеством Книгой... Читала Барбара много. Среди наиболее любимых её произведений — «Волшебник страны Оз» Л. Фрэнка Баума, в подростковом возрасте она зачитывалась также Берроузом, Киплингом, Конан Дойлом, Лавкрафтом, Джорджетт Хейер и Мэри Рено. И, конечно, «Властелином Колец», увлечение которым привело в лоно фэнтези множество будущих писателей. Толкин настолько поразил Барбару, что стены её комнаты буквально заполнились целым выводком нарисованных девочкой драконов, эльфов, хоббитов...

Большую часть детства Хэмбли провела в родной Калифорнии, впрочем, огромное впечатление на Барбару произвело путешествие в Австралию. В 1967 году Эдвард Хэмбли был назначен представителем своей фирмы, заключившей контракт на поставку ракет для австралийских ВВС. Отправившись на полгода в Новый Южный Уэльс, он прихватил с собой всю семью. Барбаре было 15, она проучилась в австралийской школе семестр и навсегда сохранила в памяти чудесный образ страны на краю света. «Я до сих пор лелею картину освещённого Луной океана, словно ценнейшее сокровище», — вспоминала писательница годы спустя.

В университетской библиотеке Барбара просиживала часами.

Вернувшись домой, в южно-калифорнийский городок Монтклейр, Барбара закончила там школу, после которой поступила в Калифорнийский университет в Риверсайде, где в 1975 году получила степень по истории средневековья. Затем последовал год стажировки во Франции, в университете города Бордо. Тогда же, в студенчестве, Хэмбли увлеклась исторической реконструкцией в области средневекового костюма, став активным членом Общества Креативного Анахронизма.

Креативным Анахронистом может стать каждый.

Несмотря на попытки семьи и друзей наставить Барбару на «путь истинный», она ещё со школы твёрдо решила — буду писателем! Однако путь к мечте оказался тернист. После университета Хэмбли осознанно отказалась от научной карьеры, с упоением взявшись за сочинительство. Впрочем, сначала она устроилась в школу, преподавать историю в старших классах — но работа оказалась излишне хлопотной. Из школы Барбара ушла, однако жить на что-то было надо (о литературных гонорарах приходилось пока лишь мечтать), потому Хэмбли тасовала работы, как колоду карт, сознательно выбирая те, которые оставляли бы ей больше времени на творчество. Корректор в издательстве, официантка в небольшом кафе, ночной сторож в винном магазине — чем только она не занималась! Одно время даже подрабатывала инструктором в школе карате, которым Барбара увлеклась ещё в университете, получив «чёрный пояс» в 1978 году. А вот успехами на литературном поприще Барбара долго похвастаться не могла — так, пописывала сценарии к комиксам и мультфильмам, впрочем, без особого результата.

Тату — отголосок бурной молодости (Хэмбли с подругой Энн Беннон).

На протяжении семи лет Барбара Хэмбли бомбардировала издательства своими произведениями, которые неизменно возвращались к ней тяжёлым бумерангом неудачи. Но если долго мучиться... В общем, 1980-е оказались счастливым для Барбары десятилетием. В самом его начале издательство Ballantine Books приняло к публикации роман Хэмбли «Время Тьмы» — первый том фэнтезийного цикла «Хроники Дарвет», причём заключив контракт сразу на трилогию. И в сентябре 1982-го дебютный (по времени выхода, но не написания) роман Барбары наконец увидел свет. Не то чтобы Хэмбли в один час проснулась знаменитой, но она железной рукой ухватила за хвост птицу Удачу и не собиралась отпускать её на волю. Почти всё, написанное Хэмбли в предыдущие годы, так или иначе пошло в дело — за последующие семь лет вышло 12 её романов!

Особенный успех выпал на долю романтического фэнтези «Драконья Погибель» (1985), у которого позже появилось несколько продолжений. Привлёк внимание публики и критики необычный вампирский роман «Те, кто охотится в ночи» (1988), ставший лауреатом премии журнала «Локус». Опцион на книгу приобрела одна из голливудских киностудий — правда, до экранизации так и не дошло. Хотя с кино Хэмбли дело всё-таки имела. Тогда же, в золотые для Барбары 1980-е, её сценарии стали основой для эпизодов нескольких мультсериалов — Jayce and the Wheeled Warriors (1985), MASK (1985), She-Ra: Princess of Power (1986), Starcom: The U.S. Space Force (1987).

Сладкий вкус успеха: автограф-сессия на Worldcon 2006.

В последующие годы Барбара Хэмбли продолжала плодотворно работать, правда, в 2000-х она с фантастики переключилась в основном на исторические романы, разбавляя их мистикой и детективами. Некоторые из этих книг обрели статус национальных американских бестселлеров.

Что до личной жизни Барбары Хэмбли, то известно о ней немного. Несколько лет она была замужем за известным фантастом, одним из ведущих авторов посткиберпанка Джорджем Алеком Эффинджером — вплоть до его кончины в 2002-м. Ныне Барбара Хэмбли живёт одна в своём доме в Лос-Анджелесе, в компании с несколькими кошками. Среди увлечений писательницы — средневековая музыка, живопись, гадание на картах Таро, пеший туризм. Но главное в её жизни — по-прежнему сочинительство!

Тропами замерзающего мира

Барбару Хэмбли всегда умела изображать характеры своих персонажей — это заметно уже в дебютном её цикле о королевстве Дарвет. Писательница удивительно достоверно с точки зрения психологии показывала страсти, чувства и побуждения героев, их внутренний мир, обуревающие их страхи и сомнения, что делало волшебные события цикла весьма реалистичными.

Приключения в королевстве холода и мрака.

«Хроники Дарвет» — фэнтези достаточно типичное, и в то же время довольно самобытное. Это история двух «попаданцев», наших современников (естественно, американцев), которые странным образом перенеслись в магический мир. Чтобы придать своей истории большую оригинальность, Хэмбли взяла двух совершенно разных людей и сменила им полюса поведения, пытаясь продемонстрировать, что истинная суть человека, обычно глубоко скрытая от окружающих, может коренным образом отличаться от его внешней, обращённой к миру, стороны. Так, застенчивая девушка Джил, студентка-историк (сама Хэмбли?), на первый взгляд эдакий божий одуванчик, попав в мир Дарвет, становится суровой воительницей, стражем королевской гвардии. Тогда как развязный, циничный и, казалось, довольно опасный байкер Руди оказывается трепетным фантазёром, артистической натурой, ибо только люди, обладающие воображением и тонкой душой, способны овладеть магией. Необычны и враги, грозящие волшебному миру уничтожением. Никаких привычных Тёмных Властелинов, мечтающих о беспредельной власти! Порождения тьмы, испивающие души Дарки, способные убивать одним лишь прикосновением, более напоминают хищных животных, обуреваемых лишь мыслью о пище. Впрочем, не всё так просто, как кажется.

Первоначально Хэмбли написала три романа об окутанном холодом и мраком мире Дарвет, но спустя почти полтора десятка лет она вернулась к циклу, сочинив два совсем необязательных продолжения. Увы, нельзя дважды войти в одну и ту же реку... Впрочем, роман «Мать Зимы» стал номинантом премии журнала «Локус», так что называть дилогию-сиквел провальной, пожалуй, безосновательно.

Любить дракона, убить дракона

В романе «Драконья Погибель», ставшем одной из вершин романтического фэнтези, традиции Толкина тесно переплелись с приметами «женской» любовно-психологической прозы в духе Дафны Дюморье. Хэмбли одной из первых удалось так гармонично скрестить «лавбургер» с классическим «высоким» фэнтези.

Драконью любовь проиллюстрировал сам Майкл Уэлан.

Поначалу традиционный роман-квест (группа героев отправляется в экспедицию, чтобы убить злобного чёрного дракона) неожиданно оборачивается великолепным романом о силе любви и поиске человеком своего предназначения. Хэмбли удалось создать вереницу ярких, психологически достоверных персонажей, которые мучаются сомнениями и решают непростые вопросы. Выделяется необычный любовный треугольник — ведьма Дженни, её возлюбленный лорд Аверсин и дракон Моркелеб. Причём «любовным» его можно назвать с определённой долей условности. Ибо Дженни, искренне влюблённая в магию, но при этом весьма ограниченная в колдовском мастерстве, искушается Моркелебом, который способен помочь ей обрести великую Силу. Однако цена за это не менее велика — отказ от человеческой сущности, от земной любви. И Дженни, претерпев искус, выбирает всё же любовь... Потому прозвище Джона Аверсина — Драконья Погибель — обретает в финале романа совершенно иное смысловое наполнение, не связанное с простым убиением крылатого монстра.

Спустя десяток лет после выхода своего блестящего романа Хэмбли вернулась в мир Зимних Земель, сочинив три сиквела. И вновь не слишком удачно. Над писательницей просто довлеет какое-то заклятье — после блестящего начала она впадает в летаргический сон, чтобы затем, очнувшись, выдать на-гора несколько крепких, но, увы, довольно заурядных книг.

ЗАГОЛОВОК

Первый роман о Драконьей погибели перевел никто иной, как Евгений Лукин. Вот что он рассказал об этом в одном из интервью: «Никогда не думал, что фэнтези можно строить на уровне экологии (как правило, в этом жанре не то что экология — логика отсутствует). Но вы не представляете, какой это каторжный труд — тем более для переводчика-самоучки! Представьте себе лексику Бабеля с синтаксическими выкрутасами Андрея Белого. Хэмбли запросто может закрутить фразу на четверть страницы, и приходится при переложении на русский ее (фразу, разумеется) рвать на несколько частей. Переводить Хэмбли — все равно что работать над собственной книгой».

Погружение во Тьму

Лучшим фантастическим произведением Барбары Хэмбли заслуженно считается вампирский роман «Те, кто охотится в ночи» (лауреат «Локуса» за 1989 год), в котором представлен во многом новаторский по тем временам взгляд на кровососущий народ и их взаимоотношения с обычными людьми. Впрочем, сама Хэмбли никогда не скрывала, что на неё повлияли книги Энн Райс. Однако роман Хэмбли сильно отличается от «вампиролюбивых» историй «мамочки» Лестата.

Мир Тьмы выходит у Хэмбли очень реалистично.

Герой книги — не «благородный» вампир, а обычный человек, университетский профессор из Англии начала двадцатого века Джеймс Эшер. Впрочем, «обычным» его можно назвать с изрядной долей условности — ведь за спиной Эшера многолетняя служба в качестве тайного агента Короны, рискованные шпионские миссии, участие в англо-бурской войне. Этот человек не раз смотрел в лицо смерти, однако в наибольшей опасности он оказался в родной Англии, ибо местные вампиры заставили его расследовать серию убийств среди упырей, использовав как залог лояльности горячо любимую супругу Лидию. Такова лишь завязка этой увлекательной книги, где великолепно всё — от чисто внешней атмосферы поствикторианской Англии до мощно выписанных персонажей. Особо интересны представители кровососущего племени, совершенно разные по сути: от невыразимо-обаятельного испанского идальго Исидро до отвратительного доктора Гриппена. Главный вопрос «вампирятника», сформулированный ещё Райс, — «пить или не пить?» — подан Хэмбли совершенно в ином ключе. При всём очаровании некоторых из изображаемых ею вампиров писательница ничуть не пытается обольстить читателей, сместив их восприятие, — перед нами убийцы, естественные враги обычных людей. Однако Хэмбли идёт гораздо дальше простой мистико-детективной истории о «погружении во тьму»: ведь некоторые вампиры сохраняют в себе человеческую сущность, способность к подлинному самопожертвованию во имя веры или любви. А вот иные люди превращаются в ужасающих монстров ради ложно истолкованных идеалов... Неспроста Джеймсу Эшеру так часто видится в ночных кошмарах лицо мальчика, убитого им «во имя Королевы и Страны». Увы, но грань между человеком и чудовищем иногда тоньше комариного писка.

Вторая книга дилогии, «Путешествие в страну смерти», гораздо слабее оригинала — на сей раз герои отправляются в Турцию, чтобы предотвратить возможный альянс местных вампиров и германского эмиссара накануне Первой мировой войны. Однако в романе имеется ряд выразительных образов и эпизодов — неспроста книга номинировалась на «Локус» и получила премию лорда Рутвена, главную «вампирскую» литературную награду.

Еще один «Рутвен» достался Хэмбли за более поздний роман «Ренфильд: Раб Дракулы» (2006), не имеющий отношения к истории Джеймса Эшера. Перед нами эпистолярный роман, «автором» которого является Ренфильд — сошедший с ума почитатель Дракулы, один из второстепенных персонажей классической книги Брэма Стокера. Хэмбли удалась мастерская стилизация, показывающая события «Дракулы» под иным углом. Одновременно писательница создала яркий образ человека, попавшего в притягательную и смертоносную зависимость от коварного упыря. Совсем как современные фанаты «ура-вампиризма»...

Солнце, Ветер и Звёзды

Барбара Хэмбли сочинила ещё несколько циклов, не столь известных, однако имевших определённую популярность.

Героика, романтика, технология, триллер — Хэмбли наследила везде.

Трилогия «Солнечный Волк и Звёздный Ястреб» — героико-авантюрное фэнтези о приключениях двух наёмников, странствующих по дорогам магического мира. Цикл во многом перекликается с произведениями Джека Вэнса и Фрица Лейбера, разве что с большим уклоном в романтику. Кстати, два первых романа претендовали на премию журнала «Локус» — у книг Хэмбли номинаций на эту награду накопилось целых 11 (при единственной победе).

Ещё одна трилогия «Роза Ветров» — уже романтическое технофэнтези, героиня которого, застенчивая девушка-программист из Калифорнии Джоанна оказывается в волшебном мире, где, в конце концов, встречает свою любовь. Причём во втором романе цикла героям предстоит сразиться с тёмным магом, проникшим в компьютерную сеть в виде вредоносной вирусной программы.

Персонажи дилогии «Солнечный Крест», чародеи Рион и Джалдис, пытаясь построить Мост между мирами, попадают в нацистскую Германию в самом начале Второй мировой войной и вынуждены скрывать свою подлинную силу, дабы не стать марионетками Гитлера.

Дилогия тёмного фэнтези «Сёстры Ворона» несёт сильную печать феминизма — идеологии, которой в той или иной степени отдали дань практически все американские писательницы, сочиняющие фантастику. Собственно, почти во всех произведениях Хэмбли имеются сильные женские характеры. Однако в «Сёстрах Ворона» акцент делается именно на противопоставлении слабых, коварных мужчин и благородных женщин, отважно преодолевающих любые преграды. Вообще, в 2000-х Хэмбли пережила серьёзное увлечение феминистическими идеями, что нашло отражение в целом ряде её работ.

Новеллизации и антологии — тоже хлеб.

Кроме циклов, Хэмбли написала ещё несколько книг, не входящих в серии, наиболее удачной из которых был фэнтезийный триллер «Невеста Бога-крысы», действие которого происходит в Лос-Анджелесе времён «сухого закона». Героиня романа, звезда немого кино Кристина Фламон, получив в подарок старинное ожерелье, становится жертвой древнего китайского проклятия.

На счету Хэмбли также участие в нескольких межавторских проектах, среди которых выделяются «Красавица и чудовище», «Звёздные войны», «Звёздный путь» и «Потерянные файлы Шерлока Холмса».

Одна, но пламенная страсть!

История всегда была «коньком» Барбары Хэмбли. Многие её фантастические произведения либо впрямую связаны с историческими событиями, либо написаны под их влиянием. Однако ещё один пласт творчества писательницы, принёсший ей немалую долю популярности, полностью посвящён истории, имея временами весьма малое отношение к реальности.

Действие самого объёмного цикла Хэмбли разворачивается в Новом Орлеане первой половины 19 века. Главный герой серии, врач Бенджамин Януарий — «цветной», хоть и свободный человек, выросший во Франции. Януарию приходится, с одной стороны, преодолевать предубеждения общества американского Юга, где процветает рабство, с другой же — разгадывать тайны многочисленных преступлений. Фантастики как таковой в серии нет, хотя стилизованная автором терпкая атмосфера Луизианы, пропитанной мистическими суевериями, придаёт историям о Бенджамине Януарии дух тёмно-фэнтезийного нуара. Начатый Хэмбли ещё в 1997 году, цикл продолжается до сих пор.

Бенджамин Януарий — «доктор Хаус» из Нью-Орлеана 19 века.

Немалый коммерческий успех имел биографический роман Хэмбли «Жена Освободителя», посвящённый судьбе Мэри Тодд, супруги одного из самых прославленных американских президентов Авраама Линкольна. Книга даже стала финалистом престижной литературной премии, вручаемой за произведения, посвящённые американской гражданской войне. Историко-феминистическую тему в творчестве Хэмбли продолжил роман «Сердца патриотов», рассказывающий о трёх Первых Леди США — Марте Вашингтон, Абигайл Адамс и Долли Джефферсон. В прошлом году вышел ещё один роман Хэмбли о Гражданской войне — под красноречивым названием «Родина».

***

Творчество Барбары Хэмбли очень неоднородно. Большая часть её книг написано на крепком, профессиональном, но достаточно среднем уровне. Будь в её творческом багаже только такие произведения, особо пристального внимания эта писательница не заслуживала бы. Но несколько романов Хэмбли смело можно назвать выдающимися, входящими в «золотой фонд» мировой фантастики. Что мешает американской писательнице не ронять планку высочайшего качества? Причину этого Барбара Хэмбли приоткрыла в одном из своих интервью.

У меня в голове масса великолепных идей, для воплощения которых требуется потратить много времени и сил. Увы, у меня нет богатого мужа или другой, более высокооплачиваемой работы, потому я не вольна быть излишне разборчивой в своём творчестве. Литература — мой главный источник доходов. Потому я вынуждена выбирать проекты, которые хорошо продаются и способны кормить меня. Мои читатели иногда спрашивают меня: «Почему вы не пишете то или это?» Просто я пишу то, что гарантированно купит мой издатель.

Барбара Хэмбли

Увы, но книга в нашем мире — всего лишь товар... Творчество Барбары Хэмбли — зримое тому подтверждение.

Фантастические произведения Барбары Хэмбли

Циклы

Хроники Дарвет

«Время Тьмы» (The Time of the Dark, 1982)

«Воздушные стены» (The Walls of Air, 1983)

«Воинство Рассвета» (The Armies of Daylight, 1983)

«Мать Зимы» (Mother of Winter, 1996)

«Ледяной Сокол» (Icefalcon's Quest, 1998)

Солнечный Волк и Звёздный Сокол

The Ladies of Mandrigyn (1984)

The Witches of Wenshar (1987)

The Dark Hand of Magic (1990)

Зимние Земли

«Драконья Погибель» (Dragonsbane, 1985)

«Драконья Тень» (Dragonshadow, 1999)

The Knight of the Demon Queen (2000)

Dragonstar (2002)

Звёздный путь (межавторский цикл)

«Ишмаэль» (Ishmael, 1985)

Ghost-Walker (1990)

Crossroad (1994)

Роза Ветров

The Silent Tower (1986)

The Silicon Mage (1988)

Dog Wizard (1992)

к циклу примыкает роман Stranger at the Wedding (1994)

Джеймс Эшер

«Те, кто охотится в ночи» (Those Who Hunt the Night, 1988: издавался также как Immortal Blood)

«Путешествие в страну смерти» (Traveling with the Dead, 1995)

Красавица и чудовище (межавторский цикл)

Beauty and the Beast (1989)

«Песнь Орфея» (Song of Orpheus, 1990)

Солнечный Крест

The Rainbow Abyss (1991)

The Magicians of Night (1991)

Звёздные войны (межавторский цикл)

«Дети джедаев» (Children of the Jedi, 1995)

«Сумрачная планета» (Planet of Twilight, 1997)

Сёстры Ворона

Sisters of the Raven (2002)

Circle of the Moon (2005)

Отдельные романы

Bride of the Rat God (1994)

Magic Time (2001, соавтор Марк Скотт Зикри, роман из одноимённого межавторского цикла)

Renfield: Slave of Dracula (2006)

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться