Google+
RAIMI спорт BADASS Вселенная DOOM
Версия для печатиКнижный ряд: Сериал. Цикл о Вольхе Редной

Нелёгкая профессия: ведьма

Цикл о Вольхе Редной

Ольгу Громыко иногда называют родоначальницей русского «женского» юмористического фэнтези. И, хотя определение это далеко не исчерпывает всего творческого пространства писательницы, оно не лишено справедливости: мало кто из любителей отечественной фантастики не слышал о рыжей ведьме из Белории Вольхе Редной.

    В некотором царстве

Герои фантастических произведений о школах юных волшебников обычно поднимаются до вершин славы и осуществляют самые сокровенные мечты. Возможно, персонажей этих фантасты списывают с самих себя, воплощая, наконец, если не в жизни, так хоть в книгах свои нереализованные детские и юношеские грёзы. Так, по крайней мере, кажется при знакомстве с книгами белорусской писательницы Ольги Громыко. Заслуженную славу ей принес цикл о приключениях юной ведьмы Вольхи Редной, куда входят романы «Профессия: ведьма», «Ведьма-хранительница», «Верховная ведьма» и несколько повестей, объединённых в сборник «Ведьмины байки».

Ольга Громыко, профессиональный ведьмолог.

На первый взгляд, перед нами классическое фэнтези со всеми непременными атрибутами: магами, ведьмами, заколдованными замками, огнедышащими драконами, странствующими рыцарями, всевозможными эльфами, орками, троллями, гоблинами, вампирами. Однако чем дальше вчитываешься в громыкинские тексты, тем больше чувствуешь, что тебе морочат голову. Перечитаешь сцену или диалог и удивлённо воскликнешь: «Позвольте, но это же не средневековье! Помилуйте, да ведь это прямое отступление от традиций!» Да уж, такова она, Белория.

Мир, созданный Громыко, оригинален и самобытен. До мелочей продуманы его география, политическое и социальное устройство, особенности религиозного мировоззрения. В то же время за условно-прозрачными географическими названиями угадываются родная автору Беларусь, соседствующие ей Россия и Украина. Своеобразное сказочно-фантастическое СНГ, только идеализированное. Нет, конечно, и здесь происходят конфликты вроде территориальных споров или урегулирования таможенных пошлин. И всё же многие проблемы в выдуманном писательницей мире уже давно и успешно решены. Почти изжита ксенофобия, практически открыты границы, существует взаимное признание вузовских дипломов… Рай земной, да и только.

.

Белория — сказочное СНГ.

Наблюдая за жизнью, кипящей в этом вымышленном пространстве, где смешались двунадесять языков, отчего-то не ощущаешь «чужеродности» представителей различных волшебных рас. Что-то своё, родное чувствуется во всех этих эльфах, троллях и вампирах. С чего бы это? Думается, что в немалой степени данный феномен объясняется тем, что под пером писательницы западные персонажи превратились едва ли не в героев национального фольклора. «Смягчению» характеров обычно злобных и кровожадных фэнтезийных монстров способствует особая иронически-юмористическая манера повествования, избранная автором. Забавно наблюдать за безбожно матерящимся на «своём» языке воякой троллем или за вампиром, сосредоточенно следящим за жалкими потугами героини обезвредить его такими «старыми и проверенными» методами, как святая вода, чеснок или серебро.

Куда ни шагни — всюду монстры.

Главным и наиболее существенным отличием «нави» от «яви» становится присутствие в книжном мире магии — столь же полноправных современных институтов, как армия, религия, государство и право. Явления настолько всеми признанного и уважаемого, что маги успешно сотрудничают с государственной церковью. А для подготовки этих жизненно необходимых в каждом населенном пункте специалистов даже создана специальная Старминская Школа Магов, Пифий и Травниц, куда стекаются слушатели-адепты со всех концов земли. Данное учебное заведение совместило в себе черты средневековых университетов и современных отечественных вузов. То есть фундаментальное, традиционно глубокое, хотя и не лишённое консерватизма обучение, соединенное со свободой в общении школяров и преподавателей.

Жизнь адептов Старминской Школы мало чем отличается от будней обычных студентов. Те же лекции и семинары, лабораторные и курсовые, зачёты и экзамены, шпаргалки и «хвосты», весёлые пирушки по случаю успешно сданной сессии. Отличие разве что в изучаемых предметах. Хотя и здесь нет ничего из ряда вон выходящего: драконология, теория магии, разумные расы, ясновидение, некромантия. И тут же вполне традиционные физическое воспитание, логика, экология, краеведение, геология, травоведение с элементами растениеводства. В общем, всё, что надобно магу-практику в повседневной деятельности.

Профессию не выбирают.

    Обретение мастерства

Главная героиня, Вольха Редная, поначалу ничем не выделяется из общей массы адептов. На ней не лежит роковая печать избранницы, спасительницы мира от вселенского Зла. «Неусидчива, нетерпелива, своевольна, — читаем мы строки из её характеристики. — Любит злые шутки и неоднократно переносит их с воспитанников на воспитателей». И при этом, однако, «отличается редкими способностями к практической и теоретической магии, сильно развитой интуицией, быстро адаптируется к нестандартной ситуации». Типичная студентка закрытого учебного заведения с творческим уклоном. На протяжении всего повествования идёт процесс обретения Вольхой мастерства, профессионализма, приходящего во время её странствий и практики. Из недоучившейся колдуньи она становится сначала ведьмой-хранительницей, а затем и Верховной ведьмой.

Весёлая компания.

Показательная черта характера Вольхи — её открытость миру. Героиня жадно впитывает всё новое, не переставая удивляться как действительно необычным явлениям, так и совершенно заурядным вещам. Восторженное восприятие юной магичкой жизни во всех её проявлениях делает существование Редной пёстрым и ярким, как калейдоскоп. В своих вояжах героиня сталкивается с различными представителями фантастического мира. Поначалу между нею и встречаемыми на пути личностями возникает некоторое отчуждение, связанное с особенностями профессии кудесницы. Но впоследствии лёд непременно тает. Ведьма раскрывается, показывая своё истинное лицо и душу. Очарованные обаянием девушки, неизменной готовностью помочь, встреченные ею превращаются в знакомых, приятелей, друзей. Так происходит с троллем Валом, вампирами Келлой и Роларом, драконихой Гередой, привидением святого Фендюлия и другими.

Странствия ведьмы сотканы из великих и малых происшествий, которые закаливают характер Вольхи, наделяя её житейским опытом. Юная ведьма преимущественно занята «обычными» для мага-практика делами. То сглаз да порчу снимет, то крысолака от курятника отвадит, то безобразника лешего на чистую воду выведет. Не всегда это у Редной выходит складно да ладно, но от этого книги о ней только выигрывают. Победоносное шествие по градам и весям ведьмы, с корнем вырывающей зло, выглядело бы ненатуральным, искусственным, превратило бы цикл в подобие уныло-линейного компьютерного квеста. А так перед нами живой человек, которому сочувствуешь и сопереживаешь.

Особую прелесть книгам Ольги Громыко придает мощная лирическая струя. Лиризм пронизывает всю ткань повествования, проявляясь то в пейзажных зарисовках, то в описаниях быта, но более всего в передаче интимных чувств героев. Любовная линия в произведениях становится сюжетообразующим стержнем. Можно сказать, что весь цикл — не столько рассказ о странствиях ведьмы, постепенно обретающей мастерство, сколько история любви Вольхи и вампира Лёна. Причём отчасти решённая в юмористическом ключе, что придает ей особую пикантность.

Крылатый повелитель вампиров — мечта любой девушки.

Перипетии взаимоотношений Вольхи и Лёна воссозданы с психологической убедительностью. И ведьма, и вампир ещё достаточно молоды. Боязнь ошибиться в выборе страшит их. Поэтому они вновь и вновь испытывают свои чувства на прочность, доходя порою до крайнего шага, оказываясь на грани окончательного разрыва отношений. Это типично для реальной, а не только книжной, выдуманной жизни. Громыко говорит о необходимости взаимных уступок в любви. Чувство не должно быть эгоистичным, направленным только на удовлетворение собственных желаний.

С дотошностью и обстоятельностью выписаны многие второстепенные образы цикла. Особенно удачными вышли тролль Вал, девушка-воин Орсана, пара драконов Рычарг и Гереда, призрак Тивалий-Фендюлий. Автор смело экспериментирует с речью персонажей: у каждого из героев — свой неповторимый говорок. Грубоватый и сребролюбивый наёмник Вал пересыпает речь «ненормативной» лексикой троллей. Виннечанка Орсана разговаривает на смачном южнорусском диалекте с большим вкраплением украинизмов. Святой Фендюлий, представленный в двух ипостасях — юного оруженосца и привидения, — использует высокий ораторский стиль в духе сочинений отцов церкви.

Очень хорошо получаются у Громыко и образы из простонародья: хитрые и плутоватые мужички, сварливые бабы, простодушная ребятня. Люди, живущие бок о бок с нечистью и «разумными расами». Сочный деревенский колорит так и брызжет со страниц трилогии. Вообще можно заметить какую-то «нелюбовь», настороженное отношение автора к большим и шумным столичным городам. Не зря же героиня сломя голову бежит от «прелестей» старминского двора, предпочитая им романтику странствий и полуголодное существование.

В романе «Верховная ведьма» все сюжетные линии цикла приходят к логическому завершению. Враги повержены, друзья вознаграждены. Здесь бы и точку поставить, но автор лукаво заменяет её жирным многоточием. История отнюдь не заканчивается весёлым пирком да свадебкой, как и сама жизнь. Уже в «Ведьминых байках» ведьма вновь пускается в странствия. И — надеемся! — не в последний раз.

    Профессия: ведьма (2003)

В первом романе цикла мы знакомимся с главными героями: адепткой Старминской Школы Магов, Пифий и Травниц, остроумной и находчивой рыжей ведьмой Вольхой Редной, а также с «мужчиной всей её жизни», повелителем царства вампиров Догевы, Арр’актуром тор Ордвистом (или попросту Лёном). Описываются будни адептов, их весёлые проказы, занятия, экзамены. В качестве «производственной практики» Вольха получает задание разобраться с бедой, постигшей Догеву. Во время своего путешествия юная ведьма ближе знакомится с миром Белории и её обитателями, а также постепенно влюбляется в своего белокурого попутчика. В царстве вампиров после длительных исследований и магических ритуалов рыжая практикантка сумела обнаружить монстра, сеющего раздор, и выяснить причины появления в Догеве подобного феномена.

    Ведьма-хранительница (2003)

Вольха Редная закончила своё десятилетнее обучение в Старминской Школе Магов, Пифий и Травниц, получив квалификацию Дипломированного мага-практика. Но одно дело — именоваться волшебником на бумаге, и совсем иное — доказать свою состоятельность делом. Отказавшись от хлебного места королевского мага в столице Белории, рыжая волшебница отправляется работать ведьмой-хранительницей при Догевском дворе. Разумеется, выбор был определён чувствами девушки к прекрасному повелителю вампиров Лёну. Появляются новые друзья — воинственная девушка Орсана из Винессы, вампир Ролар. Мы продолжаем знакомиться с фэнтезийным миром Белории, расширяя представления о его географии и этнографии. Основной коллизией сюжета становится трагедия Лёна, потерявшего человеческое обличье. Вольха выясняет, что необходимо провести древний и очень опасный ритуал, чтобы вытащить Лёна из волчьей шкуры. А тут ещё опасность, нависшая над всей Белорией, Винессой и Волменией. И миссия спасительницы мира ложится на хрупкие плечи ещё практически неоперившейся рыжей чародейки.

    Верховная ведьма (2004)

Вольха становится Верховной ведьмой Догевы, однако карьерный рост не делает её счастливой. Равно как и любимая профессия, в которой рыжая волшебница продолжает совершенствоваться. Даже намеревается защищать Магистерскую диссертацию третьей степени, для которой собирает материалы. Собственно, вся книга и построена в виде путевых заметок будущей диссертантки, пытающейся убежать от себя и своих мыслей о непростых взаимоотношениях с главным «работодателем», повелителем вампиров Лёном. Приключения следуют одно за другим. Вольха разбирается с конкурентами на магическом поприще, разнообразной нечистью, рыцарями и даже святыми. То с гномами-таможенниками нужно решить вопрос, то с эльфом-убийцей, то со злодеем-вампиром (как оказывается, не все кровососы такие белые и пушистые, как её возлюбленный). Куда уж тут до романтических и возвышенных чувств! Хотя куда от Судьбы денешься? Отзвуки свадебных колоколов преследуют героиню на всем пути.

    Ведьмины байки (2003)

Сборник служит дополнением к трилогии о приключениях Вольхи Редной. Даже в статусе замужней дамы, хозяйки дома рыжей ведьме не сидится на месте. То элементарная скука заест, то приходится отлучаться по служебной надобности, когда ищущие защиты от зловредных тварей и чудовищ прибегают к помощи Верховной ведьмы Догевы. Основной костяк сборника составляют рассказы о выполнении Вольхой той или иной миссии: «Пивовой», «Хозяин», «Умысел и домысел», «Рой», «Верность до гроба». Что в деле с мелкой нечистью, повадившейся лазать на пивоварню, что в борьбе с «загрызнями», что в миссии по спасению рыцаря от неминучей кончины из-за гангрены, что в изучении «неправильных» пчёл во время сельской свадьбы, что в деликатном вопросе со снятием пояса верности с супруга некромантки — везде Вольха проявляет сноровку и смекалку, находя нестандартные решения проблем.

К циклу о Вольхе Редной примыкают ещё две книги: роман «Верные враги» и сборник рассказов «Белорские хроники». Сюжетно они не связаны с тетралогией, однако действие их происходит в том же мире Белории.

    Верные враги (2005)

Действие романа происходит в Белории и Волмении за семьдесят лет до событий, описанных в трилогии о Вольхе Редной. Сюжет строится вокруг нелёгких взаимоотношений девушки-оборотня Шелены и чародея Вереса, специализирующегося на борьбе с оборотнями. Эти извечные враги вынуждены объединиться в борьбе с общим противником. Приключения героев зачастую носят детективный характер. Им приходится распутывать одну за другой магические загадки, чтобы приблизиться к решению главной тайны. Чем правителю Выселок не угодили собаки? Отчего появившийся в окрестностях вурдалак ведёт себя нетипично для этого вида нечисти? Кому и зачем понадобился живой и хотя бы относительно невредимый оборотень? Кто и каким образом убил Правительницу Ясневого Града, похитил жизненно важный амулет у Повелителя эльфов, перессорил троллей и гномов? Что за непонятные монстры нападают на деревни?

    Белорские хроники (2008)

Сборник рассказов и повестей, посвящённый миру Белории. Сама Вольха и повелитель Догевы, вампир-блондин Лён появляются эпизодически. Центральными персонажами становятся Катисса Лабская, Ксандр Перлов, королева Терилла, преподаватель Вольхи по Старминской Школе Алмит, а также её соученики Важек и Темар. Одна из повестей посвящена «верным врагам» Вересу и Шелене. Девять историй, рассказанных писательницей, весьма разнообразны по жанру и стилю. Несмотря на условно-сказочную атмосферу, чувствуется связь произведений Ольги Громыко с современностью. Так, например, рассказ «Гороскопчик» посвящён истории рыцаря, решившего составить свой гороскоп перед битвой с драконом, и явно метит во всевозможных шарлатанов — астрологов и предсказателей. Поучителен рассказ о кентавре Трие «Один к двум», утверждающий, что, несмотря на все беды и невзгоды, которые встречаются на жизненном пути, нельзя предаваться унынию.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться