Google+
Одинаковые мифы разных народов ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Обмен разумов с Робертом Шекли
Версия для печатиИтоги и ожидания: Итоги 2009
Кратко о статье: Каким запомнится нам 2009 год? «Мир фантастики» подводит итоги ушедшего года.

Итоги 2009

Книги 2009

В отличие от 2008-го, весьма бедного на яркие книги, его 2009-й собрат оказался заметно удачливей. Революционных прорывов почти не было, но маститые авторы выдали «на-гора» ряд качественных текстов, их молодые коллеги то и дело пытались выйти за пределы коммерческого «формата», а издатели порадовали переводами знаменитых книг. Поток унылых полуфабрикатов МТА-разлива по-прежнему заполняет прилавки, но ушедший 2009-й подарил нам надежду — на то, что всё ещё может измениться. Не перевелись ещё талантливые писатели, профессиональные переводчики, компетентные редакторы, добросовестные издатели и, самое главное, разборчивые и вдумчивые читатели. И это здорово, дорогие друзья!

Лучшая зарубежная фантастика

Претенденты: Карл Шрёдер «Солнце Солнц», Бернард Беккет «Генезис 2075», Питер Уоттс «Ложная слепота»

Питер Уоттс «Ложная слепота»

Слухи о смерти научной фантастики явно преувеличены. По крайней мере, фантастики западной: у нас с этим пока несколько туговато. Роман Питера Уоттса (автора для отечественного читателя, в принципе, нового — так, пара рассказов не в счёт) — книга знаковая. Этот роман, посвящённый, казалось бы, давно заезженной теме Контакта с иным разумом, стал событием в мировой фантастике, показав, что с уходом Великих Старцев «твёрдая» НФ никуда не исчезла и что фэнтези ещё ох как рано торжествовать полную победу.

Использовав все штампы «контакт»-фантастики, Уоттс блистательно вывернул их наизнанку, создав напряжённый триллер, где есть приключения не только тела, но и разума. Герои романа — не супербойцы с пудовыми кулаками и заточенным под стрельбу метким глазом. Они прежде всего пытливые учёные, заставляющие вспомнить персонажей Станислава Лема и братьев Стругацких. Уоттс не пытается льстить ни героям, ни читателям — придуманное им общество сравнительно недалёкого будущего лишено даже признаков лакировки действительности в политкорректном духе «ах, как здорово мы заживём под сенью всеобщей демократии!» Так и положено в фантастике по-настоящему научной.

(Рецензия на книгу — в № 10 за 2009).

Лучшее зарубежное фэнтези

Претенденты: Гай Гэвриел Кей «Изабель», Скотт Линч «Красное море под красными небесами», Стивен Хант «Небесный суд», Анджей Сапковский «Свет вечный», Роберт Скотт Бэккер «Падение святого города»

Анджей Сапковский «Свет вечный»

Не каждый автор решится расстаться с «хлебным» циклом и героем, принесшим ему славу и деньги. Однако весьма почитаемый у нас пан Анджей Сапковский оказался именно таким смельчаком. Всеобщий любимец ведьмак Геральт отправлен на пенсию, а на смену ему пришёл весьма противоречивый тип Рейневан, волею Судьбы попавший в самую гущу бурных событий кровавой эпохи Реформации.

«Свет вечный» завершил монументальную историко-фэнтезийную трилогию Сапковского, читать которую весьма непросто. Принесший автору популярность увлекательный стиль никуда не делся (хоть и был подпорчен несколько корявым переводом), однако пан Анджей явно не пытался гладить по головке измученного латынью читателя. И вся трилогия, и особенно её финальный аккорд выглядят довольно тяжеловесно, несмотря на бешеный вихрь сменяющих друг друга событий. Тем не менее, реальных конкурентов у Сапковского в нынешнем году не оказалось (тут надобно глубоко вздохнуть по Мартину). К тому же никто из зарубежных авторов более не способен так проникнуть в самые глубины загадочной славянской души!

(Рецензия на книгу — в № 6 за 2009).

Лучшая зарубежная мистика

Претенденты: Нил Гейман «История с кладбищем», Стивен Кинг «Дьюма-Ки», Стефани Майер «Рассвет», Джон Маркс «Страна клыков и когтей»

Нил Гейман «История с кладбищем»

Вампиру вовсе не обязательно быть томным красавчиком, чтобы привлечь читателя. Если упыря-героя зовут мистер Сайлес, к нему просто невозможно не испытывать уважения.

Впрочем, блистательный роман Нила Геймана — вовсе не о вампирах. Осыпанная по всему миру многочисленными наградами «История с кладбищем» посвящена трудному периоду взросления юного героя, выпестованного пёстрым сообществом тех, кого люди привыкли бояться. Призраки, оборотни, вампиры заменили мальчику со странным именем Никто семью и друзей. И справляются они со своим делом блестяще — благодаря «монстрам» Никто становится по-настоящему достойным человеком.

Нил Гейман по праву считается одним из лучших «рассказчиков историй» современной литературы. Его роман не просто римейк «Книги джунглей» Киплинга или мистический триллер из жизни привидений; это прежде всего мудрая притча о нашей жизни, о том, как непросто «быть человеком», даже если ты чудовище.

(Рецензия на книгу — в №12 за 2009).

Лучшая отечественная фантастика

Претенденты: Дмитрий Глуховский «Метро 2034», Андрей Лазарчук «Абориген», Олег Курылев «Убить фюрера», Игорь Пронин «Чёрная молния», Дмитрий Казаков «Русские боги»

Дмитрий Казаков «Русские боги»

Роман Дмитрия Казакова довольно проблематично причислить к «научной» фантастике — впрочем, мы этого и не пытаемся сделать. Однако, несмотря на очевидные переклички со знаменитыми «Американскими богами» Нила Геймана, книга Казакова никак не укладывается и в прокрустово фэнтезийное ложе. Тем более что «русские боги» совершенно не связаны с теологией и мистицизмом — скорее перед нами попытка осмысления тех исторических архетипов, которые по сию пору господствуют в сердцах людей, населяющих бескрайние просторы Отечества.

К чести автора, он не пошёл по простому и очень востребованному у значительной части народа пути «ура-патриотического» национального проекта в духе «Бей пиндосов! Спасай Россию!» Роман у Казакова получился горьким, с привкусом отчаяния... Но, может, так и надо? Вы ещё не устали от казённого оптимизма?

Роман можно назвать неким криптоисторическим детективом, вовсе не пытающимся подражать Дэну Брауну. Что есть Россия? Кто мы, живущие здесь? Каковы наши убеждения и заблуждения? Довольно сложные вопросы для книги, упакованной в формат «как бы» боевика!

(Рецензия на книгу — в № 12 за 2009).

Лучшее отечественное фэнтези

Претенденты: Ольга Громыко «Год крысы. Видунья», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Ольга Онойко «Дети немилости», Алексей Пехов «Пересмешник», Генри Лайон Олди «Золотарь», Марина и Сергей Дяченко «Цифровой»

Алексей Пехов «Пересмешник»

Роман «Пересмешник» — подлинно народный выбор! Когда полгода книга возглавляет книжный топ «Мира фантастики» — это уже серьёзно. Конкуренция в нынешнем году выдалась знатная — фэнтези на любой вкус. Тут вам и приключения, и романтика, и эпик, и техно... Однако подлинно выдающейся книги, пожалуй, всё же не было. Потому от выбора читателей так просто не отмахнёшься, тем более что роман Пехова этой народной любви вполне заслуживает.

Наиболее сильная сторона «Пересмешника» — яркий мир магического стимпанка, населённого многочисленными причудливыми персонажами. Пехову особенно удались детали. Именно детали, позволившие читателю, истомившемуся в приевшихся современных или псевдофеодальных фэнтезийных декорациях, с головой погрузиться необычный, красочный и неуловимо притягательный мир. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что сходных миров не так уж и мало — у авторов «забугорных». Но мы же нашего автора выбираем, доморощенного.

Увы, сюжетная детективная интрига у Пехова получилась не ахти, да и идейная составляющая не потрясает воображение. Впрочем, мы и не утверждали, что, выбирая лауреатов, вымеряем их достоинства и недостатки на аптекарских весах. Ведь сердцу не прикажешь!

(Рецензия на книгу — в № 9 за 2009).

Лучшие отечественные: мистика, триллер, городское фэнтези

Претенденты: Алексей Пехов, Елена Бычкова, Наталья Турчанинова «Основатель», Ольга Чигиринская, Екатерина Кинн, Анна Оуэн «Тёмная сторона Луны», Ольга Онойко «Хирургическое вмешательство», Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est», Генри Лайон Олди «Золотарь»

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»

Полноценной мистики наши авторы толком не пишут. Ну нет у нас собственных Стивена Кинга и Клайва Баркера! Потому выбор в этой номинации — всегда проблема. Выходят, конечно, доморощенные опусы о призраках, вампирах и прочей нежити, но уровень их в минувшем году был, мягко говоря, «не фонтан».

Ставший лауреатом «Цифровой» — не мистика или городское фэнтези в привычном многим понимании этих терминов. Компьютерная фантазия? Технологическая городская «страшилка»? «Весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Заменим театр на виртуальную реальность, а людей — на кишащие в ней байты и биты, получим «Цифрового» — ненаучный киберпанк, ожившую «Матрицу», философский «Трон». Технофэнтези, короче. Впрочем, конкретные форма или жанр никогда не были для Дяченко самоцелью. Книга скорее относится к социально-философской фантастике, авторы которой пытаются понять: что есть окружающий нас мир и куда он, собственно, идёт? Не подменит ли наступающая виртуальная реальность обычную жизнь? Или, может, и подменять уже нечего? Может, мы уже давно обитаем в Матрице, просто до сих пор этого не понимаем?

(Рецензия на книгу — в № 5 за 2009).

Лучшее продолжение отечественного цикла

Претенденты: Вадим Панов «Ребус Галла», Ольга Голотвина «Привычное проклятие», Ник Горькавый «Теория катастрофы», Ник Перумов «Алиедора»

Ник Перумов «Алиедора»

В последние пару лет самое пристальное внимание привлекали книги Веры Камши об Этерне. Однако заключительный том финального романа появится только в нынешнем году, под занавес которого почти наверняка (если не случится чего-то экстраординарного) угодит в «Итоги 2010». Пока же составить общее впечатление о книге выдающейся эпопеи не получается, потому мы решили не включать её даже в число номинантов. Из других претендентов самой яркой книгой, на наш взгляд, блеснул неувядающий Ник Перумов.

Герои, балансирующие на грани добра и зла (и зачастую переступающие её) в фантастике нередки. Перумову удалось добавить в пантеон таких персонажей ещё одну яркую личность. Девушка Алиедора, пройдя вереницу жестоких испытаний, превращается в «живой клинок» — непобедимый и беспощадный, Вот только на этом кровавом пути так легко утратить нечто неуловимое, что отличает нормального человека от бестрепетного злодея. Удастся ли Алиедоре сохранить свою человеческую сущность? Ответ даст только заключительный том трилогии «Семь зверей Райлега».

(Рецензия на книгу — в №8 за 2009).

Лучший отечественный авторский сборник

Претенденты: Евгений Лукин «С нами бот», Александр Зорич «У солдата есть невеста», Андрей Хуснутдинов «Данайцы», Святослав Логинов «Закат на планете Земля»

Евгений Лукин «С нами бот»

По итогам прошлого года сборник Евгения Лукина «Бытие наше дырчатое» победил не только в своей законной номинации, но и был признан «Книгой года» — довольно неожиданно. «С нами бот» ничем не хуже своего прошлогоднего собрата, однако конкуренция заметно обострилась, потому на что-то большее, нежели победа над другими авторскими собраниями, книге Лукина рассчитывать не приходится. Впрочем, конкуренты по номинации у него сильные и именитые. Но мы не могли не отметить сборник, заглавная повесть которого принесла автору аж шесть жанровых наград — от «Сигмы-Ф» до Ефремовской премии. Да и другие произведения малой формы, вошедшие в собрание, не подкачали, демонстрируя разнообразные грани таланта Евгения Лукина.

Премию за антологию мы ныне присуждать не решились. Тематических сборников было немало — однако сверкали на все лады лишь переводные антологии, на фоне которых плоды трудов отечественных редакторов-составителей явно потерялись. Нет, не родила ещё земля российская своего Гарднера Дозуа.

(Рецензия на книгу — в № 9 за 2009).

Лучшая необычная книга

Претенденты: Мария Галина «Малая Глуша», Михаил Успенский «Райская машина», Павел Крусанов «Мёртвый язык», Генри Лайон Олди «Алюмен», Дмитрий Казаков «Русские боги», Салман Рушди «Флорентийская чародейка», Виктор Пелевин «Т», Ариф Алиев «Новая Земля»

Салман Рушди «Флорентийская чародейка»

Произведений, выбивающихся за привычные фантастические рамки, в 2009-м вышло немало. Кроме наших номинантов, имеется несколько сильных переводных книг, по разным причинам оставшихся за бортом. Но победил всё же иностранец — писатель мирового класса Салман Рушди.

Пожалуй, творчество Рушди наглядно демонстрирует разницу восприятий жанра фэнтези у нас и «у них». Если подавляющее большинство отечественных читателей (и даже писателей!) свято убеждены, что фэнтези — это рыцари, драконы, эльфы, на худой конец, техномаги и ученики тайных колдовских лицеев, то на Западе границы фэнтезийного жанра гораздо более обширны. Во всяком случае, многие книги таких авторов, как Салман Рушди, Нил Гейман или Умберто Эко, запросто туда умещаются. Что, впрочем, не мешает безоговорочному господству фэнтези традиционного — да-да, с теми самыми хоббитами, колдунами и василисками.

«Флорентийская чародейка» принадлежит к лучшим творениям Рушди. При всём уважении к отечественным авторам, не отметить эту проникновенную и увлекательную историю выдающегося англо-индийского писателя мы просто не смогли.

(Рецензия на книгу — в № 1 за 2010).

Лучшая книга для детей и юношества

Претенденты: Скотт Вестерфельд «Инферно: Последние дни», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Йон Колфер «Авиатор», Стефани Майер «Рассвет»

Сергей Лукьяненко «Недотёпа»

Не сказать, чтобы книг для детей и юношества в минувшем году было мало — и наших, и зарубежных. Но ничего по-настоящему яркого, на уровне приучивших нас к достойным текстам Джоан Ролинг, Филипа Пуллмана или Джонатана Страуда — увы, увы... Книги Стефани Майер, конечно, хит — но с литературной точки зрения эта вампирская романтическая попса не блещет. Единственным по-настоящему интересным произведением, которое мы решили назвать нашим лауреатом, стал роман мэтра отечественной фантастики Сергея Лукьяненко.

История похождений юного Трикса, поначалу незадачливого сынка коварно убиенного герцога, ставшего в конце концов перспективным учеником чародея, издатели преподнесли как взрослое юмористическое фэнтези. Однако, несмотря на обилие приколов и шуточек, отбрасывающих тень в окружающую нас действительность, книга замечательно укладывается в каноны типичной сказки о становлении характера и личности юноши, понемногу превращающегося в мужчину. И пусть роман не отнесёшь к шедеврам, Сергей Лукьяненко справился со своей задачей на «отлично». Тут и развлечения, и поучения — выбирай, читатель, что по душе!

(Рецензия на книгу — в № 8 за 2009).

Лучший комикс

Претенденты: Сергей Лукьяненко, Евгений Гусев «Ночной дозор», Почтенный Стирпайк «Обитаемый остров», Алан Мур и Дэйв Гиббонс «Хранители»

Алан Мур, Дэйв Гиббонс «Хранители»

В отношении переводных книг мы установили правило — включать в список номинантов лишь тех, кто соответствуют хронологическим рамкам. Применительно к 2009 году потенциальный лауреат должен был выйти на языке оригинала не ранее года 2006-го. Но на любое правило есть своё исключение.

Если с выпуском разнообразных вариаций манги в России, похоже, всё в порядке, то евро-американский комикс пока лишь робко осваивается в наших краях. Кроме довольно-таки потрёпанных молью времени приключений супергероев Marvel и DC Comics, глазу остановиться особо не на чем. В минувшем году появилась пара отечественных проектов, тесно связанных с популярными фильмам. Но когда в России вышли «Хранители», особо отмечать дебютные потуги отечественных комиксоделов как-то даже неприлично.

Абсолютный шедевр, который обязаны прочесть все, кто мало-мальски интересуется графическими историями! Вот что такое «Хранители» — и неважно, что им уже минуло 20 лет, ведь гениальная книга Алана Мура не имеет срока давности.

(Рецензия на книгу — в № 5 за 2009).

Сюрприз года

Генри Лайон Олди «Алюмен, или Земная опера»

Состоящий из трёх томов роман признанных мастеров фантастики Дмитрия Громова и Олега Ладыженского, которые не раз становились лауреатами нашего журнала, внушает почти священный трепет. Даже сложно его с чем-то сравнивать! Ну разве «Барочный цикл» Нила Стивенсона на ум приходит... Особенно мудрено определить жанровую принадлежность книги. Криптоисторическое фэнтези? Философская фантастика? Мистический детектив? Альтернативная история? Авантюрная НФ? Всё это, вместе взятое, и щепотка ещё чего-то неуловимого!

Испытываемый восторг вовсе не означает, что книга лишена недостатков, — похоже, перед нами как раз тот случай, когда излишняя монументальность сыграла с романом нехорошую шутку. Увы, такова судьба почти всех объёмных произведений: авторам практически нереально удержать на протяжении тысячи с гаком страниц одинаково выдающийся уровень.

Вот, казалось, знаем мы Олди, как облупленных. Но почти каждой новой книгой харьковский дуэт умудряется удивить самого придирчивого читателя. Талант, однако!

(Рецензии на книги — в №№ 3, 5, 10 за 2009).

КНИГА ГОДА

Претенденты: Марина и Сергей Дяченко «Цифровой», Сергей Лукьяненко «Недотёпа», Алексей Пехов «Пересмешник», Дмитрий Казаков «Русские боги», Генри Лайон Олди «Алюмен»

Дмитрий Казаков «Русские боги»

Бросим беглый взгляд на номинантов. Городская компьютерная страшилка о виртуальных ужасах? Забавная авантюрная фантазия? Стильный детективный стимпанк? Монументальное смешение жанров и направлений? Все книги достойные. Почему же мы остановили выбор на «Русских богах»?

Пожалуй, из-за темы книги и поднятых автором вопросов, многие из которых, что греха таить, до сих пор становятся «яблоком раздора» внутри российского общества. Мы никак не примиримся со своим противоречивым прошлым, продолжая бесконечную битву мнений, мифов и иллюзий. До сих пор не нашли успокоения призраки сталинских репрессий и гражданской войны. Ведутся баталии даже вокруг, казалось бы, бесконечно далёких времён Ивана Грозного и Петра Великого! Многие народы оставили свою историю специалистам, вспоминая о ней лишь во время красочных фестивалей да просмотра помпезных фильмов. А мы всё воюем, воюем...

Книга Дмитрия Казакова по-настоящему патриотична — но не пещерным патриотизмом. Ведь любить свою Родину — вовсе не значит ненавидеть все остальные.

Такой фантастики немного, потому мы и назвали лучшей книгой 2009 года роман «Русские боги». Может, хватит уже копаться в прошлом? Давайте лучше помечтаем о будущем!

(Рецензия на книгу — в №12 за 2009).

Итоги 2003 года

КНИГА года: НИЛ ГЕЙМАН «АМЕРИКАНСКИЕ БОГИ»

Итоги 2004 года

КНИГА года: АЛЕКСЕЙ ПЕХОВ «ПОД ЗНАКОМ МАНТИКОРЫ»

Итоги 2005 года

КНИГА года: Сергей Лукьяненко «Черновик»

Итоги 2006 года

КНИГА года: НИК ПЕРУМОВ «ВОЙНА МАГА. КОНЕЦ ИГРЫ»

Итоги 2007 года

КНИГА года: Юрий Бурносов «ЧУДОВИЩ НЕТ»

Итоги 2008 года

Лучший зарубежный роман: Майкл Чабон «Союз еврейских полисменов»

Лучшая зарубежная новеллизация: Карен Тревис «Войны клонов»

Лучшая отечественная новеллизация: Сергей Лукьяненко «Конкуренты»

Лучшее продолжение отечественного цикла: Вадим Панов «Запах страха»

Лучший отечественный роман: Генри Лайон Олди «Гарпия»

Лучший отечественный авторский сборник: Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое»

Лучший отечественный тематический сборник: «Герои. Другая реальность»

Лучший комикс: Марк Миллер «Особо опасен»

Лучшая дебютная книга: Иван Наумов «Обмен заложниками»

КНИГА ГОДА: ЕВГЕНИЙ ЛУКИН «БЫТИЕ НАШЕ ДЫРЧАТОЕ»

2
1 2 3 4
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться