Google+
эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА МИРЫ. WARCRAFT галактические империи RAIMI
Версия для печатиФантасты: Современники. Терри Пратчетт
Кратко о статье: Статья о жизни и творчестве британского писателя Терри Пратчетта, автора знаменитого цикла юмористического фэнтези о Плоском мире.

Демиург Плоского мира

Терри Пратчетт

Если в многомерной Вселенной нашлось место для бога, то я сомневаюсь, что ему есть до нас дело. Мы — это всё, что у нас есть.

Терри Пратчетт

Без Плоского мира жанр фэнтези был бы иным. Замечательный англичанин Терри Пратчетт не просто сочинил серию увлекательных книг об обитателях причудливого магического мира — о, нет! Читатели заполучили настоящую энциклопедию современного общества, отображённого под иным углом зрения. А взглянуть на себя со стороны дорогого стоит! И кто же тот человек, предоставивший нам такую возможность, открывший дверь в самый плоский из миров?

Терренс Дэвид Джон Пратчетт родился 28 апреля 1948 года на юго-востоке Англии, в городке Биконсфилд (графство Бакингемшир — в русскоязычных источниках можно встретить название Бакс, так его сокращают англичане). Стать творческой личностью Пратчетту, что называется, на роду было написано. Дело в том, что родители Терри — выходцы из валлийского города Хэй-он-Вай. Это местечко в графстве Повис именуют «городом книг» — там базируются многие торговцы антикварными изданиями, а на две тысячи жителей приходится более тридцати букинистических магазинов! Немудрено, что в город съезжаются за добычей библиофилы со всей страны. Дело дошло до того, что в 1977 году владелец крупнейшего местного магазина раритетов Ричард Бут объявил Хэй-он-Вай независимым книжным королевством с собой в роли монарха. Правда, сделал он это 1 апреля, в «день дураков»... В общем, любовь к книгам была у Дэвида и Элейн Пратчеттов в крови, и они сполна передали её своему единственному ребёнку.

В Биконсфилде (слева) Терри родился, а в Хай-Уайкомбе учился.

Вольный журналист

Поначалу Терри чтение не слишком жаловал, проводя время в играх. Однако родители подсунули сыну-непоседе сказочную повесть Кеннета Грэма «Ветер в ивах», после чего мальчик, что называется, «пропал». Вскоре фантастика превратилась в излюбленное чтение Терри, особо он восхищался книгами классиков — Герберта Уэллса и Артура Конан Дойла. Впрочем, мальчик охотно читал и авантюрную фантастику американских писателей, и фэнтези, конечно. Кроме того, Дэвид Пратчетт, будучи активным радиолюбителем, привлёк к этому и сына — у них даже была собственная радиоволна Home-brew R1155. Ещё одно увлечение мальчика — астрономия. Он часами мог глазеть в телескоп на звёздное небо, изучал специальную литературу, даже собирал тематические карточки-вкладыши о космосе из пачек чая. И мечтал стать астрономом, но из-за слабого знания математики его грёзам не суждено было сбыться.

Вкладыши из коробок с чаем давно стали предметом коллекционирования.

По натуре Терри оказался ярко выраженным гуманитарием. К тому же он никогда не отличался особым прилежанием в учёбе, заявив позднее, что его главным «университетом» стала Публичная библиотека Биконсфилда. Впрочем, это не помешало Терри с успехом закончить начальную Грамматическую школу имени Джона Хэмпдена в Хай-Уайкомбе, куда переехала семья Пратчеттов после двухлетнего пребывания в Бриджтауне (графство Сомерсет). В 11 лет Терри перешёл на следующую ступень обучения своей «альма матер» — в Высшую техническую школу. Там он активно сотрудничал с журнальчиком Technical Cygnet, где в 1961 году появился его первый фантастический рассказ The Hades Business. Через два года заметно переработанный опус опубликовал профессиональный журнал Science Fantasy; на первый гонорар в 14 фунтов стерлингов Терри приобрёл собственную печатную машинку. В те годы его увлечение фантастикой переросло в истинную страсть — он даже стал активным членом фэндома. Однако через пару лет на интеллектуальное «баловство» попросту не осталось времени — когда Терри исполнилось семнадцать, он бросил школу и пошёл работать.

Решение далось непросто, но Терри принял его осознанно — правда, предварительно посоветовавшись с родителями. Надо отметить, что Дэвид и Элейн отнеслись к поступку сына с пониманием — ведь Терри захотел посвятить себя практической журналистике, желая заработать опыт в «полевых условиях», а не в аудитории. Впрочем, специальной учёбой парень тоже не пренебрегал — сотрудничая с небольшим изданием Bucks Free Press, он попутно регулярно посещал курсы журналистики. А заодно писал свой первый фэнтезийный роман «Люди ковра».

Особо значимым для дальнейшей жизни Пратчетта стал 1968 год. Сначала ему довелось брать интервью у директора небольшого издательства Colin Smythe Limited Питера ван Дьюрена, на которого Терри произвёл хорошее впечатление и тот согласился глянуть на роман амбициозного новичка. Кроме того, во время своих репортёрских подвигов Терри познакомился с милой девушкой Лин Мэриан Парвис. Отношения у них складывались динамично и уже в октябре двадцатилетний журналист стал женатым человеком.

Колин Смайт — издатель, агент и друг.

Дебютный роман Пратчетта показался Ван Дьюрену достойным внимания, однако он всё же колебался, потому отдал рукопись и её автора в руки владельца издательства Колина Смайта. Ещё одно судьбоносное происшествие — ведь именно Смайт вскоре стал главным лоббистом будущего автора бестселлеров и его близким другом. А пока, после некоторой переработки, тщательного редактирования и добавления иллюстраций, «Люди ковра» увидели свет — и случилось это в 1971 году. Не сказать, что книга имела большой успех, — несмотря на весьма лестные отзывы в прессе до многотысячных тиражей было ещё далековато. Но почин оказался положен!

Терри перешёл на работу в другую газету, Western Daily Press, вместе с Лин переехав в сомерсетский городок Роуберроу. Затем в течение нескольких лет Пратчетт ещё пару раз менял поле деятельности — вернулся в Bucks Free Press, перешёл в Bath Evening Chronicle. В 1976-м у Терри и Лин родилась дочь Рианна, стало быть, понадобилось больше денег. Не прекращая заниматься журналистикой и литературным творчеством, Пратчетт нашёл более верный кусок хлеба, став в 1980-м пресс-атташе компании Central Electricity Generating Board, занимающейся атомной энергетикой (ныне РowerGen).

За это время у Пратчетта вышло ещё несколько книг («Тёмная сторона солнца» в 1976 и «Страта» в 1981), но за рамки «перспективного» автора выбиться ему всё никак не удавалось.

В 1983 году появился «Цвет волшебства» — самая первая книга из серии о Плоском мире. И хотя этот роман (по справедливости, скорее сборник повестей) вовсе не произвёл фурора, он всё же стал своеобразным трамплином в литературной карьере и жизни Терри Пратчетта.

Роуберроу и Солсбери — вехи жизненного пути.

Произведения Терри Пратчетта
«Плоский мир» (по хронологии издания)

Романы

«Цвет волшебства» (The Color of Magic, 1983)

«Безумная звезда» (The Light Fantastic, 1986)

«Творцы заклинаний» (Equal Rites, 1987)

«Мор, ученик Смерти» (Mort, 1987)

«Вещие сестрички» (Wyrd Sisters, 1988)

«Посох и шляпа» (Sourcery, 1988)

«Стража! Стража!» (Guards! Guards!, 1989)

«Пирамиды» (Pyramids, 1989)

«Движущиеся картинки» (Moving Pictures, 1990)

«Эрик» (Eric, 1990)

«Ведьмы за границей» (Witches Abroad, 1991)

«Мрачный Жнец» (Reaper Man, 1991)

«Мелкие боги» (Small Gods, 1992)

«Дамы и Господа» (Lords and Ladies, 1992)

«К оружию! К оружию!» (Men at Arms, 1993)

«Интересные времена» (Interesting Times, 1994)

«Роковая музыка» (Soul Music, 1994)

«Маскарад» (Maskerade, 1995)

«Ноги из глины» (Feet of Clay, 1996)

«Санта-Хрякус» (Hogfather, 1996)

«Патриот» (Jingo, 1997)

«Последний континент» (The Last Continent, 1998)

«Carpe Jugulum. Хватай за горло!» (Carpe Jugulum, 1998)

«Пятый элефант» (The Fifth Elephant, 1999)

«Правда» (The Truth, 2000)

Thief of Time (2001)

Night Watch (2002)

Monstrous Regiment (2003)

Going Postal (2004)

Thud! (2005)

Making Money (2007)

Unseen Academicals (2009)

Повести и рассказы

«Мост троллей» (The Troll Bridge, 1992)

«Театр жестокости» (Theatre of Cruelty, 1993)

«Море и рыбки» (The Sea and Little Fishes, 1998)

«Последний герой» (The Last Hero, 2001)

Death and What Comes Next (2002)

«Плоский мир » для детей

The Amazing Maurice and His Educated Rodents (2001)

The Wee Free Men (2003)

A Hat Full of Sky (2004)

Where Is My Cow? (2005)

Wintersmith (2006)

I Shall Wear Midnight (выйдет в 2010)

Дополнительные материалы

The Streets of Ankh-Morpork (1993), соавтор Стивен Бриггс

The Discworld Companion (1994), соавтор Стивен Бриггс

The Discworld Mapp (1995), соавтор Стивен Бриггс (карты)

The Pratchett Portfolio (1996), соавтор Пол Кидби (альбом)

The Arts of Falconrie and Hawking, A Begginners Guide (1998), соавтор Дэвид Ходжес

A Tourist Guide To Lancre (1998), соавторы Стивен Бриггс, Пол Кидби

The Science of Discworld (1999), соавторы: Ян Стюарт, Джек Коэн

Nanny Ogg's Cookbook (1999), соавторы: Тина Ханнан, Стивен Бриггс, Пол Кидби

Death's Domain: A Disсworld Mapp (1999), соавтор Пол Кидби

The Science of Discworld II: The Globe (2002), соавторы: Ян Стюарт, Джек Коэн

Medical Notes (2002)

Thud — A Historical Perspective (2002)

The Discworld Almanak (2004), соавтор Бернард Пирсон

The Art of the Discworld (2004), соавтор Пол Кидби (альбом)

The Science of Discworld III: Darwin's Watch (2005), соавторы: Ян Стюарт, Джек Коэн

A Collegiate Casting-Out of Devilish Devices (2005)

The Unseen University Cut Out Book (2006), соавторы Бернард Пирсон, Алан Бэтли

The Wit and Wisdom of Discworld (2007), соавтор Стивен Бриггс

The Folklore of Discworld (2008), соавтор Жаклин Симпсон

Дорога доблести и славы

Поначалу книги Пратчетта выходили в бумажной обложке небольшим тиражом, отчего первое издание «Цвета волшебства» прошло почти незамеченным широкой публикой. Однако Колин Смайт сумел заинтересовать творчеством Пратчетта редактора более солидного издательства Corgi Диану Пирсон. В 1985-м Corgi успешно переиздало роман: опять в мягкой обложке, но в довольно приличном количестве. Солидным продажам помогла и постановка, которую удалось пробить на четвёртом радиоканале BBC.

В Британии и США книгоиздание делится на несколько потоков. Наиболее престижен выпуск дорогих книг в твёрдом переплёте, хотя тираж их не слишком велик (впрочем, бестселлеры и в таком виде расходятся десятками тысяч экземпляров). Следующая ступень — книги в бумажных обложках стандартного формата: цена пониже, зато тираж побольше. Наконец — покеты: бумажная обложка, карманный формат, низкая цена. Однако тираж здесь может исчисляться миллионами. К примеру, сейчас каждая новая книга Терри Пратчетта расходится на его родине примерно так: в переплёте — около 100 тысяч, в разных видах бумажной обложки — порядка полумиллиона копий. И это только стартовое издание! С дополнительными тиражами и переизданиями ежегодно в Британии продаётся более 2,5 миллионов экземпляров книг Пратчетта.

Ковровые мы!

В 1986-м вышла «Безумная звезда», и Смайту с Пратчеттом стало ясно — чтобы продвигать Терри как писателя, надо заинтересовать его книгами серьёзную фирму. Только так можно стать настоящим автором бестселлеров. Самому Пратчетту очень хотелось пробиться в Gollancz — однако была проблема: ранее там никогда не выпускали фэнтези. Но Смайт подключил свои дружеские связи — в результате три последующие книги Пратчетта о Плоском мире вышли под совместным патронажем Gollancz и Colin Smythe. Рост популярности Пратчетта привел к тому, что Колин перестал быть его издателем, оставшись при этом в роли литературного агента. В конце концов, всё решилось полюбовно: Gollancz публиковал книги о Плоском мире в твёрдом переплёте, а Corgi — в бумажной обложке.

Но оставим дела издательские и вернёмся собственно к Терри. В сентябре 1987 в его жизни случилась новая перемена — он ушёл с постоянной работы на вольные писательские хлеба. Пратчетт даже был согласен потерять в доходах и потуже затянуть пояс на первое время, но этого не случилось — книги продавались хорошо, его популярность росла. Следовательно, с деньгами проблем не возникало. Можно было просто писать, писать и писать! И Пратчетт поймал свой рабочий ритм: в среднем по две книги в год. С каждым новым томом росла его слава — сначала в Британии, затем за её пределами.

Дошёл черёд и до наград. Уже вышедшие в 1987-м «Творцы заклинаний» номинировались на премию журнала «Локус». Через два года «Пирамиды» выиграли Британскую премию фэнтези. Книги Пратчетта всё чаще попадали на первые строчки британского списка бестселлеров, на их основе создавались мультфильмы, теле- и радиопостановки, игры. Огромной популярностью пользовались ежегодные календари, с успехом продавались аудиокниги, псевдонаучные труды о Плоском мире и разнообразные сопутствующие товары — в общем, Терри Пратчетт постепенно превращался в невероятно раскрученного автора бестселлеров. Его подвиги, конечно, померкли на фоне феномена Гарри Поттера, однако успех Ролинг — скорее, не литературное, а общественное явление. А вот по количеству первых мест в книжных хит-парадах Британских островов Терри Пратчетт до сих пор удерживает абсолютное первенство — вне зависимости от жанровой принадлежности. Он — подлинное национальное достояние Королевства!

Не романами едиными жив Плоский мир.

Со второй половины 1990-х слава Терри Пратчетта перекинулась за океан — хотя в Штатах он не так популярен, как на родине, всё же и в Америке книги о Плоском мире регулярно попадают в списки бестселлеров. Пратчетта знает и любит весь англоязычный мир, континентальная Европа, и, конечно же, Россия. Суммарный тираж его книг уже перевалил за 50 миллионов экземпляров. В 1998 году королева Елизавета II наградила Терри Пратчетта Орденом Британской Империи, а в феврале 2009-го он был посвящён в рыцари.

Рианна — дочь, писательница, журналистка и просто красавица.

В 1993 году семейство Пратчеттов оставило Роуберри и переселилось в поместье Domesday в окрестностях Солсбери (графство Уилтшир). Кроме дочери, детей у Терри и Лин больше не было. Любопытно, что Рианна пошла по стопам отца. Правда, пишет она в основном не книги, а сценарии для фэнтезийных компьютерных игр: Mirror's Edge, Dungeon Hero, серия Overlord, диалоги для новой версии Prince of Persia. Занимается Рианна и журналистикой, регулярно сотрудничая с периодическими изданиями игровой тематики.

Это интересно
  • Терри Пратчетт — лауреат множества премий и наград. Наиболее значительные — Медаль Карнеги-2002 за детскую повесть The Amazing Maurice and His Educated Rodents, Британская премия фантастики-1990 за роман «Пирамиды», Мифопоэтическая премия-2005 за повесть A Hat Full of Sky, четыре премии журнала «Локус» в разных номинациях. Пратчетт несколько раз признавался в Британии «автором года», где по тиражам он уступает только Джоан Ролинг. В США Пратчетт по популярности занимает седьмое место среди неамериканских авторов
  • В 2008 году Терри Пратчетт стал рыцарем-бакалавром (Knight Bachelor) — так в Британии именуют людей, получивших титул по воле монарха, но не входящих в рыцарские ордена Соединённого Королевства. Титул рыцаря-бакалавра даётся только мужчинам; у женщин имеется эквивалентное звание «дама Ордена Британской империи». Рыцарь-бакалавр имеет право на титулование «сэр», а по особым монархическим праздникам обязан носить специальный жетон. Титул даётся только за личные заслуги, не являясь наследственным.
  • Пратчетт — один из создателей британского общества по защите орангутанов (Orangutan Foundation UK). Неспроста один из популярнейших персонажей «Плоского мира» библиотекарь Незримого университета относится именно к этому виду приматов!
  • 15 книг Пратчетта переработаны Стивеном Бриггсом в пьесы, три из которых, «Дамы и господа», «Маскарад» и «Пирамиды», обрели сценическое воплощение.
  • Повесть «Джонни и мертвецы» в 1995 году послужила основой телевизионного минисериала на канале ITV. В 2006 году BBC выпустил трёхчасовой телефильм «Джонни и бомба». Для спутникового канала Sky One произведены телефильмы «Цвет волшебства» (2008) и «Санта-Хрякус» (2006). На каналах Thames Television и Channel 4 выходили анимационные мини-сериалы «Роковая музыка», «Вещие сестрички» и «Номы».
  • Романы «Цвет волшебства», «Безумная звезда», «Мор — ученик Смерти» и «Стража! Стража!» преобразованы в комиксы.
  • Произведения Пратчетта послужили основой для игр — текстовых GURPS Discworld и GURPS Discworld Also, компьютерных и приставочных The Colour of Magic, Discworld, Discworld 2: Missing, Presumed...!? и Discworld Noir.

От великого до смешного

Почему цикл о Плоском мире стал настолько популярен? Поначалу Терри Пратчетт сочинял откровенную пародию на жанровые штампы и некоторых особо известных его представителей (вроде произведений о Конане-варваре, Фафхрде и Сером Мышелове, драконах Перна). Но Терри довольно быстро отказался от протоптанной другими дорожки.

Плоский мир начался как своеобразный антидот от плохого фэнтези — в 1970-х нарастал фэнтезийный бум, причем масса книг была откровенно второразрядной штамповкой. Потому мои начальные книги были наполнены маленькими отсылками на творчество других писателей, — причем хороших. Я соединил вместе несколько типичных фэнтезийных вселенных. Я припомнил характеристику, данную журналом Mad сериалу о Флинстоунах: «Динозавры 65 миллионов лет назад в одном мире с современными идиотами». И я попытался проделать нечто вроде этого и со своим Плоским миром. Не каждый показанный там персонаж по-настоящему современен, но они узнаваемы для нас, ибо их взгляды и поступки больше походят на взгляды наших современников... Писать про Плоский мир — это почти то же самое, что быть журналистом.

Терри Пратчетт

Только две первые книги Пратчетта о Плоском мире имели подобие сквозного сюжета. Убоявшись конвейерного творчества, в последующих томах Терри сосредоточился на демонстрации различных уголков своей вселенной. И не прогадал! Впрочем, циклы у Пратчетта всё же имеются, однако какие-то нетипичные. Да, несколько групп или отдельных персонажей переходят из книги в книгу или хотя бы упоминаются в них. Однако если Пратчетту хочется высказаться по поводу какой-либо заинтересовавшей его современной проблемы, он способен надолго позабыть о самых популярных героях, как бы ни возражали против этого раздосадованные читатели. Многие из нас обожают читать фактически про одних и тех же героев. А демиург Плоского мира временами напрочь забывает и про недотёпу Ринсвинда, и про доблестного старичка Коэна, и про стражу Анк-Морпорка. Взамен будто обещает — сейчас я вам такое расскажу! Другого автора давно бы за такие штучки пустили на колбасу, а Пратчетту всё сходит с рук. Настоящий мастер!

От кавалера до рыцаря.

 

Пратчетту удалось избежать ловушки, в которую попадаются слишком многие писатели, успевшие вкусить сладость победы. Под давлением издателей и читателей такие авторы начинают строчить бесконечные сиквелы-приквелы-вбоквелы книг, принесших им признание и денежные чеки. А обильная сериальность слишком часто погребает под собой талант и ясность мысли. Поддавшись этой напасти, автор превращается в узника своей популярности. Его постоянно мучат тревожные мыслишки: а вдруг читателям не понравятся новые герои и сюжеты, вдруг издатели не захотят печатать «неформат»? Под таким бременем, глядишь, и ещё одна потенциально блестящая авторская идея покрывается фальшивой позолотой. Блеск снаружи и абсолютная пустота изнутри...

Но самое главное достоинство Терри Пратчетта — он не просто остроумный, он по-настоящему умный. Пожалуй, его даже можно назвать мудрецом. Но не уныло-напыщенным — категорически нет! Его мудрость из разряда тех, что вызывает искреннее уважение, по крайней мере, у людей интеллектуально развитых. Пратчетта можно назвать Джонатаном Свифтом современности: его книги уместно сочетают в себе искреннюю улыбку (временами переходящую в истерический смех), глубокое проникновение в тайны человеческой души, способность к сопереживанию. Пратчетт способен понять сам и показать другим, что таится в сердце обычного человека. В общем, Терри — чертовски талантливый и умный писатель, чьи книги запросто можно перечитывать по нескольку раз. В жанровой литературе подобное случается нечасто.

Самый плоский из миров

О некоторых подробностях космогонии Плоского мира мы рассказывали в специальной статье («МФ», № 5 за 2004 год), потому напомним лишь вкратце. Перед нами — плоский, как блин, мир, лежащий на спинах четырёх гигантских слонов, которые стоят на панцире исполинской черепахи А'Туин, плывущей в бескрайнем космосе. Плоский мир насыщен магией, хотя там имеется и своеобразная наука. Обитатели Плоскомирья поражают разнообразием — немудрено, ведь иронические стрелы Пратчетта бьют по самым разным мишеням. Герои этого мира, несмотря на изрядный налёт карикатурности, выглядят как живые.

Темы книг о Плоском мире также весьма различны. Тут и размышления о подлинном и мнимом героизме, и проблема свободы мысли и слова, и исследования сути власти... Религия и журналистика, закон и порядок, сказки и равноправие, волшебная сила искусства и мысли о смерти, Шекспир и Призрак Оперы, вампиры и драконы, ксенофобия и патриотизм, Смерть и вера... Иногда кажется, что Пратчетт в своей серии затронул абсолютно все стороны человеческого бытия. Конечно, это пока не так, но сэр Терри настойчиво пытается восполнить пробелы. Так, самый свежий свой роман он посвятил феномену большого спорта — точнее, обожаемого британцами футбола. Оказалось, жители Анк-Морпорка тоже по нему с ума сходят!

Кроме магистральной серии, Пратчетт написал ещё несколько книжек «плоскомирья» для детей, есть и иллюстрированные книги, и сочинённые в основном Стивеном Бриггсом псевдонаучные труды, и шикарные путеводители. В общем, Плоский мир — место, куда можно погрузиться всерьёз и надолго.

Другие фантастические произведения

Джонни Максвелл

«Только ты можешь спасти человечество» (Only You Can Save Mankind, 1992)

«Джонни и мертвецы» (Jonny and the Dead, 1993)

«Джонни и бомба» (Jonny and the Bomb, 1996)

Книги номов

«Угонщики» (Truckers, 1989)

«Землекопы» (Diggers, 1990)

«Крылья» (Wings, 1990)

Романы

The Carpet People (1971)

«Тёмная сторона солнца» (The Dark Side of the Sun, 1976)

«Страта» (Strata, 1981)

Good Omens (1990), соавтор Нил Гейман

Nation (2008)

Школа жизни

Значительный пласт творчества Терри Пратчетта посвящён подрастающему поколению. Его дебютный роман «Люди ковра» был рассчитан на юных читателей — фэнтези о волшебном ковре, внутри которого находится целый мир. В 1992 году книга вышла в сильно переписанном варианте — появился практически новый роман. Другие ранние романы сэра Терри («Тёмная сторона солнца» и «Страта»), ныне, пожалуй, интересны лишь фантастоведам. Даже не верится, что их писал демиург Плоскомирья. Впрочем, в «Страте» проглядывают некоторые идеи, которые Пратчетт активно использовал в последующем творчестве.

На рубеже 1990-х Пратчетт выпустил трилогию о номах — маленьком народце, некогда прилетевшем на Землю. Под давлением обстоятельств остатки номов отправились на поиски нового дома. Как и во многих других своих книгах, Пратчетт блестяще балансирует на грани остроумия и трагизма. Причём «детские» книги Терри настолько насыщены в смысловом и эмоциональном отношении, что их совершенно свободно могут читать и вполне взрослые люди.

Для детей написана и трилогия о приключениях простого английского школьника Джонни Максвелла. С этим спокойным и симпатичным пареньком вечно что-то происходит. То он вступает в контакт с персонажами компьютерной игры, то становится другом кладбищенских призраков, то переносится в годы Второй мировой войны. Пратчетту с удивительным тактом удаётся завязать с подростками вполне уместный диалог. С одной стороны, цикл откровенно пародирует штампы подростковой фантастики, с другой же — временами повести Пратчетта выглядит пугающе серьёзно, без каких-либо скидок на «детскую» развлекательность.

Наконец, одно из последних произведений писателя «Народ», собравшее за нынешний год внушительное количество разнообразных призов, замышляется Пратчеттом началом новой подростковой трилогии (подробнее — в традиционной рецензии на книгу на иностранном языке).

Для детей и взрослых Пратчетт пишет одинаково хорошо.

А вот «взрослых» фантастических произведений, кроме книг о Плоском мире, у Терри Пратчетта немного. Самый известный роман — Good Omens, написанный в соавторстве с тогда ещё не таким знаменитым Нилом Гейманом. Действие этой юмористической фантазии происходит в современном мире накануне вероятного Апокалипсиса. Демон Кроули и его старый друг-противник ангел Азирафал очень неплохо устроились на Земле в качестве полевых агентов Ада и Рая. Однако высшее руководство уже анонсировало Армагеддон... Роман написан в лучших традициях Плоского мира с добавлением страшноватой проникновенности, присущей Гейману.

****

Увы, не всё радужно в жизни знаменитого писателя. Под конец 2007 года стало известно, что у Терри Пратчетта диагностирована редкая форма болезни Альцгеймера. Пока вроде всё нормально, за исключением лёгкой забывчивости, но нынешним летом сэр Терри уже заявил, что предпочёл бы умереть от собственной руки, нежели превратиться в слабоумного маразматика. Будем надеяться, что одному из самых острых умов современности удастся избегнуть столь печальной участи. И мы получим ещё немало забавных, мудрых, занимательных книг, а «рыцарь весёлого образа» Терри Пратчетт останется в нашей памяти навсегда. Ведь настоящие гении не умирают, они просто переходят в иную форму существования!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Keng Di'En
№ 1
20.01.2010, 11:30
Была в журнале хорошая схема, на которой было показано разбиение книг сэра Терри о Плоском Мире на циклы и порядок книг в этих циклах. Очень хорошая схема. Неужели в цифровом виде её не смогли выложить?
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться