Google+
Tolkien SOviet эКРАНИЗАЦИИ тОЛКИНА МИРЫ. «ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» Беседа с создателем Плоского мира
Версия для печатиИстория кино: Экранизации комиксов: история
Кратко о статье: Комикс — одно из популярнейших проявлений массовой культуры. В 20 веке эти графические сюжеты получили свое экранное воплощение в виде особого стиля кинематографа, захватившего совершенно новую жанровую территорию. На сегодняшний день значительная доля современного кино приходится именно на кинокомиксы, о которых и пойдет речь в данной статье...

Зеркало для супергероя

Кинокомиксы: от Тарзана до Палача

Добро должно быть с кулаками,

С хвостом и острыми рогами,

С копытами и с бородой.

Колючей шерстию покрыто,

Огнем дыша, бия копытом,

Оно придет и за тобой!

(Д. Багрецов)

Комикс — одно из популярнейших проявлений массовой культуры. В 20 веке эти графические сюжеты получили свое экранное воплощение в виде особого стиля кинематографа, захватившего совершенно новую жанровую территорию. На сегодняшний день значительная доля современного кино приходится именно на кинокомиксы, о которых и пойдет речь в данной статье.

Немного истории

12 Kb 9 Kb

В 1895 г. на страницах журнала “Truth” появилась рисованная серия “Yellow Kid” Ричарда Аутколта, повествующая о похождениях лопоухого китайского мальчика, одетого в смешную желтую ночную рубашку. После этого около 30 лет подобные произведения не выходили за границы юмористического газетного скетча, пока 7 января 1929 г. не вышел первый драматургический комикс. И сразу о супергерое — по мотивам романов Э. Р. Бэрроуза “Приключения Тарзана”.

Газеты, печатавшие комиксы из серии “Yellow Kid”, специализировались на публикациях сенсационных новостей весьма сомнительной достоверности. Именно это и породило широко известный термин “желтая пресса”

Следующие 20 лет пришлись на триумфальный взлет комиксов, когда практически все ежедневные газеты и еженедельники США тиражировали их миллионами экземпляров. Усилиями художников компании DC Comics родились первые комикс-герои, ставшие стереотипами этого жанра, — Дик Трейси, Супермен и Бэтмен.

В 1950-е индустрия комиксов пережила некоторый спад. С одной стороны, комикс стал разнообразнее — поднадоевших супергероев сменили гангстеры, ганфайтеры Дикого Запада, “черные” истории (“Байки из склепа” и др.). С другой стороны, возросшее изобилие рисованной крови, насилия и секса стало вызывать немалый общественный протест. В итоге, в 1955 г. издатели были вынуждены принять специальный “кодекс чести”, введя для комиксов некоторую цензуру.

34 Kb 40 Kb 12 Kb 38 Kb

Комиксы бывают разные.

С 1961 г. начинается “золотое десятилетие” компании Marvel Comics. После успеха “Фантастической четверки” вся продукция Marvel стала прочно связана с фантастикой. Наибольшее внимание публики выпало на долю Невероятного Халка и Человека-Паука.

Начало 70-х гг. — время идейного кризиса, когда комиксы в США теряют популярность, превращаясь чуть ли не в развлечение малолетних даунов. Однако в 1977 г. выходит журнал “Heavy Metal”, ознаменовавший начало постепенного подъема жанра. Комиксы вновь завоевывают взрослую аудиторию. Их страницы буквально сочатся жестокостью, извращениями и прочими нехорошими гадостями, а устаревший “кодекс чести” летит в мусорную корзину...

Вторая половина 80-х характерна обилием комиксов на все вкусы и возрасты. В конце десятилетия в США впервые издается японская манга “Акира”, буквально ошарашившая читательскую аудиторию в США.

26 Kb

Идеальный супергерой и пародии на него.

22 Kb 32 Kb

Поле битвы — Галактика

В дотелевизионную эпоху многие американские фильмы снимались в виде киносериалов. Каждая серия длилась порядка получаса, демонстрировали их раз в неделю, обычно по субботам на утренних сеансах. Данная продукция предназначалась для детей и подростков. Комиксы идеально подходили для такой аудитории.

Первоначально герои подобных кинокомиксов упорно стремились к звездам. Первооткрывателем был отважный Флэш Гордон. Этот герой из комиксов Алекса Реймонда появился в 1934 г. Атлетичный блондин с рыцарскими идеалами, сын видного ученого, Флэш вступает в непримиримую борьбу с коварным и деспотичным императором Мингом с планеты Монго, пытающимся уничтожить Землю. Спасательная экспедиция, состоящая из Гордона, его подружки — сексапильной Дейл Арден и полоумного ученого Заркова отправляется к звездам...

26 Kb 45 Kb 34 Kb 25 Kb

Звездные войны начались задолго до Лукаса.

12-серийный “Бак Роджерс” (1936) повествует о лейтенанте американской армии, летчике Первой мировой войны. Персонаж впервые появился в повести Филиппа Нолана, на основе которой в 1929 г. создали популярный комикс. Роджерс, попав под действие радиоактивного газа, засыпает на 500 лет, а пробудившись, обнаруживает Америку под властью “красных монголов”. Затем на Землю обрушиваются Загги, пришельцы с Сатурна. Успех картины был скромным. В 50-х и 70-х делались телесериалы, а в 1979 г. появился провальный, примитивный “Бак Роджерс в XXV веке” Д.Хеллера.

Рожденный супергероем

Квинтэссенцией общих комиксовых мотивов и самым известным урожденным героем является Супермен (появился в 1938 г. в недрах DC Comics).

Досье № 1 — Супермен. Имя — Кал-Эн, уроженец погибшей планеты Криптон, откуда родители успели переправить его в специальной капсуле на Землю. Был усыновлен простой фермерской семьей из американской глубинки. Под именем Кларка Кента поступил на работу в “Дейли Плэнет”, крупнейшую газету города Метрополис. Тайно влюблен в репортершу Луизу Лэйн, которая, в свою очередь, увлечена Суперменом — загадочным защитником справедливости и романтическим спасителем (любовный треугольник, ставший одним из штампов супергероического комикса). Умеет летать, нечеловечески быстр и силен, практически неуязвим. Исключительно порядочен, благороден, умен, немного застенчив. Главный враг — гениальный ученый и босс преступного мира Лекс Лютор. Символ — синий комбинезон в обтяжку, красные плащ и сапоги, стилизованная буква “S” на груди.

Уже в начале 40-х годов вышло порядка 20 мультфильмов студии Флейшеров, а в 1948 г. появился первый киносериал с Кирком Олином. Однако фильм не имел особого успеха, прежде всего из-за обильного использования мультипликации (как только Супермен поднимался в воздух, он становился рисованным). И в 1950 г. новая картина, опять с Олином, была уже чисто игровой — “Аттомен против Супермена”. Затем настал черед “Супермена и людей-кротов” (1951) с Джорджем Ривзом, который играл и в телесериале 1953-1957 гг. Супермен надолго поселился на телевидении, пока в 1978 г. за него не взялся Ричард Доннер.

Одним из традиционных требований к экранизации комикса является сохранение духа и стиля первоисточника. Доннеровский “Супермен” получился одновременно и наивно-романтическим в духе “золотых” 40-х, и вполне современным, как по отдельным сюжетным поворотам, так и, прежде всего, в области спецэффектов (“Оскар” 1979 г.). Стоит отметить и яркие актерские работы — Кристофер Рив/Супермен и Джин Хэкмен/Лекс Лютор. Неудивительно, что фильм стал кассовым рекордсменом. В 1983-1987 гг. было снято еще три картины с почти тем же составом, которые, однако, по всем параметрам уступали оригиналу. Кроме того, в 1985 г. вышла “Супердевушка” Жанно Шварца, также не снискавшая лавров.

27 Kb

Супермен — на все руки мастер. А вот его кузина явно подкачала...

39 Kb 10 Kb 14 Kb 25 Kb

Из других врожденных супергероев можно вспомнить еще Блэйда, принадлежащего к новому поколению “детей” компании Marvel. Его беременную мать укусил вампир, поэтому мальчик, сохранив многие человеческие качества (например, он не боится солнечного света), приобрел и вампирские сверхспособности — силу, скорость и трудноубиваемость, став профессиональным истребителем кровососов. В 1998, 2002 и 2004 гг. вышло три ленты о Блэйде (Уэсли Снайпс). Все картины отличаются ураганным драйвом, жесткостью и довольно средним коммерческим успехом (впрочем, их бюджет был относительно невысок).

27 Kb 32 Kb

Блэйд — одинокий волк, Люди Х предпочитают охотиться стаей.

29 Kb

“Люди Х” — гораздо более кассовый кинокомикс, повествующий о целой бригаде супергероев. Это генетические мутанты, плоды повальной урбанизации и новое звено в цепи эволюции. Обычные люди презирают и боятся их. Одна группа Людей Х во главе с мегателепатом Чарльзом Ксавье пытается мирно ужиться с человечеством. Другая, под предводительством Магнето, хочет поработить или уничтожить обычных людей. Обе группировки ведут непримиримую борьбу. В 2000 и 2003 гг. вышли два фильма Брайана Сингера, имевшие значительный успех. Не за горами и третья часть (были еще 4 теле- и мультсериала).

Супергерой поневоле

Эту группу персонажей комиксов объединяет то, что свои сверхспособности они обрели извне. И что для одних — дар, для других — проклятие.

Досье № 2 — Спайдермен (Человек-Паук). Имя — Питер Паркер, тинейджер из Нью-Йорка, подрабатывающий фотографом в газете “Ежедневный Горн”. После гибели родителей в авиакатастрофе живет в семье дяди. Умный, тонко чувствующий, застенчивый отличник-”ботаник”. После укуса лабораторного паука — объекта генетических экспериментов — мальчик обретает ловкость, силу, скорость, способности лазать по отвесным стенам и выбрасывать сверхпрочную нить, что позволяет ему совершать “полеты” в стиле Тарзана. Смерть дяди Бена от рук бандита делает из Питера борца с преступностью. Влюблен в Мэри-Джейн, которая относится к нему лишь дружественно (хотя в комиксе она все-таки выходит за него замуж). Главный враг — Гарри Осборн, ненавидящий Спайдермена, так как в единоборстве с ним погиб его отец, сбрендивший ученый Норманн, он же Зеленый Гоблин. При этом Гарри и Питер Паркер — лучшие друзья (еще один роковой треугольник). Символ — трико и капюшон красно-синего цвета с орнаментом в виде стилизованной паутины.

Комикс Стэна Ли появился в 1962 г., являясь, фактически, подростковой репликой Супермена. В 1977-1979 гг. прошел довольно успешный телесериал, а также 7 мультсериалов.

Фильм 2002 г. (реж. Сэм Рэйми) стал мегаблокбастером, моментально сотворив из Тоби Макгуайра “звезду”. Если сиквел будет иметь хотя бы половину успеха оригинала, долголетняя слава ему обеспечена. Картина затронула души подростков — ведь Питер Паркер стал супергероем, не являясь ни пришельцем, ни миллиардером, а обычным парнем.

28 Kb 32 Kb

Одним достаются слава и деньги, другим — плевки и насмешки. А ведь разницы почти не видать...

Клоном “Человека-Паука” является “Сорвиголова” (комикс выпускается с 1964 г.). Попав под облучение, Мэтт Мердок потерял зрение, но, как говорится, стал “нюхать и слышать хорошо” — приобрел способности различать людей по запаху, чувствовать их сердцебиение и мгновенно реагировать на любые движения. Став адвокатом, он принялся шастать по ночным улицам города и творить правосудие при помощи кулаков да ног. Кинокартина 2003 г. (реж. Марк Стивен Джонсон), хотя и стала блокбастером, получила более чем скромные оценки и у критиков, и у большей части зрителей. Да и исполнитель главной роли Бен Аффлек с отвращением отказывается сниматься дальше. Поэтому сиквел возможен, но сомнителен; правда, грядет спин-офф “Электра”.

Еще одному “супергерою поневоле” приобретенные сверхспособности полностью поломали жизнь.

Досье № 3 — Невероятный Халк. Имя — Роберт Брюс Баннер, ядерный физик. Родился на военной базе, где работал его отец Брайан. Спятивший папаша испытывал на своем сыне изобретенный им препарат “бессмертия”, извлеченный из земноводных. После того как Брайан в припадке безумия убил жену, его поместили в психушку, а Брюса отдали на воспитание тетке. Облучившись во время несчастного случая, он приобрел способность при вспышке гнева превращаться в гигантского зеленокожего Халка. Практически неуязвим, суперсилен, быстр и прыгуч, имеет способность к регенерации. При этом Халк — больше животное, чем человек, так как теряет почти весь разум и возможность говорить. Еще один недостаток — то, что превращение часто происходит спонтанно, против желания Баннера. Враги — сбежавший из дурдома папочка, также ставший монстром, и военные, всячески пытающееся отдать Халка на опыты. Однако главный враг Брюса Баннера — сам Халк.

Халк “родился” в 1962 г. О нем было снято 8 телефильмов и 3 мультсериала. В самом популярном игровом сериале начала 80-х Халк был двухметровым громилой со зверским выражением лица (роль “сыграл” культурист Лу Ферриньо). В 2003 г. вышел фильм продвинутого режиссера Энга Ли, имевший определенный успех. Картина производит странное впечатление — в ленте много околонаучной болтовни, и выглядит она нудновато. Но стоит зрителю, наконец, проникнуться сочувствием к герою, как появляется компьютерный зеленый уродец, начинающий крушить все подряд. До крайности нелепо и глупо. Возможно, сиквел будет более цельным.

22 Kb

Как ни странно, зеленый урод стал гораздо популярнее патриотического красавца.

21 Kb 30 Kb

Технический супергерой

Следующая группа не обладает никакими сверхспособностями. Это просто тренированные ребята, на вооружении которых стоит фантастическая техника. Самым известным из них, безусловно, является Бэтмен (создан Бобом Кэйном в 1940 г.).

Досье № 4 — Бэтмен (Человек -- Летучая Мышь). Имя — Брюс Уэйн, миллиардер из Готэм-Сити. Его родителей убили уличные грабители прямо на глазах мальчика, который поклялся отомстить всем преступникам. Имеет легкий сдвиг на почве летучих мышей, живущих в пещерах под его родовым поместьем. Умен, находчив, ловок, отлично тренирован. Очень богат и оснащен по последнему слову техники — “бэтмобиль”, “бэтоплан” и т.д. Помощники — дворецкий Альфред (позже появились юноша Робин и Бэтгерл). Враги — маньяк-гангстер Джокер, зловещий Человек-Пингвин, капризная Женщина-Кошка, психопат-ученый Энигма и другие, не менее колоритные, персонажи. Символ — черные пуленепробиваемые костюм, плащ и полумаска со стилизованными острыми ушами, а также силуэт летучей мыши на груди.

Бэтмен — одна из знаковых фигур мира комиксов. Это не просто супергерой, а страдающий человек, пожираемый изнутри своими демонами. Для позднего Бэтмена, переработанного Фрэнком Миллером в 1980-х гг., борьба с преступниками из благородного действа превращается в своеобразный наркотик.

Первый фильм Л. Хиллера появился в 1943 г. Там герой сражался с японскими шпионами. Также были сделаны 3 теле- и 5 мультсериалов. В 1966 г. вышел крайне нелепый кинофильм Лесли Мартинсона, созданный в стилистике бондианы. Затем эстафету принял Тим Бертон, снявший 2 картины — “Бэтмен” (1989) и “Бэтмен возвращается” (1992), а также продюсировавший ленту Джоэла Шумахера “Бэтмен навсегда” (1995).

35 Kb 29 Kb 17 Kb 27 Kb

Бэтмен и сейчас живее всех живых!

Главное достижение Бертона, активно используемое во всем современном жанре кинокомиксов, — это фантасмагорическая визуализация экранного действа, синтез приключенческого сюжета, изысканной работы художников, гримеров, декораторов. Особенно выразителен “Бэтмен возвращается”, в гротескной стилистике которого Бертон явно использовал идеи немецкого экспрессионизма 1920-х годов. Режиссер возвел детские развлечения в ранг Искусства, и Америка пала к его ногам — все три картины стали блокбастерами. Однако “Бэтмен и Робин” Д.Шумахера (1997) пользовался значительно меньшим успехом. Возможно, дело в не очень удачном сценарии и выборе исполнителя главной роли. Если Майкл Китон и Вэл Килмер выглядели, каждый по-своему, почти живыми людьми, Джордж Клуни смотрелся как деревянный болванчик. В 2005 г. появится приквел “Бэтмен: Начало” Кристофера Нолана с Кристианом Бэйлом (наиболее известным по ленте “Эквилибриум”).

20 Kb 23 Kb 28 Kb

Как ни тянись, Шак, до Брюса Уэйна тебе далеко. Даже если это Джордж Клуни. Может, Женщине-кошке повезет?

Еще более технически навороченный супергерой — инспектор Гаджет, комедийная версия “Робокопа”. В 1999 г. Walt Disney Pictures выпустила милую ленту об охраннике Джоне Брауне, который, пострадав от взрыва, попал в секретную лабораторию, где его оснастили тучей механических наворотов (хотя сиквел 2003 г. был менее удачен). На этом фоне жутким убожеством выглядит чернокожий Стилмен, сражающийся на улицах современного Лос-Анджелеса с местной шпаной. Фильм “Сталь” (1997) не спасло даже участие знаменитого баскетболиста Шакила О’Нила, настолько бездарным оказался сюжет.

На грани реализма

Третья группа супергероев почти лишена фантастических черт. Или точнее, фантастика играет здесь лишь вспомогательную роль — например, некоторые предметы, вроде супероружия или невероятных средств передвижения.

Полицейский детектив Дик Трэйси, герой комикса Честера Гулда (выходит с 1931 г.), борется с гангстерами времен “сухого закона”, а позже с террористами, маньяками и прочими паразитами общества. Кроме острого ума, кристальной честности и неподкупности, у него нет больше ничего (правда, у героя комикса имеются и технические приспособления а-ля Бэтмен — наручный видеотелефон и суперавтомобиль). Всего вышло более 10 кино-, теле- и мультфильмов, но самой знаменитой стала авторская работа Уоррена Битти (1990), где он сыграл и главную роль. Достоинства картины — в особой визуально-стилизованной манере, оригинальном гриме и отличных актерах. Фильм стал хитом и получил 3 “Оскара”.

31 Kb 30 Kb 19 Kb

Ничего себе метаморфоза — от детектива-джентльмена до убийцы-палача!

Досье № 5 — Палач/Каратель. Имя — Фрэнк Кастл (урожденный Кастильоне), итало-американец из нью-йоркского района Куинз. Ветеран Вьетнама, бывший “морской котик”, работавший инструктором на военной базе. После того, как его жена и сын были по ошибке убиты во время гангстерской разборки, дезертировал и начал собственную войну против криминального мира. Блестяще владеет разными видами оружия, отлично тренирован, абсолютно беспощаден. Враги — все, кого он считает преступниками. Символ — майка со стилизованным черепом на груди.

Этот герой, созданный Джерри Конвеем, — олицетворение нового поколения “взрослых” комиксов. Классические супергерои — всегда защитники, они борются со злодеями, либо охраняя слабых, либо отвечая ударом на удар. Палач — маньяк и психопат, которому ничего не стоит убить безоружного человека, если он считает его преступником.

Вышедший в 1989 г. фильм Марка Голдблэтта с Дольфом Лунгреном был жестоким боевиком, лишенным всякого намека на свою комиксовую принадлежность (у героя даже черепа на груди не было). Новая картина Джонатана Хенсли более приближена по духу к оригиналу, хотя в нее и внесены определенные сюжетные изменения.

Новые кинокомиксы

В 2005-2007 годах должны появиться продолжения — “Люди Х-3”, “Халк-2”, “Каратель-2”, “Человек-Паук — 3”, “Блэйд-4”, приквел “Бэтмен: Начало”. Возможен спин-офф “Бэтмен против Супермена”, а также ремейки “Супермен” и “Капитан Америка”. Выйдут также и новые работы — “Люк Кэйдж”, “Электра”, “Железный человек”, “Призрачный наездник”, “Ник Фьюри”, “Черная Вдова”, “Фантастическая четверка”.

38 Kb

“Фантастическая четверка” — этих ребят нам еще предстоит увидеть в деле.

* * *

Мир кинокомикса разнообразен. Кроме легиона супергероев, есть еще и приключенческие комиксы, и комиксы для детей, и мистико-фэнтезийные графические новеллы, и истории мега-злодеев. Но об этом — как-нибудь в другой раз.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться