Google+
Tolkien SOviet кАМША ЭПИК Тёмная сторона города Фантастические воры
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. «Ночной дозор»
Кратко о статье: 2004 год. Лето. Москва. В узкой тени пятисотметровой Останкинской иглы я поднимаюсь по ступенькам телецентра. Очередь за пропусками. Охрана. Условленные слова. Лифт привозит меня в колыбель самого нашумевшего российского кинопроекта — на этаж Первого канала, где делают “Ночной дозор”....

Рецензия на фильм "Ночной дозор"

Предрассветные сумерки российской кинофантастики

Жанр: экранизация “Ночного дозора” (городское фэнтези с элементами научной фантастики и современной готики)

Производство: Киностудия “Таббак” / Базилевс продакшн / Первый канал

Режиссер: Тимур Бекмамабетов

В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Виктор Вержбицкий, Жанна Фриске, Илья Лагутенко, Мария Порошина

Премьера: 8 июля 2004

20 Kb

Желтая аварийка — один из самых запоминающихся образов фильма.

2004 год. Лето. Москва. В узкой тени пятисотметровой Останкинской иглы я поднимаюсь по ступенькам телецентра. Очередь за пропусками. Охрана. Условленные слова. Лифт привозит меня в колыбель самого нашумевшего российского кинопроекта — на этаж Первого канала, где делают “Ночной дозор”. Сегодня на закрытом просмотре я увижу первый фантастический фильм новой России — чтобы успеть рассказать о нем читателям августовского номера “Мира фантастики”.

Сюжет

Бич всех экранизаций — первоисточники; проклятие всех первоисточников — экранизации. Так повелось. “Почему вы сняли это не так, как в книге, почему эти важные сцены не вошли, а другие вы высосали из пальца” — повод придраться к любой экранизации, от “Властелина колец” до “Человека-паука”. “Ночной дозор” отвечает на эти вопросы двумя словами — именем “Сергей Лукьяненко” в списке сценаристов. История о том, как и сколько раз перекраивался сценарий фильма, известна — можно считать, что финальный вариант устроил и кинематографистов, и литературного мэтра. А зрителей и, что еще важнее, читателей?

25 Kb 23 Kb

Дежурная отговорка №1 (“фильм не резиновый”) не действует: в пару часов экранного времени уместилось столько же событий, сколько и в первую часть книги, если не больше. Дежурная отговорка №2 (“не все можно снять так, как оно написано” объясняет пролог с заключением Договора, исторические изыскания Бориса Ивановича, черных догов на крыше финального сражения, поход за кровью к Костиному отцу. Последняя сцена, кстати, выглядит затянутой и держит неискушенного зрителя в недоумении: неужели Антон тоже вампир? Наконец, третья и самая радикальная дежурная отговорка — фильм и книга суть две разные вещи, и требовать сюжетного соответствия нельзя. На эту отговорку можно списать все, что угодно — пока “Ночной дозор” остается “Ночным дозором”, а не, скажем, “Приключениями Буратино”. А в том, что подобного превращения не произошло, сомневаться не приходится.

17 Kb

Бутафорской крови не пожалели даже на самого маленького героя.

Сравнивая сюжеты фильма и книги, поневоле припоминаешь идею Роджера Желязны об Отражениях. Ключевые моменты: охота за вампиром, освобождение Ольги, воронка над Светланой, переход Егора к Темным — остались неизменными. Но события в промежутках, причины и следствия, поступки и мотивации зачастую совершенно другие. Фактически Лукьяненко дал нам альтернативную версию знакомого сюжета. Все равно, как если бы во “Властелине колец” Гэндальф оказался женщиной или Арагорн разгуливал бы без штанов.

25 Kb

Нельзя сказать, что сюжет фильма проигрывает книжному: некоторые находки, например, то, что Егор оказывается сыном первой жены Антона, сыграли явно на пользу киноверсии. С другой стороны, отход от дел и, возможно, сумасшествие (как объясняет нам официальная интернет-страница) секс-гиганта Игната выводит этого персонажа из дальнейших серий — а ведь по книге ему предстоит еще надолго разлучить Антона и Светлану. Значит, будем ждать новых альтернатив. Объяснение подобной перекройке сюжета я могу найти только одно: сценаристы стремились сделать фильм непредсказуемым и интересным для тех, кто внимательно читал книгу и мнит себя ее знатоком. Фильм для поклонников Лукьяненко? Возможно.

Мир

29 Kb

А ручки-то — вот они!

Продолжим развивать идею Желязны. В Отражениях все должно быть похоже и одновременно по-другому. Так и с концепцией мира. Бессрочный в книге Договор действует в фильме “всего” тысячу лет. Если в романе изображаются пусть и не пресные, но будни московских Дозоров, то фильм ставит нас перед лицом мирового апокалипсиса, когда от действий героев зависит судьба всей планеты. Глобальный масштаб событий переводит зрительские эмоции на более высокий уровень. После финальных слов о пришествии Великого Темного выходишь из зала с весьма тяжелыми чувствами, даже если “знаешь продолжение”. Впрочем, знание это весьма призрачно: нам дают понять, что кинематографисты создают другой мир, в котором может и не быть места оптимистичной (для Светлых, разумеется) концовке книжной трилогии.

Основы магической составляющей также претерпевают изменения. Первое, что бросается в глаза — в фильме мы почти не видим Сумрака, он становится скорее теоретическим понятием, чем фактом из повседневной практики. Спору нет: сереющие и каменеющие тела смотрятся зрелищно, однако полноценного Сумрака как эмоционального слоя нам так и не показывают. Печально, ибо, судя по качеству спецэффектов, Сумрак мог бы выйти ярким (если к нему вообще применимо такое определение) и запоминающимся.

45 Kb 25 Kb

Такие привычные московские шестнадцатиэтажки...

Темные очки на воине Света: цитата из “Матрицы”?

Мага третьего уровня Городецкого явно понизили в ранге: вампира он видит только в зеркале и оказывается перед ним почти беспомощным. Конечно, все это прибавляет драматизма и зрелищности, но противоречит здравому смыслу: не стал бы Борис Иванович посылать на опасное дело неумелого оперативника. Сама же визуализация магии удалась: набившие оскомину молнии и огненные шары заменены фонариками, лампами дневного света, посохом из позвоночника, черными догами, наконец — все это удачно создает атмосферу фэнтезийной современности. Не говоря уже о гениальных “катастрофах на завтра” в окошке интернет-поисковика.

Картинка

Новый российский кинематограф оттачивает свое мастерство на рекламных роликах, и многое сказано. На телевизионных роликах “Ночного дозора” это сказалось наиболее сильно. Резкие смены кадров, предельная информационная насыщенность, ритмичная музыка... Сделать из самого фильма двухчасовой рекламный ролик, этакого “Ван Хельсинга” по-русски у режиссера не получилось. К счастью — и к сожалению тоже. Лично у меня не создалось цельного впечатления от фильма: кажется, будто режиссером руководила общая идея снять экранизацию “Ночного дозора”, а уж каким образом это сделать — не главное.

24 Kb 25 Kb

В московском метро тесно даже Светлому магу.

Осветителей вызывали?

Жанр лукьяненковского романа обычно определяется как “городское фэнтези”. С большой натяжкой можно сгруппировать его с современной готикой — из киноновинок наименее далеким мне представляется “Другой мир” (Underworld). Визуально фильмы схожи: мрачные планы и декорации, обилие крови — последней в “Ночном дозоре” даже слишком много. Однако события, запечатленные кинокамерой, не вполне вписываются ни в рамки городского фэнтези, ни в законы готического жанра. Отрывающаяся от самолета заклепка, падающая труба ТЭЦ, гаснущие огни Москвы, да и всеобщее ощущение надвигающегося апокалипсиса превращают “Ночной дозор” в мистический фильм-катастрофу. Второстепенная сюжетная линия воронки над Светланой визуально выходит на первый план и яркими образами затмевает главную интригу, связанную с проблемой выбора Егора. Но армагеддона, по крайней мере, прямо сейчас и для всей Москвы, не происходит — нагнетаемое ощущение катастрофы остается без выхода. Мистического боевика из фильма также не вышло: слишком велики промежутки между сценами “мочилова”, да и не связываются они в целое. В итоге — жанрово “Ночной дозор” неоднороден. К счастью, разрешения этой проблемы можно ожидать в продолжениях.

40 Kb 17 Kb

Пролог “Ночного дозора” вызывает в памяти кадры из “Властелина колец”.

Входит в Сумрак Егор пока самостоятельно, а вот обратно...

Об исполнителях ролей. Старшее поколение — сплошь народные и заслуженные, предводительствуемые звездой Меньшовым. Меньшов, надо признать, оказался на высоте: Борис Иванович (aka Гесер) вышел у него убедительным и запоминающимся. Младшее поколение преимущественно знакомо нам по шоу-бизнесу и отечественным сериалам. Певческая карьера Жанны Фриске даже была обыграна в сюжете — что дало повод для удачного контраста “Лужники — Большой театр”. В целом, игра актеров — скорее плюс фильма, чем минус, хотя некоторые моменты (“сумасшествие” Игната, вопль Светланы) показались мне несколько неудачными.

16 Kb

Завулон. Хоть и Темный, а обаятелен донельзя.

Сумма

“Ночной дозор” замечателен не сам по себе, а как первая ласточка нового российского фантастического кино. Первая серия фильма честно заслуживает просмотра в кинотеатре. Фильм выигрывает, если не воспринимать его в отрыве от “бумажного” оригинала. Отдельные недочеты простительны для первого блина, и я уверен, будущие серии “Ночного дозора” будут сделаны на еще более высоком уровне.

Зрелищность: 7

Сюжет: 10

Стиль/Атмосфера: 7

Режиссура: 6

Актерская игра: 8

Оценка МФ: 8

* * *

Москва. Лето. 2004год. Я спускаюсь в холл телецентра, прохожу охрану на выходе... Ловлю себя на том, что пытаюсь краем глаза найти другую охрану — ту, что “не для всех”. Улыбаюсь и ухожу в сумрак, отбрасываемый Останкинской иглой.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться