Google+
Вселенная Mortal Kombat КЛАССИКИ. ФРЭНК ГЕРБЕРТ Мифология Средиземья Нанороботы
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Комиксы
Кратко о статье: История комиксов от наскальной живописи до современной многомиллионной индустрии.

Эволюция

Комиксы

Говорят, к хорошему привыкаешь быстро. Однако комиксы у нас по-прежнему остаются заокеанской экзотикой. Там это многомиллионная индустрия с гигантскими национальными конвентами, батальоном писателей, армией художников и успешными взрослыми мужчинами, готовыми продать почку ради первого выпуска «Человека-паука». А мы в лучшем случае можем найти в библиотеке подшивку «Весёлых картинок» за 1956—2009 годы или тонкие тетрадки комиксов сомнительного происхождения, лежащие на витринах книжных магазинов где-то между детскими раскрасками и календарями садовода. Об истории комиксов в таких условиях как-то даже и не задумываешься...

Что самое интересное, комиксы (от греческого komicos — «комедийный») не имеют точного определения. С некоторой натяжкой к ним можно отнести даже наскальные рисунки, ведь у них тоже был определённый сюжет. Речи перестало хватать для передачи историй ещё тысячи лет назад: людям хотелось наглядности. Простейшее, наиболее логичное решение — объединить литературу с живописью. И греческие фризы, и роспись египетских гробниц — всё это, по сути, ранние комиксы.

Провести границу между комиксами и древними «историями в картинках» довольно сложно. Барельефы и рисунки на вазах не рассказывали, а, скорее, показывали какую-то историю. Точнее, даже не всю историю, а её короткий фрагмент и, как правило, в статике, без сюжетного развития.

Первым «сюжетным» прото-комиксом считается колонна римского императора Марка Траяна. Этот монумент был выстроен в 113 году из 20 блоков каррарского мрамора. Он достигает 38 метров в высоту и сверху донизу покрыт рельефами, повествующими о войне Рима с Дакией (территория современной Румынии). Каждая секция посвящена определённому эпизоду войны и рассказывает о сражениях, переправах, строительствах крепостей. Всего на колонне изображено около 2500 персонажей. Между секциями имеются аллегорические вставки — Победа, держащая щит с именем победителя, образы Дуная, богини ночи и так далее.

Считается, что в комиксе обязательно должны быть «текстовые пузыри». Комбинировать рисунки и текст первыми начали ещё египтяне, однако у них изображения были вторичны по отношению к тексту и иллюстрировали лишь некоторые его эпизоды. Первым примером подробно комментированных рисунков считается гобелен из Байё, представляющий сцены нормандского завоевания Англии. История это весьма интересная и по меркам 11 века даже захватывающая: гобелен рассказывает про битвы, пленения, осады, смерти королей, коронации их преемников, переправу кораблей через Ла-Манш и — интересная мистическая нотка — появление кометы, предвещающей беду. Длина «гобелена-комикса» составляет 70 метров.

«Бумажная Библия» — популярная в Средние века форма изложения библейских притч в виде картинок с короткими текстами. Цитаты и прямая речь иногда размещались около голов персонажей, а сюжетный текст — на свитках.

Начиная с 13 века, речь персонажей перестали размещать вокруг них сплошным текстом. Пращуром современных «текстовых пузырей» стали «текстовые ленты». Первыми так стали делать индейцы майя, а начиная с 13 века — и в Европе.

Так почему же всё-таки «комиксы»? Излюбленной темой средневековых комиксов была междоусобная феодальная резня или библейские притчи. Что тут смешного? Название этому виду искусства дали серии сатирико-нравоучительных картин английского живописца Уильяма Хогарта (1697—1764), писавшего циклы полотен о пороках своей эпохи. Например, серия «Карьера мота» рассказывала о молодом человеке, получившем богатое наследство, но промотавшем его и закончившем жизнь в Бедламе.

В 1840-х годах швейцарский карикатурист Рудольф Тёпфер выпускает серию карикатурных альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена. Это был уже не цикл картин, как у Уильяма Хогарта, а серия «кадров» на каждой странице, снабжённых подписями.

Вероятно, первый случай применения классических «текстовых пузырей» (карикатура 1775 года).

Интересный факт — персонажами первых полноценных комиксов были смешные проказливые дети. На рисунках — комикс Yellow Kid (1896—1898), примечательный тем, что реплики главного героя оформлялись в виде надписей на его жёлтой ночной рубашке, цвет которой, как считается, породил термин «жёлтая пресса», а также Katzenjammer Kids, выпускаемый до сих пор (это старейший в мире комикс — с оговоркой о том, что в его изданиях были длительные перерывы, а сам он менял название и правообладателя).

«Мэтт и Джефф» — первый ежедневный комикс (1907). В начале 20 века комиксы стали на 99% американским явлением. Их популярности в США немало способствовала юридическая война между магнатами Хёрстом и Пулитцером, переманивавших друг у друга художников и яростно судившимися из-за прав на серии комиксов. А если двое гигантов за что-то дерутся, то это явно стоящая вещь. Люди читали в газетах про судебные тяжбы из-за комиксов, а на последней странице их ждали, собственно, эти самые комиксы.

Долгое время комиксы существовали лишь на страницах газет в качестве развлекательных приложений. В 1929 году была издана первая в мире книга комиксов: Famous Funnies. Читателям предлагалось 16 страниц оригинальных комиксов, головоломок и прочего материала для досуга. Идея оказалась удачной, и крупные издательские компании наперегонки бросились зарабатывать лёгкие деньги, выпуская сборники ранее выходивших газетных комиксов. Теперь вместо того чтобы листать подшивку газет, достаточно было купить книгу.

В июне 1938 года издательство Detective Comics (ныне известное как DC Comics) издало первый номер журнала Action Comics. Так состоялся дебют Супермена, ставшего самым популярным героем комиксов за всю их историю. Его появление ознаменовало начало Золотого века комиксов, продлившегося до 1956 года. За 28 лет было придумано порядка 400 супергероев, большинство из которых до нашего времени не дожило.

В 1960—1970-х годах 20 века появился новый вид комиксов — графические новеллы: книги, переведённые в формат рисунков, и отличающиеся от комиксов составом автором (обычно один-два человека), целевой аудиторией (как правило, это издания для взрослых), качеством бумаги и иллюстраций, а, соответственно, и более высокой ценой. Иными словами — высокое искусство.

В 1970-х система продаж комиксов в США радикально изменилась: теперь один крупный дистрибьютор распространял комиксы по тысячам специализированных магазинов, торговавших также сопутствующей продукцией (майками, фигурками и т. п.). Это сыграло роль в ухудшении имиджа фаната комиксов — увлечённые комиксами взрослые люди были теперь у всех на виду, а их чрезмерная одержимость этим жанром массовой культуры подвергалась насмешкам. Комиксы подорожали почти вдвое, стали менее динамичными, их начали «растягивать» в длинные сериалы. Фанаты были вынуждены покупать каждый выпуск, чтобы хоть как-то ориентироваться в сюжете. Предпочтение стало отдаваться мрачным историям и антигероям. Сегодня комиксы в США переживают период депрессии. Их популярность не идёт ни в какое сравнение с тем, что творилось 40—50 лет назад, а герои «рисованных картинок» приносят гораздо больше денег в компьютерных играх и кино.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Резчица
№ 1
12.01.2010, 19:45
Никогда не любила комиксы. Как-то раз мне привезли из Америки целую кучу каких-то считавшихся там отличными, так я их все читала только в отхожем месте. Терпеть не могу когда растягивают сюжет, а еще ненавижу когда пропускаешь случайно выпуски и теряешь нить повествования. Хотя рисунки мне порой очень нравились.
Подумать только еще в средневековье таким забавлялись. Отличная статья узнала много нового.
Bad 13
№ 2
13.01.2010, 19:45
Хорошо
Резчица, ну не знаю. Я наоборот в детстве любил комиксы (правда не так как серьёзные книги) правда серьезным фанатом их не был. Кстати первые комиксы, побывавшие у меня в руках были отечественного производства. Вроде про медведя-изобретателя ;-) Так, что хоть мне попалось всего три журнала с ним воспоминания у меня об этих самых первых были теплыми.
А статья, замечательная, тоже неплохо обогатился.

Последний раз редактировалось Bad 13; 18.01.2010 в 10:46.
gigrey
№ 3
13.01.2010, 20:52
Здесь три главы книги, посвященной "разбору" комикса как явления на составляющие. Книга сделана, само собой, в виде комикса :) Но содержание вполне серьезное и обстоятельное.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться