Google+
Сбывшийся киберпанк ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ Нанороботы Симбионты
Версия для печатиИстория: История. Лабиринты
Кратко о статье: Лабиринты: от жилища Минотавра до гиперкубов, а также кое-что, что поможет вам найти выход из них.

В плену заблуждений

Лабиринты

Следуй своему пути, ибо он существует только тогда, когда ты идёшь.

Святой Августин

...подобно заблудившимся в лабиринте, подумали было, что мы уже у самого выхода; и вдруг, оглянувшись назад, мы оказались как бы снова в самом начале пути, заново испытав нужду в том, с чего начались наши искания.

Платон «Евтидем»

Если верить поговорке, заблудиться можно даже в трёх соснах. Но, строго говоря, весь мир — сплошной лабиринт. Древние мореходы плутали по морям, где отсутствие стен компенсировали гигантские пространства и несовершенство навигации. Несчитанное количество людей сгинуло в лесах, где у них имелось множество путей, но не было направления. Сегодня мы рискуем заблудиться лишь в садовом лабиринте какого-нибудь парка, среди одинаковых домов в незнакомом городе или тоннелях пещеры во время спелеологической экскурсии. Потеряться становится всё сложнее, и мы потихоньку забываем, что представляют собой лабиринты и почему они существовали.

В лабиринте истории

Египет, Крит, Индия, северная Европа, Северная Америка... Почему культуры, отдалённые друг от друга тысячами лет и тысячами километров, с одинаковым упорством строили лабиринты? Путаная система ходов, где кратчайшая дорога из точки А в точку Б оказывается самой длинной из всех возможных, интересовала людей едва ли не с эпохи неолита.

В начале нашего тысячелетия Плиний Старший называл четыре самых известных в мире лабиринта: Критский, Египетский, Лемнийский и Итальянский. Два последних вызывают у историков сомнения. Лемнийский лабиринт вполне может быть ошибкой переводчиков, особенно если это был храм, находившийся на острове Самос en limnias («в болоте»). А Плиний, описывавший лабиринт в гробнице этрусского царя Порсенны, явно никогда не видел это сооружение воочию и опирался на свидетельства других римских историков, вряд ли способных похвастаться щепетильностью в проверке указываемых сведений.

Следует иметь в виду, что существует два вида лабиринта. Первый представляет собой всего лишь запутанный путь — один, без ответвлений. Второй, именуемый в английском языке maze, — топографическая головоломка, предлагающая множество путей, лишь один из которых верный. Отечественные специалисты иногда называют его «лабиринт-путаница».

Слева — золотой лабрис (музей Ираклиона). Справа — древнейший вид лабиринта, структурно копирующий симметричные лезвия топора.

Легенда о критском лабиринте хорошо известна. Критская царица Персифая несколько лет не приносила жертв Афродите, из-за чего та рассердилась и «наслала на Персифаю любовь к быку». Царица, надо отдать ей должное, не растерялась. По её приказу гениальный архитектор Дедал изготовил деревянную корову, любительница крупного рогатого скота залезла в неё и была покрыта белым жертвенным быком.

Вскоре родился полубык-получеловек Астерий («Звёздный»), обладавший диким нравом и прозванный Минотавром. Царю Миносу это не понравилось и он велел тому же Дедалу воздвигнуть для Минотавра гигантский лабиринт, но не для того, чтобы скрыть мутанта от людей, а наоборот — чтобы защитить их от этого жестокого монстра.

Та же легенда гласит, что Минотавру отдавали на растерзание преступников, а каждые 8 лет вручали ему «бонус» в виде 7 юношей и 7 девушек, присылаемых из Афин в качестве дани за смерть критского царевича Андрогея. Историки это опровергают — нет ни одного свидетельства человеческих жертвоприношений на территории Кносского дворца и Крита вообще.

Троянский лабиринт

По преданию, Трою окружал комплекс стен — настолько запутанный, что всякий, вторгшийся в его пределы, не мог найти выхода. Англичане (а точнее, валлийцы), не отличавшиеся географической щепетильностью, прозвали «тройскими» свои кольцевые лабиринты, выложенные пастухами на вершинах холмов из кусков торфа, — предположительно для ритуальных танцев. Более того, некоторые из них считают Брута Троянского (потомка Энея) первым королём Британии.

«Тройский» лабиринт в Уэльсе и стены настоящей Трои.

В реальности никакого лабиринта в развалинах Кносского дворца не найдено. Оптимисты предполагают, что лабиринтом был сам дворец с многими десятками комнат и запутанной планировкой. Пессимисты ссылаются на Гомера, согласно обмолвкам которого в «Илиаде» Дедал построил лабиринт как... танцплощадку для молодежи, водившей хороводы по его круговым коридорам. Потанцевать было кому, ведь в Кноссе того периода жило до 8 тысяч человек.

Афина и Тесей, убивающий Минотавра.

Реконструированный фрагмент Кносского дворца.

Египетский лабиринт подробнее всего описан Геродотом. По его словам, возле Крокодилополя («Города крокодилов») было построено сооружение, превосходившее грандиозностью пирамиды Гизы. Храм Себека был не просто жилищем для земного воплощения этого бога-крокодила (животное украшали золотом и алмазами, а после смерти мумифицировали с фараонскими почестями) — он представлял собой огромный комплекс из трёх тысяч комнат, половина из которых находилась под землёй и служила усыпальницами, а другая половина поставила Геродота в тупик.

Лабиринт Тохоно О’Одам.

Жрецы долго водили историка по сложнейшей системе переплетающихся коридоров — так долго, что дорогу в усыпальницу было не под силу запомнить ни одному человеку. Хотя не исключено и то, что Геродота просто водили кругами некоторое время, дабы создать иллюзию лабиринта, призванного не только защищать храм от грабителей, но и символизировавшего жизненные мытарства человека.

Здание было построено из гранита и включало в себя три корпуса общей площадью около 70000 квадратных метров, однако до нашего времени дошли лишь некоторые обломки — с закатом египетской цивилизации лабиринт попросту растащили на другие стройки.

Греки и римляне не были «лабиринтовыми монополистами». Североамериканские индейцы Тохоно О’Одам, ранее известные как племя папаго, верят в Йитой — бога-создателя, обычно изображаемого в виде человека, стоящего перед радиальным семисекционным лабиринтом, путь по которому начинался из центра. Путь был только один и после долгих петляний приводил к тому же центру, но за стеной от места старта. Понимается этот лабиринт по-разному: как метафора извилистого жизненного пути, женской матки, инструмент медитации или символ стремления к высшей мудрости (в этим смысле интересно, что откуда человек начинал — примерно туда же он и приходит).

Похожие радиальные лабиринты были и у древних индусов, однако они, судя по всему, никогда не воплощались в архитектурной форме, а имели сугубо символическое значение. На фресках майсурского храма Халебид изображен семисекционный круглый лабиринт Чакравюха. Никакой философии или религии здесь и в помине нет — индусы использовали схему этого лабиринта в боевых построениях войск.

Она подробно описана в Махабхарате, причём обе противоборствующие стороны — потомки Куру и потомки Панду — умели выстраивать воинов в Чакравюху, но как преодолеть его, знали лишь четыре героя, включая Кришну.

Чакравюха.

«Лабиринтовое» построение войск было использовано в битве при Курукшетре, с которой началась Калиюга — последняя эра человечества.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться