Google+
Вселенная Горца 100 лучших книг ИНТЕРВЬЮ: ТИМ БЁРТОН РУССКИЙ СТИМПАНК
Версия для печатиБестиарий: Бестиарий. Личи
Кратко о статье: Они перехитрили смерть и по собственному желанию превратились в нежить. Они – величайшие волшебники и самые страшные злодеи всех времен. Они – личи.

Смерти вопреки

Личи

«Смерть — это только начало».

Надпись на гробнице жреца Имхотепа (фильм «Мумия», 1999)

Никому не хочется умирать, но особенно неприятно покидать мир живых тем, кто достиг вершин могущества: как известно, ни богатство, ни власть с собой в могилу не унесёшь. Неужели всё было зря, и накопленные тяжким трудом знания, сила, влияние рассыплются в прах вместе с бренным телом? Величайшие тёмные маги с этим категорически не согласны.

Мало кто превращается в нежить по собственной воле. Даже аристократы мира неумерших, такие как рыцари смерти, обычно обязаны перерождением тёмному магу или божеству. И они не всегда испытывают благодарность по отношению к «благодетелю», что же говорить о низших созданиях — гулях, зомби, призраках? Никто не хочет стать живым трупом, наводящим ужас на всех окружающих.

Никто, кроме личей.

И нет им покоя

Когда срок жизни сильных волшебников или жрецов, не брезговавших тёмными ритуалами и убийствами, подходит к концу, многие из них понимают, что после смерти их не ждёт ничего хорошего. И даже самая сильная магия может лишь на время отсрочить рандеву с Мрачным Жнецом. Напрашивается вывод: если смерть нельзя победить, следует её перехитрить.

Основная проблема, разумеется, в хрупкости и недолговечности вместилища души и разума, также известного как человеческое тело. Вроде бы и недостатков в нём хоть отбавляй, и в то же время без него никак нельзя. А вот подыскать с помощью искусства некромантии более надёжное хранилище для духа вполне возможно. Правда, это требует жертв, но практикующих некромантию волшебников вопросы морали ничуть не беспокоят.

В зависимости от мира детали превращения смертного мага в лича могут отличаться, но общие принципы остаются неизменными. С помощью сложного тёмного ритуала, который обычно требует человеческих жертв, маг переносит свою душу из тела в какой-либо материальный предмет, и тот становится гарантом бессмертия новоявленного лича. Пока этот сосуд жизни, зачастую именуемый филактерией, цел, личу нечего опасаться за своё существование. Теперь, даже если тело будет сожжено и развеяно по ветру, со временем тёмная магия восстановит физическую оболочку. Поэтому единственный стопроцентно надёжный способ расправиться с личем — уничтожить филактерию и после проделать то же самое с телом.

Большинство личей обычным оружием не возьмёшь, необходимы магические клинки.

Естественно, любой более-менее разумный тёмный маг, задумавший продолжить бытие в виде нежити, предпочитает доверять свою душу предметам, которые непросто отыскать и ещё сложнее уничтожить. Например, прекрасно подходит драгоценный камень — его трудно уничтожить, да и найти непросто, особенно если закинуть на дно сокровищницы в подземелье охраняемого замка.

К счастью для охотников на нежить, многие некроманты не вполне дружат с головой (издержки профессии!), а многие из них ещё и склонны к эпатажу. Конечно, вывешивают на всеобщее обозрение сундуки с собственными филактериями лишь форменные самоубийцы вроде Кощея Бессмертного, но многие из личей почему-то помещают души в какие-либо значимые и сравнительно хрупкие предметы вроде книг или посохов, облегчая задачу своим убийцам.

Само слово «лич» имеет германские корни и произошло от слова «leiche», означающего всего лишь мёртвое человеческое тело. Однако уже в начале двадцатого века писатели Роберт Говард и Фриц Лейбер, в историях которых фигурировали неумершие злобные волшебники, стали использовать по отношению к этим созданиям термин «лич». Настоящую моду на этих созданий ввёл создатель настольной ролевой игры Dungeons & Dragons — Гэри Гигакс. Лич появился уже в первой редакции игры и вскоре стал хрестоматийным антагонистом героев. Как и в случае со многими другими популярными фэнтезийными монстрами, современный образ лича сложился в первую очередь благодаря Dungeons & Dragons.

Накопленные за сотни лет жизни и нежизни знания и магические силы — самое надёжное оружие лича.

Чем старше личи, тем сильнее они походят на разложившийся труп. Мало кто из них скрывает внешность с помощью магии.

На крыльях ужаса

Не только люди стремятся к бессмертию, порой этим пороком страдают и такие долгоживущие существа, как драконы. В нежить крылатые ящеры превращаются примерно так же, как и прочие личи, однако их дух может вселяться в тело любого мёртвого дракона, хотя большинство драколичей, разумеется, предпочитают собственное.

Особенное распространение драколичи получили на Фаэруне, где существует культ дракона, фантастичные последователи которого верят, будто неумершие драконы будут править миром.

Далеко не всякого костяного дракона можно отнести к личам. Скажем, могущественные вампиры из вселенной Warhammer зачастую поднимают умерших драконов как зомби, чтобы использовать их в роли верховых животных. А в Эвиале Ника Перумова на кладбищах костяные драконы появляются «естественным» образом из тел обычных мертвецов — как следствие неупокоенности погостов.

Кошмар палеонтологического музея.

Игры со смертью

В третьей редакции Dungeons & Dragons Тэм был персонажем двадцать девятого уровня. Выше, действительно, только боги.

Иногда процесс перерождения в лича происходит постепенно, но чаще всего в процессе ритуала волшебник совершает самоубийство и восстаёт из мёртвых в новом, откровенно говоря, не слишком презентабельном виде живого трупа. Например, в мирах Dungeons & Dragons тёмный маг в ходе «ритуала вечной ночи» создает ядовитое зелье, испив которое, умирает. Если ошибок не было, через несколько дней из могилы поднимется новорождЁнный лич.

Как и вампиры, личи сохраняют личность, все навыки и способности, накопленные ими при жизни. Учитывая, что для проведения «ритуала вечной ночи» требуются недюжинные силы и познания, это уже немало. Ну а за века, проведённые в бессмертном теле, всякий уважающий себя лич превращается в почти бездонный кладезь тёмных знаний и обзаводится армией приспешников, которую обычно составляет нежить рангом помладше. Бросить вызов могуществу личей отваживаются немногие. Зато для опытных героев личи — любимые противники.

Те личи, которым благодаря удаче или мудрости удаётся не закончить жизнь на клинках смертных героев, зачастую достигают невиданных высот власти. Целая плеяда великих неумерших магов всё ещё населяет земли «Забытых королевств». Некоторое из них, как, например, Король Теней Ларлох, возраст которого насчитывает свыше двух тысячелетий, предпочитают не вмешиваться в дела смертных и посвящают себя изучению сложнейших магических секретов.

А вот «молодёжью» вроде двухсотлетнего Сзасса Тэма жители Фаэруна недаром пугают непослушных детей. Хитроумный некромант по праву считается самым влиятельным из лидеров Красных Волшебников Тая — правящей структуры одного из самых агрессивных государств «Забытых королевств». Удивительно, но хотя немногие могут сравниться Тэмом в безжалостности и магической силе, в этом уравновешенном и культурном живом трупе с трудом угадывается макиавеллиевский злодей.

Зачастую превращение в лича — вовсе не предел мечтаний злого мага, а лишь очередная ступенька на пути карьерного роста. Старый соперник Тэма, Велшарун сумел добиться божественного статуса, обхитрив Повелителя бурь Талоса. Впрочем, хотя у него есть и собственное учение, и последователи из числа некромантов и неумерших, в пантеоне Фаэруна он занимает весьма скромное место, как и ещё пара-тройка личей, которым повезло возвыситься до звания бога.

Религия Велшаруна утверждает, что истинные власть и знания лежат лишь на грани между жизнью и смертью.

Создатели Greyhawk сначала придумали руку и глаз Векны, а затем уже лича, которому они принадлежали.

Иное дело — самый известный неумерший бог и вообще лич Dungeons & Dragons — Векна из мира Greyhawk, на который он долгое время наводил ужас. Векна и в бытность простым личом обладал таким могуществом, что ему не чурались прислуживать другие неумершие маги и древние вампиры. Когда один из миньонов попытался прикончить Векну, от великого лича остались лишь кисть руки да глаз, и многие посчитали злодея погибшим. Но он вернулся, обзавёлся новыми последователями и стал богом, которого почитают и за пределами родного мира. А рука и глаз Векны по сей день входят в число самых могущественных артефактов Dungeons & Dragons.

Одна из самых ужасающих способностей демилича — умение выпивать души людей, что, разумеется, приводит к их немедленной и бесповоротной гибели.

Пробраться в число божеств удаётся редкому личу, зато многие из них со временем превращаются в демиличей. Если обычный лич внешне напоминает полуистлевший скелет, то когда он превращается в демилича, от него и вовсе остаётся один лишь череп (реже — другая часть тела), инкрустированная драгоценными камнями. Они-то и становятся новым вместилищем души. На первый взгляд, летающая черепушка выглядит комично и не кажется серьёзным противником. Однако же опыт, знания и магические способности демиличей практически безграничны, что вкупе с практически полным иммунитетом к магии превращает их в опаснейших врагов.

Далеко не во всех мирах личи процветают так, как в Dungeons & Dragons. Один из самых печальных примеров неполноценного лича — Фистандантилус из «Саги о Копье», который долгое время считался самым великим волшебником Кринна. Предвидя свою гибель, он сумел лишь сохранить свой разум в магическом камне, а потом безуспешно попытался вселиться в тело мага Рейстлина. Последний оказался сильнее.

Долгое время бытовало мнение, что лишь отпетый злодей может стать личем — в конце концов, «ритуал вечной ночи» подразумевает принесение жертв и разве пойдёт на такое человек чести? Но, оказывается, даже из этого правила можно отыскать исключения.

Изредка личами становится долгожители-эльфы, которыми двигают благородные побуждения: к примеру, они посвящают всю свою не-жизнь искусству или становятся хранителями своих кланов. Их называют баэлнорами, и им даже не приходится обзаводиться филактерией, ведь жизнь после смерти им даруют боги.

Ещё реже встречаются архиличи — добрые волшебники, которые не успели при жизни завершить какое-то очень важное дело. К примеру, леди Мунстар отважилась на перерождение, чтобы противостоять козням своего злобного братца, также ставшего нежитью.

Фистандантилус долгое время помогал Рейстлину, стремясь вырастить для себя достойного носителя. Перестарался.

Развеем мифы о прекрасных эльфах!

Даже святой Сигмар не смог уничтожить Нагаша — пока стоит чёрная пирамида, он будет возрождаться вновь и вновь.

Трон из костей

С лёгкой руки авторов Dungeons & Dragons личи стали частыми гостями в фэнтезийных играх — как настольных, так и компьютерных.

Во вселенной Warhammer Fantasy Battles нет мага более старого, злобного и могущественного, чем Повелитель Гробниц Нагаш Чёрный. Его биографию можно считать хрестоматийной судьбой лича. С младых лет принц южной империи Хемри обладал невероятными магическими способностями, жаждал отыскать секрет бессмертия и потому начал изучение тёмных искусств. Став великим некромантом, он захватил власть в родной державе и с помощью армий мёртвых попытался захватить близлежащие земли. Когда планы мирового господства пошли прахом, а враги подобрались слишком близко, он превратил себя в лича.

Повелители Гробниц — редкий пример личей, появившихся на свет помимо собственной воли. Впрочем, они не жалуются.

С тех пор Нагаш уничтожил всё живое в родной стране, он дважды погибал, а пепел знаменитого некроманта был буквально развеян по ветру, но спустя сотни лет оба раза возвращался и принимался за старое. А всё потому, что враги так и не удосужились уничтожить вместилище его души — величественную Чёрную пирамиду.

Побочным эффектом деятельности Нагаша стало воскрешение древних правителей Хемри — Повелителей Гробниц, которые и поныне правят этими выжженными землями, где обитает лишь нежить.

Серия ролевых игр Might & Magic — одна из немногих, где личам не отводится роль абсолютных злодеев. Конечно, знаменитый некромант Сандро служил вечным источником неприятностей и повинен во многих конфликтах, сотрясавших Энрот. Зато его коллеги по цеху зачастую присоединялись к партии героев и помогали спасти вселенную от очередной угрозы.

Но самым знаменитым игровым личем по праву следует признать Короля мёртвых из World of Warcraft. Великий шаман орков Нер’зул сглупил, сначала присоединившись к демоническому Пылающему Легиону, а затем изменив ему, и за это был заключён в ледяном троне. Лишённый тела, он всё же продолжал воздействовать на мир и попытался стереть людей с лица Азерота.

Самому ему действовать было несподручно, но он сумел подчинить своей воле могучего волшебника Кел’тузеда, который стал до поры глазами и руками лича. Коварные планы Нер’зула не увенчались успехом, а его подручный погиб, зато он сумел подтолкнуть на путь тьмы принца Артаса. Тот стал рыцарем смерти и разбил ледяную тюрьму покойного шамана, после чего их духи слились воедино и на свет появился Король мёртвых, который с тех пор наводит ужас на весь Азерот. Впрочем, ещё совсем недавно Артас был благородным паладином, да и в бытность свою шаманом Нер’зул не походил на тёмного властелина. Так что порой превращение в лича объясняется не полной жестокостей и зла жизнью, а трагическим стечением обстоятельств.

Первым из литературных личей прославился Тулса Дум — один из самых знаменитых злодеев, придуманных Робертом Говардом. Бессмертный некромант, который утверждал, что впервые умер ещё до появления Атлантиды, стал заклятым врагом Кулла, не раз сражался против Конана и Рыжей Сони и сыграл значительную роль в популяризации образа неумершего волшебника. Говард предпочитал простые характеры и ему это простительно, но, к сожалению, за последние полвека личи слабо изменились по сравнению с Думом, который злодействовал просто потому, что тёмным магам так положено.

Две искалеченных души в одном теле. Не многовато ли?

Король мёртвых вернул Кел’тузеда к жизни и тот стал его самым верным соратником.

Вероятно, именно поэтому писатели «классических» личей не жалуют, избегают этого термина и если уж пишут о неумерших волшебниках, стремятся наделить их уникальными свойствами. Скажем «Тот-Кого-Нельзя-Называть» из сами-знаете-какой серии книжек приобретает бессмертие практически таким же способом, как и классические личи. Однако в отличие от последних, Волан-де-Морт сумел запрятать частицы своей души аж в семь филактерий-крестражей, среди которых были не только искусственные предметы, но и живые существа. И, хотя великий тёмный волшебник постепенно терял человеческий облик, он всё-таки не умирал, чтобы стать бессмертным созданием. И погиб лишь после того, как все семь крестражей оказались нейтрализованы.

Обладает явным сходством с личами и Саурон. Правда, связь владыки Мордора с Кольцом Всевластия куда прочнее, чем обычно у лича с предметом, в котором хранится его жизнь. Другие неумершие маги могут прекрасно себя чувствовать, даже если их филактерия покоится на дне океана, — пока она цела, можно ни о чём не волноваться. Саурон же вложил в Кольцо Всевластия столько своей силы, что как только лишился его в бою, оказался развоплощён и потерял почти всю свою силу. Дух Саурона продолжал существовать, пока Кольцо не было уничтожено, зато стоило ему пасть в пучину Роковой горы, как с тёмным властелином было покончено.

Он жаждал бессмертия, а стал ходячим трупом при жизни.

Звёздный бессмертный

Он просто не хотел делиться знаниями.

Не только в фэнтезийных мирах, но и в далёкой галактике нашлось место для личей. Многие из древних ситхов умели сохранять свои души после смерти в амулетах, голокронах или гробницах. Конечно, это нельзя назвать жизнью после смерти в полном смысле, но таким образом адепты тёмной стороны Силы получали возможность влиять на мир живых и не раз сбивали с пути истинного джедаев. Особо выдающимся ситхам удавалось добиться большего: к примеру, дух Карнесс Муур, заключённый в амулет, подчинял своей воле тех, кто надевал красивую побрякушку. К счастью для галактики, последний носитель амулета — джедай Старой Республики Селеста Морн — оказалась не по зубам Мууру, а затем Кейд Скайуокер уничтожил артефакт.

Ещё дальше Муура в познании тёмной стороны зашёл лорд ситхов по имени Дарт Андедду, который сумел сохранить контроль над разумом и телом даже после смерти. Правда, скрываясь от врагов и завистников, гениальному ситху пришлось заживо похоронить себя на удалённой планете. Он вернулся к жизни спустя многие тысячелетия, высосав жизнь одного из своих последователей, но лишь для того, чтобы погибнуть от руки молодого ситха Дарта Уирлока, пытавшего выведать секрет бессмертия.

***

Немного в бестиариях найдётся столь жутких, могущественных и живучих созданий, как личи. Их можно с полным основанием назвать королями нежити и внести в число самых опасных существ, которых можно повстречать в фэнтезийных мирах.

К сожалению, в большинстве случаев неумершим магам отводится примитивная роль тёмных властелинов, обречённых находить свою окончательную гибель от рук благородных и не очень героев. Нам уже давно надоело наблюдать, как из книги в книгу, из игры в игру кочует один и тот же образ злобного волшебника, одержимого жаждой власти и бессмертия. Кажется, даже презренным зомби чаще достаются оригинальные роли, даже привидения не столь одиозны, что уж говорить про вампиров, образ которых давно мутировал от страшного убийцы до изящного метросексуала.

Быть может, новое амплуа личей — задумка, которую сможет воплотить в жизнь кто-то из наших читателей?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Angvat
№ 1
06.01.2010, 16:49
Кхм, вообще-то то, что написано про Вархаммер - неправда чуть менее, чем полностью. Нагаш - не Король Гробниц, а некромант (и приписан к армии вампиров), Короли его люто ненавидят (ну его почти все ненавидят). И никаких выдающихся способностей у него не было - он просто поймал и запытал нескольких темных эльфов, от них магии и научился. Короли Гробниц - не личи, а скорее мумии. И они не побочный, а самый что ни на есть прямой продукт деятельности Нагаша (просто его убили раньше, чем он успел взять всю эту ораву под свой контроль) А жрецы-личи, принадлежащие к армии Королей не были воскрешены Нагашем, а самостоятельно стали личами путем сложнейших магических ритуалов (тот же Сеттра очень круто обиделся на них, когда узнал, что они давным-давно владели тайно продления жизни, а с ним в свое время не поделились). Учим матчасть как говориться.

Последний раз редактировалось Angvat; 06.01.2010 в 16:56.
Bad 13
№ 2
08.01.2010, 20:40
Цитата:
Например, прекрасно подходит драгоценный камень — его трудно уничтожить, да и найти непросто, особенно если закинуть на дно сокровищницы в подземелье охраняемого замка.
Собственно, так как статья новая это уже воровство у меня ;-))
Цитата:
Король Теней Ларлох, возраст которого насчитывает свыше двух тысячелетий, предпочитают не вмешиваться в дела смертных и посвящают себя изучению сложнейших магических секретов.
И правильно делает, вмешиваться в дела смертных себе дороже. Всегда найдётся герой, у которого зачесалась железяка, и ему захотелось по-геройствовать…
В общем, ничего нового в статье, разве что неплохая подборка иллюстраций! Как вводная для новичков сойдет, но можно было дать информации по больше.
White Gnome
№ 3
09.01.2010, 17:59
Цитата:
Великий шаман орков Нер’зул сглупил, сначала присоединившись к демоническому Пылающему Легиону, а затем изменив ему, и за это был заключён в ледяном троне.
Совет авторам МФ: перед тем как писать о событиях или героях известных вселенных, будь то "Ваха" или "Варик", даже в виде коротких заметок, изучите соответствующие источники, желательно более одной штуки.

Итак, начнем с контакта демонов и Нер-Жула. Одна из шишек Легиона (увы, запамятовал, как его зовут) сочла что орки - очень удобное пушечное мясо для захвата Азерота (зачем - отдельный разговор). Поскольку в столь щекотливом вопросе, как порабощение целого народа, нужно действовать деликатно, то решено было найти некого представителя орков, обладавшего большим авторитетом и властью над соплеменниками и через него добиться нужного результата. Им стал Нер-Жул - сильнейший шаман и по совместительству вождь всея Дренора (или его сначала нашли и только потом поняли как его использовать - точно не скажу). Но сперва нужно было "окучить" самого Нер-Жула. Для этого демоны использовали дух одного из предков Нер-Жула, который убедил его что Легионам можно доверять (впоследствии оказалось что дух - ложный). Потом случилось много чего интересно (образование Орды, овладение темной магией и т.д.) но важен отрезок времени между чисткой дренеев и открытием Портала - в это время Нер-Жул понимает что орки нужны лишь в качестве расходного материала. И где глупость со стороны Нер-Жула? Если учесть что его изначально ввели в заблуждение и посулили многих благ его народу, гораздо уместнее воспринимать его не как глупца, а дальновидного правителя.

Что касается измены. Все что он сделал - с группой единомышленников пытался прорваться в другие миры (не строил заговоры против Легионов, не вставлял нож в спину - ни о каком предательстве и речи не было).

То, что написано в статье - создаёт ложный образ о Нер-Жуле как о каком-то недалеком и подлом создании, недостойного образа Короля мертвых.

Цитата:
Самому ему действовать было несподручно, но он сумел подчинить своей воле могучего волшебника Кел’тузеда, который стал до поры глазами и руками лича.
Опять неправда. Нер-Жул не подчинял Кел-Тузеда; последний изначально интересовался некромантией, будучи при этом одним из архимагов Даларана, чем и привлёк внимание Короля. Он лишь подтолкнул Кел-Тузеда, посулив ему бессмертие и невиданную силу.

Цитата:
Коварные планы Нер’зула не увенчались успехом, а его подручный погиб, зато он сумел подтолкнуть на путь тьмы принца Артаса.
Вот это - настоящий бред. Все планы Нер-Жула были исполнены и всю картину последующих событий он предвидел от и до: мнимое "жертвоприношение" Кел-Тузеда, совращение Артаса, "неожиданное" воскрешение Кел-Тузеда (который был посвящен в планы Короля мертвых и впоследствии стал его проводником воли до Артаса) и многое другое.

Казалось бы такая мелочь, а говорит очень многое о добросоветности подготовки материала для статей в журнале МФ.

Последний раз редактировалось White Gnome; 09.01.2010 в 18:27.
sursur
№ 4
14.01.2010, 20:54
Почти вся статья, похоже, является несколько переработанной компиляцией старых. Одна из которых, с куда более тонким юмором и систематичностью подхода, была опубликована в журнале "Лучшие компьютерные игры" (за авторством А.Ленского) почти 2 года назад. Очень жаль, что на неё нет ссылок.
Но, все равно, спасибо, личи - попросту необходимая фигура в некробестиариях.

Последний раз редактировалось sursur; 20.01.2010 в 02:07. Причина: Объединение сообщений
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться