Google+
Беседа с создателем Плоского мира ABERCROMBIE Андрэ Нортон Фантастические профессии. Друиды
Версия для печатиЭволюция: Эволюция. Игровые консоли
Кратко о статье: История игровых консолей от Magnavox Odyssey до Nintendo Wii.

Эволюция

Игровые консоли

Вторую половину прошлого столетия можно смело назвать золотой эпохой телевидения. Для жителей цивилизованных стран голубой экран служил главным источником информации о мире, он помогал расслабиться после тяжёлых рабочих будней и формировал общественное мнение. Кто бы поверил лет этак двадцать назад, что в начале двадцать первого века телевизоры для миллионов превратятся всего лишь в придаток к игровым консолям? О них — наш сегодняшний рассказ.

Появлением на свет индустрия видеоигр, ежегодный оборот которой ныне исчисляется в миллиардах долларов, обязана гению и энтузиазму американского инженера — Ральфа Баера. Именно ему в 1966 году пришла в голову идея создать игровое устройство, которое подключалось бы к обычным домашним телевизорам. Три года потребовалось Ральфу для разработки прототипа, выпустить который на рынок решилась, хотя и без особого энтузиазма, компания Magnavox.

Спустя ещё три года первая игровая приставка в истории — Magnavox Odyssey — поступила на прилавки американских магазинов. Устройство стоило сто долларов, продано было примерно триста тысяч консолей. Даже по тем временам результат не впечатлял. Впрочем, как и игры, самой выдающейся из которых был примитивный чёрно-белый симулятор пинг-понга. А чего ещё можно было ожидать от агрегата, в котором не было даже самого завалящего процессора? Однако первый шаг был сделан.

В следующее десятилетие более полудюжины компаний попытались продвинуть на рынок собственные игровые консоли, заслуженным лидером среди них стала Atari 2600. Тридцать миллионов проданных приставок говорят сами за себя. Идиллия, однако, длилась недолго.

Для начала разгорелся конфликт внутри компании Atari, в результате чего её покинули десятки программистов. Долго без работы они не сидели и вскоре организовали студию Activision, которая стала первым независимым разработчиком видеоигр.

В итоге это лишь обогатило индустрию, но в 1983 году снова грянул гром. Возросшая популярность персональных компьютеров и чрезмерное количество игровых консолей на рынке привели к перенасыщению, которого большинство разработчиков не пережили. И даже сменившая владельцев Atari впоследствии так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции.

Пока на Западе индустрия переживала не лучшие времена, своё веское слово сказали японцы, выпустив в том же 1983 году 8-битную Famicom (NES). Консоль компании Nintendo, подарившая миру такие игры, как Super Mario Bros., The Legend of Zelda и Final Fantasy, практически безраздельно правила бал в индустрии видеоигр на протяжении пяти лет.

Вскоре после распада Советского Союза на отечественный рынок проник клон Famicom, созданный тайваньскими умельцами из китайских запчастей. Несмотря на то, что спустя некоторое время в продаже появились гораздо более мощные 16-битные консоли Sega Mega Drive и Super Famicom (именовавшаяся за пределами Японии Super Nintendo), именно дешёвая и доступная NES прописалась почти в каждом доме, где был ребёнок или подросток. Таким образом, в девяностых годах прошлого века консоль, известная у нас как Dendy, породила первое поколение русских игроков.

Мысль о том, что играть можно и нужно не только дома перед телевизором, пришла в голову разработчикам консолей достаточно быстро — первые разработки портативных игровых устройств были ровесниками Atari 2600. Однако настоящего прорыва на этой ниве пришлось ждать до 1989 года, и вновь отличилась компания Nintendo. Консоль Game Boy, главными козырями которой стали скромная цена и простенькие, но увлекательные игры, от «Тетриса» до Donkey Kong, на многие годы стала законодательницей мод в мире портативных развлекательных систем и пережила несколько модификаций. Недостатка в желающих потеснить Nintendo не было, но под силу это оказалось лишь другому японскому гиганту — Sony, выпустившему в начале двадцать первого века PlayStation Portable.

Задолго до того, в 1994 году компания Sony ворвалась в индустрию игровых приставок с первой консолью семейства PlayStation. Назвать её появление успехом можно, только обладая изрядным даром к преуменьшению, — она стала первой приставкой, которая разошлась по миру тиражом, превысившим сто миллионов копий. Именно PlayStation отправила на заслуженную пенсию картриджи (на портативных консолях, впрочем, они до сих пор в чести), введя моду на CD.

Залогом доминирования PlayStation стала не только аппаратная мощь консоли, обеспечивавшая невиданные доселе графические красоты, но и блестящая подборка игр, среди которых были первые части таких сериалов, как Tekken, Metal Gear Solid, Silent Hill и Resident Evil, а также продолжение легендарной ролевой линейки Final Fantasy.

Оставалось закрепить успех, и с этой задачей блестяще справилась Sony PlayStation 2, которая вышла на рубеже тысячелетий и стала самой популярной приставкой в истории индустрии видеоигр. Поражает не только количество проданных консолей — цифра в сто сорок миллионов вряд ли нуждается в комментариях — но и потрясающее долголетие PlayStation 2. Даже сейчас, спустя девять лет после релиза, она ещё не до конца утратила актуальность и для неё продолжают выходить новые игры. А лет пять-шесть назад PlayStation 2 и вовсе не было равных, проекты конкурентов рядом с ней смотрелись, как та моська на фоне слона.

Шестое поколение приставок примечательно появлением на рынке нового игрока: урвать кусок от консольного пирога попыталась компания Microsoft. Пусть первый блин вышел почти комом, именно редмондская корпорация форсировала появление нового поколения консолей, выпустив в 2005 году приставку Xbox 360. Почти год — пока Sony и Nintendo дорабатывали свои проекты — американцы с энтузиазмом считали прибыли.

Затем появилась PlayStation 3, оказавшаяся логичным продолжением двух предыдущих консолей Sony, но она так и не смогла стать столь же популярной, как первая и вторая приставки. Главными причинами стали дороговизна устройства и низкое качество мультиплатформенных игр — разработчики никак не могли освоиться с архитектурой системы.

А вот Nintendo Wii буквально перевернула индустрию. Её начинка почти не отличается от железа консолей предыдущего поколения, зато революционное управление, зависящее от движений самого игрока, открыло невиданные доселе возможности. В результате именно простенькая, на первый взгляд, Wii уверенно обходит по продажам конкурентов.

Некоторое время назад термин «консольная война» не сходил со страниц новостных лент. Выражалась эта война в том, что каждая приставка пыталась отхапать кусок рынка побольше. Средства в ход шли самые разные — от переманивания независимых разработчиков на свою сторону до совершенствования онлайн-сервисов.

Сейчас война поутихла, игры в массе своей стали мультиплатформенными, поскольку делать эксклюзивы нынче дорого и невыгодно. С проектами для Wii — особый случай: если игры для PS3 и Xbox 360 еще можно адаптировать под Wii, то обратный процесс обычно невозможен. Если вы задумали купить приставку — самое время сделать это сейчас: следующее поколение консолей появится лет через 10-20, не раньше. Основное направление, в котором двигаются разработчики — превращение консоли в мультимедийный развлекательный центр. Уже сегодня с помощью консолей можно и кино посмотреть, и в социальных сетях с друзьями пообщаться. Разве что кофе готовить консоли всё ещё не умеют. Но, может, научатся?

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
16.12.2009, 18:19
М-да, помню году эдак в 1996-1997 много времени проводил с любимой Dendy. "Том и Джерри", "Один дома 2", "Книга джунглей" и еще куча всего. Игрушки примитивные и трудные, но по-своему веселые. Потом для меня на долгое время самой популярной "консолью" стал PC или ноутбук. Тоже было немало интересного. А в последнее время я вообще нивочто не играю. Но все-таки статья интересная.
Артём с Днепра
№ 2
16.12.2009, 23:44
Помню это время - Супермарио, Танчики, тетрис, Утиная Охота, Бомбермен и многое другое. До сих пор где-то валяется Денди, иногда достаю её, для того чтобы вспомнить молодость. Ээхх....
Билли Бонс
№ 3
17.12.2009, 17:25
Отличная статья! Вспоминаются счастливые часы проведенные за прохождением "Чёрного плаща", "Чип и Дейла" и конечно же "Контры". В выходные обязательно достану из закромов Денди и срежусь с сыном в танчики.
Krome
№ 4
18.12.2009, 10:55
Такое чувство что аффтор знаком с консолями только понаслышке, тут только перечислены консоли известные в России. А как же СуперНинтедно с Хроно Триггером? ГеймКуб с нулевым и четвёртым обителем? Про первый иксбокс даже не сказано. Про Дримкаст тоже ничего. И да, хочу сказать что как эволюция пришла и мы уже давно не играем с геймбоем.
Bad 13
№ 5
25.01.2010, 12:52
После статьи на меня повеяло меланхолией ;-)) Вспомнился большой добрый слон на моем «Сюбор» и часы, которые я проводил с отцом, играя в «Танчики». А потом PlayStation-2 и время проведённое с младшим братом у неё.
В общем весьма интересная статья, жаль немного маленькая.
Spy Fox
№ 6
25.01.2010, 12:59
Цитата:
Сообщение от Krome Посмотреть сообщение
То есть статья о том что всем известно? Тогда смысл улетучивается.
Ну как же, повспоминать, понастольгировать. И потом не все это знают. Многие читатели родились уже после бума консолей. А те, кто во время, знакомы не со всеми. Я, например, кроме Денди в другие не играл. Хотя, нет была еще какая-то переносная с Тетрисом. По описанию на Game Boy похоже.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться