Google+
Беседа с создателем Плоского мира ARMAGEDDON Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» Внеземные формы жизни и способы борьбы с ними
Версия для печатиКинофантасты: Режиссёры. Алекс Пройас, творец «Ворона» и «Тёмного горо...
Кратко о статье: Творческая биография Алекса Пройаса, режиссёра «Ворона» и «Тёмного города».

Я, Пройас

Алекс Пройас

Эстетствующие кинолюбы обожают перемывать кости «популярному» и «элитарному» кино, ругать фильмы коммерческие и прославлять низкобюджетные. Красить мир в два цвета очень легко и приятно, но действительность всегда сложнее болтовни. В творчестве одного режиссёра популярные кассовые фильмы могут соседствовать с независимыми короткометражками, а умное «кино не для всех» — с рекламными, извините, роликами. Пример такого разностороннего таланта — наш современник Алекс Пройас.

Пройас с главными героями «Знамения».

Судьба Пройаса — яркая иллюстрация к тому, что называют словом «глобализация». Известный сегодня как голливудский режиссёр, Алекс родился в 1965 году в семье греков, жившей тогда на территории Египта. Когда ему было три года, семья переехала в Сидней, где он рос и учился работать с плёнкой. С детства интересовавшийся киноискусством Пройас поступил в Австралийскую Школу кино, радио и телевидения. Там он познакомился с Джейн Кэмпион, впоследствии снявшей драму «Пианино (три «Оскара» и «Золотая пальмовая ветвь»).

Начинающие киномастера работали вместе и поодиночке. В 1984 году Алекс написал музыку для одной короткометражки Кэмпион, над другой трудился в качестве оператора. В это время на его счету уже было несколько работ, одна из которых, короткометражный ужастик Groping, завоевала призы на Сиднейском и Лондонском фестивалях. Тогда же он основал кинокомпанию, назвав её Meaningful Eye Contact Films.

Вскоре Пройас бросил школу кино и принялся за работу. Основным полем его деятельности были видеоклипы для музыкальных групп. Клип на песню Don’t Dream It’s Over группы Crowded House завоевал несколько наград и открыл Пройасу дорогу в Америку. Следующие несколько лет он работал над клипами американских и австралийских групп, таких как Fleetwood Mac, Yes и INXS.

В 1989 году Алекс снимает свой первый полнометражный фильм — постапокалиптический триллер Spirits of the Air, Gremlins of the Clouds. Критики встретили ленту прохладно, и Пройас вернулся к коммерческой работе: следующие несколько лет он снимал рекламные ролики кредитных карточек, часов, обуви и прочей газировки, а также новые клипы, в том числе на песню Стинга All This Time.

В 1994 году Пройас снимает фильм, который становится в полном смысле этого пошлого слова культовым: экранизацию комикса Джеймса О'Барра «Ворон» (The Crow). Мрачный и печальный фильм стал иконой готического движения, обеспечив режиссёру место в истории кино. Одновременно Алекс работал над независимыми короткометражками, одна из которых, Book of Dreams, была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».

Год спустя Пройас берётся снимать «Каспера». Доведи он дело до конца, маленькое привидение приобрело бы, может статься, гораздо более жуткую репутацию, но не сложилось: Пройас покидает проект. Возвращается он в 1998 году с фильмом, который вы можете увидеть на нашем диске: параноидальным триллером «Тёмный город», над сценарием которого он работал ещё с 1990 года. Легендой фильм не становится, но имеет большой успех и собирает немало наград, в том числе «Хьюго», премию Брэма Стокера и приз Международной гильдии ужасов.

Следующий фильм Пройаса, низкобюджетная комедия «Гаражные дни», проходит практически незамеченной. В 2004 Пройас снимает фильм «Я, робот» по мотивам рассказов Айзека Азимова, с Уиллом Смитом в главной роли. Фильм имел коммерческий успех, но и только: особой ценности для жанра он не представлял. Последняя на сегодняшний день его лента, триллер «Знамение» с Николасом Кейджем, получилась вовсе никакой: кое-как окупилась в прокате и канула в Лету.

Сейчас Пройас работает над тремя фильмами. Один из них — экранизация повести Роберта Хайнлайна «Неприятная профессия Джонатана Хога», мрачной и параноидальной, как раз в духе лучших его фильмов. Другой будет экранизацией цикла Джона Кристофера «Триподы» о пришельцах, поработивших, как водится, Землю. Третий, Dracula Year Zero, станет своего рода приквелом ко всемирно известной истории ужасов. Хочется верить, что режиссёр не посрамит имени классика, чью награду носит, а лучшие его фильмы — ещё впереди.

Ворон (1994)

Этот фильм-легенда окружён множеством мрачных слухов. В его основу лёг комикс Джеймса О'Барра, основанный на личной трагедии художника: в 1978 году его невеста погибла под машиной пьяного водителя. Чтобы справиться с потерей, О'Барр начал рисовать историю о человеке, вернувшемся с того света, чтобы отомстить убийцам за себя и возлюбленную.

На съёмках экранизации случилась ещё одна трагедия, едва не сорвавшая выход фильма и вызвавшая нездоровый энтузиазм среди любителей сенсаций. Из-за некомпетентности сотрудника, отвечавшего за реквизит, в стволе пистолета, из которого должны были застрелить главного героя, вместо холостого патрона оказался настоящий. Игравший главную роль Брэндон Ли погиб. Пройас уничтожил плёнку, запечатлевшую смерть актёра, и позже переснял сцену с участием дублёра.

О'Барр, получивший со сборов солидные отчисления, был им не рад. Заработанные на фильме деньги он пожертвовал на благотворительность для детей.

Таким мстителя видел его автор.

Тёмный город (1998)

Идея «Тёмного города» родилась в голове Алекса Пройаса задолго до начала работы над фильмом. Сюжет постоянно дорабатывался и адаптировался под требования студий. Главными визуальными источниками вдохновения стали немецкие фильмы «Метрополис» (1927), «Носферату, симфония ужаса» и «М убийца» (1931). Изначально, в 1990 году, это была больше детективная история с фантастическим антуражем. Сейчас мы уже в первые минуты узнаём, что происходит с этим городом на самом деле, и интрига заключается не в раскрытии происходящего, а в противостоянии человека и пришельцев. По первоначальному замыслу концовка была не столь оптимистична: Странники одерживали над людьми победу. Триумф индивидуума появился позже. Именно этот вариант больше понравился Алексу. Картину отвергли в Walt Disney Pictures и 20th Century Fox, и только в 1998 году она вышла под крылом New Line Cinema. Кассу свою картина еле-еле отбила и никакой прибыли продюсерам не принесла. Ведь любовь кинозрителей по всему миру, увы, в карман не положишь.

Судя по всему, декорации, оставшиеся после съёмок картины, позже использовали в «Матрице».

Я, робот (2004)

Фильм полон скрытых цитат из классической фантастики. В самом начале герой Уилла Смита, выходя из дома, сталкивается с роботом, на голове которого можно разглядеть число 42 — согласно роману Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», это ответ на Главный Вопрос Жизни, Вселенной и Всего Такого. В другом месте он признаётся, что единственный нормальный день в его жизни был в четверг — как раз тот день недели, когда в «Путеводителе» была уничтожена Земля. Один из героев говорит: «Человек создал монстра. Монстр убил человека. Все кидаются убивать монстра», перефразируя доктора Малкольма из романа Майкла Крайтона «Парк Юрского периода». А кот изобретателя трёх законов робототехники в фильме гордо носит имя Азимов.

Хватает в ленте и фантастики невымышленной. Например, в витрине антикварного магазина можно разглядеть робособаку AIBO фирмы Sony (её можно считать антиквариатом уже сегодня). А на листе бумаге среди каракулей робота можно разобрать исходный код программы, при помощи которой он был создан, — той же самой, что породила Горлума.

Ай, робот! Ай, моя прелесссть!

Знамение (2009)

Пройас не разделяет всеобщей любви к компьютерной графике. «Знамение» — первый его фильм снятый на цифровую камеру. Не слишком важно, считает он, какие эффекты используются — последний писк моды и техники или допотопные. Единственное, что имеет значение — верит ли зритель тому, что видит на экране. В интервью о фильме режиссёр сказал: «фильм очень натуралистичный, и для меня было важно сделать его таким. Дело не в спецэффектах как таковых, дело в атмосфере и эмоциях... Понимаете, спецэффекты можно делать или не делать, и иногда они помогают рассказать историю, иногда нет, а иногда они только путаются под ногами. Этот фильм — сознательная попытка сделать нечто стилистически новое».

Для того чтобы снять самый примечательный эпизод фильма, двухминутную сцену крушения самолёта, режиссёру потребовалось всё его искусство. Сцена снималась одним дублем, в духе псевдо-документалистики, чтобы зритель забыл, что смотрит кино. Подготовка к съёмке заняла два дня, и ещё два дня понадобилось, чтобы получить годный дубль.

«Мне нравится пугать людей» — признался режиссёр в интервью.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться