Google+
артур кларк Андрэ Нортон Ридли Скотт 5HORRORGAMES
Версия для печатиМашина времени: Фантастика 1940-х годов
Кратко о статье: История фантастики 1940-х годов — самого тяжёлого времени для жанра и одновременно его «золотого века».

Когда говорят пушки

Фантастика 1940-х годов

Война хороша для бизнеса.

34-е Правило Приобретения ференгов («Звёздный путь»)

Война. Война никогда не меняется. Вспоминая о фантастике 1940-х годов, приходится делать скидку на то, что планета была объята огнём. Когда творится немыслимое, людям не до вымысла! Хуже всего пришлось Советскому Союзу и Европе. Поэтому главной «фантастической» страной того десятилетия стали США, и именно 1940-е считаются золотым веком американской фантастики. Война шла лишь до середины десятилетия. Фантастике и фэнтези досталось целых 5 лет мира для навёрстывания упущенного.

1940

Кошки-мышки

10 февраля 1940 года кот Джаспер впервые начал гонять мышонка по имени Джинкс (хотя на экране его имя ни разу не упоминалось). Дизайнер Уильям Ханна и режиссёр Джозеф Барбера тогда даже и подумать не могли, что эти герои вскоре будут переименованы и перерисованы, а их погони затянутся на 18 лет, продлятся 114 серий и заработают 7 «Оскаров».

1940-е стали золотым веком для мультсериала «Том и Джерри». Тогда были сняты лучшие эпизоды, в каждом из которых Том безуспешно пытался поймать и убить Джерри. Изюминкой служили нелепые и фантастические ситуации, в которые попадали главные герои, а также увечья и разрушения, которые они друг другу причиняли. Интересно, что в 8 сериях Том всё же побеждал. Мультфильмы по нынешним стандартам отличаются неполиткорректностью к чернокожим и высочайшим уровнем насилия — бескровного (никто окончательно не умирает), но жестокого и очень изобретательного. Физиологичность гэгов сделала этот юмор нестареющим даже сегодня — почти 70 лет спустя.

«Том и Джерри» повлиял на комедийную анимацию примерно так же, как «Прибытие поезда» — на кино в целом. Новаторская озвучка (дикие вопли, нервные сглатывания), сюжетные клише и фантастические элементы действительности от нарушения законов физики до использования магии стали отправной точкой для большинства последующих мультсериалов Голливуда.

Ханна, Барбера и «Оскары».

Куда приводят фантазии

13 ноября 1940 года состоялась премьера «Фантазии» — мультипликационного мюзикла, самого смелого эксперимента Уолта Диснея. Работая над ним, он ставил пластинку с классической музыкой (Бах, Бетховен, Шуберт, Чайковский, Стравинский) и записывал возникающие от музыки ассоциации. Благодаря этому мультфильм, состоящий из 9 музыкальных номеров, получился очень авангардным и тяготеющим к абстракционизму.

По требованию Диснея тщательность прорисовки деталей была увеличена. Задохлик Микки Маус растолстел и получил зрачки для большей выразительности. Цена фильма превысила обычные работы студии в три раза, поэтому в прокате он не окупился. Однако вошёл в историю и как первая крупная картина со стереозвуком — Диснею, присутствовавшему при записи оркестровых аранжировок, не понравился моно-звук, и по его просьбе инженеры записали стерео.

Великий аниматор также хотел выпустить «Фантазию» в широкоэкранном формате, снять один эпизод для 3D-очков, а также оснастить зрительские залы системой распыления различных ароматических веществ, соответствующих каждому эпизоду. Но этим революционным планам не суждено было сбыться.

Последняя вспышка

Сегодня фильм «Флэш Гордон покоряет вселенную» назвали бы телесериалом, но так как с телевизорами в те времена дела обстояли неважно, в 1940-м его выпустили в формате 12 отдельных киноэпизодов общей длительностью порядка 3 часов. На этот раз Флэш не только спасает Землю от загадочной чумы, насылаемой Мингом Безжалостным, но и убивает злого властелина планеты Монго. В истории приключений Флэша поставили точку. Новые серии были сняты лишь 40 лет спустя.

Этот киносериал примечателен по двум причинам. Во-первых, в слегка переработанном образе Минга легко угадывается пародия на Гитлера, а история его империи повторяет захватническую политику Германии. Во-вторых, последний аккорд «флэшгордианы», наряду с конкурирующим сериалом про Бака Роджерса, сослужил космической фантастике дурную службу. Сериалы и сопровождавшие их комиксы создали ей репутацию несерьёзного, детского увлечения. Положение было исправлено лишь в 1950-х году выходом более серьёзных лент о покорении космоса.

Заставка «Флэша Гордона» вам ничего не напоминает?

Книга Мастера

Михаил Булгаков дописывает «Мастера и Маргариту». Сам Михаил Афанасьевич уже не в состоянии работать за письменным столом, поэтому последние варианты романа он надиктовывает своей жене Елене Сергеевне — сумевшей сохранить эту более чем небезопасную по тем временам книгу. 10 марта 1940 года Булгаков умирает.

Этот роман — несомненный шедевр мировой литературы, сплав фантастики, сатиры, философской притчи, истории любви и многого другого, — увидел свет лишь в 1966 году, да и то с купюрами, в сокращённом журнальном варианте. Однако Булгаков был уверен, что при советской власти «Мастера и Маргариту» вообще ни за что не опубликуют — книга писалась для более далёких потомков.

Инопланетный арестант

Ян Ларри (более всего известный «Приключениями Карика и Вали») начал писать роман «Небесный гость», в котором описывал мироустройство жителей Земли с точки зрения инопланетян, и отправлять написанные главы Сталину — «единственному читателю» этого романа, как он считал; в 1941 был выявлен после 7 отправленных глав и арестован, а затем приговорён к 10 годам лишения свободы.

«Багдадский вор». Фильм взял три «Оскара» из четырёх, на которые номинировался.

Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени», «Тень».

1941

Отцы и дети

Astounding Science Fiction, самый авторитетный фантастический журнал в США, да и, пожалуй, во всём мире, издаёт серию рассказов Роберта Хайнлайна «Дети Мафусаила» (опубликована в виде отдельного романа в 1958-м). Это произведение послужило обобщением его цикла «Истории будущего», где автор заглянул в грядущее глазами персонажей-долгожителей. Кроме того, в «Детях Мафусаила» впервые появился «сквозной» персонаж многих последующих произведений Хайнлайна — Лазарь Лонг, живущий так долго, что не может точно назвать свой возраст и ошибается как минимум на века.

Три закона

В мае 1941 года опять же в Astounding Science Fiction выходит рассказ Айзека Азимова «Лжец» — одна из первых фантастических историй о роботе, который умел лгать, и первое произведение, в котором упоминаются три закона роботехники, — «фирменная» тема Азимова, объединяющая все его творения. Интересно, что, по утверждению автора, эти законы сформулировал вовсе не Азимов, а редактор журнала Astounding Science Fiction Джон Кэмпбелл. Последний скромно возражал, что лишь придал окончательную форму идеям Азимова в беседе с ним, состоявшейся 23 декабря 1940 года.

«Лжец» уникален тем, что в нём описан один из самых ранних примеров когнитивного диссонанса (столкновения двух противоречивых поведенческих установок) у робота, в результате которого тот сходит с ума.

Из-за елей хлопочут двустволки

12 декабря 1941 года состоялась премьера хрестоматийного оборотнического ужастика «Человек-волк». Этот фильм вошёл в историю фантастики не только благодаря сложным эффектам трансформации человека в зверя, но и потому, что в нём впервые был представлен миф о том, что оборотней можно убить только серебром (раньше эту слабость приписывали лишь вампирам). «Человек-волк» возбудил интерес публики к оборотням и выдал этим существам карт-бланш на завоевание массовой культуры 20 века. Интересно, что война усложнила процесс съёмок довольно неожиданным образом: гримёрам стало не хватать импортируемой шерсти яков для создания меха зверя и последнему пришлось слегка «облысеть».

Человек из стали

В 1941 году студия Paramount предложила братьям Флейшерам сделать короткометражные мультфильмы по новинке сезона — сверхпопулярным комиксам о Супермене. Аниматоры не хотели с этим связываться и запросили астрономическую сумму: 100000 долларов за серию. Студия согласилась на 50 тысяч, что всё равно в три раза превышало обычный мульт-бюджет. Пришлось работать.

Так Супермен впервые появился на большом экране. Всего было выпущено 17 серий, причем в последних из них очень заметно веяние военного времени: например, Супермен отправляется в Японию с целью шпионажа и подрыва боевого духа вражеских солдат.

Александр Беляев «Ариэль». Через год великий фантаст умер от голода.

«Чудо-женщина».

«Доктор Джекил и мистер Хайд». Одна из лучших экранизаций одноимённой повести Р. Л. Стивенсона.

Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт «Дипломированный чародей».

1942

Необыкновенное чудо

Иван Ефремов начинает первый цикл своих приключенческих и научно-фантастических новелл, которые объединяет названием «Рассказы о необыкновенном»: «Эллинский секрет», «Олгой-Хорхой», «Озеро Горных Духов» и другие. С 1944 г. они начинают публиковаться в «Новом мире» и «Технике молодежи», а вскоре выходят отдельные сборники, названные по одноимённым рассказам: «Встреча над Тускаророй» (1944), «Белый рог» (1945), «Алмазная труба» (1946), а также озаглавленные по числу вошедших в них произведений: «Пять румбов» (1944) и «Семь румбов» (1945).

Основательный подход

В мае 1942 года Айзек Азимов начинает публиковать рассказы, ставшие впоследствии стартовым материалом для цикла «Академия» — глобального эпоса, эксплуатирующего идею о возможности предсказания поведения народных масс в глобальной исторической перспективе (малый масштаб прогнозирования очень неточен) и управления историей развития человечества.

На конвенте Worldcon в 1965 году эта сага обошла конкурентов (включая книги Толкина) и получила специальную премию «Хьюго» как «Лучший цикл всех времён». «Академия» стало своеобразной «энциклопедией идей» для следующих поколений фантастов. Её элементы можно найти где угодно: от творчества Pink Floyd или «Звёздных войн» до игровых вселенных Warhammer 40000 и Battletech.

Снова война

Николай Шпанов начинает военно-фантастический роман «Война невидимок», печатавшийся в «Огоньке» до 1944 года. Своеобразный успех своей предыдущей, написанной в 1939 году книги «Первый удар», где Шпанов с изрядной точностью предсказал, как начнётся Великая Отечественная, он не повторил, зато «Война невидимок» хотя бы не была запрещена и изъята из библиотек.

«Призрак Франкенштейна». В фильме впервые использован образ ослепшего чудовища, ходящего с вытянутыми вперёд руками.

«Люди-кошки».

1943

А я дедушку не бил!

Выходит книга французского фантаста Рене Баржавеля «Неосторожный путешественник». Автор и его творение давно канули бы в лету, если бы не высказанная в нём идея. Именно Бержавель придумал «парадокс дедушки», когда человек отправляется в прошлое и убивает собственного дедушку. Следовательно, его родители не появятся на свет, и он тоже — но тогда убийца не отправится в прошлое и не убьёт своего дедушку... и так далее.

Если бы не Баржавель, то темпоральная фантастика (взять хотя бы фильм «Назад в будущее») не была бы такой интересной. А вот что будет, если отправиться назад во времени и рассказать французу про парадокс дедушки?

«Мюнхгаузен». Неплохая попытка нацистского кинематографа потеснить Голливуд. Что самое странное — без пропаганды.

Закрытие Unknown, дочернего проекта Astounding Science Fiction. Причина — дефицит бумаги.

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
12.10.2009, 16:02
А еще в сороковых появились два забавных мультика про гремлинов - "Русская рапсодия" и "Падающий заяц".
И я наконец-то узнал происхождение термина Дедушкин Парадокс (кстати, во Вселенной Доктора Кто есть одноименный монстр).
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться