Google+
КЛАССИКИ. КЛИФФОРД САЙМАК МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ Терминатор кино
Версия для печатиВрата Миров: Герои. Флэш Гордон и Бак Роджерс
Кратко о статье: История Бака Роджерса и Флэша Гордона — главных героев фантастики 1930-х годов.

Вспышка славы

Бак Роджерс и Флэш Гордон

Ни один герой не храбрее обычного человека. Он просто начинает бояться на пять минут позже.

Рональд Рейган

Попробуйте вспомнить всех супергероев, которых знаете. Так... Дальше... Ещё... Он самый... Что, неужели всё? У героя нашего времени нет лица, а имя ему — легион анатомически безупречных граждан в обтягивающих трико, ярких плащах из реквизита бразильского карнавала и масках, способных произвести фурор на карнавале венецианском. Но с чего всё начиналось? С персонажей Жюля Верна? Или с Холмса и Ватсона? Нет. Первым был Супермен. Но мало кто знает, что его идейными «прародителями» были несколько героев, к которым приставка «супер» применима лишь с точки зрения фанатов. Большинство которых уже коротает свой век в домах престарелых.

Бак Роджерс и Флэш Гордон мало известны в нашей стране. А ведь именно они создали рынок героических персонажей, яростно соперничали на нём, популяризовали тему освоения других планет, сделали космос стандартной ареной для приключений в стиле «герой спасает мир от злодея»... Давайте же познакомимся с этими первопроходцами космической фантастики поближе!

Когда проснётся спящий

Первое издание «Армагеддона 2419». Вместо героического имени «Бак» герой нежно именовался «Энтони».

Всё началось на рубеже 1920-30 годов. Это было героическое время. Фраза истасканная, но от того не менее правдивая. На кого было равняться молодёжи того времени? С кем жёны могли сравнивать мужей, попрекая их за недостатки? Мега-гении эпохи Верна и Уэллса, способные с помощью перочинного ножика и стекла от часов построить на необитаемом острове железную дорогу, были уже не в почёте. Киношные борцы с вампирами и мумиями, испуганно выпучивавшие накрашенные глаза, а также любопытные бедолаги Лавкрафта, следовавшие прямым курсом из дурдома в могилу, могли вызывать симпатии лишь к противостоявшим им монстрам.

В 1928 году журналист Филип Нолан задумал написать книгу о герое нового типа. За основу был взят Джон Картер — персонаж романов Эдгара Райса Берроуза. Прячась в пещере от апачей, тот внезапно впал в состояние, близкое к смерти. Душа Картера покинула его тело и воплотилась точно в таком же теле — но уже на Марсе. Низкая гравитация планеты сделала астрального переселенца необычайно сильным. По сравнению с аборигенами, конечно.

В новелле «Армагеддон 2419 года н. э.» Нолан пошёл по тому же пути. Энтони Роджерс, ветеран Первой мировой войны, а ныне — инженер Американской Корпорации Радиоактивного Газа, попадает под обвал в пещере. Благодаря длительному контакту с радиоактивными газами на работе Энтони не умирает, а впадает в загадочную спячку и просыпается лишь в 2419 году. Сегодня это кажется наивным клише, однако на самом деле радиоактивное чудо Роджерса — не просто подражание истории коннектикутского янки Марка Твена, а вероятно, первый случай появления пускай даже и не супер, но всё равно героя при прямом участии радиации.

Уснув в пещере, Энтони проснулся уже в лесу. Вскоре он узнаёт, что его родную Америку захватили ханы — высокоразвитые азиатские орды, загнавшие честных американцев в леса и периодически утюжившие их дезинтеграционными лучами с гигантских летающих кораблей, — так, для профилактики, чтобы не расслаблялись. Но американцы и не думали расслабляться, тайно куя в полукустарных лабораториях суперматериалы: инертон (уменьшавший вес обычных веществ, благодаря чему люди могли делать огромные прыжки) и сверхпрочный ультрон.

При всём своём героизме и способности мастерить чудо-гаджеты буквально на коленке, американский народ заметно одичал: жил разрозненными лесными кланами и совершенно не умел воевать. Энтони Роджерс появился как нельзя кстати. Боевое прошлое позволило ему в первый же день сбить ханский корабль, а потом отбить контратаку разозлённых азиатов и разгромить соседний клан американцев-предателей. Иначе говоря, опыт газовых и штыковых атак, рытья окопов вдоль всего фронта, а также навыки воздушных поединков на фанерных «этажерках» отлично сработал против боевых технологий 25 века. Ну чем не повод присвоить герою титул «супер»?

Радиосериал о Роджерсе (1932—1947). Звуковые эффекты делались «на коленке» — например, шум ракет был работой кондиционера, а за луч дезинтегратора звенела бритва «Шик».

Команда радиосериала в образах своих героев.

Слова в пузырях

В августе 1928 года творение Нолана опубликовал журнал Amazing Stories. Читателям история понравилась, и уже в 1929 году на страницах журнала вышло продолжение, в котором ханов для наглядности переименовали в монголов.

Этой, как теперь принято говорить, «франшизой» заинтересовался газетный магнат Джон Флинт Дилл. Он уговорил Нолана сменить творческую стезю и стать автором комиксов. А заодно и переименовать Энтони в Бака (если верить легенде, так звали собаку бизнесмена). По другой версии героя нарекли в честь Бака Джонса — пилота, каскадёра и популярного актёра того времени, прославившегося ролью шерифа Бака Робертса.

Иллюстрация приключений Роджерса, март 1929 года.

7 января 1929 года дебютировал газетный комикс «Бак Роджерс в 25 веке». Это был первый научно-фантастический комикс вообще и один из первых комиксов, в котором текст был оформлен «пузырями». По забавному совпадению в этот же год дебютировал первый комикс о Тарзане.

Для популяризации молодой серии начали печатать книжки «карманного» формата, а также детские книги с фигурной вырубкой и движущимися элементами. В 1930 году к ежедневным чёрно-белым газетным комиксам добавился воскресный спецвыпуск (в цвете). Самое интересное в том, что их сюжеты не были синхронизированы — приключения Роджерса в воскресных газетах не имели ничего общего с ежедневными. Постепенно добавлялись новые герои, ставшие каноническими: доктор Хьюр с его фирменным смехом, злобный генерал Кейн, принцесса Ардала, раскаявшийся космический пират Чёрный Барни.

Книжка с фигурной вырубкой. Приключения в духе японского токусацу.

Тёмная сторона Силы

Мачо с ведром на голове в центре фото — Кейн, криминальный гений 25 века, умудрившийся подчинить себе всю Землю и заслуживший кличку «Убийца». В комиксах имел имя — Оба, и брата-близнеца Нову. Выбор гангстера на роль злодея планетного масштаба сегодня кажется странным, но в лихие 1930-е годы бандиты были самыми популярными антагонистами — примерно как наши «братки» в 1990-е. Для повстанцев, руководимых доктором Хьюром, Кейн был страшен по трём причинам: у него имелся лучевой пистолет «Малыш», шлем амнезии (с помощью которого мерзавец превращал людей в зомби и отправлял их в трудовые лагеря), а ещё он мастерски ругался на своих глупых приспешников, используя лексикон детсадовского хулигана.

Оружие Бака: XZ-38, первый лучевой пистолет в кино (1939).

Авторскую команду комиксов привлекали к работе над игрушками, календарями и прочей сувенирной продукцией. Проектом руководили газетчики, привыкшие к быстрым прибылям на «коротких» издательских дистанциях. Никто не ожидал, что Бак Роджерс окажется коммерческим долгожителем. Из писателей и художников выжимали все соки, поэтому к 1950-м годам творческий коллектив погряз в ссорах и разбежался кто куда. Ещё десять лет комиксы агонизировали в руках новых художников, но, как говорится, продукт был уже не тот. Очередная попытка реанимировать комиксового героя была предпринята в 1980 году и длилась три года, за которые все успели понять — пациент скорее мёртв, чем жив.

В 2009 году Бак Роджерс отпраздновал 80-летний юбилей, но мы не будем делать ему скидок за возраст и скажем правду: в сериале творился бардак. По части логичности и последовательности Баку Роджерсу принадлежит сомнительная честь быть первым комиксом, где «легенды» персонажей вихляли туда-сюда, а эпизоды часто противоречили друг другу. Синхронизация серий тоже хромала: различные газеты синдиката, владевшего правами на франшизу, публиковали одни и те же серии, но в разные дни, так что фанаты могли пробежаться по киоскам и получить сразу 2-3 новых серии в один день.

Виной подобной чересполосицы была масштабность комиксового производства. Впервые в истории издатели поставили истории про популярного персонажа на конвейер, устроив натиск по всем фронтам — от книг до тематических значков и ручек. На разных направлениях работали разные авторы, поэтому собрать все сюжеты в единую энциклопедию «Роджерианы» увы, невозможно. К чести авторов следует сказать, что такая ситуация в современной комикс-индустрии является почти что нормой. Взять хотя бы многочисленные варианты биографий героев «Бэтмена» или постоянно менявшийся перечень способностей Супермена.

Твики, основной источник гэгов в «роджериане». Как и в случае с R2D2, робота играл карлик — Феликс Силла.

Звук пистолета Бака породил ономатопею ZAP, чаще всего «озвучивающую» удар электричества.

Подземелья и Роджерсы

В 1988 году президент компании TSR Лорейн Уильямс, внучка Джона Дилла, запустившего комиксы про Бака Роджерса, решила выпустить в честь этого героя ролевую игру на базе механики второй редакции сверхпопулярной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons. Бак Роджерс был послан в космос, чтобы уничтожить советский спутник с искусственным интеллектом. В результате наш герой был заморожен, а на планете разразилась атомная война, после которой образовались крупные политические альянсы. Русско-американский захватил Марс, Индо-Азиатский — Венеру, а Евроблок — Луну. Отталкиваясь от этого нехитрого сценария, фирма SSI сделала две текстовые ролевые игры про Роджерса на базе движка Gold Box.

Роджерс, Бак Роджерс

Давайте всё же попробуем составить хотя бы примерный портрет Бака. Перед нами умный, честный и храбрый парень — инженер либо военный пилот, живший в начале 20 либо 21 века.

Незнакомое будущее и его технические чудеса не смущают Бака. Он чувствует себя, как рыба в воде, легко сходится с красавицей Вильмой Диринг и доктором Хьюром — создателем чудо-гаджетов (этот персонаж сильно смахивает на бондовского Q). Сильная харизма, помноженная на боевые навыки, позволили Баку без труда завоевать всеобщее уважение. Он дослужился до капитана, успел побывать тайным агентом, разведчиком, пилотом и командиром подразделения «Ракетных рейнджеров».

1939

В 1939 году студия Universal решила вывести Роджерса в мир большого кино, пригласив на главную роль Бастера Крабба (ранее снявшегося в экранизации Флэша Гордона). Бак и его юный друг Бадди потерпели катастрофу в своём дирижабле над Северным полюсом. Перед падением они надышались секретным газом Нирвано, который должен был сохранить их тела до прихода спасателей. Только спасение запоздало на 500 лет... Попав в будущее, Бак решил искать помощи против Кейна у жителей Сатурна. Однако диктатор Земли уже успел послать к сатурнианцам своих послов, поэтому основное время всех 12 частей сериала посвящено банальным политическим интригам. Киносериал отличался очень либеральными шутками. Например, робот Твики на холоде жаловался, что у него «отмёрзли все шарики... подшипники». Бюджет первого сериала про Роджерса был очень мал. Пришлось экономить: музыку взяли из «Невесты Франкенштейна», декорации — из фильма-соперника «Путешествие Флэша Гордона на Марс». А вспышки лучевого оружия делали вручную, процарапывая их в каждом кадре на плёнке.

Бак и Бадди.

1979

На волне успеха «Звёздных войн» канал NBC снял ещё один сериал про Бака Роджерса с явными заимствованиями из саги про джедаев. Как и 40 лет назад, на проекте сэкономили: костюмы, декорации и некоторые спецэффекты были взяты из вышедшего в 1978 году мега-хита «Звёздный крейсер Галактика». На этот раз Бак стал пилотом шаттла «Рэйнджер 3», запущенного в недалёком 1987 году. Из-за поломки в системе жизнеобеспечения Бак замерзает, а 500 лет спустя его находит инопланетный корабль «Дракон», летящий к Земле с мирной миссией. Командует «Драконом» Кейн, так что мирная миссия оказывается обычным вторжением, ведь Земля до сих пор не оправилась от ядерной войны. Образ Бака был переработан: теперь ему трудно интегрироваться в общество будущего. Он ведёт себя как заправский герой-сердцеед типа Бонда. Земля 25 века не так мрачна, как раньше: цивилизация быстро восстанавливается и через систему «звёздных врат» поддерживает связи с инопланетными культурами. Сериал выделялся излишней легкомысленностью и был закрыт в 1981 году.

Бак Роджерс послевоенной эры. Обтягивающий «супергеройский» костюм, звезда а-ля Капитан Америка, мощный реактивный ранец (а не слабые горелки с «облегчающим» поясом из инертона).

Красавчик Люк... Простите, Бак.

Бак не супермен, но его подвиги доступны далеко не каждому. Он просыпается, чистит зубы, побеждает галактическое зло и завтракает. Секрет прост: Бак полагается не на прогрессивную технику, а прежде всего на свой ум и навыки. Роджерса отличает храбрость, граничащая с безрассудством, и тотальная самоуверенность — он ни на секунду не сомневается в своих способностях. Парень любит спорт (мечтает сыграть в гольф на Луне), обожает Землю в целом и Америку в частности. Особенно Америку.

Его подруга Вильма Диринг души не чает в весельчаке Баке. Бедняжке выпала нелёгкая доля — в каждой новой серии Вильме приходится отбивать Роджерса от роковых красавиц с различных планет Солнечной системы. Чаще роковых, нежели красивых, — например, принцесса Ардала, сходящая с ума по Баку (буквально) и мечтающая захватить власть над миром. В чём ей активно помогает диктатор Кейн.

Бак Роджерс 1929 года. Униформа 20 века (кавалерийские штаны, тяжёлые сапоги) с элементами формы 25 века (шлем, атомный дезинтегратор).

2
1 2
Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Spy Fox
№ 1
08.10.2009, 15:12
Я, увы видел лишь фильм 1976 года, который оставил о себе не самые лучшие воспоминания. Но и он и современный сериал - лишь римейки. А оригинальный сериал тридцатых годов стал культовым и оказал большое влияние в том числе и на Джорджа Лукаса.
И все-таки не могу сказать, что Флэш и Бак мне интересны. Но статья хороша.
Gligarr
№ 2
08.10.2009, 17:14
Ну мне Флэш Гордон известен прежде всего по одноименному Квиновскому альбому. Так и вспоминается - "Флэш... А-А-А... Флэш... А-А-А";)))

Ну а Бак Роджерс мне как то реже встречался в мировой культуре. Все таки Флэш более растиражирован.

Но тем не менее, это те немногие супергерои ставшие культовыми... Жаль о них все реже вспоминают.
конкистадор
№ 3
09.10.2009, 02:46
Хорошая статья.
и если Флеш ещё относительно известен, то Бак для большинства - что-то очень и очень туманное (и это ещё в самом лучшем случае)...
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться