Google+
ЦИКЛ О ВОЛЬХЕ РЕДНОЙ РУССКИЙ СТИМПАНК Вселенная DOOM NIGHTWISH
Версия для печатиНаше кино: Наше кино. «Книга мастеров»
Кратко о статье: Эксклюзивный обзор проекта, создаваемого российской киностудией совместно со студией Disney. «Книга мастеров» откроет перед вами первые страницы: фотографии со съемочной площадки и интервью с создателями картины.

Наше кино

Дело мастера боится

Книга мастеров

Признаться, мы сначала не поверили: The Walt Disney Company, стремительно укреплявшая позиции в отечественном кинопрокате, нежданно-негаданно анонсировала проект, нацеленный в первую очередь на российского зрителя. Более того, снимается он силами российских кинематографистов. В его основу лёг вольно переработанный русский фольклор. Да, эта новость в своё время заставила нас посидеть с открытыми ртами.

Наше досье

Книга мастеров

Студия: Walt Disney Pictures

Производственная компания: Студия «ТРИТЭ»

Жанр: Сказка

Режиссёр: Вадим Соколовский

Сценарий: Вадим Соколовский, Анна Старобинец

Генеральный продюсер: Марина Жигалова-Озкан

Исполнительный продюсер: Леонид Верещагин

Оператор-постановщик: Арчил Ахвледиани

Художники-постановщики: Сергей Алибеков, Михаил Филатов

В ролях: Мария Андреева, Ирина Апексимова, Ольга Аросева, Лия Ахеджакова, Екатерина Вилкова, Валентин Гафт, Сергей Гармаш, Ольга Ергина, Михаил Ефремов, Николай Ефремов, Леонид Куравлёв, Гоша Куценко, Александр Леньков, Максим Локтионов, Артур Смольянинов

Премьера: 29 октября 2009 года

Первая страница книги

Российские любители фантастики и фэнтези в последние лет десять использовали словосочетание «отечественный кинематограф» по большей части для обозначения природных катаклизмов. Какой уж там Disney ― о достижении его планки качества можно было помыслить лишь в самой смелой наркотической фантазии.

Корреспонденты «МФ» запаслись диктофонами, видеокамерой, заготовили уйму вопросов и отправились за правдой. Сейчас работа над «Книгой мастеров» близка к завершению, и, близко познакомившись с проектом, мы вынуждены признать, что у него есть абсолютно все шансы на успех. Быть может, фильм действительно вдохнёт новую жизнь в густо обросший мхом жанр «русской сказки».

А теперь обо всём по порядку.

Исполнителя на роль Ивана искали несколько месяцев по всей России. В итоге роль досталась молодому актёру Максиму Локтионову, студенту третьего курса Театрального факультета Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Это его первая роль в кино.

Сказочный синопсис

Первый вопрос о любом фильме: «О чём он?». Несмотря на то, что мир «Книги мастеров» населяют фольклорные персонажи русских народных сказок, в основе лежит оригинальный сценарий, который рассказывает классическую для жанра историю о борьбе добра со злом, о поиске своего предназначения и, конечно же, о любви. По словам режиссёра Вадима Соколовского: «Любовь становится победителем, несмотря ни на что. Об этом фильм!».

Золотая цепь на дубе том. На цепи ? русалка.

О скелете сюжета пока известно немного, поэтому воспроизведём то, что знаем. Миру грозит опасность. Скоро исполнится древнее пророчество, и заточённая в башне Каменная Княжна (Ирина Апексимова) вырвется на свободу, чтобы с помощью злых чар обрести власть над миром. Волею случая судьбы людей оказываются в руках обычного русского парня Ивана (Максим Локтионов). В его силах наделить Княжну волшебной властью и сделать владычицей земною, но он может и одолеть её, чтобы спасти свою возлюбленную Катю (Мария Андреева). На пути к цели Ивана подстерегает множество опасностей и приключений, его ждут встречи с героями русских народных сказок ― Бабой Ягой (Лия Ахеджакова), Кощеем Бессмертным (Гоша Куценко) и многими другими. В «Книге мастеров» есть волшебные артефакты, зрелищные батальные сцены и, конечно же, избушка на курьих ножках. Об остальном создатели не распространяются. В принципе это правильно, ведь на такие фильмы ходят не за загадочной и сложной историей, а за хорошим настроением.

Марина Жигалова-Озкан: «Это весёлая комедийная история, рассказанная с любовью и самоиронией, но вместе с тем сохраняющая дух и традиции Disney».

По словам Марины Жигаловой-Озкан, генерального директора компании Disney в России и генерального продюсера фильма, «Книга мастеров» возрождает традицию семейных походов в кино, когда удовольствие от просмотра получают и дети, и родители.

Натурные съёмки «Книги мастеров» проходили под Минском ? в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта. Специально для фильма были построены декорации затерянной в чащобе избы Бабы Яги — деревянный сруб, окруженный частоколом из брёвен трёхметровой высоты.

Слово творца
Художник-постановщик Сергей Алибеков

Досье «МФ». Родился 16 мая 1956 года в Узбекистане. Получил художественное образование и занимался живописью, графикой и созданием скульптур. К настоящему моменту собрал внушительное портфолио, работы из которого участвовали как в национальных, так и в международных выставках. С 1983 года сотрудничал с киностудией «Узбекфильм», работая в игровом кино и мультипликации. Известность Сергею принесли мультфильмы «Нить» и «Будет ласковый дождь». Второй получил призы на фестивалях в Лейпциге (1984 год) и Бильбао (1985 год). Ныне работает со студией компьютерной графики «Синематека» («Турецкий гамбит»). Когда к ним обратились продюсер и режиссёр «Книги мастеров», они заказали на пробу несколько концептов. Сергей сделал порядка 20 рисунков и удачно «попал» в режиссёрское видение фильма. Так и началось их сотрудничество.

Вы один из основоположников визуального ряда фильма. Можете вкратце охарактеризовать его?

Disney поставил нам одну главную задачу: сделать сказку, и чтобы в ней чувствовался тот самый «русский дух». В то же время фильм должен быть рассказан современным языком, как это сейчас популярно. Зритель в наше время избалован спецэффектами ― нужно было искать оригинальные художественные решения.

Скала-дворец Каменной Княжны. Офис «Газпрома» рядом не стоял.

Мы выбрали сочетание лубочных образов и фэнтезийной магии. Особенно, на мой взгляд, повезло с одной из центральных декораций ― русской деревней. Как правило, в художественных фильмах они представляются мрачными, прогнившими и грязными ― негативный (и изрядно гипертрофированный) образ давно приелся. Зато натура, которую нам посчастливилось найти в Белоруссии, просто поражала обилием ярких красок. Хотя съёмки и проходили осенью, весеннее настроение нам передать удалось.

Очень долго ломали головы над дворцом Каменной Княжны: сначала хотели выполнить его в готическом стиле, но пришли к выводу, что готика и русская сказка ― это чересчур. Поэтому остановились на варианте скалы, внутри которой выстроен дворец в стиле русского модерна с некоторыми элементами романского стиля ― очень хотелось передать холодную красоту камня.

Можете рассказать о тех ужасах, с которыми приходится сталкиваться художнику-постановщику на работе?

Во-первых, художник-постановщик ― помимо прочего, ещё и прораб, а это тяжёлое бремя. Творческая работа оказалась целиком на мне, но необходимо было также заниматься и финансами, и людьми, и строительством. Мне было тяжело. Хотя организационную сторону взял на себя другой художник, Михаил Филатов, после съёмок я всё равно попал в больницу.

Избушка, она хоть и на курьих ножках, а всё равно по документам значится как «недвижимость».

Во-вторых, художника-постановщика всегда стесняют финансовые и временные рамки. Бюджет-то у «Книги мастеров» большой по отечественным меркам, но производство фильма ― такая загадочная штука, что денег и рабочих дней всегда не хватает.

В-третьих, необходимость бороться с проблемой кадров: в российском кино она стоит особенно остро. Например, до обидного мало квалифицированных бутафоров. Сами понимаете, замок Каменной Княжны усилиями, скажем, двух-трёх человек не построишь. Ещё очень много непрофессионалов ― их приходится выявлять и отсеивать. То есть в конечном итоге мы нашли достаточно талантливых людей для работы над «Книгой мастеров», но на всякие производственные мелочи угробили куда больше нервов и здоровья, чем хотелось бы.

Есть ещё и вот какой момент: идея сама по себе обманчива. Бывает, нарисовал концепт ― кажется, будто всё красиво: и другим работа нравится, и в центральном офисе Disney она одобрение получила. Но потом наступает время её реализовывать, и вы понимаете, что это, о ужас, практически невозможно. Вот представьте себе сцену в лесу. Нужен ведь не абы какой лес, а чтобы хорошо в кадре выглядел. Как это сделать? Очень просто ― позвать художника-постановщика и пусть он думает. Фокус в том, чтобы при помощи доступных материалов сделать именно то, что вам нужно.

Книгопроизводство

Процесс создания «Книги мастеров» для нашего рынка уникален. Фильм снимается силами российских кинематографистов студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, зарубежные коллеги из Walt Disney Studios выступают в роли мудрых и опытных советчиков. Никаких серьёзных ограничений и указаний из Лос-Анджелеса не поступало, кроме самых очевидных — тех, от которых зависит возрастной рейтинг: наличие крови, насилия и т. п. Коллеги из Walt Disney Studios полностью приняли предложенную российскими сценаристами сюжетную канву и образы персонажей, поделившись мыслями в отношении того, как сделать действие фильма динамичнее и ярче.

Янгул ? предводитель войска Каменной Княжны. Интересно, прошел бы кастинг какой-нибудь зарубежный Тёмный Властелин?

Работа над компьютерной графикой фильма сейчас в полном разгаре, осуществляет её российская студия «Синематека». Там работают талантливые специалисты, на счету которых спецэффекты для фильмов «72 метра», «Турецкий гамбит», «Монгол». В «Книге мастеров» довольно много эпизодов с компьютерными элементами, их общая продолжительность ― около 45 процентов экранного времени.

Издание

«Книга мастеров» увидит свет 28 октября этого года, и мы надеемся, что, в отличие от «Обитаемого острова», она сможет собрать солидную кассу и завоевать любовь зрителей. Мы верим в это, ведь люди, работающие над фильмом, ― профессионалы, по-настоящему преданные своему делу. Успех картины сможет привлечь в наш кинобизнес другие крупные голливудские компании. На фоне разгоревшегося кризиса и постоянно сворачиваемых проектов это особенно важно и нужно. Возможно, именно «Книга мастеров» даст старт новому российскому кино.

Вот такие яйца должны дарить Кощею на Пасху!

Слово творца
Художник по костюмам Наталья Дзюбенко

Досье «МФ». Родилась 24 декабря 1958 года в Москве. В 1983 году окончила художественный факультет ВГИКа по специальности «Художник по костюмам». С начала 90-х работала в рекламе: помнящие это время наверняка знакомы с её творчеством по рекламным роликам банка «Империал», которые снимал Тимур Бекмамбетов. Разрабатывала костюмы для фильмов «12» Никиты Михалкова и «1612» Владимира Хотиненко.

Дали ли вам творческую свободу для разработки концепции костюмов, или необходимо было постоянно учитывать мнение режиссёра?

Начнем с того, что к режиссёру в принципе нельзя не прислушиваться. Поверьте, ему всегда есть что сказать. Убеждена, что профессиональный режиссёр обязательно должен представлять свою точку зрения всем членам съёмочной группы. Нам повезло, что Вадим Соколовский очень точно сформулировал задачи и направил нас в нужном направлении. Другой вопрос, что способы, приёмы и средства для реализации запланированного должен искать уже сам художник. От нас требовалось сделать всё ярко, весело, красиво, в то же время подлинно, без каких-либо костюмных условностей ― с пониманием образов персонажей. Для меня и моей горячо любимой группы это был интересный экстремальный опыт. Мы только-только отработали над «Иваном Грозным» Павла Лунгина, когда погрузились в мир «Книги мастеров». В том фильме тоже было много исторических русских костюмов, но делали их с расчётом на тяжёлую депрессивную атмосферу фильма. А тут неожиданно пришлось буквально прыгать в красочную сказку. Могу сказать, что недели полторы мы сильно мучились, ― не было настроя. Пришлось много времени посвятить изучению лубка, поездкам в этнографические музеи Санкт-Петербурга и вообще настраиванию на позитив.

Как в костюмах сочетаются сказочность и современный подход?

Не все действующие лица «Книги мастеров» одеты в соответствии с канонами русской сказки. Есть герои, имеющие явно прозападные образы, которые мы по большей части видим на экранах сегодня. Мы пытались добиться того, чтобы они органично смотрелись в кадре с другими персонажами. Кощей, например, однозначно — рокер, а вовсе не заплесневелый дедушка.

Сразу видно, что они выполняют не благотворительную миссию.

Что для вас первично ― выделенный бюджет, который позволяет реализовать самые смелые идеи, или же сами идеи, для реализации которых бюджет ― лишь средство?

Я так скажу: идея ― это всегда здорово. Ещё лучше, когда есть деньги, чтобы её реализовать. Но, как правило, стоит получить большой бюджет — и его становится мало, потому что фантазия срывается с цепи. Маленький бюджет стимулирует изворотливость, но в случае с «Книгой мастеров» он был вполне приемлем для сказки. Заоблачные суммы никто не дарил, но того, что было, оказалось достаточно для покупки антикварных вещей и детального изучения темы. Без адекватного бюджета мы бы не создали костюм Каменной Княжны, в котором много ручной вышивки бисером.

Тем не менее, я считаю неправильным, когда художники говорят: «У меня так мало денег, поэтому ничего хорошего я создать не могу». Нужно определиться с приоритетами: тратиться на те костюмы, которые будут демонстрироваться крупным планом, и не разбазаривать деньги на ненужные мелочи. Должно быть понимание золотой середины, как со стороны художников, так и продюсеров. В российском кино сейчас едва ли не главная проблема ― отсутствие грамотных продюсеров. Появятся они, будут адекватнее выбираться съёмочные группы и режиссёры, а, следовательно, появится и доверие между различными кинематографистами. Сейчас, когда видишь, как набирают народ чуть ли не с улицы, хочется завязать с этой работой окончательно. Слава богу, в проекте «Книга мастеров» у нас был один из лучших продюсерских составов. По опыту могу сказать, что так, как работается с «ТРИТЭ», не работается ни с кем, а сотрудничать мне довелось с разными коллективами.

Для Каменной Княжны было сшито семь костюмов, самый тяжёлый из которых весит более 10 килограмм.

Ближе к премьере редакция «Мира фантастики» подготовит специальный «фильм о фильме», снятый в ходе подбора материалов.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Gluck
№ 1
27.09.2009, 14:53
Красиво рассказано, аж прям сейчас в кинотеатр побежала бы :) Хорошо, что до октября осталось мало. Скоро увидим, что наснимали.
Atanvarno
№ 2
27.09.2009, 15:18
Посмотрим 8)
Пока понятно, что ничего непонятно
Ранго
№ 3
27.09.2009, 15:25
От "русского фильма" только декорации. Сюжет глубоко западный. Самовар в кросовках. Имхо.
Sunbird
№ 4
27.09.2009, 16:59
Радость
Цитата:
Сообщение от oligerd Посмотреть сообщение
От "русского фильма" только декорации. Сюжет глубоко западный. Самовар в кросовках. Имхо.
А это плохо?
ПаЛомА
№ 5
27.09.2009, 17:00
oligerd, а вот я уверена, что всё как раз наоборот! От Диснея только деньги, а всё остальное (идея, декор, актёры) наше. И вообще, у меня по поводу этого фильма - много оптимизма. Очень хочу посмотреть эту сказку, и заранее подозреваю, что фильм мне понравится. И я вообще, не-могу понять откуда взялся стереотип, что сказки только для детей? Вот допустим я. Уже давно не ребёнок. Но я не прочь посмотреть хорошую сказку. Мне это требуется чисто психологически, чтоб хотя-бы немного расслабиться и окунутся в сказку. А то по телику один криминал показывают, так и рехнуться можно.

А статья, между прочем, очень даже завлекательная! Во всяком случае, прочитав её, мне очень захотелось посмотреть фильм на большом экране.

Последний раз редактировалось ПаЛомА; 27.09.2009 в 17:09.
Gluck
№ 6
27.09.2009, 18:27
Нашла пост о фильме с картинками хорошего качества и трейлером здесь: http://dreamworlds.ru/obzori/filmy/3...rhq-kadry.html
Думаю, это стоит посмотреть.
Ранго
№ 7
27.09.2009, 20:17
Цитата:
Сообщение от Sunbird Посмотреть сообщение
А это плохо?
а что хорошего?
Цитата:
Сообщение от ПаЛомА Посмотреть сообщение
вот я уверена, что всё как раз наоборот!
я надеюсь на благоприятный исход и добротное кино, просто когда слышу отечественное мой оптимизм прячется в глубине души. А что ждать от человека, которого контузило Русичем, Волкодавом, Особо опасным и новым 9. До сих пор зализываю раны.
KrasavA
№ 8
01.10.2009, 00:49
Ах она ещё и российского производства? Удивили. Ладно, ещё раз прочту анонс, может ребёнка свожу на фильму.
happydrunk
№ 9
01.10.2009, 16:27
Думаю, выйдет чепуха как всегда.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться