Google+
Путеводитель по «Звездному пути» Терминаторы Вселенная трансформеров Вампиры нового Мира Тьмы
Версия для печатиТрибуна: Андрей Валентинов. Наши на белом экране
Кратко о статье: О волнах в отечественной фантастике.

Волны и ветер

Опыт парадокса

Историк, критик и писатель Андрей Валентинов поднимает на страницах «МФ» острые проблемы современной отечественной фантастики.

«Как хорошо подняться в облака!..» Не пробовали часом? Автор полузабытой песенки там явно не бывал. В облаке сыро, моросит мелкий дождик, в общем, никакого удовольствия. Зато — высота. Если взглянуть вниз, далеко видать...

Давеча некий критик насчитал в нашей Фантастике аж восемь «волн». Не все согласились, пересчитывать принялись, но этот спор слишком напомнил хрестоматийную дискуссию о количестве ангелов (или же иных крылатых) на острие иглы. Вместе с тем, вопрос о «волнах» не праздный. Всегда полезно знать, где находишься, — особенно тому, кто только начал приобщаться к Фантастике. Взгляд с кочки не слишком отраден: слева интернет-болото с миазмами «самиздата», справа трясина Великого Глянца, впереди — дурак-попаданец с гранатомётом наперевес... Не стоит отчаиваться, это всего лишь вид из точки Сегодня, и то весьма неполный. Поднимемся в облака. Воздух чист, ветер свеж, внизу же, до самого горизонта — наша Фантастика, волна за волной. Вдохнем поглубже. Приглядимся.

Считаем.

Современная Фантастика началась с появлением «четвёртой волны» (вторая половина 1980-х годов). Спорить не стану, но уточню: поколение «перестройки» — это не только громко заявившие о себе ученики Стругацких, но и менее яркие имена из «молодогвардейцев». Их споры давно уже стали достоянием истории, сходства же в обоих «фракциях» куда больше, чем различия.

Эпоха кончилась в 1991-м. Далее принято вспоминать поколение Великого Бума, но это не совсем точно. «Чёрная дыра» 1992—1995 годов положила начало коммерческой «парафантастике»: новеллизациям, «Конанам» с «Икс-файлами» и прочей полезной «халтурке». Почти никто из тогдашних авторов этого не избежал — пусть под псевдонимом, пусть всего разок-другой...

Поколение Великого Бума (1996—1997) принято славить как зиждителей и фундаторов «новой» фантастики. Пусть так, но стоит вспомнить, что из трёх сотен новых книг победного 1996-го две трети, а то и больше — всё та же не слишком качественная «халтурка». Недаром большинство новых имён исчезло без следа в кризисном омуте 1998-го. Продолжали печататься не более семи десятков — «два взвода», как невесело шутили мы тогда. Не слишком весомым вышел «сухой остаток».

Начало нового века ознаменовалось явлением «стирателей». Можно назвать новую «волну» как-то иначе, но именно «молодая шпана» быстро и эффективно застолбила и опробовала то, что стало магистральной дорогой современной фантастики, — многокнижный сериал. До этого как-то не приживалось, теперь же превратилось в способ существования. Не только для молодых — прежние быстро вспомнили, как пишется всё тот же «Конан», с легкостью необыкновенной меняющий имена, гендер, но отнюдь не сущность. «Парафантастика» начала уверенно оттеснять на обочину менее продаваемую «литературку».

Обычно на этом ставят точку. Рано! С Миллениума прошло уже почти десять лет, две пятилетки по старому счету. Изменилась ли фантастика? Конечно. Где-то с 2005-го в жизнь вступила новая «волна», так и не получившая имени. Попытки окрестить их когда-то громким прозвищем «МТА» не слишком корректны, ибо «молодые талантливые» отметились больше в бесчисленных мастер-классах и прочих, прости господи, «грелках», чем в издательских планах. Но, как ни назови, это — поколение эпигонов. В самом слове не прячется упрёк: эпигоны («наследники») из греческого мифа оказались куда толковей, чем их сгинувшие под Фивами отцы. Вопрос лишь в том, кому подражать. Нынешние стали наследовать не утонувшим в глубинах древности Уэллсу и Беляеву, а своим непосредственным предшественникам. Те же «стиратели», но, так сказать, подогретые к ужину. Труба пониже, дым пожиже... «Парафантастика», включая столь популярные ныне новеллизации компьютерных «стрелялок», стала казаться многим даже не главным, а единственно возможным вариантом приложения литературных сил.

Судя по всему, тенденция эта установилась надолго, путь, по которому предстоит идти русскоязычной Фантастики в первой половине 21 века, определился. И уже не так важно, когда и под каким именем зашумит новая «волна».

Таков он, простор, видимый из заоблачных высот. Что же в итоге? Не станем с этим спешить, мы пока лишь считали волны, гонимые Ветром Истории. Итога же, к счастью, не предвидится. Фантастика жива, активна — не в пример «чёрным» годам начала 90-х. Авторы пишут, плоды их трудов издаются. «Волны», поколения — лишь обобщение, литературоведческая абстракция. Читают не «волну», а конкретную книгу. Мало ли «волн» плескалось в английской литературе в эпоху Шекспира? Кто о них помнит сейчас? Помнят Шекспира, помнят Марло, Донна и Фрэнсиса Бэкона. Не по чину сравнение? По мне, лучше уж с Бэконом, чем с очередным «глянцевым» эпигоном. Появление хороших книг слабо связано с «волнами», куда больше — с общими условиями той самой «среды», в которой приходится жить и работать. В этом же отношении четыре последние пятилетки, несмотря на кризисы и дефолты, чрезвычайно плодотворны. Здесь нет противоречия, ибо Литература не кросс, где результат определяется по арьергарду. У массовой культуры есть очевидный плюс: печатается много, и печатается разное, в том числе и хорошее. Талантливые авторы рождались во все времена, но их путь к читателю был неодинаков. Много ли «фантастических» книг осталось от послевоенного сорокалетия с его Совписом и строгими редакторами? Эпоха «Конана» и «Сталкера» в этом отношении дала куда больше. Так будет и в дальнейшем, каждый год наряду с тоннами макулатуры приносит десяток-другой хороших повестей и романов. Десятилетие — уже целая библиотека. «Волны» уходят, книги остаются с нами. И взгляд из-за облаков позволяет сделать внешне парадоксальный вывод: последнее двадцатилетие можно считать самым успешным за всю историю русскоязычной Фантастики.

Если не верите, посчитайте сами. Только уже не «волны», а книги.

На этом автор благодарит за внимание многотерпеливых читателей, желает им всяческого блага и, завершая свой творческий отпуск, приступает к написанию новой книги.

Мнение автора колонки может не совпадать с позицией редакции «Мира фантастики».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Omeganian
№ 1
26.09.2009, 10:16
90% научной фантастики - дерьмо. Как и 90% чего угодно.
Spy Fox
№ 2
26.09.2009, 10:18
Цитата:
Сообщение от Omeganian Посмотреть сообщение
90% научной фантастики - дерьмо. Как и 90% чего угодно.
Вы это лично подсчитывали, чтобы так утверждать?
Грендель
№ 3
26.09.2009, 11:34
spyfox, закон Старджона.
Spy Fox
№ 4
26.09.2009, 12:22
Цитата:
Сообщение от Грендель Посмотреть сообщение
закон Старджона.
Какой-то известный ученый?
Нопэрапон
№ 5
26.09.2009, 12:27
Цитата:
Сообщение от spyfox Посмотреть сообщение
Какой-то известный ученый?
Американски писатель, "чьим мастерством восторгались такие фантасты, как Брэдбери и Воннегут, Блиш и Дилэни; блестящий прозаик, прекрасный стилист, один из ведущих авторов плеяды «Золотого века» англоязычной НФ". Цитата с Фантлаба.
Waterplz
№ 6
30.09.2009, 11:58
ожидал большего. так и не понял зачем в статье столько английских слов, написанных русскими буквами.
конкистадор
№ 7
30.09.2009, 17:37
обычно г-н Валентинов в своих очень порою гммм... своеобразных статьях "жгёт напалмом" всё вокруг. А тут вдруг такая серая, даже местами скучная статья получилась...
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться