Google+
Современники. Нил Гейман На злобу дня. У нас это невозможно? Плагиат в фантастике Антиутопии ТОР MARVEL
Версия для печатиАрсенал: Арсенал. Боевые вертолеты
Кратко о статье: Боевые вертолёты: главное о летающих танках.

Я весёлый, толстый Карлсон!

Боевые вертолёты

От этого воздушного броска у Гая остались самые неприятные воспоминания: вертолёт шёл очень низко, трясло и раскачивало так, что внутренности выворачивались наизнанку, и вдобавок — одуряющий рёв винта...

«Обитаемый остров», братья Стругацкие

Вертолёт как ни одна другая созданная человеком машина может претендовать на звание идеального средства передвижения. Он не привязан к аэродромам, умеет зависать на месте и перемещаться в любом направлении, даже хвостом вперёд, что под силу далеко не всякой птице. Но платой за совершенство становятся очень высокие требования к удельной мощности — двигатель постоянно должен создавать вертикальную тягу для поддержания в воздухе тяжёлой машины.

Идея полёта с помощью горизонтального винта возникла очень давно. Принципиальную схему вертолёта можно увидеть ещё на чертежах Леонардо да Винчи. Позже Михаил Ломоносов планировал использовать маленькие заводные геликоптеры для исследования атмосферы на больших высотах.

Ещё в 1911 году русским инженером Борисом Юрьевым был изобретён автомат перекоса лопастей, решивший проблему управления вертолётом. Но первые же эксперименты показали, что «самолётный» принцип движения куда более эффективен. Игорь Сикорский, временно охладев к идее несущего винта, вошёл в историю авиации как конструктор первых многомоторных бомбардировщиков «Илья Муромец».

Лишь в 1942 году, уже в эмиграции, Сикорскому удалось создать R-4 — первый в мире серийный вертолёт. В СССР производство вертолётов было начато в 1950 году.

Вертолёты первого поколения завоевали некоторое признание благодаря способности взлетать и садиться вертикально. Но, по большому счёту, кроме этого, они ещё ничего и не могли. Поршневой двигатель оказался недостаточно эффективен для аппаратов вертикального взлёта. Только в 60-х годах оснащённые турбинами машины сумели составить реальную конкуренцию самолётам гражданской и военной авиации.

Первый советский серийный вертолёт.

Ми-12. Самый большой вертолёт из когда-либо построенных. Грузоподъёмность — 40 тонн.

Вертолёты в бою

Изначально вертолёт привлёк внимание военных исключительно как транспортная машина с уникальными возможностями. Недостатки его в этом качестве (низкая грузоподъёмность, большой расход горючего) тоже, впрочем, были очевидны. Но во время вьетнамской войны на вертолёты стали возлагаться и задачи поддержки пехоты.

Геликоптер — идеальная «платформа» для размещения стрелков и установки вооружения, ведь ничто не препятствует ему занять наиболее выгодную позицию для обстрела цели и оставаться на ней необходимое время. Оборотная сторона медали — то обстоятельство, что и сам вертолёт очень уязвим для вражеского огня. В отличие от самолёта, он недостаточно быстр, из-за чего в него легко прицелиться и попасть. А зависшие вертолёты можно поражать даже из подствольных и противотанковых гранатомётов.

С другой стороны, опыт показал, что геликоптеры относительно редко становятся жертвами истребителей. Обнаруживая реактивных «коршунов» на фоне неба куда раньше, чем те их на фоне земли, они успевают скрыться в складках рельефа или даже за крупными зданиями.

В период вьетнамской компании американцами в боях и авариях было потеряно 4000 вертолётов. Для того чтобы избегать огня ПВО, пилоты научились прижиматься к земле, проносясь на максимальной скорости над самыми верхушками пальм. В этом случае пулемётчики обычно не успевали открыть огонь. Вьетнамцы же ответили изобретением противовертолётных мин. К верхушке пальмы крепился ящик взрывчатки с вложенной в него гранатой. Когда поднятый винтами ураган начинал раскачивать дерево, растяжка выдёргивала чеку.

Третье поколение винтокрылых машин, появившееся в 70-х годах, приобрело «специальности». Ударные вертолёты, которым не требовался вместительный фюзеляж для размещения десанта, «похудели», вытянулись и «обросли» бронёй.

Возможность создания универсальной «летающей БМП» была рассмотрена и отвергнута. Штурмовать вражеские позиции с пехотой на борту или пытаться высадить её под огнём противника — неоправданный риск для машины и десанта. Ещё хуже то, что вертолёт не способен занимать оборону.

Ми-24 (неофициально — «Крокодил»). Российский ударный вертолёт третьего поколения.

Новейшие ударные вертолёты четвёртого поколения: Ка-50 «Чёрная акула», Еврокоптер «Тигр», RAH-66 «Команч» отличаются от предшественников усиленной бронёй, обеспечивающей защиту от 12,7-мм бронебойных пуль и 23-мм осколочных снарядов. Все машины обладают сопоставимыми вооружением и скоростью (300-320 км/ч). Но российские конструкторы добились беспрецедентной манёвренности. «Камов-50» способен крутить «воронку» (то есть двигаться по кругу, не меняя ориентации корпуса на цель), и до 12 часов сидеть в танковой засаде, неподвижно зависнув на малой высоте.

AH-64

  • Вертолёт сложнее в управлении, чем самолёт. Поэтому в экипаж, чтобы разгрузить пилота, включается стрелок. У нашего «Крокодила» стрелок-оператор сидит в отдельной кабине. При разгерметизации её попаданием вражеского снаряда пилот сможет продолжать управление машиной.
  • Обычное вооружение ударных машин — подвижная 30-мм установка. В России применяется стандартное орудие БМП. В США — значительно менее мощная авиапушка с соответственно увеличенным боекомплектом.
  • Вертолёт лишен крыльев, под которыми удобно подвешивать вооружение. Поэтому по бокам фюзеляжа устанавливаются пилоны. Впрочем, по запасу боекомплекта вертолёты недалеко ушли от самолётов — их можно нагрузить лишь десятком-другим ракет.
  • Лопасти винта современных ударных машин рассчитаны на попадание 20-мм снарядов. В 2003 году телевидение Ирака показало «Апач», сбитый крестьянином из ружья. Позже выяснилось, что это был пропагандистский трюк. На самом деле вертолёт подбила иракская ПВО.
Ka-50 

Ка-50 «Чёрная акула» — единственный ударный вертолёт с двумя соосными винтами. Такая схема обеспечивает более высокую мощность и снижает уязвимость машины. Но при резких манёврах (например, знаменитой «мёртвой петле») возникает опасность перехлёста лопастей.

RAH-66 

В 2004 году в связи с дискредитацией технологии «Стелс» США свернули программу разработки вертолёта-невидимки RAH-66 «Команч». Кроме того, «стелящийся» по земле вертолёт и так малозаметен для радаров.

V-22

Конвертоплан V-22 «Оспрей», изменяя наклон винтов, может взлетать «по-вертолётному», а затем переходить в «самолётный» режим. Это весьма полезно при перевозке грузов. Но значительно худшая, в сравнении с вертолётом, манёвренность не позволяет создать ударный конвертоплан.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
FafWolf
№ 1
17.09.2009, 07:59
Прочитал .... маловато информации. А как же война в Корее или Геликоптеры в фантастике ,например в Дюне и т.д.?..Хотя узнал новое ...про противоверталетные мины )
Allogic
№ 2
18.09.2009, 01:11
Очень скудный и неправдивый материал!

Взять хотябы фразу "Новейшие ударные вертолёты четвёртого поколения: Ка-50 «Чёрная акула», Еврокоптер «Тигр», RAH-66 «Команч» отличаются от предшественников усиленной бронёй, обеспечивающей защиту от 12,7-мм бронебойных пуль и 23-мм осколочных снарядов." - это же полная чушь! Сравнивать броню Ка-50 и RAH-66 - просто смешно!

Вот тут есть правдивая информация:
"Ка-50, так же как и Ми-28, благодаря хорошей бронезащите является "летающим танком", броня же у "Команча" присутствует лишь в виде легких кевларовых щитков, прикрывающих членов экипажа с боков."

Короче, плохо. :)
LLIAMAH
№ 3
18.09.2009, 05:05
Начнём с того, что самый новейший ударный двухосный вертолёт это KA-52 (Team Alligator - по классификации НАТО). А уж если совсем до кучи то двухосные вертолёты уже давным-давно активно использут в Российском (ранее Советском) флоте - они считаются "морским вариантом" И "ударные" там тоже есть.
Совсем не сказано про основные задачи ударных вертолётов - борьба с танками (СССР/Россия) и разведка (США). Собственно после этого можно и про броню написать - дескать "по задачам и бронирование" - российские вертолеты не зря называют "летающими танками", в то же время бронирование RAH-66 по сравнению с российскими "аналогами" - картонная бумага. Скудное "деление на специальности" - вообще не описано. Ну есть ударные, а ещё какие? Ударные и неударные? :D

В общем написано по принципу "абы было, а шо - неважно". Кусок информации вырванный из контекста какого-то описалова.
Хантер
№ 4
06.10.2009, 18:27
Всё о знаниях автора говорит фраза "При разгерметизации её (кабины стрелка на Ми-24) попаданием вражеского снаряда пилот сможет продолжать управление машиной." Разгерметизация - видимо, самое страшное, что может произойти с кабиной от снаряда на высоте пары десятков метров.
Нижеплинтусный уровень статьи.
KrasavA
№ 5
07.10.2009, 12:37
Яркий пример, когда в статье "мала букафф") Ругались на эту статью долго за почти полное отсутствие информации. Когда интересно редакция исправляться будет? Уж подробнее про вертолёты найдутся охотники почитать)
sourse
№ 6
06.10.2012, 14:47
статья неплоха но:
во первых на некоторых верталетах есть авторотация
во вторых у пилотов есть кислородные маски
в третьих системы вертолета всега продублированны
в четвертых копус тоже бронирован
система капатультовования уже давно стало стандартом.
Для того чтобы сбить боевой истребитель или ударный вертолет используют пзрк и станционарные зенитки, а для защиты от них испльзуют тепловые ловушки и маневры уклонения и вообще читайте гугл.
sourse
№ 7
06.10.2012, 14:55
зы для разведки существуют беспилотники типа \"предатор\", \"жнец\" и другие.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться