Google+
Киношедевры: Кинг-Конг MASS EFFECT Путеводитель по «Звездному пути» Вселенная Горца
Версия для печатиНа злобу дня: Мастер-класс. Авторское право
Кратко о статье: Курс молодого творца о базовых аспектах интеллектуальной собственности в законодательстве России. «Мир фантастики» приоткроет завесу мистики над авторским правом, назовет основные его виды и раскроет их содержание.

Копи. Райт?

Непознанная страна авторского права

Статья 44 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому человеку свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества. Однако не успеваете вы порадоваться щедрости законодателя, как суровая реальность отнимает эти привилегии, завалив недовольных горой законов. Дескать, право — штука опасная, ею по неопытности и покалечиться можно. Авторское же право — вообще оружие массового поражения . В какой таре его хранить и как с ним обращаться, знают только умудрённые опытом специалисты. Увы, они в основном заняты тем, что спорят друг с другом. Ну а поскольку в редакцию «МФ» часто приходят вопросы, касающиеся Его Величества Копирайта, вашими сталкерами в этом секторе юридической Зоны станем мы.

Зачем вообще нужен этот странный зверь по имени Авторское право, и кто выпустил его из преисподней? Началось всё, как водится, безобидно: примерно 200 лет назад человечество, накопив внушительный культурный багаж, окончательно убедилось, что работать мозгами не менее выгодно, чем мускулами. Особо прозорливые смекнули, что на результатах творчества — всех этих романах, картинах и скульптурах — можно хорошенько подзаработать. В результате интеллектуальная деятельность стала участницей экономического оборота, а там, где замешаны деньги, всегда найдётся место обману.

Сперва более всего страдали книжные издательства: нелегальные тиражи наносили им ощутимые финансовые потери. Именно от подобных неприятностей призваны были защитить первые законы в области копирайта. Романтики могут оплакивать свои разбитые сердца: изначально авторское право было нацелено на защиту интересов не творческих личностей, а бизнесменов. Правда, сегодня право делает большие честные глаза и утверждает, что изменилось. Мол, теперь его задача — стимулировать высокий полёт мысли, стоять на страже творцов, которых, как известно, обидеть может каждый. Так ли это? Давайте разберёмся. В ходе ознакомительного тура мы рассмотрим вопросы возникновения авторских прав и особенности их классификации.

Юридические легенды

Предположим, вы задумали осчастливить мир грандиозной нетленкой. Как защитить её от незаконных посягательств ортодоксальными методами, а не посредством кувалды и монтировки? Для начала нужно усвоить одно простое правило: авторские права не распространяются на идеи и концепции, о чем и говорит статья 1259 Гражданского кодекса. То есть пока ваше произведение существует лишь у вас в голове, правила копирайта для него бесполезны. Идея виртуальна и в процессе воплощения может претерпеть сотни изменений. Попытки разработать для неё какие-либо юридические инструменты приведут лишь к одному — в мире резко увеличится число авторов-параноиков, готовых каждого встречного обвинить в нарушении своих прав. Ненормальных и без того хватает, зачем усугублять?

Главное, чтобы ваше бессмертное творение было выражено в объективной, сиречь материальной форме, например, в письменном виде, в качестве изображения или звуко- и видеозаписи. Устная форма тоже допускается, но с оговоркой — это должно быть не конспиративное нашёптывание другу на ушко, а публичное произнесение перед большой аудиторией. За тип носителя не беспокойтесь, их список не ограничен — подойдут листы бумаги, салфетки, флэшки, глиняные таблички или жёсткие диски компьютеров.

С концепциями ситуация несколько иная: они выражают общий замысел вашего будущего опуса и сами могут быть отображены в какой-нибудь форме. Например, вы в своём электронном дневнике похвастались, что собираетесь написать повесть о невероятных приключениях группы хоббитов под предводительством маньяка-каннибала в стране разумных кофеварок. Стоит вам закончить её наполовину, как один из читающих вас людей вывешивает на всеобщее обозрение собственную повесть. Казалось бы, фабула у неё другая, жанр вроде не тот, но слишком уж много похожих деталей: и кофеварки присутствуют, и хоббиты в наличии есть, и главарь у них как-то недобро поглядывает в сторону подчинённых. Время трубить в рог, бить в рельс и звонить 02? Попридержите коней. Вы ведь обрисовали схему будущего творения без существенных подробностей, следовательно, законодатель в ответ на все претензии только разведёт руками.

Именно концепции чаще всего тащат друг у друга работники всевозможных медиа-отраслей, не только отечественных, но и зарубежных, — в игровой и киноиндустрии это вполне рядовое явление, а самое главное — практически ненаказуемое. Вы, конечно, можете устроить наглецу тёмную, но проблема таким образом не решится. Да и настолько ли велики масштабы катастрофы? Понимаем, обидно, но попробуйте воспринимать инцидент как вызов своим способностям. Путь к совершенству, как известно, лежит через минное поле конкуренции. Так почему бы не постараться преодолеть его с достоинством?

Льзя или нельзя?

Итак, ваш шедевр наконец-то готов и выжжен лазером на титановых пластинах. Можете взрывать фейерверки и пить шампанское, потому что вы теперь не только состоявшийся автор, но и обладатель целого вороха юридических прав. Особо подчеркнём, что для их возникновения, осуществления и защиты абсолютно не требуется регистрация вашего опуса или соблюдение каких-либо иных формальностей. Главное — само произведение и его вариант на материальном носителе, в который вы можете с гордостью ткнуть пальцем и проворковать: «Вот она — моя пр-р-релесть!»

Авторские права распространяются как на всё произведение целиком, так и на его части, в том числе — на название. Только просим вас от лица всего прогрессивного человечества: не рыскайте по интернету с целью огнём и мечом уничтожить все произведения с такими же названиями, как у вашего. Иногда совпадение — это всего лишь совпадение, а не попытка украсть ваш гениальный труд.

Авторские права распространяются и на персонажей, если те, как выражается законодатель, «по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора». В переводе на русский это значит, что создай вы героя колоритнее Дарта Вейдера, эксцентричнее Джокера и веселее Фредди Крюгера, то сможете сделать его самостоятельным объектом интеллектуальной собственности.

Следует помнить, что авторское право — не монолитный артефакт инопланетной цивилизации. Оно имеет внутреннюю структуру и подразделяется на а) личные неимущественные и б) имущественные права. Первые связаны непосредственно с личностью создателя произведения, следовательно, никому другому перейти не могут. Отказаться от них вы тоже не можете. К личным имущественным правам относятся:

  • Право авторства и право на имя  — права признаваться автором произведения и использовать или разрешать использование произведения под своим именем, равно как и под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени вообще.
  • Право на неприкосновенность произведения — то есть на защиту от внесения в него изменений, сокращений и дополнений, а также снабжение произведения иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
  • Право на обнародование произведения — право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения или другим способом.
  • Право на отзыв — право отказаться от решения об обнародовании произведения. Разочаровались в своем гениальном шедевре, хотя уже передали его какому-нибудь издательству или сайту-публикатору? Не беда: можете потребовать его обратно, статья 1269 Гражданского кодекса это разрешает. Только придётся возместить все убытки (если таковые имели место) тому, кому вы передали право на обнародование.

С личными неимущественными правами все более-менее понятно. Однако за ними шествуют имущественные права. Вот тут-то и начинается всё самое интересное, так как на дискотеках авторско-правовых скандалов они главные диджеи.

Прежде чем совершить очередной марш-бросок вглубь юридического фронта, давайте взглянем на авторское право с самой прагматичной из возможных точек зрения. Что такое отношения «писатель-издатель-читатель» или, скажем, «режиссёр-прокатчик-зритель»? Фактически это цепочка «производитель-продавец-покупатель», следовательно, интеллектуальная собственность представляется товаром, имуществом, которое можно использовать и с которым совершаются различные операции. Их-то и призван контролировать комплекс имущественных авторских прав.

Увы, по имеющимся прогнозам, с годами ситуация будет только ухудшаться.

Теория права определяет «использование» как извлечение из вещи её полезных свойств. Как правило, занимается этим не сам автор — он передаёт это право издателям, прокатчикам и т. п. Обычно такие права передаются одному-единственному лицу (организации), и потому называются исключительными (неисключительные тоже есть, но для нас они не столь интересны). Проще говоря, как только одно издательство подписывает с вами договор на выпуск вашей книги, все прочие этого права тут же лишаются.

Статья 1270 Гражданского кодекса приводит следующий перечень исключительных прав:

  • Сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению.
  • Публичное исполнение или показ произведения.
  • Прокат оригинала или экземпляра произведения.
  • Распространение произведения.
  • Перевод или другая переработка произведения (аранжировка, экранизация и т. п.).
  • Воспроизведение произведения (в любых количествах и любой материальной форме).
  • Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. В качестве примера можно назвать публикацию на открытом веб-сайте.

Чтобы совершать все вышеперечисленные и некоторые другие действия с вашим произведением, некто должен обязательно получить от вас на это право. Если вы столкнулись с несанкционированным использованием своего шедевра, и даже если нарушитель не получает с этого ни копейки — вы всё равно можете вкатить ему иск.

Многим интересно, считается ли нарушением закона использование чужих фотографий в оформлении сайтов, существует ли наказание за несанкционированную публикацию произведений по чужим вселенным вроде «Звездных войн» и т. д. Да, считается; да, существует! Законодатель непреклонен: исключительные права принадлежат автору, и только он может их передать на договорной основе. Соответственно, коль скоро вы хотите использовать чужое произведение одним из перечисленных способов, нужно уведомить его создателя, выплатить ему вознаграждение или же убедиться, что оплата необязательна. В противном случае автор имеет полное право явиться вам в образе Джейсона Вурхеса и многозначительно подмигнуть из-под хоккейной маски.

Да! Но...

Существуют ли случаи-исключения? Разумеется, и нас интересуют два из них.

Первым пусть будет воспроизведение в личных целях. К сожалению, а для кого-то и к счастью, подавляющее большинство людей понимает под этим совершенно не то, что хотелось бы законодателю. Скопировать в личных целях — значит создать экземпляр легально приобретённого произведения исключительно для себя, а не с последующим выкладыванием его в торренты или локальную сеть. Корпоративные юристы с пеной у рта доказывают, что и отдать другу вы эту копию не можете, дескать, пусть свою покупает. Вот вам наглядный пример диктатуры, медленно, но верно воцаряющейся в сфере интеллектуальной собственности. Ведь если одолжить соседу кипятильник, к вам не прибежит агрессивно настроенный менеджер из профсоюза производителей кипятильников. Зато стоит перекачать знакомому несколько песен в формате mp3, как правообладатели встают на уши. Увы, по имеющимся прогнозам, с годами ситуация будет только ухудшаться.

Далее рассмотрим свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Для авторов такой вид использования их работ не ведет к потере прибыли или сокращению аудитории. Соответственно, закон никого не обязывает ставить вас в известность, равно как и выплачивать вознаграждение, если ваш гениальный опус цитируют в научных, полемических, критических или информационных целях. Либо используют целиком или частично как иллюстрацию в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера. Статья 1274 Гражданского кодекса акцентирует внимание на том, что объём цитирования должен быть оправдан целью этого цитирования. Формулировка расплывчата и неточна, но, по крайней мере, даёт понять, что о возможном злоупотреблении цитированием законодатель в курсе и в случае чего готов предпринять меры. Плюс, не забывайте о праве автора на имя: где бы, когда бы и в каком бы объёме вашу работу ни цитировали, автор её должен быть указан обязательно.

Преступление и наказание

Что делать, если на дитя вашей фантазии всё-таки совершили посягательство? Для начала зафиксируйте случай правонарушения: сделайте скриншот, сфотографируйте, запишите на видео. Затем не поленитесь связаться с предполагаемым нарушителем и попробуйте разобраться полюбовно. Если договориться не удалось, то без судебного разбирательства не обойтись: нотариально заверяем ваше произведение и зафиксированный случай нарушения, пишем исковое заявление и направляем в суд. Приготовления обойдутся вам примерно в 20 тысяч рублей.

Вопреки распространённому заблуждению, выиграть дело, касающееся авторского права, вполне можно. Однако сумма, которую вы планировали получить с нарушителя, скорее всего, будет сильно скорректирована. Вспомним процесс 2006 года, когда Анатолий Шайхет подал в суд на газету «Известия», на страницах которой появилась фотография его отца, известного фотографа Аркадия Шайхета. Фотография была сильно изменена и использовалась даже не в статье, а в рекламном материале, но суд всё равно обязал ответчика выплатить компенсацию. Правда, не 300000 рублей, как просил истец, а в 10 раз меньше.

***

Рассказывать об авторском праве, как созерцать вращение галактик: и тем, и другим можно заниматься вечно. Эта отрасль стремительно развивается и в процессе активно набивает себе и окружающим шишки. Поведать о всех её недочётах в рамках одного материала невозможно — тысячи людей защищают научные работы по этой тематике. Мы коснулись лишь самых базовых моментов и готовы перейти к конкретным вопросам, если читателям будет это интересно.

Творите с вдохновением!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться