Google+
ТЮРЬМЫ МИРЫ. «БЕРСЕРК». ЛААР Гарри Поттер: Мир Джоан К. Ролинг Вселенная Mortal Kombat
Версия для печатиАниме: Конвенты. Воронежский аниме-фестиваль 2009
Кратко о статье: Отчёт с юбилейного десятого аниме-фестиваля в Воронеже.

Сэйлор-рыбка на утёсе

Воронежский аниме-фестиваль

Конвент: Десятый воронежский фестиваль аниме

Сайт конвента: otaku.ru

Где: Воронеж

Когда: 1—3 мая 2009

Собралось: Более 3000 зрителей и участников

Один японский мудрец изрёк: «Красота блистает миг — и исчезла вся. В нашем мире что, скажи, пребывает век?». Всё хорошее недолговечно, в этом основа японской эстетики, образец которой — цветущая считанные дни хрупкая сакура. Однако, вопреки философам, прекрасное может со временем не только не пропасть, но и приумножиться. Впервые фестиваль японской анимации состоялся в Воронеже в 2000 году. Никакого косплея ещё не было, а был маленький кинозал и Миядзаки на широком экране. Прошли годы, и десятый воронежский фестиваль встретил свой юбилей, уже став одним из полусотни фестивалей, вечеринок и конвентов по всей стране. В свой десятый год отечественное фестивальное движение вступило большим и сильным.

Костяк фестивальной программы составляли, как обычно, кинопоказы: измученный пикселями анимешник всегда рад посмотреть любимое кино на большом экране, да и далёкие от японской культуры люди всё больше интересуются недетской анимацией. В кинопрограмме нашлось место фильмам на любой вкус. За три дня в кинотеатре «Спартак» успели продемонстрировать самурайские боевики «Меч чужака» (очень серьёзный) и «Афросамурай» (очень несерьёзный), психологические триллеры с боевыми роботами «Евангелион 1.0: ты (не) одинок» и «Полиция будущего. Монстр», циничную городскую мистику «Тетрадь смерти» и «Хеллсинг» и романтичное постапокалиптическое фэнтези «Исток», а кроме того — ретроспективу фильмов Хаяо Миядзаки, увенчанную новой работой мэтра — сказкой «Рыбка Поньо на утёсе».

Однако, как бы интересна ни была программа, едва ли она могла бы сама по себе собрать тысячи человек со всей страны. Анимешники ездят на фестивали не ради аниме, а ради друг друга: людей посмотреть, себя показать. Именно для этого в первый день фестиваля была проведена открытая выставка-форум, а во второй и третий — разделённое для удобства на два дня косплей-шоу.

Кому за семьдесят

По пути с первомайской демонстрации на ярмарку заглянула Людмила Александровна — фронтовик, заместитель председателя совета ветеранов Железнодорожного района города Воронежа. С аниме жизнерадостная бабушка знакома не была, но очень хвалила начинания молодёжи. Особенно интересными ей показались яркие, оригинальные костюмы косплееров.

Анимешная ярмарка

Кого здесь только нет!

Пока в Доме Актёра за «Спартаком» шли последние лихорадочные репетиции косплея, через дорогу, в уютном парке, расставлялись столы для форума-выставки аниме-фестивалей и сообществ. В итоге получилось нечто среднее между маленьким «Комикетом» и ярмаркой отаку. На небольшой сцене пели караокеры и демонстрировались ролики разнообразных фестивалей (некоторые из них вы найдёте у нас на диске). На столах вдоль дорожки шла торговля анимешными значками, фигурками и трусиками (честное слово), а главное — самиздатом. Увы: несмотря на то, что талантливых художников и комиксистов, в том числе рисующих мангу, в России предостаточно, они по большей части либо работают «в стол», либо, в лучшем случае, публикуются в интернете или местном фэнзине, редко уходящем за пределы родного города. Только ли в финансах дело, или мешают и другие факторы, но додзинси и прочий самиздат у нас на фестивалях, в отличие от Запада, а тем более, Востока, приходится искать днём с огнём.

Пятнадцать человек на три доски для го! Йо-хо-хо и бутылка сакэ!

В этот раз лотков с фанатскими трудами было сразу несколько. Много внимания привлекал столик краснодарских анимешников, которые привезли собственный сборник манги в двух томах, а также очень приятный авторский артбук краснодарской художницы Анастасии Дацко. Из Харькова приехал красивый цветной фэнзин «СегодНя». А творческий дуэт из Смоленского клуба Wasabi и вовсе совершил прорыв, привезя на фестиваль не только забавную мангу To&Hi, но и диск с основанной на ней игрой. Сделанная на открытом движке Ren’Py визуальная новелла, которую вы можете найти на нашем диске, пока что представляет собой не больше чем приложение к манге, но вскоре художники планируют закончить и полноценный ренай. Такие проекты у нас много раз начинались, но либо останавливались на полупути, либо заканчивались катастрофами вроде «Книги мёртвых» и «Красного космоса». Пожелаем художникам удачи: должны же однажды и у нас появиться свои Clamp и Type-Moon!

Кроме разглядывания столиков с самиздатом и флагов анимешных клубов (от вполне серьёзных вроде белгородского клуба «БелКА» до хулиганских «алкоанимешников»), на ярмарке можно было посетить тир и пострелять по картонным Рэй и Тоторо, сыграть партию-другую в го, поклеить бумажные фонарики или половить бумажным сачком рыбок в большом аквариуме. Возле входа расположилось настоящее мэйд-кафе, где посетителей в лучших традициях школьного аниме обслуживали девушки в передничках служанок. А где-то в незаметном углу притаился столик колдуна, оказывавшего всякого рода магические услуги.

Самиздат, процветай!

Белгородский десант в парадной форме.

Хотите увидеть немного фестивальной магии?

Красавицы-служанки из мэйд-кафе карают липецких похабников тетрадью смерти.

Это тир. Осторожно, квадратные Тоторо атакуют!

Косплей

Косплей стремительно молодеет. Перед вами малышка Дэсу в натуральную величину.

Воронежское косплей-шоу имеет свои традиции. Например, на нём никогда и ни в каком виде не бывает конкурса: косплееры едут сюда не соревноваться, а просто выступать на радость себе и другим. Не бывает и отдельных блоков: косплей по аниме, играм, J-року, караоке, танцевальные номера и всё, что только придёт выступающим в голову, идут вперемешку как части цельной программы. Воедино её скрепляет команда ведущих, каждый год делающая массовый косплей по какому-то аниме и перемежающая выступления своими интермедиями. Одним это нравится, другим кажется, что ведущих на сцене слишком много в ущерб выступлениям, — не будем, однако, забывать, что долгая интермедия может на поверку оказаться импровизацией, которой ведущие прикрывают исчезнувших куда-то перед самым номером выступающих. Накладки и трудности как со стороны организаторов, так и со стороны участников, — не редкость на любом фестивале, но традиции снимать из программы номера запропавших косплееров в Воронеже нет.

Первый день косплея прошёл под знаком сериала, ставшего для отечественного аниме-движения судьбоносным: «Сэйлормун» собрала первый в стране массовый анимешный фэндом, расширив движение за пределы группки знатоков. Разве не справедливо было сделать этот фильм темой юбилейного фестиваля? На сцене собралась вся сэйлор-команда во главе с бессменной ведущей фестиваля Еленой Юсовой — первой в России Усаги. Были в команде и представители самого молодого поколения: достаточно сказать, что малышек Хотару и Чибиусу играли косплееры, по возрасту соответствующие своим персонажам. Во второй же день основным сюжетом были выбраны работы другого столпа анимации, обратившего в отакуизм не одну сотню человек. Темой второго дня стала «Рыбка Поньо на утёсе» и другие картины студии Ghibli. Хищная рыбка то жаловалась, что у неё нет ножек, то каталась на спине пробегавшего мимо Астро-боя, то резво бегала за Порко Россо и Тоторо («Ветчина! Ветчина!»).

Что касается самого косплей-шоу, то о нём едва ли можно рассказать, не обидев кого-то из выступавших: программа в целом была очень сильна, четыре десятка номеров не уступали друг другу ни в постановке, ни в качестве костюмов. В ней хватало и юморного КВНа, и напряжённой драмы, и просто красивых костюмов и высокого пафоса. Поскольку один раз увидеть всё ещё лучше, чем сто раз услышать, пусть вместо слов говорят фотографии.

Большое дефиле обставили невероятно хулиганским номером про сбежавшего из Японии Чебурашку.

Наглядная демонстрация того, что означает рейтинг PG-13.

Для косплея важен не только сложный костюм, но и филигранный грим.

Наглядная демонстрация того, что означает рейтинг NC-17.

Группа исполнила пронзительный вокально-танцевальный номер Ashita e no Sanka.

Идём на рекорд!

Любители статистики и точных чисел, наверное, интересовались: сколько людей в безумных костюмах может поместиться на одну сцену? Озаботившись этим вопросом, организаторы фестиваля подали заявку в книгу рекордов России (с дальнейшим прицелом на книгу рекордов Гиннеса). Официальное название предполагаемого рекорда — «Самый многочисленный парад героев мультфильмов, фильмов и компьютерных игр». После окончания действа и финального массового танца (ещё одна воронежская традиция) ведущие в присутствии официальных фотографов и операторов, а также прессы и представителей администрации Воронежа пересчитали косплееров — получилось 253 человека в первый день и 260 во второй. Скажете, негусто? А почему же вас там не было?

Уважаемые коллеги!

Ещё одно ставшее уже постоянным событие воронежского фестиваля — лекции, конференции и семинары на околоанимешные темы. К сожалению, на полноценные круглые столы места и времени пока не хватает: проводились именно лекции, прерываемые вопросами из зала. Настоящие аниме-конференции у нас, будем надеяться, ещё впереди, а пока зрители имели возможность выслушать рассуждения видных деятелей аниме-движения — большей частью тех же, что и в прошлом году.

Валерий Корнеев, главный редактор журнала «Аниме-гид», уже не раз выступавший с интереснейшими докладами, поведал о влиянии мирового экономического кризиса на аниме-индустрию. Начав с рассказа о бедственном положении студии Gonzo, он вскоре расширил тему: коснулся и прошедшего уже пика популярности аниме в США, и деталей производства и распространения аниме, и даже истории корейской и китайской анимации.

Игорь Сонин из медиакомпании Gameland поделился премудростями заказа анимешных и не только вещичек прямиком из Японии, познакомил публику с японским онлайн-рынком rakuten.co.jp и посредниками, готовыми с этим сервисом работать.

Как обычно, выступил Александр Фильченко, режиссёр студии дубляжа компании «Реанимедиа», организовавшей фестиваль. Он рассказал о радостях и трудностях работы над недавними проектами — аниме «Дайбастер: дотянись до неба — 2!» и «Гуррен-Лаганн», поделился взглядами на режиссуру и дубляж, и позволил зрителю заглянуть за кулисы издательского дела.

Наконец, Усаги прочла лекцию о теории и практике косплея, поделившись практическими советами и раскрыв один страшный секрет. Оказывается, у косплееров есть ещё и личная жизнь, поэтому они могут не успеть сделать костюм. И они практически всегда будут вынуждены доделывать его в последний момент, заваливая гримёрки метрами двустороннего скотча, тоннами булавок и вёдрами клея. Как выжить в таких условиях? В этом-то и состоит суть мастерства.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться