Google+
Вселенная DOOM Вселенная Mortal Kombat Вселенная The Elder Scrolls ARMAGEDDON
Версия для печатиТрибуна: Трибуна. Николай Пегасов. Земля без авторского права
Кратко о статье: Размышления Николая Пегасова о том, как менялся и как изменится институт авторского права со временем и чем нам это может грозить.

Земля без авторского права

Николай Пегасов, издатель «Мира фантастики»

Интернет породил массовое пренебрежение авторским правом. Всё можно скачать из Паутины бесплатно: книгу, фильм, игру, музыкальный альбом, программное обеспечение и даже свежий номер «Мира фантастики». Пиратские фильмы, музыка, игры продавались на контрафактных носителях и до интернета, но для пользователя такие продукты не были бесплатными. А полная халява, предложенная интернетом, превратила пиратство в кошмар правообладателя. С сетевым пиратством пытаются бороться юридическими и силовыми методами, но это менее эффективно, чем транспортировка жидкостей в решете.

Всё идет к тому, что принципы защиты авторского права изменятся. В интернете можно будет легально взять любой продукт творчества, вне зависимости от того, хотел ли автор сделать его общественным достоянием. Как следствие, изменятся принципы оплаты авторского труда и способы заработка на распространении произведений.

Литература некогда возникла у шумеров и египтян. Три тысячелетия человечество обходилось без авторского права, и только последние двести лет можно назвать столетиями, когда действовал копирайт. Отсутствие правовой защиты не помешало Чосеру, Рабле и Эразму Роттердамскому создать хрестоматийные произведения мировой литературы. Петроний, Авиценна и Афанасий Никитин никогда не видели гонораров.

В России первым известным литератором, который мог бы кормить семью только писательством, стал Александр Пушкин, и было это меньше, чем 200 лет назад. Но вы вспомните, как много писал Пушкин! Михаил Загоскин, автор самого тиражного романа того периода («Юрия Милославского» читала даже жена гоголевского городничего), служил театральным чиновником — одних гонораров ему не хватало. Наверное, можно утверждать, что все литераторы до Пушкина жили не с гонораров. Ближе всего к «профессиональному писательству» подошли драматурги: Шекспира и Мольера содержали театры, где ставились их пьесы. В общем, литературная работа, как правило, не приносила барышей, но это не останавливало авторов.

За 200 лет люди привыкли, что авторский труд оплачивается. Некоторые начинающие писатели, радующиеся одноразовым «авансам», не подозревают, что в мировой практике давно утвердилось понятие «роялти» (авторские отчисления). Писатель получает фиксированный процент от стоимости экземпляра книги, и чем выше тираж, тем больше денег он зарабатывает. Феномен Джоан Ролинг, первого человека, при жизни заработавшего миллиард долларов на отчислениях за публикации и использование своих литературных произведений, стал возможен только в 21 веке. Только 20 век гарантировал деньги двум поколениям авторских наследников. Одни из самых богатых — наследники Толкина — сделали состояние всего на двух завершенных произведениях Профессора.

Свобода воспроизведения, открытая интернетом, ударит в первую очередь по издателям. Сейчас издатель (иначе называемый кинодистрибьютором, музыкальным лейблом и т. д.) зарабатывает в основном на потребителе, продавая ему копию творческой работы. Теперь издателям придется искать иные формы заработка.

Самое простое решение — пусть потребитель платит за факт потребления, а не за копию продукта. В некоторых сегментах индустрии развлечений это уже внедрено. Кинопрокатчик берет деньги за билет на киносеанс, издатель онлайновых игр — за время, проведенное потребителем в игре. Музыканты зарабатывают концертами. Но можно ли придумать подобный способ для писателей и книгоиздателей?

Сложное, но более перспективное решение — зарабатывать не на потребителе. Еще 50 лет назад такой вариант казался невозможным. А ныне — значительная часть печатной и вся онлайновая пресса, все телеканалы и радиостанции живут с рекламы, а не за счет потребителя. Не платит зритель и за просмотр сериалов: их финансируют телеканалы. Первые шаги сделаны в кино и играх (продакт-плейсмент и прямая реклама), но шаги робкие — потребитель пока платит куда серьезнее, чем рекламодатель. Появился продакт-плейсмент и в литературе. Одна из его форм — новомодные беллетризации игр. Игровые компании готовы финансировать написание и издание книг по мотивам их продукции, потому что книги должны привлечь в игры новую аудиторию. Приходит в голову и такая возможность: писатель, добившийся популярности, переквалифицируется в «звезду» и начинает вести телепередачу или нахваливать йогурт.

В будущем писатель, видимо, не сможет так же легко получать гонорары, как сегодня. Но остановится ли развитие литературы? Едва ли. Интернет породил огромное количество авторов, которых не интересуют не только гонорары, но даже факт публикации на бумаге. У нас будет другая литература, другие направления и жанры станут популярными. Возможно, коммерческой макулатуры станет меньше, возможно, наоборот. Писать станут лучше или больше? Мне кажется, вырастет число тех, кто пишет, потому что не может не писать.

Готовых рецептов я не предлагаю, я рисую векторы — куда двинется Земля без авторского права. Возможно, движение начнется не завтра, потому что остаются читатели, которые предпочитают бумажный экземпляр книги или журнала, а не бесплатный электронный. Вопросы можно задавать десятками. Например, кто будет финансировать фильм или игру, если известно, что они сразу окажутся в бесплатном доступе? Если рекламодатель, то скажется ли это на величине бюджета и контроле качества?

В современных принципах копирайта есть заметные перегибы. За пределами СНГ дети не могут увидеть мультики Хитрука о Винни-Пухе. Правом на экранизацию произведения Милна обладает Walt Disney, а потому советские мультики считаются пиратскими. И никто не снимет экранизацию «Гарри Поттера» или «Хоббита», кроме Warner Brothers: у этой компании исключительные права. Мы не увидим аниме про Хогвартс или другое, неджексоновское Средиземье, пока жизнь не пересмотрит закон об авторском праве.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
ersh57
№ 1
30.07.2009, 22:04
Интересная статья. Задуматься заставляет. Но это с одной стороны. А с другой - какие-никакие положения об авторском праве все равно необходимы. Естественно, что не в современном их виде. Но в каком?
Robin Pack
№ 2
02.08.2009, 23:22
Эх, свежо предание... Еще когда в ЖЖ читал, мечталось, чтобы все так и было. К сожалению, пока все указывает на обратный пессимистический сценарий. Копирасты захватят все и за произнесение любого слова будут списывать с нас деньги. Примеры уже имеются - Amazon выпилил книги Оруэлла с наладонников своих подписчиков. Быстро, решительно.
Дальше, кто знает, будет еще веселее. Прослушал песню - рубль со счета. А если она пиратская, то специальный софт автоматически настучит на тебя правообладателю и очистит диск. А что, сейчас у плейеров онлайн-связь с библиотеками и инет-магазинами есть? Информацию о наших прослушках им шлют. От них обновления получают. Что им стоит по ID-тэгам определить, что вы слушаете, пробить по базе данных, что этот альбом на mp3 еще не выходил, и дать команду на яростное удаление. С книжками аналогично, даже еще проще: текст в поиск, если есть в БД - делет. И извещение в прокуратуру. В США уже сам факт просмотра материалов, защищенных ©, является преступлением.


Скрытый текст - Итак, обычная московская квартира, 2018 год...:
— Пап, можно я с твоей карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить…
— А, что за книжка?
— Ну, этот. Достоевский. «Преступление и наказание».
— Так зачем покупать. У нас же есть.
— Да? А в каком файле?
— Причем тут файлы. Вот же он, на полке стоит…
— Фу-ууу. Это же бумажная книжка!
— Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.
— В твои годы, в твои годы… Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя… Ты что? Меня же в школе все засмеют! Сам такую читай.
— Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.
— Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне еще перфоленту с Достоевским предложи!
— Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.
— Бесплатно скачать книжку!?
— Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются… Наверняка, где-то она лежит.
— Ты что, пап! Это, может, у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?
— Так, Достоевский же не американец! Причем тут американские издатели.
— А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?
— Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.
— Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?
— В смысле, «где»? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.
— Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет… Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.
— Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами…
— Ок. Скачал. Thanks.
— Ну-ка, дай и мне посмотреть… Слушай, сынок, а что это за картинки? Такого вроде бы в романе не было…
— Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов. Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: «Axe Proffessional, 2018 — современные топоры с лазерной заточкой»; «Косметический салон „У Лизаньки“ - мы не дадим вам превратиться в старуху»; «Мучают проблемы? Психологическая служба доверия „Порфирий“»; «Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент»; «RASKOLNIKOFF.COM — вызов шаловливых старушек в любую точку земного шара»…
— Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?
— Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!
— А это еще зачем?
— Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы ее читать...
— Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки надел бы?
— Ха, ну ты даешь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.
— Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.
— Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро все прочесть, а иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю…

3 часа спустя…

— Уффф! Ну, всё. Я прочитал!
— Как всё прочитал? «Преступление и наказание» за три часа?!
— Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.
— Всё равно не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?
— Кто-кто?
— Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?
— Ну, ты даешь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.
— Мда-а, с ума сойти, куда катится мир!
— Скатился уже. Лет пятнадцать назад надо было думать, если не ещё раньше.



Последний раз редактировалось Robin Pack; 03.08.2009 в 00:54.
Энвер из Нибиру
№ 3
03.08.2009, 14:01
Margulf, решение очевидно. Используйте бесплатное ПО, а также ломаные читалки (налодонники, проигрыватели, etc). Не покупайте ничего из того, что можете скачать бесплатно. Не заключайте никаких договоров с копирастами, не берит ничего у них даже бесплатно. Если потащат в суд - запускайте встречный иск. Запомните формулировочки "антиконституционный", "антилиберальный" и "мне мешают самовыражаться". Да станут копирасты врагами всего человечества.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться