Google+
Мир Хранителей экранизации булгакова Терминатор кино От «Ганбастера» к «Дайбастеру»
Версия для печатиИнтервью: Олег Бабкин, художник
Кратко о статье: Беседа с художником Олегом Бабкиным.

«Сейчас смутное время для искусства»

Беседа с Олегом Бабкиным

Уже давно прошли те времена, когда российских художников, работающих в жанре фантастики, можно было пересчитать по пальцам одной руки. Ныне десятки мастеров кисти и планшета оформляют настольные и компьютерные игры, работают в киноиндустрии, иллюстрируют книги. В фантастическую живопись приходят по-разному: кто-то буквально «с улицы», другие, как наш сегодняшний собеседник Олег Бабкин, — после долгих лет работы в другом направлении изобразительного искусства.

 «Иной формы самовыражения не признавал»

Добрый день, Олег. Большинству наших читателей вы известны в первую очередь своими многочисленными иллюстрациями к романам, выходящим в сериях «Фантастический боевик» и «Магия фэнтези». А что привело вас в фантастическую живопись и к сотрудничеству с «Альфа-книгой»?

Сотрудничество с «Альфа-книгой» началось в 2003 году. Сначала было довольно непросто: до этого я более десяти лет работал с детскими книгами, а там своя специфика — особый подход к пониманию их издания, технике рисования, композиции листа, общей конструкции книжного блока. Было трудно, но и вместе с тем безумно интересно! «Фантастический боевик» и «Магия фэнтези» — эти серии стали для меня тем новым пластом, что дал возможность изменить стиль рисования, экспериментировать в иной технике иллюстрирования.

Вообще-то увлечение фантастической живописью и иллюстрацией пришло еще в школьные годы. Надо сказать, что тогда иной формы самовыражения на бумаге я просто не признавал. Чудовища, гоблины, тролли, космические рыцари выходили, казалось, сами по себе и на всем, что попадалось под руку. Школьные тетради больше напоминали иллюстрированные фантастические произведения: химические формулы переплетались со Смертельным лесом Неукротимой планеты, а русский и литература плавно перетекали в музей НИИЧАВО и кота с гуслями-самогудами. Конечно, попадало за это. Позже, в училище и институте, открыл для себя красоту натуры, логику композиции, но и о фантастике никогда не забывал. Как-то задался целью превратить нашу с братом комнату в центр фантастического мира. Полностью расписал стены пришельцами, космическими кораблями и отважными астронавтами... Короче говоря, то, что, в конце концов, мне довелось работать в этом направлении живописи — просто фантастика!

Поцелуй на взлет.

А чем именно фантастическая иллюстрация отличается от других видов живописи?

Если рассматривать изображения с точки зрения композиции, цвета и качества рисунка, особых отличий нет — все строится по одним законам. Скорее различается подготовительная работа. Если в рисовании с натуры основываешься на природе, на ее полутонах и рефлексах, а в работе над историческими темами еще и поднимаешь справки о том или ином предмете — как он выглядел, для чего применялся и как, — то при создании фантастических изображений зачастую приходится полагаться на логику и воображение. Ну, или спрашивать у автора, как он себе визуально представляет то, о чем написал. Особенно смешно выходит, когда и автор с трудом представляет себе какой-то из предметов, участвующих в его истории. Тогда остается только сидеть и предполагать, как же должна выглядеть эта штуковина.

А еще говорят, что в московском метро публика разношерстная.

Вы иллюстрируете книги самых разных жанров — от юмористического фэнтези до боевой фантастики и мистики. Сложно ли вам «переключаться» с одного направления фантастики на другое, и каким жанрам вы отдаете предпочтение?

Нет, не сложно, наоборот: это очень интересно и, полагаю, полезно. Своего рода отдых в иной теме и манере. Кроме тематики, даже иной физический формат рисунка позволяет по-новому посмотреть на композицию и решение картинки. Все-таки жесткая привязка к дизайну серий заставляет учитывать место расположения надписей и декоративных элементов, что накладывает определенные ограничения и рамки на композиционное решение. Приходится подстраиваться под эти условия. Да и тема разные — если в «Магии фэнтези» сплошь колдуны, эльфы, да маги, то в «Фантастическом боевике» — космолеты, пришельцы и суровые дядьки с бластерами.

Незваный гость.

Когда вы работаете над иллюстрацией для новой книги, доверяет ли вам издательство самому решить, что и как рисовать, или вас жестко контролируют?

Книга выходит в той или иной серии, и потому оформление должно отвечать общему стилю этой серии и максимально соответствовать тексту. Поэтому желательно работать с автором. Потом уже идет работа с эскизами и переписка с художественным редактором, да и на окончательном этапе обычно происходит какая-либо правка изображения. Куда же без этого? Конечно, хорошо, когда картинка сама слетает с кисти, хоть и электронной, но ведь зачастую бывают и «тяжелые роды», глаз «замыливается», и тогда на помощь приходит художественный редактор.

А вот в черно-белых рисунках я себя чувствую более-менее свободно. Здесь уже не так важно соответствие серии и можно выбирать практически любые сюжеты из книги, экспериментировать с ракурсами и делать все так, как видится мне.

Предложишь яблоко — зарежу!

Вы оформляете очень много романов, поэтому напрашивается вопрос: всегда ли вы успеваете прочесть их целиком и обязательно ли это, чтобы создать качественную иллюстрацию?

Это больной вопрос. Поскольку художник, рисующий обложки, подневолен в выборе произведения для иллюстрирования, то и книги приходят в работу самые разные. Одни нравятся, другие — не очень, но и с теми, и с другими приходится работать. При этом срок прочтения ограничен, так как издание книги — коллективный труд, в котором задействована масса народа, да и от сроков никуда не деться. При этом читать нужно так, чтобы не пропустить детали, описание героев, сцен, а это плохо сочетается со скоростью. Поэтому стараюсь связываться с авторами, дабы те присылали описания персонажей, наиболее интересные с их точки зрения моменты книги и общие пожелания по обложке и иллюстрациям. Полагаю это правильным, ведь писатель прожил длительное время с этими героями, в этом мире и его видение книги самое ценное.

Иногда, конечно, не получалось связываться с писателями или те  — бывает и так — не хотят влиять на создание иллюстраций, полагая правильным, чтобы я прочитал книгу и проникся атмосферой. Но это не всегда работает в «правильную» сторону, ведь история может и не зацепить. Опять-таки, всегда существует вероятность что-то представить по-своему или пропустить. И вот тогда случаются обиды, потому как и весь роман прочитать я не успел, и, например, не добрался до любимого писателем фрагмента, да и увидел главного героя не так, как его видел автор, и изобразил не совсем то, чего тот хотел.

Ты что, друг-дракон, белены объелся?

Одна из ниш отечественной фантастики  — юмористическая — ныне практически оккупирована авторами, книги которых публикуются в «Альфа-книге». И наш собеседник регулярно оформляет романы самых популярных русскоязычных юмористов от фантастики, что позволяет художнику продемонстрировать не только мастерство, но и чувство юмора.

«Удачные обложки увеличивают и тиражи»

В домашних тапочках — спасать мир.

Вы часто иллюстрируете юмористические романы — существуют ли какие-то особенные приемы, которые вы используете, когда нужно не только привлечь внимание читателя к книге, но и заставить его улыбнуться?

Каких-то специальных приемов нет. Пожалуй, более вольное использование мимики героев, некоторая шаржированность. Возможность с иронией взглянуть на персонажей. Всегда очень занятно, когда есть возможность привнести в рисунок свое отношение к повествованию.

В «Альфа-книге» часто публикуются романы начинающих авторов. Как вы считаете, насколько сильно успех молодого писателя зависит от того, как оформлены его книги?

Успех книги начинающего автора, конечно, зависит от многого: удачное название, хороший отзыв известного критика, реклама... Много чего может повлиять на продажи книги, но и обложка, пожалуй, играет важную роль. Ну, а по каким критериям еще ориентироваться пришедшему в магазин покупателю, если имя автора ни о чем не говорит? Только по картинке да по краткому описанию на обороте. По своему опыту знаю, что удачные обложки в какой-то мере увеличивают и тиражи.

Принцесса-лягушка — это как-то слишком мелко.

Есть несколько авторов, романы которых вы оформляете регулярно: Оксана Панкеева, Алексей Глушановский, Вероника Иванова... Как получилось, что вы стали их постоянным иллюстратором и, если не секрет, каким образом в «Альфа-книге» решается вопрос, какому художнику отдать на оформление очередную книгу?

Если честно, я сам не знаю точного ответа. Скорее всего, изначально тому или иному писателю в оформление достается свободный на данный момент художник, а уже потом, если он «попал» в настроение книги и обложка соответствует духу произведения, да и у автора нет претензий, все остальные книги стараются направить этому художнику. Иногда писатели сами просят, чтобы их книгу по возможности оформлял тот или иной художник. Насколько я знаю, если есть возможность и сроки позволяют подождать, издательство идет навстречу авторам.

Что вам больше нравится — оформлять книги авторов, с творчеством которых вы давно знакомы, или открывать для себя новые фантастические миры?

В общем-то, большой разницы я не вижу, ведь любой фантастический мир, как и наш, может быть сколь угодно многогранен. Другой вопрос, что когда в работу приходит следующая книга литературного сериала, где описано то же пространство, что и в предыдущей, обычно проходит минимум полгода, и подробности его, естественно, стираются из памяти. Тогда приходится вновь вспоминать, что и как, настраиваться на ту же волну, а это не всегда получается. В этом случае может помочь только автор.

По инопланетянам — пли!

Помимо книжной иллюстрации, существует немало областей, в которых может поработать художник-фантаст: игровая индустрия, кино, анимация. Не хотели бы вы в будущем попробовать свои силы в одной из них?

Конечно, интересно было бы поработать в этих направлениях, ведь это что-то новое и можно было бы попробовать новые техники, стили. Однако пока подобных предложений не поступало. Кто знает, может, в будущем удастся соприкоснуться с этими отраслями искусства. Посмотрим.

Демоническому коню в зубы не смотрят.

Отечественная фантастика пока в основном «варится в собственном соку»: романы лишь нескольких ведущих писателей изданы на Западе, да и то не снискали за пределами нашей страны особой популярности. А вот российские художники то и дело пробиваются на зарубежный рынок. Олег Бабкин — один из них.

«Под многими интересными картинами стоят русские имена»

Вам довелось сотрудничать с несколькими иностранными заказчиками  — насколько этот опыт отличается от работы с отечественными издательствами?

Грудью на защиту Петрограда!

Зарубежные издательства очень большое внимание уделяют подготовительной работе. Пока они не утрясут все подготовительные мелочи, за серьезную работу не возьмутся. Наверное, оно так правильно, но немного непривычно. Когда ко мне попадали книги для работы, они уже шли с макетом, детально расписанными иллюстрациями и дотошным описанием героев. В бандеролях присутствовало все, что могло понадобиться, вплоть до материала по одежде или аналогов того, что должно было быть изображено. Это, конечно, облегчало работу, но и вместе с тем лишало права выбора интересных для меня сцен. К сожалению, с зарубежными издательствами над фантастическими проектами работать не довелось — это были классические произведения — но, может быть, еще придется, кто знает?

В России фэнтезийная иллюстрация и художники, ею занимающиеся, появились сравнительно недавно. Как вы полагаете, далеко ли нам до ведущих западных мастеров, и каковы перспективы развития фантастической живописи в нашей стране?

На перестрелку с катаной?

Я бы не сказал, что российские художники хуже и что мы отстали от западных живописцев. Когда просматриваю сайты, где выставляют свои работы художники со всего мира, работающие в направлении фантастики и фэнтези, то часто вижу: под многими интересными картинками стоят русские имена. Это радует.

Думаю, что фантастическая живопись будет развиваться, несмотря ни на что. Людям необходимо время от времени уходить в виртуальную реальность, и живопись, дающая возможность полета фантазии, будет востребована всегда. Другое дело, что на живопись будут влиять кинематограф, компьютерные игры, изменяющаяся литература — весь культурный слой ближайшего будущего. Во что она превратится лет через двадцать, какие примет формы, я не берусь даже предположить.

Вы прошли все стадии художественного образования, чего нельзя сказать о многих ваших коллегах по цеху. Неужели школа постепенно утрачивает свое значение?

Что-то мелкий нынче рыцарь пошел.

Талантливые самоучки в искусстве были всегда и зачастую привносили в него новое и неожиданное, что-то такое, что идет вразрез с общепризнанными правилами и канонами. И это очень неплохо — но только при условии, что общий уровень профессионализма художников очень высок. Тогда все внесенное гениями-самоучками органично вливается в общий фон культуры.

Однако школа имеет неоспоримое значение! Кроме того, что начинающий художник получает бесценные навыки рисования, познает законы живописи, он приобретает едва ли не самое важное — знание основ ремесла и истории развития искусств. Это позволяет поднять личную профессиональную планку, основываясь на опыте предшественников, чувствовать современные тенденции развития в контексте всей истории. Это похоже на подъем по лестнице — без предыдущей ступени сложно попасть на следующую.

Как мне кажется, сейчас очень смутное время для искусства. Цифровые технологии постоянно совершенствуются, и, полагаю, не за горами день, когда классическая живопись и графика, какими мы их знаем, могут исчезнуть. Во всяком случае, они могут стать настолько редкими, что их можно будет смело приравнивать к предметам ювелирного искусства. Фух, сказал это, и аж самому стало страшно. Но история знает множество профессий и искусств, которые со временем преобразовались в нечто иное, а то и просто исчезали, уходили за ненадобностью и превращались в экзотические фрагментарные знания.

Что же побудило вас в последние годы перейти от классического рисования к использованию компьютера?

Никто не смеет изменять гусару.

Собственно раздумий, переходить ли на компьютер, у меня не было. Когда появились более-менее мощные машины, способные обрабатывать большие графические файлы, их явное преимущество в работе для полиграфии стало очевидным. В конце восьмидесятых  — начале девяностых, до повсеместной компьютеризации издательств, вполне нормальным явлением было клеить иллюстрацию из удачных кусков. Существовали десятки ухищрений для исправления ошибок, но чаще приходилось полностью переделывать картинку, если вдруг что-то в ней нарисовал не так или случайно поставил баночку с гуашью на почти готовый лист. Собственно, возможность делать многоступенчатые отмены, сохранять файлы на разных стадиях работы и начинать работу заново с любого из предыдущих этапов делает цифровую иллюстрацию идеальным объектом для эксперимента, а наличие таких программ, как Painter, позволяет достигать максимальной имитации натуральных красок.

На сегодняшний день мощь рабочих станций и совершенство программного обеспечения таковы, что можно без труда, не задумываясь о размерах файлов, создавать уникальные по качеству работы. До недавнего времени я бы назвал основным недостатком невозможность реализации, печати проектов в больших размерах, но теперь и это уже не проблема.

Что бы вы могли посоветовать начинающим художникам, читающим наш журнал?

Прежде всего, ставить перед собой задачи и обязательно их решать, доводить работу до конца. Изучать аналоги, сравнивать работы тех художников, что вам близки и интересны, со своим творчеством, анализировать собственные удачи и ошибки, и снова ставить задачу... Очень хорошую службу может послужить копирование, но не «copy-past»: следует положить перед собой картинку и попытаться сделать ее максимально приближенное повторение. Невольно придется думать над тем, как художник сделал тот или иной фрагмент, и самому доходить до решения. Помните, что фантастическая иллюстрация строится практически по тем же законам, что и обычный натюрморт, портрет или пейзаж, и если вы решили стать профессионалом, думаю, что стоит поработать с традиционными темами.

Если брать конкретно фантастическую или фэнтезийную иллюстрацию, то тут необходимо не только решить образ главного героя, но и разобраться с его магическими и специальными приспособлениями. Если вы ограничены рамками текста  — а в работе с издательствами по-другому не бывает — то внимательней отнестись к нему. Но особенно ценным я считаю, чтобы ваш персонаж находился в среде, а если к тому же он взаимодействует с иными героями, присутствующими на иллюстрации, это просто здорово!

И в завершении нашей беседы — просто несколько слов или пожеланий читателям «Мира фантастики»...

Хотел бы пожелать журналу и далее оставаться таким же интересным и насыщенным! А читателям подольше уметь мечтать, это так необходимо: мечта — наши крылья, а кто мы без них?

Сделать хотела грозу...

У кого взгляд хитрее?

Присоединяясь к пожеланиям Олега, мы выразим надежду, что, говоря о печальных перспективах современного изобразительного искусства, он несколько сгущает краски, и что, следуя мудрым советам нашего гостя, многие молодые художники вырастут в настоящих мастеров не только цифрового арта, но и классической живописи.

Досье: Олег Бабкин

Олег Бабкин родился в 1965 году в Ростове-на-Дону. Рисованием Олег увлекался с детства и уже в пятнадцать лет поступил на отделение живописи в ростовское художественное училище, которое и закончил с красным дипломом. Затем была служба в армии и учеба в харьковском художественно-промышленном институте. Еще во время обучения Бабкин начал сотрудничать с разнообразными издательствами, в том числе и зарубежными.

На заре карьеры Олег специализировался на оформлении детской литературы, а в фантастическую живопись пришел всерьез и надолго лишь в 2003 году, начав сотрудничать с издательством «Альфа-книга». Олегу довелось оформлять романы таких писателей, как Алекс Орлов, Ольга Громыко, Оксана Панкеева, Андрей Уланов, Алекс Кош, Анастасия Парфенова, Вероника Иванова, а также книги своего старшего брата — Михаила Бабкина.

С работами художника можно познакомиться на официальном сайте издательства «Альфа-книга» по адресу armada.ru.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться